Глобальный социум и судьба России

Идеологическое возрождение требует восстановления прав религии и разработки целостного научно-философского мировоззрения

Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
3
Время на чтение 7 минут
Фото: из личного архива автора

Современный социум переживает в своём историческом росте эпоху глобализации человеческого сообщества, всё отчетливее испытывая на себе влияние универсальных зависимостей, управляющих всемирным развитием, подчиняющих действия людей всеобщим законам и требующих от них максимально продуманных решений как необходимого условия в претворении разумного будущего, как главного фактора самосохранения. Слово «глобальный» происходит (от франц. global – всеобщий, от лат. globus – шар) – «охватывающий весь земной шар; всемирный». Полярные, всемирные силы Любви и Ненависти, единения и отторжения, согласия и раздора, переплетаясь между собой, борются за власть над окружающей человека действительностью, предоставляя ему право свободы воли в поддержке одной из сторон.

Начальный этап глобализации общественной жизни обозначен реалиями ХХ века с его революционными изломами, двумя мировыми войнами, противоборством геополитических систем капитализма и социализма с распадом последнего, процессом политической деколонизации народов и осуществлением информационной революции в средствах общения людей, сохранения и ретрансляции информации. Вместе с усилением в социуме глобальных процессов нарастает и вал всемирных проблем – государственно-политических, природно-экологических, этнокультурных, обусловленных «отставанием» духовной энергии общества от запросов социальной практики, несоответствием принимаемых людьми решений требованиям общественной жизни. Интеллектуальным средоточием в реализации практических способностей глобального социума становится в ХХ столетии наука, оттеснившая от рулей социального управления религию и зафиксировавшая свое подключение к современной истории человечества разрушительной мощью атомных взрывов и выходом человека в космос. Эти два альтернативных вектора исторического будущего человечества – либо гибель цивилизации в ядерном Апокалипсисе, о чем предупреждали людей религиозные провидцы прошлых столетий, либо освоение космических просторов на основе открытий научного разума.

Христианство, выступая среди мировых религий наиболее гуманистической, «спасительной», созидательной версией теоцентристского мировоззрения, тем не менее, предрекает человечеству «Конец света» как катастрофическое завершение самовольной, «греховной» жизни мировой цивилизации, оборвавшей духовную связь с Богом. «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Апок. 10: 5-6). А темпоральный алгоритм «научной проекции» мирового развития указывает своей количественной динамикой на текущий 21 век как историческое завершение жизни человеческого сообщества (Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011). Ныне глобальный социум стремительно приближается к своей жизненной черте, к собственной гибели в результате либо военно-политического конфликта ядерных держав, либо природно-экологического коллапса, либо духовно-нравственного разложения человечества, а скорее всего – в результате действия вех этих факторов.

Но в евангельских текстах наряду с катастрофической версией конечной судьбы рода человеческого имеется также указание на благодатный, «небесно-познавательный путь» духовного совершенствования людей на основе усмирения в их коллективной практике субъективного произвола, нейтрализации взаимной вражды и насилия с переводом действий гражданских масс в режим сотрудничества и взаимопонимания на основе постижения созидательной логики природных процессов, запечатлевших разумную волю Бога-Творца и открытых для чувственного восприятия. Этот небесно-познавательный путь указал людям Иисус Христос в своей Нагорной проповеди. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43-45). Другими словами: чем больше люди будут руководствоваться в своих действиях объективными, природно-космическими законами, тем полнее их действия будут соответствовать конструктивному Замыслу Божественного Творца, устраняя этим угрозу самоуничтожения человечества.

Таким образом, Евангелие содержит в себе два варианта конечного будущего человечества – разрушительного и созидательного, губительного и благодатного, действительная реализация которых будет определяться нравственным выбором человечества в практических установках между Миром или Войной, Созиданием или Разрушением. На рубеже 20-21 веков наиболее зримой угрозой для реализации конструктивного будущего человечества стало крушение на мировой арене СССР как глобального «удерживающего фактора» в обуздании агрессивных сил Западной цивилизации, настроенной на сохранение любыми средствами своих лидирующих позиций в глобальном социуме и практически нацеленной на подрыв духовного единства Русского мира как нравственного ядра постсоветской России в сопротивлении диктатуре Запада. К сожалению, надо признать, что Запад достиг своих целей по расколу «православного триединства» Русского мира в этнокультурном составе из малороссов, великороссов и белорусов.

Основные вехи гражданского движения постсоветской РФ к сегодняшнему пагубному расколу были обозначены следующим рядом событий. «Первым после развала СССР «социальным предупреждением» для постсоветской РФ стал государственный кризис 1993 года в силовом столкновении представителей центральных органов президентской и парламентской систем власти, «разрешённый» президентской командой огнём танковых орудий по защитникам парламентских полномочий Белого Дома. Вторым грозным предупреждением постсоветской России о возможной дестабилизации национально-территориальных оснований системы государственного управления страной стала «Чеченская война» 1994-1996 и 1999-2000 годов. Третьим символическим предзнаменованием для России стал вооруженный переворот 2014 года в Киеве с его безумной русофобией, нацеленной на искоренение общерусских корней украинского общества, в том числе и православно-духовных традиций. Попытка Кремля силами СВО пробудить в украинском социуме разумные потенциалы народного примирения вызвала обратный эффект и привела к открытому вмешательству в украинский конфликт стран Запада как поставщиков Киеву военных и финансовых ресурсов, что практически втягивает их в противоборство с Россией, вплотную приближая мир к ядерному Апокалипсису» (Л.А. Гореликов, Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.29228, 22.11.2024).

Нынешняя вера Кремля в ядерное оружие России как надежный гарант ее защищенности от опасности исторического крушения мало учитывает роль внутреннего, духовного, идеологического фактора как определяющей силы в обеспечении политической надёжности общественного организма. Обладание значительным ядерным арсеналом не спасло СССР от распада из-за идеологического разложения политического руководства советской страны и утраты ее гражданами веры в достоверность коммунистических идеалов. Стратегическая «инициатива» Аллена Даллеса» по идеологическому обрушению СССР продолжает ныне действовать против России, убедительным свидетельством чего служит статья №13 Конституции РФ от Ельцина, запрещающая россиянам иметь государственную идеологию. Такое положение дел крайне опасно для будущего России, так как государство, лишенное собственной идеологии, подобно кораблю, лишенному карты своего движения в мировом океане.

Для начала духовного пробуждения российского общества нужно прежде всего социально укрепить жизненную силу «традиционных ценностей», собранных и хранимых в религиозном опыте народных масс. Поэтому первым разумным шагом России к духовному возрождению страны должно стать исправление статьи №14 (пункт 2) Конституции РФ об отделении религиозных объединений от государства. Только церквам по силам хранить «идейную чистоту» традиции: поэтому представители мировых религий должны быть явочным порядком введены в верховные органы государственной власти России.

Вторым шагом в духовном возрождении российского социума должна стать зримая консолидация творческих сил отечественной научно-технической мысли, способная эффективно противостоять санкционному давлению на Россию стран западной коалиции и обеспечивать рост ее технологических возможностей по защите национального суверенитета. Важнейшим условием продуктивной реализации научно-технической мысли является формирование адекватного научно-философского мировоззрения, способного «заглянуть в будущее», предвидеть будущее.

Поэтому третьим идеологическим шагом в духовном возрождении российского социума должна стать «проектная» разработка «передового», предельно «целостного» научно-философского мировоззрения, обращенного в будущее как идейную основу перспективной общественной практики. Только реальный концептуальный прорыв в интеллектуальном, научно-философском познании мировой целостности способен защитить Россию от агрессии Запада и спасти мир от ядерной катастрофы. «Спасением для России от исторической трагедии в столкновении с объединенными силами Западной цивилизации может стать лишь интеллектуальное преображение российского общества, его научно-философский концептуальный прорыв в постижении природной и социальной реальности: лишь Русская глобальная научно-философская революция в познании окружающей действительности способна спасти Россию, а с нею и весь мир, от ядерного самоуничтожения, вывести все человечество из исторического тупика олигархического общества» (Л.А. Гореликов, Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.29228, 22.11.2024).

Если религия хранит главные, «священные» традиции прошлого, а наука питает жизненные силы, практический опыт настоящего, то горизонт будущего озаряется умозрительными интуициями философии, намечающими разумные ориентиры продвижения России в будущее. Таким образом, идеологическое возрождение России требует полноценного восстановления гражданских прав религии, интенсификации усилий науки в решении проблем общественной практики, разработки предельно целостного научно-философского мировоззрения, способного «заглянуть в будущее».

Лев Александрович Гореликов, д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Александрович Гореликов
Если завтра война…
Реалии постсоветской действительности требуют от России новых концептуальных подходов в разрешении глобальных проблем
24.07.2025
Глобальные парадигмы в российской научно-философской мысли постсоветской эпохи
Если государство не услышит голоса отечественных идеологов, то оно последует наставлениям чужеродного разума
21.05.2025
Истинная природа «собственности» в становлении глобального социума
«Общественная собственность» пробуждает и воспитывает в человеке не «эгоистическое», а коллективистское самосознание, научая людей не разделять мир на «мое» и «твое», а видеть в нем «наше» общее Вселенское достояние
08.05.2025
Ноосфернаая парадигма как концептуальный ориентир космической стратегии России в XXI веке
Главное достоинство ноосферной картины мира заключается в содержательной полноте и логической последовательности научно-философской мысли при описании мировой целостности как динамической системы ее основных организационных уровней
26.04.2025
Все статьи Лев Александрович Гореликов
Русская цивилизация и Запад
Метафизика Черносотенства – энергетика Православного Логоса
Это не только прошлое, но код выживания грядущей Империи
24.11.2025
Возрождение русского имперского стержня
Россия ныне на судьбоносном этапе незавершённого самоопределения
20.11.2025
Преодоление нацизма и неонацизма — задача вселенского значения
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVII Всемирного русского народного собора
19.11.2025
Стратегический нарратив
Ключевая проблема — статус русских
19.11.2025
Идеи и загадки идеологической секции ВРНС
В Москве начал работу XXVII Всемирный русский народный собор
18.11.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
За решётку за вольнодумство
Из переписки политических узников стран Балтии
24.11.2025
К 120-летию Союза русского народа
Почему Чёрная сотня так и не стала «Николаевской опричниной»?
21.11.2025
Михаил Архангел идёт и порядок наведёт!
О новом мирном «плане Трампа» и задачах России
21.11.2025
Первый Русский форум для «первых русских»?
Одни русские патриоты разрабатывают идеологию без других русских патриотов и даже вопреки другим русским патриотам
21.11.2025
Психодрама Духа и Власти
России нужна реинтеграция сакрального и государственного начал
21.11.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Клуб русской цивилизации имени Достоевского
Новый комментарий от ABRACADABRA
23.11.2025 19:02
Россия – прежде всего в Душе народной…
Новый комментарий от Бузина Олесь
23.11.2025 17:05
Первый Русский форум для «первых русских»?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.11.2025 14:51
К 120-летию Союза русского народа
Новый комментарий от Алекс
23.11.2025 13:31
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Тимофеев Александр
23.11.2025 11:10
Приговор суда – убийство православного человека!
Новый комментарий от Калужанин
23.11.2025 10:16