Выдающийся учёный Андрей Николаевич Зелинский родился 22 февраля 1933 года в Москве. Поздравляя Андрея Николаевича с 90-летием, хотелось бы, прежде всего, отметить, что он оказался достойным сыном гениального учёного Академика Николая Дмитриевича Зелинского. А всё началось с того, как мальчик, с удивлением узнав на школьном уроке, что люди на 78% состоят из воды, обратился к отцу с вопросом: «Из чего состоит человек?» Ответ прославленного учёного в области органической химии был совершенно неожиданным и даже ошеломляющим: «Человек состоит из памяти».
С течением времени, руководствуясь таким пониманием человека как Божьего творения, состоящего из памяти, Андрей Зелинский стал выдающимся историком, и прежде всего, исследователем в сфере Литургического времени Христианской культуры. Его графическое изображение Великого Миротворного Круга давно принято Русской Православной Церковью в России и за рубежом. Мы зримо видим перед собой Христоцентрическую систему мира, где в центре Спаситель, крестная смерть и воскресение Которого явились освящением времени не только в пронстранстве человеческого бытия, но и во всей Вселенной, всего Космоса. Из этого следует, что весь земно-космический ритм гармонично сочетается с духовным смыслом литургического ритма, связанного с проведением центрального праздника Пасхи и всей сакральной системой взаимосвязанных церковных праздников, чтений, литургий на весь год. В этом ритме более тысячи лет самоорганизовывалась культура нашей Русской цивилизации, осуществлялась её подлинная история. А.Н. Зелинский особо подчёркивает, что Литургический ритм как ритм Священнодействия непрерывен во времени. И если он искусственно прерывается с какими-то якобы благими целями, то этим нарушается и всеобщая ритмическая гармония, которая пронизывает весь Космос. Тогда ломаются литургические часы и восстановить земно-космическую гармонию весьма сложно.
Юлианский календарь, который, по сути является ритмической памятью православных, столетиями определял не толко годовой Богуслужебный Круг, он также слился с историческими событиями государственного значения. Вот почему в 1918 году большевики заменили его на католический Григорианский календарь, рассчитывая таким образом стереть память и разрушить Православную Россию.
Поскольку Великий Миротворный Литургический Круг позволяет вычислить дни Пасхи на бесконечное число будущих лет и кроме этого позволяет решить и другие путеводные задачи, то его с полным основанием можно назвать Курсовой системой Духовной Навигации Русского народа, которая восстанавливает связь времён. Получается, что наука и религия не противоречат друг другу, а тесно связаны между собой.
Выступая перед молодёжью, Андрей Николаевич неизменно подчёркивает весьма важный факт: прошлое нас не отпускает, более того, оно наполняет нашу жизнь глубочайшим смыслом. Вместе с тем, Память при изучении истории страны, народа неизбежно оборачивается ощутимой реальностью, а именно: краеведением.
Вот почему в годину испытаний появился указ Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти», который предусматривает глубокое изучение российской истории. Однако, по словам Андрея Николаевича Зелинского, ещё не все понимают, что сейчас битва происходит не просто за исконно русские города и веси, а прежде всего, за Память народа, без которой постепенно начинается расчеловечивание. Среди последних работ Андрея Николаевича хотелось бы особо отметить статью «Украина как Евразийская проблема», где подробно рассматривается исторический аспект украинского кризиса. Русь-Россию в дни бедствий спасали её мощные корни. Андрей Николаевич пишет о необходимости вернуться к идеалам Святой Руси. А главным идеаломи русского народа всегда были добро и справедливость. Для Запада – свобода. Однако, забыв, что свобода – это Божественный дар, Западный мир её потерял. Борьба за души людей продолжается.
Все попытки интегрироваться в западное сообщество на предлагаемых нам условиях оказались чреваты катастрофическими последствиями. Нас уверяли, что Россия – тормоз Европы на пути к прогрессу. Однако оказалось, Россия – тормоз на пути Свободного мира… в пропасть.
Получается, что люди, забывшие о своей истории, не имеют будущего. Как историк Андрей Николаевич изучил календари многих народов, в которых, как он подчёркивает, отражено народное самосознание. Древнерусский календарь, имеющий свои структурные принципы, во многом определяет неизбывную вселенскую силу Православия, объединяющего народы. Поэтому Андрей Николаевич Зелинский смотрит в будущее с оптимизмом и надеждой, чего желает и нам, его верным ученикам и соратникам. А мы со своей стороны, посвящаем ему стихи и желаем радости, вдохновения и здравия. Храни, Господи!
Григорий Петрович Калюжный, член Союза писателей России; Наталья Кирилловна Сидорина, член Союза писателей России
КОВЧЕГ ЗЕЛИНСКОГО
Помолимся в святых стенах музея,
Что от палат кремлёвских невдали.
Помилуй, Господи, Зелинского Андрея
И век ему воистину продли!
Достоин он судьбы Мафусаила,
Наследник Ноя и его собрат.
В делах и помыслах одна благая сила
Связала их стезёю Царских Врат.
В пучине бездуховного потопа.
Андрей Зелинский нам явил Ковчег,
Спастись в котором может вся Европа
И вся Россия, уходя в разбег.
И в том разбеге внутренней свободы,
Оставив распри и вражду в былом,
Спасутся вместе с нею все народы,
Что удержались под её крылом.
Таких метаморфоз не знал Овидий,
Не ждал их и теперь ни враг, ни друг.
Ковчег Зелинского не требует субсидий,
Поскольку он, по сути, в чистом виде –
Просто Великий Миротворный Круг.
***
Велик и славен Гёте Иоганн.
Его таланту мир был тесен.
Он Бога с чёртом заключил в роман,
Но Фауст мне не интересен.
Меня влечёт Зелинского Вопрос,
Где тему Литургического Круга
Возглавил изначально сам Христос,
Где по любви мы узнаём друг друга.
Григорий Петрович Калюжный
АНДРЕЮ НИКОЛАЮ ЗЕЛИНСКОМУ
Поэт и учёный Зелинский
Открыл Литургический Круг –
Христос бесконечно нам близкий
Грядёт как воскресший из мук.
Двенадцать апостолов рядом,
И праздники и чудеса.
Горит и не гаснет лампада.
Разверзлись во тьме небеса.
А там необъятность Вселенной.
Всё больше на небе святых.
Господь из греховного плена
Нас ждёт как детей дорогих.
ДОМУ ЗЕЛИНСКИХ
С низким поклоном Зелинским
Книгу о судьбах дарю –
Людям прекрасным и близким,
Верным присяге Царю,
Верным России и Богу
Там, где свирепствовал мор.
Будет в дороге подмога:
Свет лучезарный от гор,
От океана дыханье,
Храм белоствольных берёз.
Высшее было призванье.
Нет сожаленья и слёз.
Наталья Кирилловна Сидорина
Фото предосталено авторами
1.
Вечная Память существует и сегодня, вместе с обыденной памятью. Обыденная память помнит чувства и предназначена для Прогресса. Верификация Прогресса обращает наш разум к истине и истинным ценностям, в том числе и Науки. А фальсификация нужна для того, чтобы критикой тождества отделить грех от правды, ибо роль греха в путанице правды. Таким образом, фальсификация нужна для того, чтобы истинно разобраться в путанице правды вызванной грехом, ибо у зла нет сущности, его оружие - ложь, клевета, путаница.
А Вечная Память дана как разумение Порядка отношения вещей по канону истины.
Одно не очень понятно, как, имея такую мощь, как круг литургического времени, мы не можем назвать имя основных исторических событий - истинно по Науке. То есть верифицируя и фальсифицируя. Ведь для последнего действия совершенно не надо опыта другого, чем дает История.
Сегодня мы должны осознать Историю как Науку. Не историческую науку как науку, а Историю как тождество Науки. То есть всей Науки и всех наук.
А имея литургический круг времени Истории, мы просто обязаны это сделать.
Во-первых, мы должны по другому посмотреть на Запад и Россию, в свете этого. Не только как на извечных врагов, что правильно с точки зрения греха как путаницы правды канона истины, но и доказать каноническую правду друг друга как двух ветвей единой Церкви Христа.