«Слава Тебе, Господи! И ещё дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся» – преподобный Феофан Затворник
За всю историю было достаточно большое количество свидетельств о Господе или Божьих откровений – это и многочисленные пророки, которые на протяжении нескольких тысячелетий открывали волю Божью, и чудеса, явленные иудеям, и Священное Писание. Но наиболее значимым откровением, несомненно, стало Пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа, точкой отсчёта которого является Рождество. Этот выдающийся праздник не только является грандиозным историческим событием, но и до сих пор оказывает огромное влияние на жизнь каждого, кто хочет стать ближе к Господу. Вот что пишет по этому поводу святитель Феофан Затворник: «Дело, совершенное родившемся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость». Давайте же, основываясь на трудах преподобного, попытаемся поглубже разобраться в смыслах зимней Пасхи.
Есть притча о том, как мальчик с папой гулял по лесу и увидел большой муравейник. Все муравьи бегали и занимались своими делами, даже не подозревая, что недалеко начался сильный пожар, который погубит и их, и все их труды, если они не начнут спасаться. Семье было их очень жалко, но они понимали, что со своего уровня бесполезно что-то объяснять муравьям, поскольку те ничего не поймут, а потому единственный способ помочь им – самому стать муравьём и предупредить об угрожающей опасности. Те читатели, которые сдают IQ тесты на 250 баллов, уже наверняка догадались, что под мальчиком с папой подразумеваются Бог Отец и Бог Сын, под муравьями – все мы, а под превращением в муравья – вочеловечивание Господа Иисуса Христа. Став человеком, Бог открыл себя уникальным образом, снизошёл на уровень, доступный для нашего понимания, и на практическом примере показал, как надо жить, чтобы спастись. Разумеется, началось всё с Рождества.
Первое Пришествие Господа преподобный Феофан Затворник сравнивает с тем, как Он искал в раю провинившегося Адама: «Тогда, Адама падшего ища в раю, <Господь> звал …, говоря: Адам, где ты? Адам скрылся в чащу — в любовь к падению своему. Ныне Ты <, Господи,> нисходишь в самую глубину сего падения <человеческого>, чтоб воззвать возлюбивших сей мрак». Многие святые отцы сходятся во мнении, что Адам с Евой были изгнаны из рая не из-за того, что съели запрещённый плод, а за то, что не признали свою вину, начали обвинять в совершенном преступлении друг друга и даже Господа. Из этого следует достаточно простой и невероятно жизнеутверждающий вывод: сколько бы мы ни согрешили ранее, Господь всегда готов с радостью принять нас, если мы признаем себя виновными и постараемся впредь не возвращаться к прежним грехам.
А как лучше всего подготовиться к столь значимому празднику? Это тоже подскажет святитель Феофан Затворник: «Готовящимся торжественно праздновать сие событие нельзя лучше провести последние пред тем часы, как благоговейно размышляя о том, как оно подготовлялось. Итак, когда наступит тишина ночная и улегшиеся заботы дадут свободу уму вашему, погрузите мысль свою в глубину ветхозаветных времён и в бывших тогда откровениях соберите все начертание имевшего быть явления на земле Сына Божия во спасение наше». Иными словами, имеет смысл поразмышлять о том, насколько грандиозный подарок преподнёс нам Господь. Он, будучи Богом, родился не в пятизвёздочном отеле с климат-контролем, а в холодной пещере с животными, чем многие из нас побрезговали бы. А раз так, то какое право мы имеем быть недовольными внешними обстоятельствами своей жизни?! Те, кто посещал сумасшедший дом, не понаслышке знают, насколько тяжело там находиться, в первую очередь эмоционально. Даже несколько часов общения с психически больными могут превратить настроение «жизнь прекрасна!» в упадническое состояние уровня «когда ж я сдохну?». Иисус Христос же добровольно согласился тридцать три года жить в сумасшедшем доме, лишь бы только дать нам шанс спастись! А как ещё назвать ситуацию, когда Он совершенно точно знал, что надо для спасения, пытался объяснить это людям, а Его практически все уверяли, что Его слова – вздор, да и в целом Он в вопросах веры слабенько ориентируется? Даже апостолы, которых смело можно назвать одними из лучших людей, рассуждали о том, кто из них достоин большей славы, когда Господь добровольно шёл на нестерпимые страдания в Иерусалим! Поразмыслить о подобных вещах в канун великого праздника – просто прекрасно!
А что ещё Господь хочет от нас в столь знаменательные дни? Он налагает просто невыносимое бремя: желает, чтобы мы порадовались! И хорошо бы сделать это, не предаваясь пьянству. Наверняка это многих поразит, но праздновать можно и без литра водки! Святитель Феофан Затворник даже убеждён, что способность порадоваться в Рождество является показателем нашей любви к Господу: «Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми днями, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога … Грозная туча гнева Божия была над нами, – пришел Господь-примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей – пришёл Врач душ и исцелил нас... Были мы в узах рабства – пришел Освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте всё это к сердцу своему и воспримите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! … Радость или не радость в нынешний день есть пробный камень наших должных или недолжных отношений к рождённому Господу! Мы ведь уже призваны, приступили к Нему и приняты Им. Мы — Его и Он наш, а стало и всё Его есть наше. Что же Его, то непременно приносит мир и радость. Радость потому должна быть обычным состоянием нашего духа. И это всегда, тем паче в дни, подобные нынешнему! Кто из нас так рад, как рад узник, получивший свободу после долгого томления в мрачной и душной темнице? — А так радоваться следовало бы всем нам во Христе Иисусе, ибо в Нём получается свобода из несносного узилища (темницы – комментарий автора) лжи, греха и вкусов земных. Если нет ощущений такой радости, то посмотрите, не потому ли, что мы ещё в узах <страстей> и темнице?»
Но и в том случае, если мы пока даже не начали каяться, а грехов на нас столько, что и судья, выносивший приговор Андрею Чикатило, если бы узнал о них, то поразился бы, что и такое бывает – не стоит отчаиваться. Более того, и здесь можно найти повод для радости, ведь стоит только отстать от этих грехов, как спасение души станет вполне реальным: «Порадуемся за род наш, что ему уготованы такие блага. Порадуемся за других братий наших, кои сподобились уже сделаться причастниками их. Понудим себя порадоваться и за себя, потому что и нам оставлена надежда получить их. И тут же попробуем возбудить и ревность свою, усыплённую и замершую. Вот все у Господа на пиру — радуются и веселятся! А мы‑то что — враги себе, что не идём туда? Или вход туда заключён нам? Или нас не примут? ... — Нет… всем и всё предлагает Господь. Приди только всякий, как указано, и всё получишь, — и радость восприимешь такую крепкую, что никто уже не силен будет отнять её у тебя».
А что же делать, если каяться мы начали, но никак не удаётся отстать от прежних грехов, раз за разом возвращаемся к ним? Самым простым, но одновременно и самым глупым решением было бы сдаться и прекратить бороться со страстями. Собственно, у такого варианта есть лишь два минуса – он портит земную жизнь и ведёт к вечным мучениям, других недостатков у него не имеется. А вот если, несмотря на отсутствие успехов в борьбе с грехами, продолжать в меру сил упорно бороться с ними, то результаты рано или поздно непременно придут. Именно этому учит святитель Феофан Затворник: «Не ослабевайте. Волхвы, несмотря на неопределенность небесного указания, тотчас поднялись и пошли искать указанного, и нашли... Не обманет и вас надежда, несмотря на то, что не видите, может быть, очевидных успехов вашего искания. Придёт время – увидите плод, самое спасение воссиявшим в сердце вашем. Только не отказывайтесь ни от каких внушений евангельских».
А как именно надо встречать Родившегося Господа, чтобы не только самим порадоваться, но и Его порадовать? Для этого стоит позаботиться в первую очередь не о внешней стороне праздника (походе в храм, праздничном столе, чистоте в доме), а о внутренней (деятельной заботе о спасении: добрых делах и борьбе со страстями, благодарности Господу). Вот что говорит на эту тему преподобный: «Келлии почищены, … одежды новые пошиты, и к столу нечто лишнее заготовлено. … Так, для видимости всё сделано; но удовольствуется ли этим рождающийся Господь? – Для нас такая видимость, может быть, и не излишняя, но для Господа не она нужна. … Внутреннее благонастроение духа будет и достойным Сретением Его, сходящего с небес. ... Встретьте Господа вместе с пастырями желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерию – благоговейным успокоением в Нём, вместе с волхвами – охотным шествием вслед Его (творением дел, способствующих спасению души – комментарий автора), вместе с Ангелами – благодарным славословием Ему».
Важно отметить, что в Рождественской проповеди святитель напомнил, что у России особый путь, нам не следует смотреть на Запад с открытым ртом, будучи уверенными, что там всё намного лучше, слепо копировать их обычаи: «Нас увлекает просвещённая Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год (1812 год – комментарий автора): зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал её. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлёт на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему». Как известно, народ наш не послушал святого: на рубеже XIX и XX веков мы значительно увеличили интерес к немецкой культуре, науке и экономике, активно заимствовали опыт Германии в различных сферах. Стоит ли напоминать, как поступали с нами немцы в Первую мировую и тем более Великую Отечественную? В девяностых годах XX века мы активно убеждали себя, что США – рай на Земле. О том, что в этой стране огромное количество преступных кварталов, по которым можно безопасно прогуливаться разве что в танке, поставить пломбу стоит 50 000 долларов, бесплатное образование можно получить только на видеороликах в Youtube, а людей могут посадить в тюрьму, если они откажутся менять пол своему семилетнему ребёнку, которого в школе (!) убедили, что это прекрасно и прогрессивно, практически никто из нас не задумывается и сейчас. Давайте же, пока не поздно, осознаем, что мы вполне себе самодостаточный православный народ с величайшей историей, который в силах всего добиться самостоятельно! И тогда ничто не помешает нам радостно встретить Рождество и другие светлые праздники.
Александр Александрович Рогов, православный публицист

