В окрестностях города Полоцка, у подножья небольшой речки Бельчанки, стоял величественный большой, самый древний в Беларуси мужской Борисоглебский монастырь. Обитель была основана в Бельчицах, на левом берегу реки Западной Двины в XII веке, но история сохранила лишь десяток фотографий этого памятника старины.
Исторические сведения об этой знаменитой обители остались на страницах истории Полоцка, в советское время остатки храмов перестали существовать. В наше время полочане мало замечают это историческое место и только настоящие историки и исследователи-краеведы знают эти исторические святые места Борисоглебского монастыря.
На месте где располагался монастырь, сейчас расположен проспект Юбилейный, именно по этому переулку проходит главная дорога прямо по фундаменту большого храма. Известно, что сохранялись полтора метра стен храма, кирпичной кладки, выложенной из плинф на цемлянке, которая относится к XII в., и вот по этому храму идёт дорога. Мы не должны забывать, что храмы Борисоглебского Бельчицкого монастыря в Полоцке являлись замечательными образцами древнерусской архитектуры.
Борисоглебский монастырь в древние времена находился не в самом Полоцке, а в cеле Бельчица, известном с середины XII века. Здесь было, как минимум, четыре каменных храма, два из которых — Борисоглебский и Пятницкий — существовали до 1930-х годов. Один из храмов являл собой триконх — с тремя апсидами, что характерно для зодчества Византии и Балкан, и такой тип храма не встречается больше нигде в Восточной Европе.
После Первой мировой войны на монастырском дворе размещались военные склады. В данный период Пятницкая и Борисоглебская церкви начали ветшать. Стены храмов местное население разбирало на стройматериалы. Два других храма Борисоглебского монастыря были превращены в руины.
Историческая справка
Храмы Борисоглебского Бельчицкого монастыря в Полоцке являлись замечательными образцами древнерусской архитектуры. В данных памятниках воплотились первые характерные черты полоцкой архитектурной школы. Пятницкая и Борисоглебская церкви, по предположению Л.В. Алексеева, доктора исторических наук, являлись творением зодчего Иоанна, монаха Борисоглебского монастыря.
Современное состояние
В советское время в память о существовавшей когда-то в Бельчицах святыне установлен мемориальный камень. Территорию бывшего Борисоглебского монастыря в наше время занимают одноэтажные деревянные дома, а также пятиэтажная «хрущёвка» и кирпичный дореволюционный дом (1910 год). Территорию монастыря пересекает дорога, которая проходит через место, где располагался «Большой собор».
История монастырского ансамбля, насчитывавшего уже в XII в. четыре церкви, мало известна. Исходя из некоторых строительных признаков, уловленных И.М. Хозеровым (железные костыли в местах скрепления лаг под фундаментом), можно думать, что древнейшим бельчицким памятником был большой трехпритворный собор, остатки которого обнаружены еще в 20-х годах XIX в. Шулакевичем и были известны А.М. Сементовскому, впервые опубликовавшему его план. Это был шестистолпный обширный храм, выложенный из плинф на цемлянке в технике южнорусских церквей XI в. — «с утопленным рядом», когда одна линия плинф совпадала с наружной поверхностью, а вторая была несколько углублена. Такой сдвиг кирпичей, дававший перевязку швов, необходимую при наличии квадратных плинф, стал излюбленным в Полотчине и в XII в., хотя надобность в нем в связи с изменениями пропорций кирпича отпала, и он был упразднен в это время в остальной Руси.
В 20–30-х годах XII в., в одном из полоцких монастырей, появился зодчий-монах Иоанн, с необычайно самобытным талантом. Ему, как удалось установить, принадлежат в Полоцке постройки не менее трех церквей, к которым мы и перейдем.
До недавнего времени было принято считать, что маленький монастырский храмик Параскевы близ Бельчицкого собора принадлежал XVII в. Артиллерийский снаряд в 1919 г. обнажил в его центральной части домонгольскую кладку из плинф на цемянке, с утопленным рядом. Пониженная абсида и западный притвор вели взгляд вверх, к сильно вытянутому четверику, создавая ступенчатую, высотную композицию. Сходство кладки (с утопленным и подкрашенным рядом), вытянутая композиция и некоторые другие черты показывают, что храм выстроен тем же мастером, что и церковь Бориса и Глеба и Спасо-Евфросиньевская церковь. Последнюю же, как мы знаем по письменным источникам, строил приглашенный княжной Евфросиньей Полоцкой зодчий Иоанн.
В 1928 г. в Бельчицком монастыре еще высилась и Борисоглебская церковь. Этот шестистолпный храм, выложенный из плинф на цемянке в технике с утопленным и подкрашенным рядом, имел две пары западных столбов, сильно сдвинутых к западу, а восточные — близко у восточной стены. Западная пара столбов соединялась с боковыми стенами-простенками, которые, как и в витебском Благовещении, отделяли нартекс. Явная близость постройки к церкви Евфросиньевского монастыря позволила H.Н. Воронину заключить, что оба храма строились одним и тем же лицом-Иоанном.
Однако тремя описанными памятниками строительство храмов в Бельчицком монастыре не ограничилось. А.М. Павлинов видел вблизи большого собора развалины еще какого-то здания, принадлежавшие по легенде жилому монастырскому дому. Благодаря документу с рисунком конца XVIII в., обнаруженному H.Н. Ворониным, стало очевидным, что это остатки также церкви, однако крайне оригинальной на Руси формы. Храм «одноабсиден и необычайно вытянут… С севера и юга, примерно посреди боковых стен, выдаются открытые внутрь полукруглые выступы, отвечающие трансепту… Боковые полукружия — конхи играют и художественную и конструктивную роль… (являясь) контрфорсами по поперечной оси распора…». Кладка состояла из плинф на цемянке с заполнением (подобно минскому храму. — Ред.) внутренней полости плинфяной стены бутом. Указывая на идентичность кирпича этой постройки и собора, А.М. Павлинов справедливо относил их к одному времени. Памятник, по-видимому, принадлежал «к типу триконхов, распространенных в храмовой монастырской архитектуре Афона, Болгарии, Румынии и особенно Сербии на протяжении почти семи столетий — с XI по XVII в., где боковые конхи были связаны с особым распорядком монастырского пения».
Считая и бельчинский храм «явно монастырским», H.Н. Воронин неправ. На Руси подобные храмы, вероятно, не всегда служили монастырским целям. Так, например, в отнюдь не монастырском месте — в путивльском кремле обнаружен памятник, подобный описанному. В отличие от полоцкого, стены этого храма выложены из плинфы сплошь; он имел три абсиды и один прямоугольный притвор на западе (возможно, что отклонение бельчицкого памятника объясняются и неточностью рисунка). Любопытно, что памятник Путивля имел характерные для Смоленска пучковые пилястры. Такие же пилястры были, очевидно, и в Полоцке, так как о находках подобного лекального кирпича сообщал А М. Павлинов. Несмотря на краткость сведений, можно считать, что четвертая церковь Бельчицкого монастыря – еще одно новое свидетельство культурных связей Полоцка с далекими нерусскими землями. Изучение церкви по ее остаткам в натуре предоставит в будущем ценнейшие материалы.
Сегодня, как рассказывают местные полоцкие старожилы, на месте, где когда-то стоял большой Борисоглебский храм, начали копать котлован под новый пятиэтажный дом. В котловане было обнаружено множество старинных гробов с человеческими останками, и тогда это место оцепили спецслужбы Полоцка и никого не пускали в этот котлован. Но было видно, что через день подъехали несколько грузовых машин и все гробы со старинными человеческими останками увозили в неизвестном направлении. Когда всё вывезли, начали строит фундамент нового пятиэтажного дома под № 4 по Юбилейному переулку. Сейчас там находится отделение почты под номером № 9. Мы понимали, что новая пятиэтажка жилого дома стоит на старинным кладбище Борисоглебского храма. В сентябре 2015 г. в Полоцке при прокладке газопровода на Юбилейном переулке в траншее открылись стены зданий Борисоглебского монастыря XII века. Тогда ковш экскаватора повредил часть стены большого собора храма Бельчицкого монастыря, в боковой части траншеи показалась часть стены древнего здания, выложенная из плинфы.
Но в наше время, в 2025 году, когда мы много рассказываем о духовности в Беларуси, ставим в пример Полоцкую землю и заслуженно ее величаем «колыбелью духовности». Хочется сказать, что мы сделали за тридцать лет в Полоцке. Давайте честно скажем то, что все фундаменты храмов XII в. в Полоцке находятся, засыпанные землёй. Ни один исторический фундамент XII в. в Полоцке не был законсервирован, чтобы их показать полочанам, туристам. Можно привести один пример только Борисоглебского Бельчицкого монастыря в Полоцке, где все фундаменты с кладкой стен XII в. находятся засыпанными в земле.
Мы даже не смогли до конца за тридцать лет отреставрировать каменный Спасо-Преображенский храм Евфросинии Полоцкой, как его видела сама Евфросиния Полоцкая. Как рассказывает одна монахиня Полоцкой обители, храм снаружи – это поздняя католическая реставрация храма, но внутри Спасо-Преображенского храма точно сохранилась фресковая роспись XII в. Как рассказывал в личной беседе нам Леонид Васильевич Алексеев, доктор исторических наук, археолог-славист, крупнейший учёный ХХ века, знаток археологии, истории, в 1582 году король Стефан Баторий издал привилей, согласно которому большинство местных православных храмов и монастырей, в том числе и древняя обитель «у церкви Спаса», перешли в ведение католического ордена иезуитов. Известно, что в 1582 году иезуиты получили здание церкви в разоренном виде. Во время их пребывания в монастыре Преображенский храм был обращен в костел. В XVIII в. у Спасо-Преображенского храма появилась двухскатная крыша, которая скрыла старою закомарною систему крыши XII в. Иезуиты перестроили сам храм, обновили древнюю православную святыню и даже оставили название храма – Преображения. Иезуиты неоднократно обновляли обращенный в костел православный храм. В 1786 году он был отремонтирован по инициативе ректора Полоцкого коллегиума Франциска Каро (Керау). В 1800–1803 годах костел частично реконструировал профессор архитектуры иезуит Войцех Обрампальский. Также Л.В. Алексеев рассказывал, что золотой многотонный современный купол храма не соответствует архитектуре XII в. Сейчас в современном виде почти сохранился тот вид храма, который переделали иезуиты в XVIII веке. Как сказал один реставратор, снаружи храм католический, а внутри храм православный с отрестоврероваными фресками, вот и можно подумать, что произошло на Полоцкой земле. Мы же храм называем жемчужиной православного мира, но храм до конца не отреставрирован снаружи.
Напомним, что в России есть уникальный пример восстановления исторических храмовых памятников архитектуры. На сегодняшний день сохранилось на территории Древней Руси немало храмов XI—XIII веков, которые относятся к домонгольскому периоду. Эти храмы расположены в Киевской, Новгородской, Псковской, Владимиро-Суздальской, Волынской, Галицкой, Смоленской и Черниговской землях. Заметим, что храмы отреставрированы современными материалами, воссозданы по образцу XI—XIII вв.
Другим памятником монументального зодчества Спасо-Евфросиньевского монастыря является храм-усыпальница полоцких епископов. Этот храм изучал М. Каргер. Работы проходили в 1957, 1961, 1962, 1964 годах. Была вскрыта западная часть большого трѐхнефного храма. Но, к сожалению, в наше время этот фундамент храма с остатками стен находится засыпанным землёй.
В Верхнем замке в Полоцке в XII веке находился княжеский храм Архангела Михаила, фундамент храма и остатки стен храма тоже засыпаны землёй.
В ХІІ веке сформировалась и достигла своего расцвета Полоцкая школа зодчества. На протяжении столетия Полоцк украсили 12 каменных храмов, которые вместе с собором Святой Софии сделали город уникальным.
В Полоцке на сегодняшней день памятники архитектуры домонгольского периода совершенно не восстановлены. Даже не один фундамент не законсервирован для будущих потомков, хотя это наследие храмов Древней Руси.
Источники:
Алексеев Л.В. Полоцкая земля: Очерки истории северной Белоруссии в IX—XIII вв. М.: Наука, 1966.
Алексеев Л.В. Домонгольская архитектура Полоцкой земли в историческом осмыслении // Российская археология. 1996. № 2. C. 96-110.
Андрей Геннадьевич Буховецкий, член Союза краеведов России, член патриотического российского проекта «Памяти предков будем достойны», почётный член Клуба 6-го егерского полка Санкт-Петербурга, г. Полоцк