Созидающий человек на своей земле

Эхо в читательской душе от колокольного перезвона сочного русского слова и громовых раскатов событий в провинциальной жизни России наших дней

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Великая Отечественная война (1941-1945)  Русская цивилизация 
0
93
Время на чтение 10 минут
Фото: bookmix.ru

Буду говорить как рядовой читатель о своём впечатлении от рукописи новой повести Валерия Иванова-Таганского «Эхо плачущей земли», которую прочитал залпом 26 апреля 2025 года в Твери на экране своего монитора. Потому что, читая, начисто забыл о своей профессиональной подготовке литератора с филологическим и философским образованием, и просто наслаждался колокольным перезвоном сочного русского слова и замысловатыми извивами сюжетной канвы этой повести.

Думаю, что и вы, окунувшись с головой в омут авторского колдовства с нашим «великим и могучим русским языком» в перепевах устной речи героев, в остроумии письменного повествования о событиях в незнакомой деревне Кремнёвка, пребудете снова, как в детстве, в том умственном напряжении и эмоциональном очаровании, которые снизошли на вас при первом знакомстве с произведениями Майн Рида или Михаила Лермонтова.

Увлекательно, просто и ясно рассказано в повести о деревенской жизни кремнёвских односельчан вперемешку с приезжими москвичами за Окой, левее районного города Кашира, на речке с символическим названием Беспута.

Первое ощущение — удивительной близости своего существования к этой прекрасной авторской задумке. Ведь это  всё — о нас, русских, о нас, грешных! Это ведь о нашей родной земле: поруганной, брошенной на произвол криминально-капиталистической судьбине, не пойми кем купленной, бурьяном и колхозными руинами засеянной — плачущей матушке-земле, которая взывает к совести нормального русского человека, потому что к совести так называемых «новых русских» взывать бессмысленно. Да, и никакие они не русские, ни по складу души, ни даже по своему национальному происхождению! Что уж говорить о прискакавших вслед за ними на подмосковные просторы азербайджанцах, дагестанцах, таджиках, китайцах и прочих пришельцев, описанных в рецензируемой повести?

Вывод, на мой взгляд, прост: основной конфликт произведения — конфликт  нормальных русских людей, как сельчан, так и горожан, которые считают малую Родину своею землёю, завещанной им предками для бережного ухода и возделывания, с разноплеменной ордой, стремящейся покорить, выжать из этой земли всё, что можно и бросить её, оскорблённую насилием и оскудением!

Позвонил давнишней подруге, у неё схожие проблемы бытия, что и у главных героев повести. Муж, как и они — пьяница, жизнь по собственной оценке «беспросветная и никчёмная», как бег в «беличьем колесе», без продыха и продвижения. Последнее испытание — наглый перехват власти в садоводческом товариществе охвостьем «новых русских» после долгого и бескорыстного правления под её началом университетских «старых русских». Обида и разочарование в собственном альтруизме и верности избранного пути, хотя изначально и всегда её тянуло к совместному труду и взаимному уважению, к большой многодетной крестьянской семье, к общему дому на своей возделанной земле...

Знаешь, говорю, прислал мне товарищ по Петровской академии наук и искусств свою новую повесть. Очень поучительная вещь. Может стать светом в конце туннеля.

Говорится в ней о том, как жили-были в одном населённом пункте два приятеля:  Прохор Волков и Сергей Водолагин — относительно молодые военные  пенсионеры. Один в ходе боевых действий на СВО, куда попал добровольцем, получил тяжёлое ранение в руку. Другой был контужен в голову на учениях во время срочной службы.

Пили горькую, почти не просыхая, по причине того, что оказались после инвалидности «в кювете жизни», пили «из протеста», пили «подавляя нереализованную энергию» и не видели для себя ничего другого.

Явилась к ним столетняя старуха Серафима — ветеран Великой Отечественной войны и сказала им, ветеранам войны нынешней, своё веское слово: «Мирное время не для пьяни дано. На вас надежда появилась: жизнь получше сделать!.. Кончайте это безобразие. Русские не пьянчужки!».

Послушались её добры молодцы, за ум взялись и порешили: «Возьмёмся завтра русскими становиться!». Прохор стал приводить в порядок купленный дом, а Серёга принялся помогать ему, мечтая о своей автомастерской. Но тут случилась беда и уголовное преступление. Купленный стройматериал и взятые напрокат деревообрабатывающие станки были украдены у них лихими людьми, которые сбагрили ворованное местному барыге азербайджанцу Шахину Гаджиеву, владельцу магазина хозтоваров, по кличке «Шах».

Прохор след нащупал и вызвал на подмогу своих товарищей, с которыми лежал в госпитале. Те приехали в его деревню из Воронежа и во имя нового фронтового братства стали ему бескорыстно помогать вернуть станки и отстоять честь в борьбе с нуворишами,   беспредельщиками и распоясовшимися чиновниками. Дело дошло до внутренней войны, на манер гражданской — с автоматной стрельбой, секретной прослушкой, драками, поджогами, рейдами, со своими неизбежными жертвами, победителями и побеждёнными.

В конечном счёте фронтовики своего добились, а заодно влились в одно необычное «общее дело», по мысли дореволюционного философа Николая Фёдорова, на кремнёвской земле — в компании москвичей, «де-урбанистов» и проектантов идеального будущего в отдельно взятом эко-поселении под названием «простое товарищество «Заря». Начальная цель была озвучена идеологом товарищества и создателем его документации, красивой и умной, со степенью кандидата наук, Еленой Ковиной: «Сегодня наша задача — искать тех, кто готов к общинным отношениям. Самая лучшая сонастройка, как и проверка «на вшивость»  — это совместное созидание».

Молодым фронтовикам, которые прошли ад войны, сохранили в себе черты «настоящего человека» времён войны Отечественной и стали по моему определению «новыми кадрами старых русских», идея общинного товарищеского землепользования пришлась по душе. Все герои вступили в товарищество, переженились, будучи холостяками, на разведённых барышнях земледельческого братства, завели детей.

Словом по замыслу автора, товарищество «Заря» превратилось в успешное начинание, где прижились такие благородные человеческие черты, как доверие, совесть и справедливость, терпение и благоразумие. Людям стало радостно жить в такой атмосфере, и особенно ценно было то, что бывшие солдаты нашли здесь своё место.

Под конец, сделавшийся вдруг социально активным, молчун Прохор Волков завоевал доверие односельчан, принял участие в выборах в сельском поселении Колтовское Тарасково и, победив в честной борьбе своего недруга Шахина Гаджиева, стал депутатом.

Вернувшись к своим духовно-нравственным истокам, к общинному землепользованию, пусть пока к иллюзорному народовластию наши герои в истинном,  прямом и переносном смысле, зажили  разумно, честно и счастливо.

Такова краткая фабула этой истории.

Классический, с детства знакомый строй русской народной сказки: герой с верным другом, с подспорьем в лице добрых и сочувствующих им сотоварищей борются с супостатами и вражьей силой. И превозмогают все напасти и трудности для того, чтобы отстоять себя на своей земле, и не посрамить ни её, ни русский дух, который был романтично воспет Александром Пушкиным.

Всё так, только то — не сказка, а сказочная быль, начинённая массой конкретных деталей и узнаваемых событий... Теперь самое время вспомнить о поприще литературного критика, уготованного мне писателем и заслуженным артистом России Валерием Александровичем Ивановым-Таганским, и взяться за лингвистический анализ текста и специфику авторского подхода к творчеству.

Во-первых, его произведения насыщены динамичными и обстоятельными диалогами, что естественно для сценариста и режиссёра. Их драматургическое напряжение предельно, но не настолько, чтобы превратиться в фарс. Жанровое отличие от пьесы достигается в повести развёрнутыми описаниями происходящего и напряжёнными раздумьями героев о величественной и одновременно трагической судьбе своей страны. Я уже писал в рецензии на роман «Неубитый театр», что Иванов-Таганский и его герои во внутренних социально-политических настроениях «...считали советское общество своим, но не могли принять омертвляющего идеологического диктата, жизнь во лжи и безапелляционную тупость чиновничества, особенно в области государственного управления искусством».

Здесь достаточно сослаться на публичные размышления Прохора Волкова в период его депутатского политического самоопределения, где явно слышны интонации самого автора.

Во-вторых, драматургия его произведений, по моему мнению, нацелена на пробуждение патриотического сознания и уважения к прошлому своего Отечества поступками и образами своих героев, которые не только связаны общими благородными порывами, но и активными действиями по изменению системы.

Констатирую, с первых страниц возникает устойчивый интерес не только к сюжету, но и к тексту. Просто чарует язык повествования, где живут «чумазые облака», где в запущенном доме Прохора «словно из подвала прорастает стол своими облезлыми ножками», а мелодии мощны и потусторонни «словно крик новорождённой Вселенной».

Словесная вязь прозы завораживает. Безо всяких, казалось бы, фокусов, на одной внутренней напряжённости сюжета, на точности и сочности слова, на реалиях, близких душе любого русского мужика или утончённому самосознанию интеллектуала возникает вдруг желание читать и читать дальше, пока не закончится это погружение в гениальную прозу как страстное и самозабвенное захлёбывание традиционным пьянством, чем с удовольствием и с тоскою занимаются Прохор и Серёга в начале повести Иванова-Таганского.

Обратим внимание на словоупотребление. У героев, которые поначалу «пьют без стеснения», этот процесс настолько значим, что их сознание рождает целый куст разнообразных эвфемизмов:

- «общий знаменатель» — обоюдная тяга к выпивке;

- «привычная кондиция» — желанный градус опьянения;

- «брат по заливу баков» — всегда готовый откликнуться на призыв собутыльник;

- «чудить» - пить, гулять и наслаждаться после фронта приятной стороной жизни.

У Иванова-Таганского много подробностей, конкретных деталей, знаний технологий и бытовых приборов, описаний вкусной еды и осмысленного «ухватистого» труда, словом — жизни, такой, какая она есть. Не только это близко читателю в повести, но и разбросанные тут и там поговорки и прибаутки, философичные и поучительные: «Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешёвым!», «Чтобы обрести врагов, не спешите объявлять войну, достаточно просто начать говорить правду».

Таков стиль прозы нашего уважаемого писателя и современника.

А суть самой повести это — словотворение русской провинциальной жизни: сочно, точно и оптимистично, с великой надеждой на то, что всё будет хорошо, если мы подарим ей своё сердце, ум и работящие руки.

В заключение хочется сказать: дай Бог, чтобы пример симпатичных и деятельных героев Валерия Иванова-Таганского помог наладить жизнь тем читателям этой повести, которые пока не нашли своего спасительного пути! Для этого она и писалась…

Осипов Владимир Глебович, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Тверского регионального отделения, профессор и академик ПАНИ, руководитель Тверского научного центра при ТвГУ, кандидат философских наук, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Глебович Осипов
Неравнодушные торопчане — родной земле!
Библиографический очерк с интонациями восторга и горечи
01.04.2025
Диалектика жизненного пути
Владимир Осипов – честно о себе
25.08.2024
Вечные ценности семейной жизни и вечная Россия
Выступление на XI «Калязинских чтениях» МОО «Русское Собрание» — Международной научно-практической конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
01.06.2024
Все статьи Владимир Глебович Осипов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Тихое помешательство
В России обсуждают полумиллионный Крестный ход с Патриархом во главе, а с востока движется «ход Тигриный» с Тигром во главе…
26.09.2025
На родине преподобного Макария Калязинского
О молодёжном ночном Богослужении в селе Кожино
26.09.2025
Спасти детей от матерного беса!
По данным ВЦИОМ, за последние 17 лет материться в российском обществе стали больше
25.09.2025
«Нужно формировать устойчивую православную мораль»
Митрополит Константин принял участие в торжествах в честь 85-летия Петрозаводского государственного университета
25.09.2025
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
Народ спросить надо!
Заявление Военного Совета Сталинградского фронта по поводу позиции Президента России о возвращении городу-герою легендарного названия Сталинград
23.09.2025
Господь на нашей стороне, мы победим
Размышления о состоянии современной литературы и культуры в целом
23.09.2025
Евразийский рычаг русской силы
Контроль над Евразией – ключ к мировому господству
22.09.2025
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
О «Мумии» и фильме о святом Луке Крымском
16.09.2025
Главная историческая задача Сталина
Почему глобалисты и «православные антисоветчики» ненавидят Сталина? Сталин и антисистемы. Часть 4, заключительная
11.09.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Быть всегда на стороне правды»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на встрече с сотрудниками Следственного комитета
26.09.2025
«Один народ, одна судьба, одно бессмертие»
Интервью газете парламентского собрания Союза России и Белоруссии «Союзное Вече»
26.09.2025
В единстве наша сила!
О проблемах межнациональных отношений в России
26.09.2025
Зачем подданным государство?
Ответ на этот вопрос не так очевиден
26.09.2025
Русская история пасхальна
Современная Россия восстала из смерти
25.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Под этим флагом нам и побеждать!
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.09.2025 10:15
Страхи и страшилки
Новый комментарий от Бузина Олесь
26.09.2025 09:58
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.09.2025 05:23
Глас вопиющего в пустыне
Новый комментарий от влдмр
26.09.2025 03:47
Когда Конституционный Суд не указ…
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.09.2025 20:24
Комфорт или Родина?
Новый комментарий от Русский Иван
25.09.2025 19:12