Образ будущего любой социальной системы — проблема комплексная и умозрительная. Этот образ формируется заботами многих наук: истории и социологии, политологии и футурологии, а также когортой прикладных вспомогательных дисциплин. При объединяющем, системообразующем — и это несомненно — начале той, или иной философско-идеологической концепции.
Понятно, что реальное будущее всегда будет отличаться от футурологических умопостроений, и, более того, станет брать на себя функцию корректора точности наших прогнозов. Но без понимания того, куда мы движемся, а, паче чаяния, куда должны двигаться при осознанном построении желаемого будущего, что и даётся прагматичной умозрительной прогностикой, мы закономерно упрёмся в своём продвижении в закрытую дверь.
Из какой же теоретической концепции исходить нам — патриотичным строителям будущего дорогой сердцу Родины — нашей России?
Для мыслителей, которые собрались на одиннадцатые «Калязинские чтения», в подавляющем большинстве ответ на этот вопрос звучит так: «Исходить надо из концепции, в основании которой лежит Русская Идея». Другой вопрос, и отдельный разговор, о том, какой смысл вкладывает каждый из нас в понятие «русская идея»?..
В размышлениях об этом сошлёмся пока, не развивая самой темы, на фундаментальное исследование «Русская идея. XXI век» руководителя МОО «Русское Собрание» академика Петровской академии наук и искусств Степанова Анатолия Дмитриевича.
Но, уж если мы намерены исходить из Русской Идеи, то сразу возникает необходимость проработки таких, определяющих её явлений и соответствующих им понятий как Православие, Традиционная семья, Патриотизм и Русскость. Поэтому вполне закономерно в название нашей конференции «Образ будущего России...» вынесены высокие дефиниции — «Вера. Семья. Родина», да ещё с заглавной буквы!..
В своём выступлении я сосредоточусь на проблемах семьи. Во-первых, потому, что 2024 год назван Годом семьи в России. Во-вторых, потому, что сам достаточно давно занимаюсь этими проблемами. Даже написал книгу «Вечные ценности семейной жизни», изданную в Твери к предыдущему Году семьи в России 2008 года (Осипов В.Г. Вечные ценности семейной жизни. Тверь, 2007; см.: развёрнутую рецензию Иванова-Таганского В.А. Животворящая святыня. О книге В.Г.Осипова «Вечные ценности семейной жизни», обнародованную 20 ноября 2022 года на сайте Русская народная линия).
В обычном понимании к ценностям относят те предметы или состояния мироздания, которые удовлетворяют материальные или духовные потребности человека. Ценности, считают психологи, являются движущей силой личности. Более того, ценности — это сама сущность человека.
Мы под ценностями будем понимать то, что возвышает человека над буднями жизни, указывает ему путь к совершенству. Но высокомерно игнорировать будничные потребности, становящиеся исходными ценностями, тоже не резон, они биосоциальны, исходны, а потому первичны. И у некоторых составляют в простоте, которая хуже воровства, доминирующий набор ценностных устремлений.
Вот почему, с другой стороны, ценностью становится и то, что жизненно необходимо для нормальной жизнедеятельности и нормального развития личности, социальной группы, этноса, цивилизации. Отсюда, философская наука, а точнее аксиология, вынуждена вычленять в структуре ценностей ценности первичные, вторичные и высшие.
Все они изначально формируются в самой малой и в исторически самой устойчивой социальной группе — в семье.
В указанной книге нам удалось найти, сформулировать и обосновать закон, который я назвал законом соответствия основных функций основным ценностям семьи: «…каждая функция семьи имеет соответствующую ей и возникающую на её основе ценность семейной жизни, и не одну».
Начинается всё с самой древней – репродуктивной функции семьи, что возвышает социальную ценность сексуальной жизни, без которой нет потомков, брачной семьи, рода и многочисленных родственников.
Любовь, дружба, интимные и доверительные отношения между членами семьи связаны с эротической функцией, как бы антиромантично ни звучало это словосочетание.
Рекреативная функция семьи проявляется в таких ценностях как взаимопомощь в сложных житейских ситуациях, душевная поддержка, совместная организация здорового образа жизни, досуга и отдыха для восстановления сил членов семьи.
Духовно-нравственная и воспитательная функции формируют свои ценности как то: семейные традиции, особый дух каждой семьи, общую культуру семейных отношений и, наконец, сами личности, как детей, так и родителей.
Не будем перечислять весь перечень и структуру семейных ценностей, да и всё, чем богата книга, закончим гедонистической функцией. Она ориентирует нас на удовлетворённость семейной жизнью, на счастье в семье как ценность и цель жизни. Ну, а в широком смысле – на полноту бытия и наслаждение самой жизнью.
После выхода 9 ноября 2022 года долгожданного Указа президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» все эти вопросы стали ещё более социально значимыми. Поэтому нынешнее обращение государства к семье было бы правильнее назвать, на наш взгляд, Годом традиционной семьи в России.
Но главное здесь всё же не в названии, а в сути проблемы, а она такова: будущее России целиком и полностью зависит от российской семьи, точнее, от её расширенного воспроизводства. Потому что территория нашей страны — огромна, а население — мало; и, мало того, год от года — становится всё меньше!
Деятельную сторону данного утверждения выражает эпиграф, вынесенный в программу сегодняшних «Калязинских чтений»: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». (Из завещания Императора Александра III своему сыну, будущему Императору Николаю II).
Думаю, что в этой аудитории нет смысла детально обосновывать тезис: семейное дело является делом государственной важности!
Вам известно как на протяжении веков русскую семью формировала и укрепляла Русская Православная Церковь и Православное государство. Душу и характер нации, идеалы и поведение людей чутко лепили и направляли в России два типа служителей духа — православный пастырь и народный учитель.
Наш псковско-тверской земляк Василий Иванович Беллавин, ещё задолго до того, как стал Патриархом Тихоном в своих богословских работах и проповедях учил прихожан основам православного понимания семьи и брака.
«Во-первых, – подчёркивал этот учёный богослов и добрый пастырь, – брак — это нравственный союз мужчины и женщины. Союз любви, добра и взаимопомощи».
Психофизиологические различия мужчины и женщины (в науке это зовётся половым диморфизмом) в человеческом естестве скорее взаимно дополняют друг друга, чем разделяют. Вот как об этом говорит сам будущий Патриарх: «...живущая по преимуществу сердцем, женщина со свойственными её сердцу чертами – нежною любовью, покорною преданностью, кротостью, сострадательностью, долготерпением – является лучшим товарищем, другом, утешителем и помощником мужчины, как человека по преимуществу ума, твёрдости, мужества, характера. Муж получает восполнение своих сил из даров женской природы; в жене он находит себе поддержку и помощь» (Беллавин В.И. Взгляд Св. Церкви на брак (по поводу ложных воззрений гр. Л.Толстого). В кн. Современники о Патриархе Тихоне: Сб. В 2 ч., Т.1 / Сост. и автор коммент. М.А.Губонин. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007, с.471. (См.: статью Осипова В.Г. Патриарх Тихон: Основы русской православной семьи)).
Как это благородно и нравственно. Как это принципиально отличается от однополых браков и пропаганды гомосексуализма на Западе, от попыток стереть естественные половые различия человека, причём, начиная даже с детства!
Вывод прост: консолидированный Запад сегодня нам враг — враг традиционный, глубинный и цивилизационно чуждый, это надо прочувствовать и понять.
Поэтому, если обратиться к вызовам и угрозам современности — теме рекомендованной к сегодняшнему обсуждению, то они определённы и довольно ясны:
- Внешние угрозы: Наши цивилизационные ценности пытаются уничтожить радикально, вместе с уничтожением России как таковой! Именно такую цель поставил, воюя с нами на Украине, объединённый Запад во главе с англосаксами.
Чтобы победить это сатанинское нашествие и вселенское зло нам необходимо высокоточное оружие, мобилизационная экономика и духовное единство народа. А для этого надобно обернуться лицом к традиционным нравственным ценностям, вернуть в государственное образование и воспитание русскую модель формирования духовной личности и взяться всерьёз за поддержку семей Отечества. Потому что именно семья рождает и воспитывает защитников Родины, а они потом защищают как её, так и свои семьи от всяческих напастей и военных угроз.
(Подробнее см.: Иванов-Таганский В.А. Обращение к национальным корням русского народа и традиционным семейным ценностям на фоне глобальных попыток их уничтожить).
- Внутренние вызовы: Мы по-прежнему плохо знаем страну, в которой живём, и тем более, человека, в ней обитающего!.. Я ранее уже говорил об этом.
К слову, многие ли предполагали, что одно крыло молодого поколения новой России станет со столь трепетным уважением относиться к старым, традиционным ценностям и самоотверженно, ценою своих жизней, защищать их полях сражений СВО? Ведь видно же, как наши ребята, воюющие там, уже прониклись настоящим святым русским духом. У них новое миропонимание, новое видение будущего России. Они вошли в эту огненную купель одними, а выйдут другими. Эту трансформацию нужно понять и учесть.
В то же время, другое крыло молодёжи вдруг помахало Отчизне ручкой и рвануло: кто за границу, кто во внутреннюю враждебную оппозицию, а кто в наёмники и диверсанты? Причём, в массовом порядке.
Отвечать на этот гносеологический вызов, как и на многие другие, придётся принятием новой государственной идеологии. Строить в соответствии с ней отечественное образование и воспитание. А для этого начать всесторонне развивать русское человековедение как новое научное направление отечественной философско-гуманитарной мысли, теоретическое обоснование необходимого нам образования и воспитания граждан, идеологический ресурс для будущей реабилитированной идеологии Государства Российского, для его исторической и сакральной бесконечности.
За прошедшее с дней проведения XI Калязинских чтений время нам удалось, уже в Твери, организовать 17 мая 2024 года научно-практический семинар с близкой темой «Традиционные семейные ценности в Год семьи в России». В нём приняли участие, помимо членов Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств, представители её Московского регионального отделения, в частности, Наталья Петровна Дутко, заместитель председателя Московского отделения и академик ПАНИ, а также деятели Тверского Дворянского Собрания и учёные Тверского научного центра комплексного изучения человека при ТвГУ.
Участники этого межрегионального семинара обсудили некоторые демографические, социально-политические, духовно-нравственные, историко-родословные и философские проблемы современной семьи. На конкретных примерах академической жизни Тверского отделения ПАНИ (ТвО ПАНИ) был показан практический вклад Отделения за последние 12 лет в решение этих проблем.
С более подробным рассказом об этом событии можно познакомиться, открыв иллюстрированный фотографиями репортаж «Взгляд на семейные ценности Тверского и Московского отделений ПАНИ», который был опубликован 24 мая на сайте Петровской академии по ссылке.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин последнее время, мы это видим, уделяет большое практическое внимание укреплению и поддержке российской семьи. Результаты этого ещё не сказались заметным улучшением ситуации. Но сам вектор правильный и активная поддержка курса со стороны академических, общественных, волонтёрских, благотворительных организаций рано или поздно принесёт нужные результаты.
Поэтому в заключение доклада позволю себе лозунг: Семья российская, будь крепка, здорова и многодетна! И ты, России, стань вечной, сердечной и могучей! Да, будет так.
Осипов Владимир Глебович, вице-президент Петровской академии наук и искусств, профессор и академик ПАНИ, председатель Тверского регионального отделения, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидат философских наук, член Союза писателей России