Павел Васильев – поэт Евразии

Ко дню рождения русского поэта

Бывший СССР  Иосиф Сталин 
2 Наталья Сидорина  Григорий Калюжный 
1248
Время на чтение 14 минут
Фото: Предоставлены автором

Павел Васильев (1910 – 1937) — певец русской вольности и светоносных просторов родной земли. Его эпический дар объемлет пласты многих культур и свидетельствует о возможности примирения Востока с Западом в едином евразийском пространстве.

В тесный скученный европейский мир и в Москву, над которой зажглись рубиновые звезды кровавой эпохи, он привнес дух вольности гулких степей Казахстана и могучей сибирской тайги.

Павел Васильев погиб в 27 лет, как Лермонтов. Его поэзия — сгусток колоссальной энергии. Роман еще надо прочесть. А четыре строки произнесены и звенят в веках. Вот почему поэт вызывал и бесконечную любовь, и не менее бесконечную ненависть. Это судьба всех русских поэтов первого ряда. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Есенина. Они все были убиты. В том же первом ряду великих русских поэтов-мучеников стоит и Павел Васильев.

Он почти наш современник. Его «непокорная глава» и по сей день вызывает нередко оторопь в тесных литературных кругах, где его запомнили дерзким, непредсказуемым. В своё время и, видимо, неслучайно А.М. Горький провел параллель с Есениным. Михаил Голодный, обращаясь к Павлу Васильеву, напомнил:

Я знаю: он снился тебе — забияка,

Повисший в петле над раскрытым окном.

И далее:

Ох, поздно ж, пташечка, ты запела,

Что мы порешили – не перерешить.

Смотри, как бы кошка тебя не съела,

Смотри, как бы нам тебя не придушить…

А запел Павел Васильев действительно «поздно». Он самый молодой и самый яркий из всей плеяды поэтов, близких по духу Сергею Есенину. В 1925 году, когда Есенин погиб в Ленинграде, ему было пятнадцать лет, и его дар созревал в глубине азиатских просторов.

В Москве начала 30-х годов он застал близких друзей Есенина: Василия Наседкина (шурина Есенина), Ивана Приблудного, Петра Орешина, Сергея Клычкова, Николая Клюева, да сына поэта Юру, который был его моложе на четыре года. Со всеми познакомился и подружился. И даже Николай Клюев, поэт глубоко патриархальный, из среды староверов оценил огромный эпический дар Павла Васильева.

Сергей Есенин, «соловей Рязанской земли», как бы примирил в себе два великих начала: глубинную мощь староверов с их духовными стихам и вольнолюбивые песни сродни казачьим. Николай Клюев с запада, Павел Васильев с востока и Сергей Есенин из глубины России, каждый в свой срок свершили трудный исход, чтобы встретиться и разминуться на российских просторах. Встречу Павла Васильева с Есениным их явный недруг Михаил Голодный обозначил как встречу во сне и даже предсказал Павлу Васильеву, что это его смертный сон, ибо глубинная связь с Есениным не прощалась.

В 1933 году за четыре года до расстрела Павел Васильев в поэме «Одна ночь» вспомнил гибель Есенина:

Я ненавижу сговор собачий,

Торг вокруг головы певца.

Когда соловей Рязанской земли

Мертвые руки

Скрестил — Есенин, —

Они на плечах его понесли,

С ним расставались,

Встав на колени.

Когда он,

Изведавший столько мук,

Свел короткие с жизнью счеты,

Они стихи писали ему,

Постыдные, как плевки

И блевота.

Будет.

Здесь платят большой ценой

За каждую песню

Уходит плата

Не горечью, немочью и сединой,

А молодостью,

Невозвратимым раскатом.

Но сам ли Есенин «свел короткие с жизнью счеты» или с ним свели счеты? Из сопоставленья документальных материалов явствует, что Сергей Есенин был убит. А вслед за ним расстреляли Павла Васильева. И в ряду первых поэтов России, поэтов-мучеников, стоят рядом эти два имени. В 1934 году Павел Васильев писал:

По-разному нам петь было дано,

Певучий дом наш оскудел, как улей,

Не одному заказаны давно

Дороги к песне шашкой или пулей…

Его, как известно, арестовывали несколько раз. Сохранились скупые документы, которые я считаю своим долгом дополнить воспоминаниями ближайшего друга поэта Сергея Александровича Поделкова. После выхода моей книги «Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина» в 1995 году Сергей Александрович пригласил меня к себе домой и стал рассказывать о травле Павла Васильева.

Молодой поэт дружил с Леонидом Мартыновым, Сергеем Марковым, Евгением Забелиным, стихи которых были посвящены проклятому и расстрелянному адмиралу Колчаку. Сочувствуя адмиралу, Павел Васильев написал две эпиграммы антисталинскую и антитроцкистскую. Они сохранились в «Деле Сибирской бригады» 1932 года. Павел Васильев не вмещался ни в какие рамки. Самый молодой, на вид парень-рубаха. На допросах читал стихи, а следователь И.И. Илюшенко, с которым жизнь еще сведет Поделкова, записывал:

Рыдают Галилеи в Нарсудах,

И правда вновь в смирительных рубашках.

Нa север снова тянутся обозы,

И бычья кровь (крестьянская) не поднялась в цене [Архив НКВД-КГБ. Дело «Сибирской бригады», № 577559].

Ему дали срок три года условно. Возможно, надо было отпустить кого-то вместе со Львом Черноморцевым, которого уже тогда, по словам Поделкова, наиболее осторожные воспринимали как провокатора и обходили стороной его кунцевскую дачу. А Павел Васильев осторожным не был, да и жить-то ему было негде. Пригласил его Черноморцев на дачу в Кунцево, он решил пожить там с любимой, и тут же стихи «Любовь на Кунцевской даче». Это время Галина Анучина вспоминала как самое счастливое в своей жизни, несмотря на арест Павла, ведь тогда он вернулся.

В последний раз они встретились в Омске, где Галина жила с маленькой дочкой Наташей, похожей на отца. Так он и запомнился ей в осеннем саду среди буйной сибирской природы на пороге зимы. Беда приближалась.

Огромный поэтический дар Павла Васильева нельзя было не заметить. Он мыслил поэмами: «Песнь о гибели Казачьего войска», «Соляной бунт». И это только начало творчества. За несколько лет жизни им написано четырнадцать поэм. И с первых же строк «Песни о гибели Казачьего войска» предчувствие:

Разве не припомнишь ты

Обо мне —

Ледяное кружево

На окне.

Чтобы петь на ледяных ветрах, нужна огромная сила. И он ощущал ее в себе. Его испугались. Он мог писать о чём угодно и даже о новой действительности на старый лад. Окрестили кулацким, чтобы хоть как-то объяснить для себя эту неуёмную силу слова. Подключить А.М. Горького к травле не составило особого труда. «Литературные забавы» — так озаглавил А.М. Горький свою статью, опубликованную в преддверии I съезда писателей 14 июня 1934 года одновременно в «Правде», «Известиях», «Литературной газете», «Литературном Ленинграде» и в журнале «Литературная учеба». Великий пролетарский писатель увещевал, хвалил, предостерегал. Его юркие последователи, литературные прихлебатели ухватились за самую крепкую фразу: «Расстояние от хулиганства до фашизма короче воробьиного носа». Так появился ярлык. Он знал, что по правилам игры надо написать открытое письмо А.М. Горькому, униженно каяться, обещать прекратить скандалы и главное заявить о своей полной лояльности к власти. Писал с той легкостью и развязанностью, на которую был способен только он один. В подобных случаях друзьям говорил: «Я циник». Прославленный пролетарский писатель принял «раскаяние», слегка растрогался и снизошел до ответа. Капкан захлопнулся:

Тяжело мне, волку,

На волчьих охотах, — писал Павел Васильев.

Как вспоминал Поделков, в гневе он был непредсказуем, а если знал, что перед ним стукачи, находил самое ёмкое слово.

После его драки с Джеком Алтаузеном появилась статья в «Правде». Одни литераторы подписали ее с нескрываемой радостью, другие под сильным нажимом. Среди них были и талантливые поэты. Но между талантом и гением бездна, о чём поведал нам Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».

«ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ [Правда, 1935, 24 мая]. В течение трех последних лет в литературной жизни Москвы почти все проявления аморально-богемных или политически-реакционных выступлений и поступков были связаны с именем поэта Павла Васильева.

Опираясь на странную и неизвестно откуда идущую поддержку, этот человек совершенно безнаказанно делает все для того, чтобы своим поведением бросить вызов писательской общественности.

Меры воздействия (и воспитательные, и репрессивные) никакого результата не дали. Павел Васильев, исключённый из союза писателей за систематическое хулиганство, игнорировал и суровое предупреждение А.М. Горького в статье “Литературные забавы” и многочисленные другие предупреждения советской печати.

Последние факты особенно разительны. Павел Васильев устроил отвратительный дебош в писательском доме по проезду Художественного театра, где он избил поэта Алтаузена, сопровождая дебош гнусными антисемитскими и антисоветскими выкриками и угрозами расправы по адресу Асеева, и других советских поэтов. Этот факт подтверждает, что Васильев уже давно прошел расстояние, отделяющее хулиганство от фашизма.

Ко всему сказанному присоединяется и то, что Васильев своим цинично-хулиганским поведением и своей безнаказанностью стимулирует реакционные и хулиганские настроения среди определённого слоя окололитературной молодежи. Больше того, Васильев окружил себя группой “литературных молодчиков” носителей самых худших богемских навыков. В разговорах с молодыми он постоянно бравирует своей безнаказанностью и своим хулиганством, добиваясь определенного направления в формировании характера этих молодых литераторов.

Все сказанное подтверждает, что реакционная творческая практика Васильева органически сочетается с характером его общественного поведения и что Павел Васильев — это не бытовая “персональная” проблема.

С именем Павла Васильева, кроме всего прочего, связано такое явление в нашей лит. жизни, как возникновение и процветание всяких “салонов” и “салончиков”, фабрикующих непризнанных гениев и создающих им искусственные «имена».

Мы считаем, что необходимо принять решительные меры против хулиганства Васильева, показав тем самым, что в условиях советской действительности оголтелое хулиганство фашистского пошиба не сойдет безнаказанно.

А. Прокофьев, Н. Асеев, В. Луговской, А. Сурков, В. Инбер, Б. Корнилов, Б. Иллеш, М. Голодный, Д. Алтаузен, К. Зелинский, Н. Браун, С. Кирсанов, Б. Агапов, А. Гидаш, В. Саянов, А. Решетов, И. Уткин, Безыменский, В. Гусев, А. Жаров».

А то, что произошло на самом деле, в те дни никого не интересовало. Немногие, как Сергей Поделков, знали, что Павла опять заманили в пьяную компанию и на этот раз завели разговор не о политике тут бы он, возможно, смолчал, заговорили о женщине развязно, оскорбительно. Он вскипел, началась драка. Все кричали, и он кричал. А потом автора «Стихов в честь Натальи» записали в «хулиганы фашистского толка». К Джеку Алтаузену ни у кого не было претензий. Он отличался целеустремленностью:

Я предлагаю Минина расплавить,

Пожарского, Зачем им пьедестал?

Довольно нам двух лавочников славить,

Их за прилавками Октябрь застал.

Случайно мы им не свернули шею,

Я знаю, это было бы подстать.

Подумаешь, они спасли Рассею!

А может, было лучше не спасать?

Павел Васильев для Джека Алтаузена и его единомышленников был не меньшим идейным врагом. За разгромной статьей в «Правде» мог последовать только арест. Павел Васильев написал «Прощание с друзьями»:

Друзья, простите за все — в чем был виноват,

Я хотел бы потеплее распрощаться с вами.

Ваши руки стаями на меня летят —

Сизыми голубицами, соколами, лебедями…

Так же прощался с друзьями, которые его вязали, есенинский Пугачев, называя их дорогими, хорошими.

Но для Павла Васильева это было только начало развязки. На этот раз его освободили досрочно, благодаря неожиданному запросу И.В. Сталина, который поинтересовался судьбой поэта.

Из рязанской тюрьмы в Москву Павла Васильева привез писатель Сергей Малашкин по поручению В.М. Молотова. На радостях Павел Васильев даже написал стихи о Демьяне Бедном, с которым встретился на Красной площади в Первомайский день. Но от какой бы то ни было помощи со стороны власть имущих в разговоре с Ежовым он благоразумно отказался, даже от квартиры, объяснив, что живет у своей жены Елены Вяловой на Палихе и ни в чём не нуждается.

Однако на свободе ему было суждено оставаться недолго. 6 февраля 1937 года его арестовали прямо на улице. Так торопились, что ордер на арест оформили только через два дня за подписью Агранова.

А Сталину, чтобы не возникло опять неожиданных поползновений, донесли, что контрреволюционеры выбрали именно Павла Васильева, талантливейшего поэта эпохи, вышедшего из среды крестьян, для подготовки террористического акта, поскольку всем известно, что вождь иногда беседует с поэтами.

Все «доказательства» в «Деле № 11245», которое тщательно отшлифовалось на протяжении нескольких месяцев. Борьба шла за каждое слово в окончательной формулировке обвинительного заключения [Архив НКВД-КГБ, дело № 11245].

Поначалу допросы проводил следователь И.И. Илюшенко, который в 1932 году вел «Дело» так называемой «Сибирской бригады», и у Павла Васильева была надежда: обойдётся; антисоветские разговоры — это не смертельно, сошлют на Север. Но вскоре нерасторопного Илюшенко отстранили от ведения «Дела» и прислали Павловского, умевшего добиваться нужных показаний. Для таких, как Павел Васильев существовала Лефортовская тюрьма с пытками, после которых признавали любые обвинения.

Через четыре месяца Павел Васильев подписал, что дал согласие «на личное участие в совершении террористического акта против тов. Сталина», что и требовалось доказать вождю.

Последняя зацепочка за жизнь — унизительное покаянное письмо. И он написал его так на всякий случай, с надеждой на чудо.

Его расстреляли 16 июля. Самые ретивые товарищи по перу выступили с одобрением. А потом мешали даже его посмертной реабилитации.

Благороднее многих маститых литераторов оказался следователь Илюшенко [из «Протокола допроса свидетеля 30 марта 1956 года»: «Фамилия Имя. Отчество: Илюшенко Илья Игнатьевич. Возраст: 1889 год рождения. Место рождения: Город Стародуб, Орловской области. Пенсионер. Подполковник запаса. Женат. В Советской Армии с 1919 по 1922 год, с 1926 по 1946 год. Национальность: еврей. Образование: незаконченное высшее. Происхождение: из мещан. Не судим. Партийность: беспартийный. Был член с 1931 по 1941 год. Был исключен заочно с формулировкой «за невыполнение оперативных указаний руководства»]. Пораженный тем, как из жизни вытесняют гениального поэта, он запомнил его стихи, видимо, последние, посвященные Елене Вяловой:

Снегири взлетают красногруды…

Скоро ль, скоро ль на беду мою

Я увижу волчьи изумруды

В нелюдимом северном краю…

А возможно, эти строки врезались в память следователя, потому что он вместо Павла Васильева оказался на дальнем Севере. Не самая большая цена за проявленную нерасторопность. Он знал, что по расстрельному «Делу» Павла Васильева его непременно вызовут опять. Оставалось бежать из Норильска и жить под чужой фамилией до наступления лучших времен.

И вот, наконец, его попросили припомнить последние стихи Павла Васильева. В годы всеобщей реабилитации он встретился с близким другом поэта. Сергей Поделков прошёл войну, вернувшись из лагерей, в которые он угодил в 35-м, вслед за Павлом Васильевым. Иногда Сергею Александровичу думалось, что, видимо к счастью, он не был досрочно освобождён, как его бесстрашный, неуемный друг, «неистовый детеныш Иртыша», для которого досрочное освобождение обернулось новым «Делом». Постепенно многое начало проясняться. В памяти всплывали все новые и новые подробности. Вспомнилось: «Будет знать, с кем целоваться», — процедил Джек Алтаузен при встрече в писательском клубе в 1940-м.

Уже тогда Сергей Поделков понял, что травля Павла Васильева началась неслучайно. Человек он был крайне неосторожный, заметный. А вот и точка отсчета, о которой напомнил Поделкову «поэт-комсомолец». В тот весенний день 1935 года в скверике Литературного института Павел Васильев расцеловал при встрече своего друга и обругал со свойственной ему бесшабашностью и дерзостью стоящих поблизости стукачей. Самого Джека среди них в тот день не было. Значит, ему все это рассказали в деталях, и оставалось только выбрать удобный момент и затеять ссору. А потом на Павла Васильева навалились всей стаей, всей мощью писательского союза и казалось, что одолели. Но он всегда знал, что ему суждено «восстать и победить». Павел Васильев — гений XXI века.

Еще в раннем детстве он, словно приложил ухо к земле и услышал былые и грядущие звуки. Это только ему свойственно такое удивительное упоение словом, обретающим в творчество живую плоть. Он мог живо писать любой предмет, и тот под его вдохновенным пером становился частицей мирозданья. Он увидел и «скачущий» по степи ветер, и «золотую пургу овса» и как «толпится» в горнице синий свет.

Порой кажется, что он гнет слова, словно подковы. Да и сам он ощущал себя мастером, отливающим «жеребцов из бронзы гудящей с ноздрями, как розы». В его поэзии неуемная сила, словно чаша жизни, переполнена через край. В стихотворении «Горожанка», обращенном к Наталии Кончаловской, он писал:

Эту прелесть водяного тока

Я сравню, с чем хочешь, для тебя.

Его расстреляли, а горожанка вышла замуж за баснописца. Но разве можно забыть свою юность и его любовь?

Бесприютный, нищий, он жил стихами. Наталия Кончаловская вспоминала: «Читал он обычно стоя, читал только наизусть, даже только написанные стихи, выразительно жестикулируя, и лицо его с тонко трепещущими ноздрями становилось красивым, вдохновенным, артистичным от самой природы. И это был подлинный талант, всепобеждающий, как откровение, как чудо…» [Кончаловская Н.П. Слово о поэзии Павла Васильева. — В кн.: Воспоминания о Павле Васильеве. Алма-Ата: Жазуши, 1989, с. 263].

И далее: «Павел часто выступал и имел успех. Был случай, когда на вечере поэзии в Доме литераторов Борис Пастернак должен бил выступать после Васильева. Павел как раз читал “Стихи в честь Натальи” и был встречен такими овациями, что Пастернак, выйдя на эстраду, вдруг объявил: ”Ну, после Павла Васильева мне здесь делать нечего!” — повернулся и ушел» [там же, с. 265-266].

В своё время, вглядываясь в удивительного юношу, Николай Клюев предсказал ему в своих стихах судьбу легендарного непобедимого единорога. А нам остается вспомнить: это священный образ, который, впитав в себя многовековые традиции многих культур и замкнув собой древние предания, стал частью жизни там, где дорожат поэзией и культурой.

Далеко было до него стихотворцам, громыхающим метафорами и даже людям талантливым. Он разглядел мудрый замысел мира. В его поэзии живет Бог. Иначе откуда эти «Вифлеемские звезды российского снега»? Он уловил сиянье Слова.

СМЕРЧ

За Есениным вслед

Был Васильев убит.

Двадцати семи лет.

По призванью пиит.

Враги думали: смерть,

Он исчез навсегда.

Нет, промчался, как смерч.

А за ним – лебеда.

Его смерть глубока,

Глубже снов и могил,

Его смерть, как река, —

Он ее переплыл...

Он на том берегу,

Где сбирается рать.

Здесь на талом снегу

Тех следов не сыскать.

Только песня растет

И звенит вдалеке,

Словно тронулся лед

На могучей реке.

Наталья Кирилловна Сидорина, член Союза писателей России








Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Отклик ученого

Послал статью "Павел Васильев - поэт Евразии" крупному учёному Анатолию Ивановичу Папуше, соратнику Глушко и Королева", и получил ответ: "Спасибо! Тронут до глубины души! Намерен перечитывать неоднократно,хотя весь в работе.Многое узнал впервые".

9. Одна ночь — Павел Васильев. отрывок.

....Позволь мне хоть
Пятым быть колесом
У колесницы
Твоей тяжелой.
Наперекор
Незрячим, глухим —
Вызнано мной:
Хороши иль плохи,
Начисто, ровно —
Всё равно
Вымрут стихи,
Не обагренные
Кровью эпохи.
И поплатится головой
Тот, кто, решив
Рассудить по-божьи,
Хитрой, припадочною строфой
Бьется у каменного подножья.
Он, нанюхавшийся свободы,
Муки прикидывает на безмен.
Кто его нанимал в счетоводы
Самой мучительной
Из перемен?
И стыдно —
Пока ты, прильнув к окну,
Залежи чувств
В башке своей роя,
Вырыдал, выгадал
Ночь одну —
Домну пустили
В Магнитострое.
С. Югов / 06.01.2023, 09:40

8. Ответ на 6, Константин В.:

Надо научиться отличать Божий дар от яичницы, приготовленной в московской квартире или в армейских условиях. Та же история с Лермонтовым. Пытаются доказать, что у него был плохой характер. А Мартынов тоже писал стихи. Полное непонимание истинной поэзии. Павел Васильев защитник исторической России против ее разрушителей.


Я намеренно не касался стихов П. Васильева, чтобы не быть обвиненным во вкусовщине. Но что значит "историческая Россия"? Почему с определенного времени (надо полагать, после 1917 года?) ее нужно считать "неисторической"? И - самое главное - где в творчестве П. Васильева есть этому подтверждение? Он был общественно и политически неустойчив, но ведь Ленина и революцию по своему чтил.

И еще. Не в первый раз приходится читать, что творчество наследников т.н. "серебряного века", в частности, П. Васильева, следует понимать в контексте национальной идеи. Вот и Н. Сидорина утверждает, что "эпический дар" поэта "объемлет пласты многих культур и свидетельствует о возможности примирения Востока с Западом в едином евразийском пространстве". Спрашивается: а чем Пушкин не угодил? Почему надо избирать новых кумиров (тем паче что у разных авторов они будут разные), между тем как Пушкин как никто объемлет всех и вся в русской культуре? Притом объямлет гармонически, а не надрывно-бунтарски.

Тут отдельный большой разговор. Евразийство - тухловатая идея, сформулирована окончательно в белой эмиграции с прицелом на идеологическое разрушение СССР. Бело-коричневые евразийцы (в отличие от некоторого числа социалистических евразийцев, проявляющих в понимании евразийства бесспорную наивность) лукавят почти откровенно. Вот что, для уважаемой Сидориной и для декоммунизаторов, опубликовавших только что свой полуманифест, сотрудничество с коммунистическим Китаем (я боюсь произнести вслух, но надо - сотрудничество с коммунистической КНДР) - это и есть проявление установок евразийства? Ну и какое право имеет уважаемая автор писать здесь слово "евразийство"? Возникает законная мысль, что в таком случае под евразийством правильнее понимать сотрудничество с Японией, с "арийцами Азии". Но ладно, я уже наговорил много, хотя нон мульта сэд мультум.

7. Ответ на 6

Спасибо, что, цитируя мою статью, вспомнили Пушкина. Павел Васильев – прямой продолжатель Пушкинской традиции в русской поэзии вслед за Лермонтовым, Блоком, Гумилевым, Есениным. Будучи истинным поэтом, он противостоял разрушителям великой, многовековой России.

6. Ответ на 4, Григорий Калюжный:

Надо научиться отличать Божий дар от яичницы, приготовленной в московской квартире или в армейских условиях. Та же история с Лермонтовым. Пытаются доказать, что у него был плохой характер. А Мартынов тоже писал стихи. Полное непонимание истинной поэзии. Павел Васильев защитник исторической России против ее разрушителей.


Я намеренно не касался стихов П. Васильева, чтобы не быть обвиненным во вкусовщине. Но что значит "историческая Россия"? Почему с определенного времени (надо полагать, после 1917 года?) ее нужно считать "неисторической"? И - самое главное - где в творчестве П. Васильева есть этому подтверждение? Он был общественно и политически неустойчив, но ведь Ленина и революцию по своему чтил.

И еще. Не в первый раз приходится читать, что творчество наследников т.н. "серебряного века", в частности, П. Васильева, следует понимать в контексте национальной идеи. Вот и Н. Сидорина утверждает, что "эпический дар" поэта "объемлет пласты многих культур и свидетельствует о возможности примирения Востока с Западом в едином евразийском пространстве". Спрашивается: а чем Пушкин не угодил? Почему надо избирать новых кумиров (тем паче что у разных авторов они будут разные), между тем как Пушкин как никто объемлет всех и вся в русской культуре? Притом объямлет гармонически, а не надрывно-бунтарски.

Константин В. / 05.01.2023, 18:57

5. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II:

Следователи мучили.

4. Ответ на 2 и 3х

Надо научиться отличать Божий дар от яичницы, приготовленной в московской квартире или в армейских условиях. Та же история с Лермонтовым. Пытаются доказать, что у него был плохой характер. А Мартынов тоже писал стихи. Полное непонимание истинной поэзии. Павел Васильев защитник исторической России против ее разрушителей.

3. Ремарка

К большому сожалению, и здесь, как во множестве других публикаций, односторонне охарактеризован замечательный поэт Джек Алтаузен, будто бы и славный одной только ссорой с П. Васильевым.

А ведь когда-то вся страна знала и пела его песню "Бушует полярное море..."


Стоит также напомнить, что весной 1942 года работник фронтовой газеты, старший политрук Алтаузен, отказавшись эвакуироваться, сложил свою голову под Харьковом.


Вот его последние стихи, сейчас актуальные как никогда:


"...Так пусть же они не уйдут от расплаты,


Пусть штык их находит и пуля берет,


Так пусть на куски их разносит граната:


Коль враг не сдается, то пусть он умрет.



Такую друг другу мы дали поруку,


Такими Отчизна взлелеяла нас,


И Гитлер, над нами вздымающий руку,


От нашей руки погибает сейчас.



На снежных полях завывают метели,


По тропам широким идем мы вперед,


И Сталин в суконной солдатской шинели


К победе и славе ведет весь народ".

Константин В. / 05.01.2023, 14:47

2. Маклера, маклера, маклера...

Беда с этими асоветистами. У них один бизнес - продать судьбу любого поэта, как их мучали следователи, - это купят многие, пускай за пятак, но барыш всё равно будет. Да и те, кто дал социальный заказ на разоблачение большевицких репрессий, тоже достанет из мошны для исполнителя рубль-другой.
Я вот читал много толковых материалов и о судьбе Павла Васильева. Необъективность автора просто глаз режет (или ухо?). Вот хоть немного бы, просто для объективности, написать о том, как безалаберно вёл себя Васильев. Это не оправдывает того, как с ним поступили, но ведь асоветисты так любят "правду", ну и говорите её.
А одна из правд в том, что это в Америке, как отметил Есенин, всё покупается и продаётся, а в СССР Гризодубова и Осипенко не за деньги, а ради служения Отечеству совершали свои подвиги. Антисоветчики, вы же искажаете облик Родины, будьте правдивы во всём и до конца, а не только в разоблачении большевицких "зверств".

1. Судьба Поэта

Стихотворцев много. Истинных поэтов мало. Они не только расширяют духовное пространство России, но, будучи посланцами свыше, держат её Небо.  Их творчество вытекает из Господней молитвы. Поэтому отнюдь не случайно они гонимы. Более того, их вытесняют из жизни. А в наши дни мир забыл, что истинная поэзия необходима для духовного развития человека, по сути, с колыбели.  Наталья Сидорина верно подметила разницу между животворящим Словом и лукавством, заселившим эфир.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Сидорина
Пасха
Стихи
06.05.2023
Человек состоит из Памяти…
К 90-летию А.Н. Зелинского
22.02.2023
Сергей Есенин в Стране негодяев
К 97-летию со дня убийства
26.12.2022
Ревизия государственной тайны
Ответ В.В.Бойко-Великому
28.11.2022
День памяти Сергея Клычкова
К 85-летию трагической гибели (1889 – 1937)
07.10.2022
Все статьи Наталья Сидорина
Бывший СССР
Православный тюркский гагаузский народ подвергнется этноциду
Если Русская Армия не освободит Одессу
17.05.2024
День памяти Императрицы Елизаветы Алексеевны
Сегодня также мы вспоминаем покорителя Средней Азии генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана, писательницу Е.А.Краснову, физика кн. Б.Б.Голицына, военного лётчика В.М.Голубева, директора Ботанического института АН СССР П.А.Баранова, адмирала А.Г.Головко и генерал-полковника И.А.Шевцова
17.05.2024
Очередная мировая
Она не прекращается в течение многих десятилетий, начиная с 1914 года
16.05.2024
День памяти преподобного Феодосия Печерского
Сегодня мы также вспоминаем А.П.Ганнибала, В.А.Тропинина, К.Д.Кавелина, Д.Н.Хорвата, Н.Н.Блохина и П.Г.Громушкина
16.05.2024
«Эпоха идеологий прошла»
Попытка насадить единую идеологию – верный путь к гражданской войне
15.05.2024
Все статьи темы
Иосиф Сталин
Сталин и Жуков
По страницам воспоминаний маршала Александра Голованова
15.05.2024
Нам определено быть ковчегом Православной веры
Победы над таким злом, каким была нацистская Германия, без Божией помощи быть не могло
14.05.2024
«Россия воскресает после катастрофы 1991 года»
В выжженной либерализмом земле рождается воскресительная идеология новой России
13.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от С. Югов
17.05.2024 19:12
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от С. Югов
17.05.2024 18:48
Иного варианта у нас нет
Новый комментарий от С. Югов
17.05.2024 18:33
Не просто конфликт интересов: на Украине решается судьба мира
Новый комментарий от Игорь Бондарев
17.05.2024 18:25
«Украина — страна победившего сатанизма»
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2024 16:23
«Вечной дружбы в политике не бывает»
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2024 16:12