Раз-два – и в ПТУ

Для большинства производимых в обществе работ требуется твёрдое среднее специальное образование

0
1
Время на чтение 5 минут

Источник: газета ЗАВТРА

Госдума разрешила девятиклассникам сдавать только два предмета вместо четырёх для окончания школы и поступления в колледжи. Тем, кто намерен пойти в десятый класс и после окончания школы продолжить обучение в вузе, придётся по-прежнему сдавать экзамен по четырём предметам. Причём если будет завален хоть один их них, то в деcятый класс могут не принять. Пока это касается только учеников школ Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области, которые оканчивают девятый класс в 2025 году, но в случае успеха эксперимент могут распространить и на другие регионы, - сообщает Лента.ру.

За образование, кажется, взялись всерьёз. Похоже, пробивает себе дорогу мысль, которая мне всегда казалась очевидной: для большинства производимых в обществе работ требуется твёрдое среднее специальное образование. Об этом я пишу уж лет пятнадцать.

Повторю в который уж раз, чем высшее образование отличается от среднего специального. Высшее нацелено на создание чего-то нового, а среднее специальное – на умелое, квалифицированное использование того, что уже создано. Разумеется, есть какие-то детали, особые случаи, но в целом – так. Высшее образование – это образование на уровне высших достижений в данной области. Совершенно очевидно, что постичь эти высшие достижения и создавать что-то новое могут далеко не все подряд. По моему впечатлению, таких не более 10% всех, кто кончает школу. Сколько ни учи тех, кто к этому не способен – ничему не научишь, а выйдет один лишь симулякр. Его мы и наблюдаем постоянно, взглянув окрест себя. В наши дни разнузданного эгалитаризма и безграничной политкорректности говорить о принципиальной неспособности кого-то к чему-то как-то не комильфотно и почти опасно, но – так уж Господь управил: способности у людей разные. И по направленности, и по размеру.

Да, можно опустить уровень преподавания до такой отметки, что это становится доступным практически любой аудитории (что в реальности и происходит), но обороть природу невозможно: высшее образование того, кто к нему не способен, было и остаётся имитативным. От него не будет пользы, а будет вред. Вред обществу, государству, народному хозяйству оттого, что человек, способный научиться и делать полезное дело, вместо этого провёл пять лет, ничему толком не научившись и не овладев никакой специальностью. И ему самому вред, потому что кроме общего раздражения на жизнь его имитативное образование ничего не даёт, а никакой полезной специальности у него нет. В 22-23 года он как был tabula rasa, так ею и остался. Поверхностное ознакомление с какими-то там экономиксами, теориями государства и права, психологиями, социологиями и прочими теориями выеденного яйца раздражение на жизнь только усугубляет: «Я специалист по международным отношениям, а мне на складе ящики переставлять», как сказал мне один рассерженный молодой человек с высшим образованием.

Так вот теперь молодых людей пытаются отвадить от привычки сначала отсиживать старшие классы, натаскивая на ЕГЭ, и затем получать абы какое высшее образование. Вместо этого их пытаются на льготных условиях заманить в профессионально-техническую школу для получения нужной и практичной профессии. Пока это делается в порядке эксперимента. Вот суть нововведения. Будет ли оно удачным? Подозреваю, не очень.

Давайте на всякий случай вспомним, что такое среднее специальное образование. Это вовсе не плоховатое высшее – это образование, нацеленное на практическую работу по известным прописям и инструкциям. Это не создание нового, а квалифицированное исполнение того, что уже известно. Заводской мастер, учительница начальных классов, преподавательница иностранного языка, акушерка – всё это, ежели по уму, работники со средним специальным образованием. Она знают своё дело и своё ремесло. Так, собственно, и было в прошлом – пока не наводнили всё жизненное пространство всякого рода «университетами». Мой отец, инженер, учившийся после Великой Отечественной войны, рассказывал, что их учили так: на каждого инженера на производстве должно быть три техника.

В 70-е годы, когда он это рассказывал, соотношение было близким к обратному: уже в хрущёвские времена началось бесконтрольное разбухание вузов. Ну а после падения СССР социальная распущенность достигла не представимого в прежнее время объёма и размаха: в каждой подворотне стали открывать какое-нибудь гуманитарное заведение, выписывающее на выходе «диплом государственного образца». В результате все – повторюсь: ВСЕ! – выпускники средней школы имеют статистическую возможность поступить в какой-нибудь вуз. Для ВСЕХ заготовлено статистическое место.

В постсоветские годы сложилось такое явление: работодатели стали требовать высшего образования при приёме на любую работу. И не потому, что там действительно надо что-то знать или уметь – упаси, Боже! Просто лицо, не имеющее диплома в наши дни – это с высокой степенью вероятности обитатель дна. Во всяком случае, в Москве это так, а Москва, как известно, задаёт тон всей стране. Хоть какой-нибудь «эколого-статистический», а кончить надо – так рассуждают и бабушки-мамушки, и сами выпускники. В результате любой и каждый может поступить, например, в какой-нибудь университет «Синергия» и благополучно получить диплом. Почему? Да по чисто статистическим основаниям. Я где-то уже приводила эти впечатлившие меня цифры: в материале ТАСС от 5 июля 2024 года со ссылкой на вице-премьера Т. Голикову сообщалось, что в том году было выпущено 635 тыс. учеников полной средней школы, а контрольные цифры приёма в вузы – 621 321. При этом более 60% выпускников школы поступили на бюджет.

И вот теперь этот поток робко пытаются перенаправить – в сторону среднего специального. Для этого попробуют разрешить поступать в колледж, сдав лишь один экзамен после 9-го класса. Но, товарищи дорогие, чтобы перенаправить поток, нужно новое русло и дамба, перекрывающая старое.

Вот она-то, дамба, и не предусмотрена!

Старшие классы, а затем все эти «политико-культурологические факультеты» - продолжают жить и здравствовать. А значит, в их русло будут утекать молодые люди, которые нужны совсем в другом месте.

Мало того, поступление в колледж после сдачи одного экзамена вместо двух – это накладывает на этот жизненный путь печать второсортности: все приличные люди продолжают сидеть в школе, а тебя, дурака, выгоняют после сдачи одного экзамена, только уйди. Это унижает человека и делает колледжи ещё менее престижными, чем это было в мои школьные дни (в 70-е годы), когда всё-таки все сдавали одинаковое количество экзаменов. В мою юность в ПТУ выгоняли, а более-менее приличные школьники оставались досиживать старшие классы. Этот опыт ничего не говорит реформаторам или его забыли?

Единственно разумным и не оскорбительным для молодых людей способом мотивировать их идти после 9-го класса в средние специальные учебные заведения – это одновременно проведённые два мероприятия.

1) отменить старшие классы вообще, заменив их специализированным обучением в другом месте, в другом здании с другими учителями.

2) ликвидировать бесчисленные гуманитарные вузы, щедрой рукой выписывающие «дипломы государственного образца». Ну, пусть не ликвидировать, но перевести в статус народного университета культуры. Поставить серьёзные преграды перед поступлением в гуманитарные заведения, вроде знания древних языков, чтобы туда не шли просто для продления счастливого детства.

3) запретить работодателям требовать диплома там, где он не нужен, в особенности «диплома вообще», т.е. любого диплома.

Нужно разъяснять школярам и их родителям, что среднее специальное заведение – это нормальный и хороший жизненный путь, вовсе не закрывающий дорогу к высшему образованию, если оно тебе понадобится, а общая культура достигается не только сидением в вузах, но и посещением музеев, выставок и – главное – чтением разумных и полезных книг. А этому следует учить даже не в средней – в начальной школе.

Вот при одновременном осуществлением всех трёх вышеперечисленных мероприятий – среднее специальное образование со значительной долей вероятности превратится в нормальный и желанный жизненный путь молодого человека. Это принесёт огромную пользу и народному хозяйству в целом, и, безусловно, самим школярам. А попытка дёшево отделаться с помощью маленького бюрократического фокуса – нет, не принесёт. А нам надо думать об автаркии и новой индустриализации. Кто её делать-то будет – клиенты «политико-филологических» богоделен? Вот именно…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Воеводина
Участие в прибылях и убытках
О солидаризме и участии трудящихся в управлении бизнесом
18.03.2025
Не про Америку и не про Трампа
Об идеологическом стержне общества
15.03.2025
Социальные последствия искусственного интеллекта
Необратимое оглупление детей и молодёжи вследствие внедрения ИИ в образование
07.03.2025
«Рабствуем умами»
О борьбе с англицизмами
24.02.2025
Все статьи Татьяна Воеводина
Последние комментарии
Прости нас, Государь, за измену, трусость и обман!
Новый комментарий от Бузина Олесь
20.05.2025 20:03
«Великолепный» тон и дух беседы
Новый комментарий от Александр Т
20.05.2025 16:41
Эпоха информации
Новый комментарий от ОСт
20.05.2025 16:31
Молитвы Святого Царя-Мученика Николая о России
Новый комментарий от Александр Волков
20.05.2025 16:00
Как адмирал Николай Эссен сорвал германский блицкриг
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
20.05.2025 15:25
«Нас от упёртой наивности вылечил коллективный Запад...»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
20.05.2025 14:54