В фильме «Нефариус» делается попытка раскрыть тему одержимости человека демоном. Это далеко не первая попытка в кинематографе. Одержимость убедительно сыграла актриса Виктория Исакова в фильме «Остров», вполне похоже на евангельское описание. В отечественном кинематографе эта тема используется также в сериале «Девять неизвестных». Но документально описал ощущения одержимости из собственного опыта только Н.А.Мотовилов в книге, которая так и называется «Записки Н.А.Мотовилова».
Фильм «Нефариус» сейчас довольно популярен среди российских зрителей, что и побуждает меня высказаться о нём. Жанр фильма определен как «мистика, ужасы». Нефариус – это имя демона, который вселяется в человека и берёт полный контроль над его телом. «Нефариус» – фильм зарубежный, западный, в нём ярко проявляется влияние католического богословия и протестантских ересей.
Но начну с эстетических впечатлений. Первое впечатление: актерские и режиссерские штампы западные. И в образе демона мы видим не демона как такового, а представление о демоне, характерное для людей западной цивилизации.
По сути, главный персонаж выступает как «адвокат дьявола» и повторяет аргументы, приведённые в фильме «Адвокат дьявола» прежних лет. С христианством фильм «Нефариус» роднит только то, что дьявол и его слуги стремятся уничтожить людей, весь род человеческий. А далее начинаются ереси, прежде всего – манихейская. Нефариус утверждает, что Рай и Ад существовали всегда, что два лагеря – ангелов и демонов – существовали в вечности задолго до того, как был сотворен человек.
Это выдумка, не имеющая никаких подтверждений в древних документах.
Нефариус повторяет излюбленный аргумент западных безбожников: зачем Бог дал человеку свободу воли и запретил ею пользоваться? Где это сказано, что запретил? По-видимому, имеется в виду Библия, где говорится: «Не ешь от дерева познания добра и зла, иначе умрешь», «не сотвори себе кумира, не убивай, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не кради».
Так тебе, безбожник, для этого хочется использовать свою свободу воли? Для греха?
Но если бы Бог запретил тебе это делать, ты бы и не мог делать этого, а Бог всего лишь советует. И демон не смог бы войти в тело человеческое, если бы Бог не позволили ему это сделать. Демон даже в свинью не может войти без дозволения Бога (Мф. 8:31).
Человек свободен и грешить. Но в Своё Царство Бог примет только тех, кто послушался Его советов и покаялся в грехах и перестал грешить. А тем, кто хочет быть абсолютно свободным и плевать на советы Бога, Творец даёт возможность продолжать жить вечно и жить именно так, как они хотят – без Бога. Но предупреждает что там, во тьме кромешной (то есть наружной, за пределами Царства Божия) сплошные стоны и скрежет зубовный. Почему? Потому, что там нет Бога, значит, нет и любви, и света. Никто никого не любит, не жалеет.
Как приведённые в фильме ереси, так и другие, направлены исключительно против христианства, против Иисуса Христа и Его последователей. Против других вероисповеданий дьявол ничего против не имеет.
Однако в фильме католический священник показан совершенно беспомощным против демона и по сути неверующим. И психолог, беседующий с демоном, не имеет аргументов ни психологических, ни богословских. Получается, люди бессильны против демонов. Такую мысль создатели фильма тайно внушают зрителю. И это тоже ересь, причем главная. «Всё могу о укрепляющем меня Христе», – писал апостол Павел в Послании к филиппийцам (Флп. 4,13).
Но в фильме об этом не сказано, хотя в католичестве есть нечто общее с Православием. Например, Нефариус провозглашает цель своего «лагеря»: «Обожествив человека, мы поставим Хозяина на место Его» (имеется в виду – дьявола на место Бога). Это верно, об этом Христос предупреждает нас устами апостола Иоанна Богослова. Утверждение, что война идёт за сердца людей – это тоже правда Христа. И утверждение, что время, когда люди будут делать всё, что захотят, будет победой демонов, – это тоже правда, согласная с Евангелием. И утверждение, что дьявол жаждет власти ради самой власти – тоже верно.
Но контраргументы не приводятся. Например, о том, что всякое ложное глубокомыслие дьявола в его попытках спорить с Богом – просто ложь. У Бога есть Замысел, Цель творения. Его власть – лишь средство достижения Цели. Цель Его – сделать вещественного человека равным Себе, невещественному Уму.
А для дьявола цель – сама власть. Для чего же она? Для того, чтобы уничтожить всё созданное Творцом. Творец – это Любовь, Он сотворил весь мир для человека, сотворил и самого человека – от избытка любви. Всемогущий Бог не нуждается ни в чем, а человека сотворил, чтобы было кого любить.
А дьявол – это Гордость, зависть, ненависть. По своей сущности гордость – это пустота, желающая стать кем-то значительным, великим, притом самым великим. Гордость не насыщается ничем, любовь питает себя сама. Зависть – подлинное имя дьявола. Вот об этом и в фильме, и в западном богословии понятие утрачено.
Человек не бессилен в борьбе с демонами, Богочеловек Иисус Христос дал нам силы и средства для борьбы с дьяволом и для победы над ним.
Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово

