Только что по берлинскому радио закончилось одно из ежедневных и страстных выступлений министра пропаганды Третьего рейха доктора Геббельса, в котором тот с пафосом говорил о героизме фашистских солдат и сравнивал их с древними спартанцами у Фермопил. А вслед за этим зазвучал спокойный, даже несколько монотонный голос: «Каждые семь секунд в России погибает один немецкий солдат. Герр Геббельс говорил двадцать минут, за это время в России погибло 170 солдат немецкой армии. Среди них мог оказаться твой муж, брат, сын. Долой гитлеровскую войну!».
Как вспоминал бывший редактор немецкого отдела Московского радио, а впоследствии заместитель министра иностранных дел Германской Демократической Республики Р. Гиптнер, «эффект от такой передачи был поразительным».
Произошло это следующим образом. Около Берлина кружил тяжелый (дальний) советский бомбардировщик с мощным передатчиком, который передавал в радиоэфир записанное в Москве обращение, но с передатчиком необычным. Он был оснащен уникальным, не имевшим аналогов в мире устройством, позволявшим точно настроиться на волну любой немецкой радиостанции. (В то время на любую волну можно было настроить приемник, а передатчик работал только на определенной волне.) Разработано было это устройство под руководством Бориса Павловича Асеева.
Оно было одним из многих «ноу-хау» этого инженера и ученого-радиотехника. Назовем только некоторые из знаменитых работ, созданных под его, как сейчас говорят, «авторским руководством».
В 1936 году разработана целая гамма легких коротковолновых приемопередающих аппаратов мощностью от 30 до 100 Вт, которыми были оснащены 40 советских судов, перевозивших в 1937 – 1938 гг. военный грузы в республиканскую Испанию. Из них две модели потом широко использовались в Красной Армии во время Великой Отечественной войны;
В 1937 году обеспечена надежная радиосвязь с экипажами В.П. Чкалова и М.М. Громова, летавшими через Северный полюс в Америку, на всем пути следования. Учитывая маломощность бортовой радиостанции, эта работа потребовала точных расчетов и организации четкой работы промежуточных наземных радиостанций.
В 1939 – 1940 годах разработана портативная коротковолновая радиостанция «Север» с дальностью передачи 300 км и весом всего 2 кг. Роль этой радиостанции в войне сравнивают со знаменитыми «Катюшами». Командующие армиями и фронтами, отправляясь в свои соединения и части, неизменно брали с собой радиста с «Северком», как называли это чудо техники в армии. Но больше всего их применяли партизаны, разведчики, уходившие в тыл врага, и части, уходившие в разведку боем.
Уникальность ее состояла не только в малом весе и большой дальности, но и в том, что ее частоту можно было плавно перестраивать. При таком свойстве рацию было трудно запеленговать, что было жизненно важно для тех, кто действовал в тылу. Ничего подобного ни у наших союзников, ни у наших врагов не было. Немецкое командование обещало высокую награду тем своим карателям, которые захватят рацию вместе с радистом. Награждать оказалось некого. И здесь нужно склонить голову перед светлой памятью тех наших героев-разведчиков, которые, оказавшись в безвыходном положении, подрывали рацию вместе с собой.
Один из разведчиков после войны вспоминал: «Ты можешь быть трижды отважным и везучим, добыть важнейшие сведения о противнике, но, если у тебя нет этой маленькой радиостанции, размещаемой в чемоданчике, – все твои усилия превращаются в нуль. Вот что означала для нас, разведчиков, радиостанция “Север”».
Еще одной из крупнейших работ Б.П. Асеева был проект уникальной радиостанции в Куйбышеве (Самаре), самой мощной в Европе и единственной в мире, работавшей одновременно в двух диапазонах – на средних и длинных волнах. В 1943 году, когда радиостанция была принята в эксплуатацию, ему без защиты диссертации присвоили ученую степень доктора технических наук и одновременно воинское звание генерал-майора инженерно-технической службы.
Докторская степень профессору кафедры радиотехники Московского электротехнического института связи (МЭИС) Асееву была присвоена не формально. Научно-исследовательской работой Борис Павлович занимался с молодых лет. В 1920 г. он, 19-летний, – командир отделения радиокурсов в Институте связи, в 1922 г. – создатель первого в стране коротковолнового радиопередатчика, в 1921 – 1923 гг. – начальник центральной радиостанции учебной радиобригады, затем – начальник батальонной школы и преподаватель курсов командного состава Красной Армии в Москве.
В Ленинграде, куда его командировали 1927 году, он, еще не имея высшего образования, создал кафедру радиопередающих устройств и стал преподавать в Военной академии им. С.М. Буденного и в Военно-технической академии им Ф.Э. Дзержинского. Лишь в 1929 г. Асеев экстерном сдал экзамены в Ленинградском электротехническом институте и получил диплом инженера.
В 1934 г., после создания в Москве НИИ техники связи РККА, Асеев возглавил один из его отделов, потом стал главным инженером НИИ. Параллельно с 1937 г. стал работать в должности главного инженера Радиоуправления Наркомата связи СССР Тогда же он начал и преподавать в МЭИС и в 1939 г. получил звание профессора.
Он был автором и соавтором многих десятков научных статей. Еще в 1928 году опубликовал книгу «Катодные лампы». За книгу «Электронные лампы» (1930 г.) ему, только что получившему диплом инженера, без защиты диссертации присвоили ученую степень кандидата технических наук. Его книга «Основы радиотехники» (1947 г.) стала самым массовым вузовским учебником, переизданным в Польше, Китае, Румынии, ГДР и др. странах. В Большой Советской Энциклопедии содержатся две его статьи, а последняя его книга была опубликована в 1959 году.
Жизненный путь этого выдающего ученого, изобретателя, педагога, организатора закончился 60 лет назад, 13 октября 1965 года, в возрасте всего лишь 63-х лет. Он был одним из тех, кто обеспечил высочайший уровень отечественной радиотехники. Беда была только в том, что мощность нашей радиопромышленности в начале войны была явно недостаточной, чтобы полностью обеспечить радиосвязью всю Действующую армию. Именно недостаток радиотехники, а никак не ее качество зачастую приводил к потере управления войсками и стал одной из причин наших поражений в 1941 году.
Похоронен Б.П. Асеев на Донском кладбище Москвы.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук
Портативная радиостанция «Север»