Современный социум переживает в своём историческом росте эпоху глобализации человеческого сообщества, всё отчетливее испытывая на себе влияние универсальных зависимостей, управляющих всемирным развитием, подчиняющих действия людей всеобщим законам и требующих от них максимально продуманных решений как необходимого условия в претворении разумного будущего, как главного фактора самосохранения. Слово «глобальный» происходит (от франц. global – всеобщий, от лат. globus – шар) – «охватывающий весь земной шар; всемирный». Полярные, всемирные силы Любви и Ненависти, единения и отторжения, согласия и раздора, переплетаясь между собой, борются за власть над окружающей человека действительностью, предоставляя ему право свободы воли в поддержке одной из сторон.
Начальный этап глобализации общественной жизни обозначен реалиями ХХ века с его революционными изломами, двумя мировыми войнами, противоборством геополитических систем капитализма и социализма с распадом последнего, процессом политической деколонизации народов и осуществлением информационной революции в средствах общения людей, сохранения и ретрансляции информации. Вместе с усилением в социуме глобальных процессов нарастает и вал всемирных проблем – государственно-политических, природно-экологических, этнокультурных, обусловленных «отставанием» духовной энергии общества от запросов социальной практики, несоответствием принимаемых людьми решений требованиям общественной жизни. Интеллектуальным средоточием в реализации практических способностей глобального социума становится в ХХ столетии наука, оттеснившая от рулей социального управления религию и зафиксировавшая свое подключение к современной истории человечества разрушительной мощью атомных взрывов и выходом человека в космос. Эти два альтернативных вектора исторического будущего человечества – либо гибель цивилизации в ядерном Апокалипсисе, о чем предупреждали людей религиозные провидцы прошлых столетий, либо освоение космических просторов на основе открытий научного разума.
Христианство, выступая среди мировых религий наиболее гуманистической, «спасительной», созидательной версией теоцентристского мировоззрения, тем не менее, предрекает человечеству «Конец света» как катастрофическое завершение самовольной, «греховной» жизни мировой цивилизации, оборвавшей духовную связь с Богом. «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Апок. 10: 5-6). А темпоральный алгоритм «научной проекции» мирового развития указывает своей количественной динамикой на текущий 21 век как историческое завершение жизни человеческого сообщества (Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011). Ныне глобальный социум стремительно приближается к своей жизненной черте, к собственной гибели в результате либо военно-политического конфликта ядерных держав, либо природно-экологического коллапса, либо духовно-нравственного разложения человечества, а скорее всего – в результате действия вех этих факторов.
Но в евангельских текстах наряду с катастрофической версией конечной судьбы рода человеческого имеется также указание на благодатный, «небесно-познавательный путь» духовного совершенствования людей на основе усмирения в их коллективной практике субъективного произвола, нейтрализации взаимной вражды и насилия с переводом действий гражданских масс в режим сотрудничества и взаимопонимания на основе постижения созидательной логики природных процессов, запечатлевших разумную волю Бога-Творца и открытых для чувственного восприятия. Этот небесно-познавательный путь указал людям Иисус Христос в своей Нагорной проповеди. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43-45). Другими словами: чем больше люди будут руководствоваться в своих действиях объективными, природно-космическими законами, тем полнее их действия будут соответствовать конструктивному Замыслу Божественного Творца, устраняя этим угрозу самоуничтожения человечества.
Таким образом, Евангелие содержит в себе два варианта конечного будущего человечества – разрушительного и созидательного, губительного и благодатного, действительная реализация которых будет определяться нравственным выбором человечества в практических установках между Миром или Войной, Созиданием или Разрушением. На рубеже 20-21 веков наиболее зримой угрозой для реализации конструктивного будущего человечества стало крушение на мировой арене СССР как глобального «удерживающего фактора» в обуздании агрессивных сил Западной цивилизации, настроенной на сохранение любыми средствами своих лидирующих позиций в глобальном социуме и практически нацеленной на подрыв духовного единства Русского мира как нравственного ядра постсоветской России в сопротивлении диктатуре Запада. К сожалению, надо признать, что Запад достиг своих целей по расколу «православного триединства» Русского мира в этнокультурном составе из малороссов, великороссов и белорусов.
Основные вехи гражданского движения постсоветской РФ к сегодняшнему пагубному расколу были обозначены следующим рядом событий. «Первым после развала СССР «социальным предупреждением» для постсоветской РФ стал государственный кризис 1993 года в силовом столкновении представителей центральных органов президентской и парламентской систем власти, «разрешённый» президентской командой огнём танковых орудий по защитникам парламентских полномочий Белого Дома. Вторым грозным предупреждением постсоветской России о возможной дестабилизации национально-территориальных оснований системы государственного управления страной стала «Чеченская война» 1994-1996 и 1999-2000 годов. Третьим символическим предзнаменованием для России стал вооруженный переворот 2014 года в Киеве с его безумной русофобией, нацеленной на искоренение общерусских корней украинского общества, в том числе и православно-духовных традиций. Попытка Кремля силами СВО пробудить в украинском социуме разумные потенциалы народного примирения вызвала обратный эффект и привела к открытому вмешательству в украинский конфликт стран Запада как поставщиков Киеву военных и финансовых ресурсов, что практически втягивает их в противоборство с Россией, вплотную приближая мир к ядерному Апокалипсису» (Л.А. Гореликов, Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.29228, 22.11.2024).
Нынешняя вера Кремля в ядерное оружие России как надежный гарант ее защищенности от опасности исторического крушения мало учитывает роль внутреннего, духовного, идеологического фактора как определяющей силы в обеспечении политической надёжности общественного организма. Обладание значительным ядерным арсеналом не спасло СССР от распада из-за идеологического разложения политического руководства советской страны и утраты ее гражданами веры в достоверность коммунистических идеалов. Стратегическая «инициатива» Аллена Даллеса» по идеологическому обрушению СССР продолжает ныне действовать против России, убедительным свидетельством чего служит статья №13 Конституции РФ от Ельцина, запрещающая россиянам иметь государственную идеологию. Такое положение дел крайне опасно для будущего России, так как государство, лишенное собственной идеологии, подобно кораблю, лишенному карты своего движения в мировом океане.
Для начала духовного пробуждения российского общества нужно прежде всего социально укрепить жизненную силу «традиционных ценностей», собранных и хранимых в религиозном опыте народных масс. Поэтому первым разумным шагом России к духовному возрождению страны должно стать исправление статьи №14 (пункт 2) Конституции РФ об отделении религиозных объединений от государства. Только церквам по силам хранить «идейную чистоту» традиции: поэтому представители мировых религий должны быть явочным порядком введены в верховные органы государственной власти России.
Вторым шагом в духовном возрождении российского социума должна стать зримая консолидация творческих сил отечественной научно-технической мысли, способная эффективно противостоять санкционному давлению на Россию стран западной коалиции и обеспечивать рост ее технологических возможностей по защите национального суверенитета. Важнейшим условием продуктивной реализации научно-технической мысли является формирование адекватного научно-философского мировоззрения, способного «заглянуть в будущее», предвидеть будущее.
Поэтому третьим идеологическим шагом в духовном возрождении российского социума должна стать «проектная» разработка «передового», предельно «целостного» научно-философского мировоззрения, обращенного в будущее как идейную основу перспективной общественной практики. Только реальный концептуальный прорыв в интеллектуальном, научно-философском познании мировой целостности способен защитить Россию от агрессии Запада и спасти мир от ядерной катастрофы. «Спасением для России от исторической трагедии в столкновении с объединенными силами Западной цивилизации может стать лишь интеллектуальное преображение российского общества, его научно-философский концептуальный прорыв в постижении природной и социальной реальности: лишь Русская глобальная научно-философская революция в познании окружающей действительности способна спасти Россию, а с нею и весь мир, от ядерного самоуничтожения, вывести все человечество из исторического тупика олигархического общества» (Л.А. Гореликов, Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.29228, 22.11.2024).
Если религия хранит главные, «священные» традиции прошлого, а наука питает жизненные силы, практический опыт настоящего, то горизонт будущего озаряется умозрительными интуициями философии, намечающими разумные ориентиры продвижения России в будущее. Таким образом, идеологическое возрождение России требует полноценного восстановления гражданских прав религии, интенсификации усилий науки в решении проблем общественной практики, разработки предельно целостного научно-философского мировоззрения, способного «заглянуть в будущее».
Лев Александрович Гореликов, д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

