 
                                
                            Виновник украинского раскола, глава Фанара, навязывающий себя как «первого среди равных», подтвердил на днях своё провокационное (именуемое им «братским») приглашение Святейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу принять участие в праздновании 28 ноября в Никее 1700-летия созыва Первого Вселенского Собора. На памятный юбилей прибудут Папа Римский Лев, Патриархи Александрийский Феодор и Антиохийский Иоанн. Помимо юбилея, 30 ноября на Фанаре празднуется память Святого Апостола Андрея Первозванного, считающегося основателем Константинопольской Церкви. Напомним, что прежде чем попасть в Рим (а далее в Грецию и на те земли, где 300 лет спустя возникнет Византийская империя), Святой апостол Андрей в 34-35 г.г. по Рождестве Христовом посетил земли будущей Киевской Руси. Первозванный апостол предсказал расцвет столицы Святой Киевской Руси - Матери Городов Русских. Святой Андрей указал то место на Днепровских горах (кручах), где вот уже два тысячелетия располагается Киев. Не исключено, что Святой апостол Андрей совершил первое богослужение на Киевских горах в 34-35 г. по Рождестве Спасителя. Подробнее.
Глава Фанара, усугубляя раскол в Православии, применил лесть в адрес Иерусалимского патриарха. «В этом историческом событии, осязаемом проявлении единства Восточного и Западного Христианства, четырёх Патриархов Востока и Патриарха Запада, Пентархии Патриархов, мы не можем представить отсутствия преемника Иакова, брата Господня, – пролился елеем патриарх Варфоломей. – Мы молимся и ожидаем положительного ответа Блаженнейшего брата Патриарха Феофила, ответа на его историческую ответственность "о единстве всех"».
В ответ на очередную раскольническую провокацию Фанара, Патриарх Иерусалимский Феофил III выступил с программным заявлением, в котором провозгласил Иерусалимскую Церковь «естественным гарантом единства Православия». Это заявление было сделано во время торжеств по случаю 100-летия основания русского монастыря Святой Троицы в Хевроне в присутствии высокопоставленных представителей Русской Православной Церкви и российских дипломатов, что придает словам Патриарха особую значимость в контексте текущих межправославных отношений.
По сообщению греческого издания Orthodoxia.info, на мероприятии присутствовали глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний и посол России в Израиле. В своей речи Патриарх Феофил подчеркнул, что Иерусалимский Патриархат, как хранитель Всесвятых Мест паломничества, призван играть ключевую роль в сохранении единства. «Мы должны… хранить залог Всесвятых Мест паломничества, которые являются точкой отсчета для всех христиан по всему миру, а также гарантией единства Святых Православных братских Церквей», - заявил Патриарх, фактически претендуя на роль, которую исторически исполнял Константинопольский Патриархат.
Свое заявление Иерусалимский Патриарх подкрепил глубокой библейской символикой. Место для выступления Хеврон, расположенный рядом с дубом Мамврийским и местом захоронения праотцев Авраама, Исаака и Иакова, - выбрано не случайно. Патриарх Феофил процитировал Послание к Галатам, напомнив об обещании Бога Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Таким образом, Патриарх Феофил провел параллель между землей Авраама и Иерусалимским Патриархатом как источником спасения и духовным центром для всего христианского мира.
Развивая концепцию «Матери Церквей», Патриарх Иерусалимский предложил новую аргументацию, основанную на первенстве служения. Завершая свою речь словами из Евангелия от Марка, «кто хочет быть первым, да будет из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35), он обозначил позицию Иерусалима не как стремление к власти, а как готовность к особому служению ради единства. Аналитики расценивают это выступление как официальную заявку на новую, более весомую роль Иерусалимского Патриархата в мировом Православии на фоне существующих разделений.
Помимо неудач п. Варфоломея по уврачеванию украинского раскола, Турция продолжает настаивать на том, что Вселенский Патриархат Константинополя, расположенный в Стамбуле, не обладает каким-либо особым юридическим или международным статусом. С точки зрения турецкого государства п. Варфоломей – это не более чем духовный лидер греческой православной общины в стране. Это утверждение, изложенное в недавнем письме министра иностранных дел Турции Хакана Фидана вступает в противоречие с позиционированием Патриархата как «первого среди равных» и вызывает неприятие со стороны западных правительств и Европейского союза.
Ссылаясь на исторические документы, Фидан отметил, что Лозаннский договор 1923 года, заложивший основы современной Турецкой Республики, не содержит положений о статусе Патриархата. Глава МИД Турции сослался на протоколы Лозаннской мирной конференции от 10 января 1923 года, где было согласовано, что Патриархат будет заниматься исключительно религиозными вопросами, отказавшись от политических или административных дел. «Титул "вселенский", означающий универсальный, является концепцией, касающейся духовных отношений между учреждением, представляющим признанную систему верований, и его приверженцами», - заявил Фидан. - «Иными словами, это внутреннее дело Православного мира и богословия. В этом контексте вселенский характер, как духовный титул в отношениях с другими Православными церквями, относится к христианскому богословию и исследованиям и не влечет за собой никаких прав или привилегий в нашей стране или на международном уровне».
Министр также подчеркнул, что в Турции Патриарх Варфоломей I не использует титул «вселенский» в официальной переписке или контактах с государственными органами, а Анкара сама не использует это обозначение в отношениях с Патриархатом, ссылаясь на заключение Венецианской комиссии Совета Европы от 2010 года. Однако, некоторые критики предлагают иные выводы. Дескать, Венецианская комиссия воздержалась от богословских суждений, но признала право Православной Церкви использовать свои собственные титулы, включая «вселенский». Это право, по мнению светских юристов-западников, является «частью религиозной свободы и институциональной автономии в соответствии со статьей 9 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ)», обязательного для Турции документа.
В то время как Турция на самом деле опасается, что признание вселенской роли Патриархата может открыть дверь к международным привилегиям (включая политические), сравнимым с Ватиканом. Исламистское правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана, его крайне правые националистические союзники и значительная часть оппозиции разделяют такую позицию, обнаруживая в деятельности Патриархата подозрительные или даже подрывные моменты.
Западные правительства и Европейский союз неоднократно призывали Турцию признать «вселенский» статус Патриархата и вновь открыть Семинарию Халки, где учился п. Варфоломей (Учебное заведение закрыли турецкие власти в 1971 году). В свой предыдущий срок президент США Дональд Трамп поднимал этот вопрос в переговорах с Эрдоганом в Белом доме, на что президент Турции отвечал готовностью обсудить вопрос. Как мы видим, в последние годы «Стамбульский» Патриархат сыграл крайне негативную роль в мировом Православии: п. Варфоломей вторгся в духовное пространство чужой канонической юрисдикции на Украине, предоставив «автокефалию» украинским раскольникам, что привело к расколу в мировом Православии.
Елена Родионова, православная публицистка, Киев
 
             
                 
                 
                 
				 
                 
                

 
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  