Аналитический центр ВЦИОМ представил на своём сайте результаты мониторингового исследования на тему религии.
«Религиозная идентичность в российском обществе достаточно устойчива: абсолютное большинство наших сограждан идентифицируют себя как верующие, в том числе две трети опрошенных сохраняют приверженность православной вере, - отмечается в пресс-релизе ВЦИОМ. - За высоким уровнем декларативной религиозности скрывается разнообразие смыслов, которые каждый из нас вкладывает в рассматриваемое явление. Сегодня религия для россиян — это прежде всего национальная традиция и следование моральным, нравственным нормам, несколько реже она воспринимается как личное спасение и часть мировой культуры, истории; лишь немногие отождествляют религию с участием в церковной жизни и считают её предрассудком».
«Изменения в общественном восприятии религии за последние 17 лет отражают процесс индивидуализации и десакрализации религиозного опыта. Акцент смещается с коллективных обрядов и формального следования догмам на самостоятельный духовный поиск. Несколько ослабевает внешняя, формальная сторона религии и растет значимость её культурной составляющей. Последняя особенно актуальна для зумеров. Воспитанная в эпоху глобализации, плюрализма взглядов и индивидуализма, современная молодёжь в первую очередь воспринимает религию сквозь призму культуры и истории, а не догматических положений. Поэтому различного рода религиозные практики в юном возрасте (18-24 лет) могут рассматриваться скорее как элементы культурного наследия, нежели как руководство к действию. Однако говорить о кризисе веры среди молодежи пока не приходится. Напротив, в этой группе отмечается рост доли верующих в сравнении с началом прошлого года. Устойчивость тренда покажет время, не исключено, что это может быть кратковременное явление, обусловленное поиском себя и пока ещё весьма размытым религиозным сознанием, свойственным подрастающему поколению», - отметили социологи.
«Примечательно, - говорится далее в пресс-релизе исследования, - что в более зрелом возрасте религия заметно чаще, чем в молодёжной группе, воспринимается россиянами как путь к личному спасению. По-видимому, по мере взросления приходит осознание совершённых ошибок, переоценка ценностей, что стимулирует потребность в утешении и искуплении грехов».
«Как вера соотносится с религиозными практиками? По степени вовлеченности в религиозные практики среди верующих россиян можно выделить четыре группы:
— слабовоцерковленные (вовлечены в 1-3 религиозные практики из десяти) (15%): скорее мужчины, граждане со средним образованием и ниже, со средним и плохим материальным положением, воспринимающие религию как часть мировой культуры и истории;
— средневоцерковленные (вовлечены в 4-7 религиозных практик) (46%): скорее женщины, жители небольших городов (до 100 тыс. человек), одинаково часто трактующие религию как национальную традицию, часть мировой культуры и истории и следование моральным и нравственным нормам;
— высоковоцерковленные (вовлечены в 8-10 религиозных практик) (37%): россияне 34-57 лет (старшие миллениалы и представители реформенного поколения), с достатком выше среднего, для которых религия — прежде всего соблюдение всех религиозных обрядов;
— невоцерковленные (не делают ничего из предложенного списка) (2%).
Топ-5 наиболее распространенных религиозных практик среди верующих россиян (по уровню вовлеченности): отмечание религиозных праздников, соблюдение заповедей своего вероисповедания, посещение храма, чтение молитв и ношение религиозных символов. При этом степень вовлеченности в религиозные практики сильно варьируется. Например, внешние проявления веры (ношение религиозных символов, участие в праздниках) носят преимущественно регулярный характер, более специфичные и требующие усилий (соблюдение поста, чтение духовной литературы, общение с духовником, помощь храму и участие в таинствах), как правило, менее распространены и скорее ситуативны.
Примечательно, что верующая молодежь по уровню вовлеченности в религиозные практики не сильно уступает старшим поколениям. Пожалуй, единственное, в чем она ощутимо проигрывает, — соблюдение заповедей своего вероисповедания. Судя по ответам, к этому верующие идут всю свою жизнь», - отметили авторы исследования.
«За последние десять лет среди россиян стало больше тех, кому религия помогает в повседневной жизни. Сегодня помощь такого рода ощущают шестеро из десяти наших сограждан (среди верующих — семеро из десяти). При этом чем выше вовлеченность в религиозные практики, тем сильнее верующие ощущают положительное воздействие религии на собственную жизнь», - заключили социологи.
Эксперт Департамента политических исследований ВЦИОМ Мария Григорьева, анализируя итоги опроса, отметила, что «религия приобретает всё большее значение в современной жизни. Этот процесс во многом обусловлен нестабильностью мира. Пандемии, экономические кризисы, политические конфликты — всё это вызывает тревогу и неопределённость. В таких условиях люди ищут опору, и религия превращается в "островок стабильности". Она даёт внутреннее спокойствие и моральную поддержку, помогает справляться с трудностями и находить смысл. Вместе с тем отношение к религии в России трансформируется: для многих она уже не сводится к участию в коллективных обрядах или посещению храмов, а воспринимается как национальная традиция и система моральных ценностей — люди всё чаще выбирают личное осмысление веры, ориентируясь на внутренние убеждения, а не на институциональные догмы. Похоже, что духовность постепенно становится частью культурной идентичности, а не только религиозной практикой».
От редакции: Весьма интересные и обнадёживающие данные социологического опроса ВЦИОМ. Большинство населения, что примечательно, в том числе молодёжь, идентифицирует себя с Православием. Но очевидно, что большинство людей невоцерковлено - они не участвуют в святых Таинствах Церкви, а скорее относят себя к тем, кого принято называть «культурно православными», а точнее «цивилизационно православными».
Данные ВЦИОМ обнадёживают и воодушевляют, потому что они свидетельствует о том, что российское общество является благодатной почвой для миссионерской деятельности Русской Церкви.
Пока, к сожалению, в Русской Православной Церкви никак не организована миссионерская деятельность. Начинал организовывать эту деятельность епископ Евфимий (Моисеев), но из-за столкновения с влиятельной группой «сысоевцев» его теперь отправили просвещать арабов в северной Африке. А новый глава Миссионерского отдела архиепископ Савва (Тутунов) пока известен больше как блогер в Telegramе, причём с определенной политической позицией – вовсе не объединяющей, а скорее разделяющей людей.
Данные ВЦИОМ свидетельствуют о том, что миссионерская работа должна стать одной из главных в деятельности в Русской Православной Церкви.
От того, сможет ли Патриархия системно наладить миссионерскую работу в российском обществе, зависит, ни много – ни мало, будущее России.
7.
Там вот по ссылке РНЛ на сайт говорится, что «эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы…»
«Интересно», во что бы оценили и приняли ли бы во ВЦИОМ к исполнению «заказ» на исследование религиозных предпочтений (и как они «выражаются» не только «практик»!) в «ветвях» российской власти с гарантией качества полученного результата, который, в принципе, тривиально ведь ПРОВЕРИТЬ?
Иль все давным-давно «исследовано» и т.ск. «видно в натуре» и незачем «городить огород»?
6.
«Какая была бы Россия,если бы Великий Владимир не крестился и не крестил свой народ.Какая была бы Россия,если бы"великий ленин"не уничтожил Православие на Руси.С современными сми один проф.А.И. Осипов мог бы просветить весь русский народ.Но на это должна быть воля.»
///////////////////////////////////
Великий Ленин тоже ведь Владимир – как и креститель Руси… И сегодня Володимиров – аж два! И памятников (ключевых!) князю Владимиру – тоже пара? Один в Киеве – другой у Боровицких ворот Кремля… - и что все это может «значить»?
Что касаемо возможностей действительно умницы-богослова, талантливейшего Алексея Ильича Осипова, то, как представляется, не следует все же забывать, что он - т.ск. столп (!) догмато-традиционалистического просвещения, «исторически» стандартного (!) подхода, «ориентированного» в силу этого и способного «задеть» в смысле приведения-укрепления в вере все же довольно ограниченный «круг» грешников, оставляя «за бортом» куда несопоставимо большее число остальных? И именно здесь, похоже, «непаханое поле»! И его – вопреки прозвучавшему мнению редакции РНЛ, что, мол, «пока, к сожалению, в Русской Православной Церкви никак не организована миссионерская деятельность» все же пытаются «поднять» и здесь не может быть «организации» хотя бы по причине того, что не выработано однозначного подхода, а потому - идет, скажем так – «проба пера», по сути – ПОИСК при котором «всяк городит свое» в зависимости от «понимания»? Вообще, это чрезвычайно серьезный, по-Ильичу – архиважный вопрос связанный, прежде всего, с ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМ – определением того, что все же требуется - желается получить «на выходе»… Столько ли воцерковление как на то ныне упирают? Так было уже – до Революции – массовое… И что? Это слишком плоско-банальная идея для «повторения»… Вот где «затычка-то» - и «хочется и…колется»? И каковы предложения?
5.
////////////////////////////////////////////
Обнадеживающие?
«Интересно», а кто-нибудь вчитался в то, что здесь «понаписано»?
«За высоким уровнем декларативной религиозности скрывается разнообразие смыслов, которые каждый из нас вкладывает в рассматриваемое явление. Сегодня религия для россиян — это прежде всего национальная традиция и следование моральным, нравственным нормам, несколько реже она воспринимается как личное спасение и часть мировой культуры, истории; лишь немногие отождествляют религию с участием в церковной жизни и считают её предрассудком».
4.
«От того, сможет ли Патриархия системно наладить миссионерскую работу в российском обществе, зависит, ни много – ни мало, будущее России.»
///////////////////////
Увы, так и не исследован редакцией РНЛ должным образом «вопрос» - и зачем тогда его ставить – для «обеспокоенной» «галочки» ? Разве действительная проблема в налаживании «системной работы»? Дело ведь куда серьезнее заурядной постановки «оргработы» - в нескладывающихся мировоззренческих «пазлах», которое в рамках «традиционалистических» подходов практически не решить… Ярчайше-свежий наглядный пример-подтверждение – да, та же, параллельная тема А. Д. Степанова «Споры о Революции – это споры о будущем России», точнее – само название… И сколько еще будут «спорить»? Да до «бесконечности» ибо и здесь довлеет сугубо «традиционалистический» подход – в данном случае, исторический… Но разве это «инструментарий» Творца?
Для прояснения-понимания, такой например, «дилетантский» вопрос – что есть «историческая» модель мира – иль не с таковой работает историк?
3. Данные ВЦИОМ свидетельствуют...
2. Все зависит?
1.
Как-то больше похоже на попытку скрыть реальное положение дел...