«Как мы можем ответить на вызовы информационного общества?»

Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская Православная Церковь  Цензура в СМИ  Проблемы церковной жизни  Семья  Миссионерская деятельность 
0
1
Время на чтение 9 минут
Фото: Патриархия.ru

В четверг, 16 октября, в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», сообщает Патриархия.ru.

Мероприятия форума проходят с 15 октября в подмосковном оздоровительном комплексе «Снегири». Основное событие фестиваля — встреча делегатов c Предстоятелем Русской Православной Церкви.

В Зале церковных соборов Святейшего Патриарха Кирилла от имени участников фестиваля приветствовал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р.Легойда.

Предстоятель Русской Церкви со сцены Зала церковных соборов благословил участников форума и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на фестивале православных СМИ. Рад возможности поделиться с вами своими мыслями и услышать то, что вас интересует и что вы хотели бы со мной обсудить. Полагаю, что такого рода встречи очень полезны для всех участников. Могу сказать в первую очередь о себе: я многое получаю от этих встреч, от этих разговоров, потому что обратная связь для Патриарха — это непременное условие того, чтобы его слова сохраняли свою актуальность.

Сам жанр церковной проповеди, казалось бы, не предполагает обратной связи. Мы проповедуем ex cathedra, и люди с благодарностью это воспринимают. Но обратная связь — это непременное условие того, чтобы слово пастыря сохраняло свою актуальность. Ведь актуальность непременно связана с запросами тех, кто приходит в храм, кто молится, кто слышит слово, будь то священник на приходе, архиерей, тем более Патриарх. Поэтому придаю большое значение нашему фестивалю "Вера и слово" и еще и еще раз хотел бы сердечно всех вас приветствовать.

С развитием новых технологий в области обработки данных сегодня возможно создавать мгновенно распространяемые огромные массивы информации, чего, конечно, в прошлом быть не могло. Действительно, этим наша эпоха, которая называется информационной, отличается от всех предыдущих исторических периодов. Когда-то конвейер, с помощью которого производились промышленные товары, был неким двигателем технической революции. Хорошо известно, как рекламировались первые конвейеры на автомобильных заводах в Соединенных Штатах, — это воспринималось остальным миром как чудо и действительно сыграло большой рост в промышленном развитии. А в наши дни мы столкнулись с конвейером по производству и передаче информации, совокупность которой называется популярным ныне словом "контент". Тот факт, что всё бо́льшая часть такого контента появляется без участия или с минимальным участием человека, вызывает определенную тревогу. Технологии искусственного интеллекта позволяют автоматизировать многие информационные действия и информационную деятельность, что, как мне кажется, не всегда является благом.

Сразу оговорюсь: Церковь никоим образом не выступает против прогресса в области технологий, в том числе информационных, да это и бессмысленно. Напротив, мы должны пользоваться всем, в том числе техническими новшествами, которые дают нам возможность служить высшей цели, и очень важно, чтобы эти технические факторы никак не ослабляли нашу готовность свидетельствовать об истине Христовой. Нужно помнить, что все эти технические факторы — это инструменты, начиная от сохи, лопаты и вплоть до новейших средств, которые сегодня человечество использует. А средства мы должны использовать для того, чтобы передавать мысли, идеи, используя в полной мере те возможности, которые открываются посредством современных технологий.

Однако любой скачок в развитии технологий, одновременно несет и определенные вызовы. И один из главных вызовов современного информационного пространства — это растущее недоверие аудитории ко всему, что производится в медиаполе. В общем, это естественный процесс. Когда всего слишком много, кто-то не доверяет, потому что не понимает; кто-то не доверяет, потому что подозревает; кто-то не доверяет, потому что ему просто что-то не нравится. Так или иначе, но недоверие присутствует в обществе, и очень важно, чтобы этот фактор никак не ослаблял нашу способность обращаться к людям со словом Христовой истины.

Ни для кого не секрет, что существуют определенные манипуляции, связанные с использованием информационных технологий. Манипуляции, направленные на то, чтобы исказить намерение источника или содержание того, с чем данный источник выступает. Ни для кого не секрет, что намеренное искажение фактов и разнообразные языковы́е манипуляции сопровождают рекламную деятельность, политических кампаний, а также международные конфликты. Сколько конфликтов возникает из-за восприятия событий в свете искаженной информации! Возникают подозрения, подозрения переходят в политическую плоскость, что приводит к реальным конфликтам. Всё это, конечно, серьёзно поколебало доверие людей к слову, столь зависимому от обстоятельств и конъюнктуры.

Это проблема не только светского общества. Недоверие и подозрительность к информации, возрастающая сложность различения правды и лжи, в том числе распознавания так называемых фейков, создаваемых искусственным интеллектом, — всё это сказывается и на свидетельстве Церкви, потому что делает людей отчасти неспособными воспринимать благую весть о спасении.

Вырастает поколение, которое привыкает рассматривать окружающий мир через призму мира виртуального, в котором любое слово, любое видео и фото, даже любой человек, как он представлен в медиа, вполне может оказаться цифровой подделкой. И мы находимся только в начале этого скользкого пути, конечным итогом которого может стать совершенное стирание границы между реальным, существующим и виртуальным, эфемерным, то есть несуществующим. Апокалиптическая перспектива! Разве могли предыдущие поколения воспринять всерьёз идею того, что в какой-то момент человечество перестанет делать различие между существующим и несуществующим? А сегодня это факт. Даже смерть человека не является чем-то непреодолимым для носителя такого извращенного мировоззрения. Сегодня предпринимаются технологически весьма успешные попытки создать цифровые копии умерших людей, которые, с точки зрения коммуникации, общения через цифровую среду, становятся все менее отличимы от реально живших.

Как мы можем ответить на эти вызовы информационного общества? Прежде всего, необходимо избавиться от ложных страхов присутствовать в медиапространстве, сознавая при этом и трезво оценивая его особенности и опасности. Мы призваны к миссионерскому труду, в том числе в этом пространстве, в условиях, когда действительно возникает множество трудностей для аутентичного, то есть подлинного свидетельства о спасении. Но, с другой стороны, у нас нет выбора. Мы не можем не свидетельствовать, потому что в слове Божием сказано: "Горе мне, если я не благовествую" (1 Кор. 9:16).

Преодоление недоверия в информационном поле становится пастырской задачей. Священники, ведущие работу в социальных медиа, должны отличаться от психологов, так называемых тренеров личностного роста и, наконец, попрошаек всевозможного толка. Аудитория, внимающая словам священника, — это, простите за выражение, не рынок, на котором можно повыгоднее себя «продать». В связи с этим меня удивляют и разочаровывают попытки некоторых священников переквалифицироваться в психологов-коучей и тогда уж без зазрения совести продавать свои услуги. Но ряса — это не спецодежда, которую в случае чего можно снять. Этот новый соблазн особенно людей амбициозных, которым кажется, что они вполне востребованы, но хотели бы чего-то большего. Иногда это стремление иметь что-то большее вступает в конфликт с пастырским призванием, и стремление к популярности, стремление к тому, чтобы извлекать из этой популярности материальные блага, превышает и побеждает подлинное пастырское призвание.

Конечно, любой "трудящийся достоин пропитания" (Мф. 10:10), и нет ничего зазорного в том, что подписчики поддерживают священника пожертвованиями. Миссионерское служение требует больших временны́х, творческих и материальных ресурсов — это аксиома. Но хотел бы предостеречь пастырей от превращения в интернет-коммерсантов, забывших об ответственности за каждого подписчика. Иначе и быть не может. Если человек позиционирует себя в публичном пространстве как священник, то он должен соответствующим образом выстраивать свои отношения с теми, кто его видит или слышит. Люди слушают слова священника, смотрят на его жизнь прежде всего потому, что этот человек облечён священным саном. Одно это уже требует от священнослужителей особой ответственности в общении с окружающими, тем более с использованием информационных технологий, которые делают слова священника доступными очень большой аудитории.

Если говорить о доверии, то оно начинается с внимания и уважения к слушающим наши слова. Впрочем, отношения с подписчиками не должны превращать пастыря в раба и заложника своей аудитории, не должны приводить к тому, что из страха так называемых отписок, из боязни потерять подписчиков священник идёт на поводу у человеческих страстей, пытается любой ценой привлечь внимание людей, что, несомненно, не является допустимым, да и вообще достойным пастыря.

Но самое главное: пространство социальных сетей не должно превращаться в цифровую клетку, в мир, который создает преграду для участия в реальной церковно-приходской жизни, для участия в Таинствах Церкви.

Давайте задумаемся: не делает ли в настоящее время каждый из нас нечто такое, что позволяет нашим читателям и слушателям думать, что непринужденное общение со священником в социальных медиа и есть духовная жизнь? Это опасная иллюзия, которая встраивает нас в логику самодостаточности виртуального мира, достаточности суррогатного общения через цифрового посредника.

Конечно, не для всех вопросов можно найти быстрое решение — правильные ответы не всегда лежат на поверхности. Но убежден, что тема достойного и убедительного присутствия Церкви в информационном пространстве должна стать предметом глубокого и вдумчивого осмысления, в том числе участниками настоящего фестиваля.

Иногда может показаться, что свидетельству о Христе не пробиться через плотные дебри лжи и полуправды, в обилии порождаемые современными информационными средствами. Однако это не так, ведь "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого" (Евр. 4:12), "и нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт" (Евр. 4:13).

Следует задуматься о том, что сеятель слово сеет (Мк. 4:14), и не просто сеет и покидает поле — совсем не так. Сеятель слова Божия должен наблюдать за тем, что с этим семенем происходит — способно ли оно к росту, растёт ли, приносит ли плоды? Другими словами, посеявший слово Божие должен сопровождать рост и развитие этого семени до самого сбора урожая, по которому и узнается эффективность деятельности сеятеля, его способность таким образом посеять и вскормить это семя, чтобы оно принесло богатые плоды.

Конечно, сеять мы должны с осознанием особой ответственности, с пастырской осмотрительностью и одновременно с пастырским дерзновением, чтобы семя было действительно способно принести плоды в духовной жизни всех тех, кто наше слово воспринимает.

Я хотел бы от всего сердца пожелать всем участникам международного фестиваля "Вера и слово" помощи Божией в их жизни, в их служении, в их трудах, которые, наравне с пастырским служением, сегодня имеют очень большое значение, связанное с самым главным — с возможностью человека обрести Божию правду, а тем самым и свое спасение. Благодарю всех за внимание».

В.Р. Легойда от лица собравшихся сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха за выступление.

Затем Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы участников фестиваля.

Среди присутствовавших в Зале церковных соборов были архиереи, священнослужители, сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, в частности: управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Григорий; епископ Черняховский и Славский Николай; епископ Россошанский и Острогожский Дионисий; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Михаил Потокин; руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин; ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова А.В. Щипков; заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе; заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, главный редактор Информационного центра радиовещания, искусства и культуры «Вера, Надежда, Любовь» И.А. Кузьменков.

Также присутствовали: кинорежиссер Э. Кустурица; заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.В. Молчанов; заместитель директора департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства РФ О.С. Королева; директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ М.В. Захарова; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков.

«Вера и слово» — международный фестиваль СМИ, соорганизаторами которого выступают Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Фестиваль проходит раз в два года, начиная с 2004 года.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Традиционные духовно-нравственные ценности России
Развод – это поражение, капитуляция
Депутаты о законопроекте, предусматривающего обязательную досудебную примирительную процедуру при расторжении брака
16.10.2025
Кордебалет с 500-рублёвыми купюрами
О символах России через призму Центробанка и «Грозный-Сити»
16.10.2025
«От этого зависит будущее Государства Российского»
Студенты Находки посетили Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери
16.10.2025
Симфония властей в подобии гармонии в семье
О семейных и государственных отношениях в русской православной традиции
15.10.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
Старый обряд в лоне Московского Патриархата
К 225-летию учреждения единоверия (окончание)
17.10.2025
«Матерь Божия, умири и пошли мир на землю Русскую!»
Проповедь митрополита Тихона в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
16.10.2025
Трубные голоса Апокалипсиса
Пророчества книги Откровения Иоанна Богослова сбываются на наших глазах
15.10.2025
Старый обряд в лоне Московского Патриархата
К 225-летию учреждения единоверия
15.10.2025
Все статьи темы
Цензура в СМИ
Федорищеву лучше бы самому уволиться
Губернатор ударил, обматерил и уволил главу района
17.10.2025
Надо брать пример с Президента
О разгоревшемся скандале с участием губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева
16.10.2025
Караганов центральных каналов телевидения
Фальсификаторы истории и провокаторы «маленькой» ядерной войны в российских СМИ никак не угомонятся
26.09.2025
«Мишка Гусман башковит, у его предвиденье…»
Наконец-то, сняли с должности замгендиректора ТАСС, но он наверняка продолжит свою тлетворную «деятельность»
05.08.2025
«Откровенного уродца подают как красавца»
Существует огромный объем вредной продукции, которая раскручивается на Западе, производится в Китае и подается как «игрушки» или «детские мультфильмы»
01.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Трубные голоса Апокалипсиса
Новый комментарий от Алекс
16.10.2025 20:49
«Нечистая сила» от Кончаловского
Новый комментарий от Апографъ
16.10.2025 19:57
Свет истины заманил меня к своему Очагу…
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.10.2025 19:53
Стервятники над Палестиной и почему молчит Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.10.2025 18:11
«Это геноцид»
Новый комментарий от Андрей Карпов
16.10.2025 14:51
Сказка про Пригожего
Новый комментарий от Ленчик
16.10.2025 14:21
Развод – это поражение, капитуляция
Новый комментарий от ipopov
16.10.2025 14:20