«Он был столь же прост, сколь и велик»

Из цикла «Великие мужи России» - выдающийся математик Михаил Алексеевич Лаврентьев

Бывший СССР 
0
218
Время на чтение 7 минут

125 лет назад, 19 ноября 1900 года, начался жизненный путь одного из величайших ученых ХХ века, выдающегося математика и механика, крупнейшего специалиста в области теории функций комплексного переменного, вариационного анализа и математической физики, академика, вице-президента Академии наук (АН) СССР, члена ряда зарубежных академий, вице-президента Международного математического союза, лауреата двух Сталинских и Ленинской премий, кавалера 5-ти орденов Ленина, Героя Социалистического Труда Михаила Алексеевича Лаврентьева.

Родился он в Казани в семье профессора математики, окончил МГУ, преподавал в МГУ, МВТУ и в других московских вузах. В 1920-е годы под руководством замечательного ученого Н.Н. Лузина занимался в кружке молодых математиков, в шутку называвшемся «Лузитанией»

Параллельно, по приглашению С.А. Чаплыгина, разрабатывал в знаменитом ЦАГИ (Центральном аэрогилролинамическом институте) теорию колеблющегося крыла, движения крыла над поверхностью жидкости (экранный эффект), удара твёрдого тела о воду (актуальная задача для гидропланов и морских торпед), решал и множество других научных вопросов практического значения.

В 1939 г. на выборах в АН СССР он имел наивысшие шансы, но предпочтение было отдано не ему, а другому математику (тоже видному, но более пронырливому), выходцу из этого кружка, который в 1937 г. активно участвовал в политической травле своего учителя Н.Н. Лузина. В том же году Лаврентьеву была предложена работа в АН УССР, где он был избран академиком и несколько лет проработал на посту директора Института математики.

Там М.А. Лаврентьев много сил отдал работе над теорией взрывов и создал теорию струйных потоков газов (1940 г.), на основе которой были разработаны кумулятивные боеприпасы, в их числе бомбы массой всего 2,5 кг, прожигавшие насквозь броню немецких танков. В годы войны, в эвакуации в Уфе, решал важнейшие научно-технические задачи военного характера. После войны, будучи вице-президентом республиканской академии, много сил и энергии отдал восстановлению ее полноценной работы. В 1946 году был избран действительным членом АН СССР

В 1948 году, вернувшись в Москву, стал заведовать кафедрой математики физико-технического факультета МГУ, преобразованного в 1951 г. в знаменитый МФТИ, в котором создал специализированное направление по теории взрывов, а позднее заведовал кафедрой быстропротекающих процессов. С 1950 года параллельно возглавил Институт точной механики и вычислительных процессов АН СССР, в котором в кратчайшие сроки были разработаны первые отечественные ЭВМ.

В 1953 г. в правительство поступило письмо от руководства ядерного центра («Арзамас-16»): «Просим перевести товарища Лаврентьева М. А. в КБ-11 с тем, чтобы он возглавил работу по исследованию обжатия с помощью осесимметричных систем в первую очередь применительно к артиллерийским вариантам. Привлечение т. Лаврентьева М. А. в качестве руководящего работника КБ-11 будет весьма важно, как для успешного развития новых работ, так и вообще для укрепления научного руководства в КБ-11». Лаврентьев проработал в «Арзамасе-16» два года, успешно решив ряд важных задач оборонного характера.

Имя знаменитого ученого имело высочайший авторитет в научном мире, но всенародную славу он получил как выдающийся государственный деятель. В СССР тогда, по существу, было два мощных научных центра – в Москве и Ленинграде, что, как показал опыт войны, не гарантировало «научной безопасности» государства. По инициативе Михаила Алексеевича 18 мая 1957 года правительство приняло постановление о создании под Новосибирском третьего научного центра – Сибирского отделения (СО) АН СССР, председателем которого Лаврентьев был 18 лет и сделал его одним из крупнейших в мире научных центров.

Одновременно он возглавлял Институт гидродинамики СО АН, который занимался исследованиями и открытиями в области физики взрыва и внес в этом направлении громадный вклад в теорию и практику.  Результаты исследований были востребованы не только в военном деле. Взрыв стали применять во многих мирных областях. В частности, направленными взрывами, рассчитанными в его институте, в урочище Медео была сооружена плотина высотой 150 м для защиты Алма-Аты от селевых потоков.

Это – хрестоматийно известная сторона деятельности Михаила Алексеевича, но была и другая, о которой не писали репортеры и не снимали телевизионные сюжеты. Большинство людей – и раньше, и нынче – стремится уехать из деревни в райцентр, из райцентра – в областной центр, из областного центра – в Москву или Ленинград (Петербург). В обратном направлении желающих единицы. Лаврентьев был одним из таких.

Мало того, что, будучи уже на склоне лет, он оставил устоявшуюся и очень комфортную столичную жизнь академика и переехал в Сибирь, по сути, в «голое поле», где поначалу пришлось жить в избушке с минимумом коммунальных удобств. Он сумел мобилизовать в Сибирь, практически на пустое место, целый ряд крупных учёных, которые возглавили институты и сформировали там свои научные школы. Он создал университет и «оснастил» его преподавателями мирового уровня. По его инициативе была создана Физико-математическая школа (ФМШ) – коллектор одаренных детей со всей Сибири и из инкубатор будущих видных ученых. Он же принял на себя громадный груз забот и ответственности, связанный с проектированием, строительством, оснащением Академгородка, его НИИ и университета приборами, техникой и оборудованием. А надо помнить, что местные власти во главе с 1-м секретарем обкома, членом ЦК КПСС Ф.С. Горячевым, не только без восторга отнеслись к созданию Академгородка, но и под разными предлогами саботировали его строительство. (Прожженный партийный функционер Горячев не верил, что Лаврентьев приехал сам, и всё доискивался, за что того сослали.)

В возрасте 75-ти лет Михаил Алексеевич передал руководство СО АН человеку нового, как теперь шутят, «застойного» поколения (к сожалению, личности несоизмеримо меньшего калибра) и вернулся в Москву, где прожил последние годы и где 45 лет назад, 15 октября 1980 года, окончил свой земной путь, но похоронить себя завещал в Академгородке – главном детище своей жизни. 

«Большой ученый, великий организатор науки, покровитель талантливых молодых ученых — таким вошел в историю науки М.А. Лаврентьев. А. Аганбегян, А. Александров, С. Буляев, Д. Буляев, Г. Будкер, Л. Канторович, Г. Марчук, Н. Скринский — все они в долгу перед ним за то, что он помог им сделать карьеру. Многие из них не оценили этого, пошли против него и способствовали его отставке с последнего высокого поста. Сложившаяся обстановка полностью изменила этого великодушного человека, он потерял прежнюю живость и неиссякаемый интерес к своему делу, стремление к новому. С 1975 года до конца своей жизни Лаврентьев не покидал Москвы. Лишенный активной научной деятельности, он быстро терял силы и скоро ушел из этого мира. Его кончина стала огромной потерей для ученых всего мира», – писал о нем один из его многочисленных учеников, член-корр. АН СССР Андрей (Андро) Бицадзе.

Он одинаковым тоном разговаривал со студентами и королями, часто приходил на очередное открытие Физико-математической школы (ФМШ), произносил перед «ФМШатами» короткую зажигательную речь, сам демонстрировал перед ними оригинальные физические опыты.

Бывший сотрудник Вычислительного центра СО АН В Сиротин вспоминал: «Когда я его впервые увидел “вживую”, мне было шестнадцать лет, а ему – семьдесят два года. Это произошло в Академгородке, на открытии Летней Физматшколы. …несколько сотен детей, последовательно выигравших промежуточные олимпиады, добрались до Академгородка и сидят в огромном, шикарном зале Дома Учёных в ожидании чуда. 
Организаторы тоже чего-то ждут и посматривают на входную дверь. 

И вот, она распахивается и через зал к сцене широкими шагами почти бежит высокий, очень энергичный старик. Он подходит к микрофону и начинает свою очень короткую, но очень яркую речь. Он обращается к нам как к взрослым. На полном серьёзе, без раздражавшего меня в учителях и комсомольцах двуличия, когда ты вроде бы уже и взрослый, но нам ты не равен. Михаил Алексеевич потряс нас прямым обращением, призывом непременно, уже в ближайшее время заняться наукой. “Самые светлые, прорывные научные идеи рождаются в совсем молодых головах. Таких, как ваши! “, – убеждённо говорит он. '’У нас, у стариков, и вон у них... “, – и он махнул рукой в сторону своих приблизительно тридцатилетних коллег, – “У нас  есть опыт и интуиция. Но идеи фонтанируют у нас плохо. Нет напора воды в кране. А вот у вас напор большой. И ничего, если идея окажется в конце концов пустой. Даже дурацкой. Вы её обмозгуете и созреете для новых идей. … Страна даёт вам шанс. Используйте его!”».

Он умел находить простые слова для громадной аудитории и нужные слова для высшего руководства страны, когда требовалось решать не решаемые в Новосибирске вопросы. Его ученики говорили: «Он был столь же прост, сколь и велик». Среди них были многие десятки докторов наук (в их числе и великий М.В. Келдыш), ставших сами наставниками сотен ученых следующего поколения.

«Честный ученый – очень емкое понятие. Оно не исчерпывается только тем, что такой исследователь не ворует идеи у своих учеников и коллег. Гораздо труднее оставаться честным, когда ученый должен подписать экспертизу, а его мнение не совпадает с тем, чего от него ждут», – писал М.А. Лаврентьев. Сам он был человеком безукоризненной честности – и в науке, и в административных делах, и в обыденной жизни.

Вот один из многочисленных примеров. Как писал в воспоминаниях сын Н.С. Хрущева Сергей, «Не сошлись Лаврентьев с отцом и в споре вокруг строительства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Отец поддерживал стройку – стране нужны были дешевые целлюлоза и бумага. Об экологии в то время серьезно не задумывались, считали, что природа справится с любыми отходами. В том, что природа не всесильна и даже смертна, в стране отдавали себе отчет единицы, в том числе и Лаврентьев. Он пошел к отцу, но понимания не встретил».

Таким же он воспитал и своего сына Михаила Михайловича, ставшего после смерти отца директором Института математики СО РАН и академиком РАН, с которым в 2000-е годы автору доводилось часто встречаться на заседаниях президиума Новосибирского отделения Петровской Академии наук и искусств и который оставил по себе самые теплые воспоминания.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук
 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. 2.

Довелось слушать его, немного общаться с ним. Действительно мудрый и добродушный русский человек...
Мирянин / 20.11.2025, 03:00

1.

В 1939 г. на выборах в АН СССР он имел наивысшие шансы, но предпочтение было отдано не ему, а другому математику (тоже видному, но более пронырливому), выходцу из этого кружка, который в 1937 г. активно участвовал в политической травле своего учителя Н.Н. Лузина.


Поскольку речь идёт по всей видимости о А.Н. Колмогорове, то, положа руку на сердце, надо сказать, что академиком он стал совершенно заслуженно. Сам же М.А. Лаврентьев стал академиком не с очень большой задержкой, а в том же 39-м его избрали академиком АН Украины, тоже неплохо. Заслуги же его в организации СО АН вообще переоценить невозможно, наверное.

О человеческих же качествах Михаила Алексеевича, о которых речь идёт во второй половине статьи, в концовке её, и действительно практически ничего не известно. Заслуга автора, что напомнил об этом.
Владимир С.М. / 19.11.2025, 07:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
«Король» русского романса
Из цикла «Бриллианты русской культуры»: Пётр Петрович Булахов
02.12.2025
Создатель «русской стали»
Из цикла «Русские гении»: Павел Матвеевич Обухов
24.11.2025
Создатель лучших зенитных пушек
Из цикла «Творцы оружия Победы»: выдающийся русский конструктор-оружейник Михаил Николаевич Логинов
28.10.2025
1942 год. Берлин слушает Москву
Из цикла «Русские гении»: Борис Павлович Асеев
13.10.2025
Толстой третий. Или первый?
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
10.10.2025
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Бывший СССР
День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского
Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова
06.12.2025
Любовь к Отечеству и верность Господу - едины
Слово в день памяти святителя Митрофана Воронежского и святого благоверного великого князя Александра Невского
05.12.2025
«Улица Мазепы» и памятник Кочубею
Пришло время церковного прославления духовного подвига защитника Православия Кочубея
05.12.2025
Философия как шлагбаум на пути к Православию
От фундамента «глиняного» к фундаменту «каменному»
05.12.2025
День памяти Патриарха Алексия II
Сегодня мы также вспоминаем святого Великого князя Михаила Ярославича Тверского, сщмч. епископа Иоасафа (Жевахова) и маршала А.М.Василевского
05.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Философия как шлагбаум на пути к Православию
Новый комментарий от Александр Волков
06.12.2025 09:52
«Улица Мазепы» и памятник Кочубею
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.12.2025 09:18
Доживёт ли папа Римский Лев XIV до 2033 года?
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.12.2025 09:05
Казахстан должен повернуть свои «штыки» против Украины
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.12.2025 08:57
Борьба за мир на Украине
Новый комментарий от Владимир Петрович
06.12.2025 07:19
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.12.2025 00:28
Любовь к Отечеству и верность Господу - едины
Новый комментарий от Yurii
06.12.2025 00:02