Каменные кресты Беларуси

В Витебской области обнаружен каменный крест – свидетельство древнего поселения Полочан

0
249
Время на чтение 5 минут

Полоцкие краеведы Буховецкие и Дмитрий Пранник обнаружили в Витебской области каменный крест – памятник культового назначения, свидетельства древнего поселения Полочан. Каменные кресты также являются памятниками монументальной скульптуры.

В Полоцке при краеведческом обходе на гражданском кладбище, на склоне берега, был обнаружен небольшой каменный крест, приблизительно XV-XVI в., но сама находка может быть изготовлена и в более раннем периоде.

Длина каменного креста 75 сантиметров, в самом перекресте креста 51 сантиметр. Сама находка этого креста свидетельствует, что на этой части территории Полоцка, за Западной Двиной, уже жили Полочане. Также по всей Белоруссии можно найти древние кресты. В Витебской области можно встретить каменные кресты, которые мы фотографировали.

На кладбище сохранилось несколько каменных крестов, относящихся к языческим временам.

Среди крестов есть и идол, возраст которого, возможно, составляет уже более 4 тысяч лет. Камень напоминает фигуру женщины, ему поклонялись наши предки, просили о хорошем урожае и здоровье.

На гражданском кладбище в Клястицах мы обнаружили длинный валун. Перевернув камень на лицевую сторону, увидели на нём высеченный четырёхконечный древний крест. Могильный каменный крест приблизительно датируется Х-ХVI вв. Но заметно, что лицевая сторона креста была грубо стёсана, а на неё нанесен уже христианский символ – девятиконечный крест. Внизу малого креста виден небольшой треугольник, который в христианстве ассоциируется с нагорным местом самой Голгофы, откуда начинается изображение креста. 

На территории России каменные кресты известны на Северном Кавказе, в центральной России, но самое большое количество крестов в нашей стране известно на Северо-Западе, на территориях современных Новгородской, Псковской, Ленинградской и Тверской областей. Встречаются каменные кресты в Карелии и Вологодской области.

Наибольшее количество каменных крестов зафиксировано на территории современной Псковской области – 860 экземпляров, что составляет 47,65% от общего количества идентифицированных объектов. На втором месте по количеству каменных крестов оказывается Республика Беларусь – 318 каменных крестов (17,62%) и только на третьем месте Новгородская область – 271 экземпляр (15,01%).

Количество каменных крестов в границах трёх исторических земель оказывается сопоставимым: 635 каменных крестов (35,18%)  было зафиксировано в границах старых новгородских земель, 657 крестов (36,40%) – в границах  бывшего Великого княжества Литовского, 469 крестов (25,98%) на территории псковских земель и только 44 креста (2,44%) относятся к территориям, которые (за исключением новгородских земель) входили в границы Великого княжества Московского в конце XV в.

Таким образом, исходя из данных расположения сохранившихся объектов, оказывается, что за всё время своего существования традиция изготовления и использования каменных

крестов была достаточно широко представлена на территориях, ранее входивших в состав трёх исторических регионов: Новгородская земля, Псковская земля, земли Великого княжества Литовского.

Крест – знак, образуемый пересечением двух отрезков, ставший одним из самых распространённых символов в культурах многих народов мира. Существуют формы креста, состоящие из большего числа элементов.

Художественная история креста начинается далеко за пределами христианской эры и открывается целым рядом аналогических знаков в символике индусов, египтян, вавилонян, этрусков и в орнаментации народов классического мира. Как украшение, как символ и известный мифологический атрибут, крест принадлежал к числу широко распространённых знаков и нередко связывался с религиозными представлениями архаического мира.

С другой стороны, каменные кресты можно рассматривать и как памятники монументального искусства. Эти артефакты изначально создавались для публичной демонстрации, располагались на открытой местности и поэтому изготавливались соответствующего размера. Каменный крест представляет собой вполне самостоятельный идейно завершённый объект, несущий вполне определённый для своего времени смысл.

Разнообразие форм и изображений на крестах разных территорий и периодов изготовления учитывали местные этнографические особенности. Поэтому мы можем достаточно аргументированно утверждать, что каменные кресты следует признать наследием, проживающего на исторически сложившихся территориях в определённый период времени.

Ещё одна особенность каменных крестов заключается в том, что, в зависимости от их местоположения, они могут быть отнесены к разным видам объектов культурного наследия. В одних случаях они могут считаться отдельными памятниками, а в других – входят в состав ансамбля или достопримечательного места.

Нет сомнения, что христиане с самых первых времён относились с благоговением к кресту, насколько он был связан с воспоминанием о Христе и Его искупительной жертве.

Крест почитается верующими из благоговейного трепета перед Христом, совершившим посредством креста спасение человека. Созерцая крест, христиане видят Самого Спасителя. В богословских текстах тесно переплетены темы креста, страстей, распятия и воскресения. В то же время сам по себе крест приобрел значение главного христианского символа, которому присуща чудотворная сила и воздаётся поклонение. Более того, в византийскую эпоху широко распространилась практика молитвенного обращения ко Кресту Христову.

Но и после того, как Господь явил нам Свою Спасительную Жертву, символ креста не сразу становится объектом поклонения и почитания среди христиан в силу того, что в умах людей доминировал образ креста как орудия позорной казни. Но ситуация меняется с середины IV столетия: после отмены крестной казни и утверждения христианства скрытые изображения креста уступают место явным. Они появляются в быту, в церковном культе и на государственных реликвиях – сначала без изображений распятия или символических намеков на него, а затем и с изображением распятого Христа.

Андрей Геннадьевич Буховецкий, член Союза краеведов России, член патриотического российского проекта «Памяти предков будем достойны», почётный член Клуба 6-го егерского полка Санкт-Петербурга

Источники: А.Л.Потравнов, Т. Ю.Хмельник «О географии распространения монументальных каменных крестов на северо-западе России»;

Александр Голубцов. Благодатный огонь «Из истории изображения Креста».

В деревне Янковичи

В Клястицах

Экиманское кладбище в Полоцке

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Геннадьевич Буховецкий
Бессмертной доблести героев Отечественной войны
Об участниках сражений под Витебском в 1812 году
01.09.2025
Здесь «покрылась Российская армия неувядаемою славою»
Памятник павшим в боях под Красным в 1812 году
20.08.2025
«Он пал, главу на щит склонив и стиснув меч во длани»
Полоцкие краеведы почтили память героя Отечественной войны 1812 года Якова Кульнева
01.08.2025
Это была первая крупная победа в той войне
О Клястицком сражении, в котором русские солдаты отстояли Петербург
23.07.2025
Загадка древней Полоцкой плинфы
В окрестностях бывшего Борисоглебского монастыря обнаружен артефакт Древней Руси
11.07.2025
Все статьи Андрей Геннадьевич Буховецкий
Последние комментарии
Ты гневаешься, Юпитер, значит, ты не прав
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
01.09.2025 23:22
Богатые и бедные на рынке позднего капитализма
Новый комментарий от С. Югов
01.09.2025 23:07
Украину россияне не понимают до сих пор
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
01.09.2025 21:22
Вот так и живём!
Новый комментарий от Константин В.
01.09.2025 20:59
Большевизм без коммунизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
01.09.2025 20:25
Фантастика? Кощунство!
Новый комментарий от Георгий
01.09.2025 18:50
«Мумия» от вообще-то православных
Новый комментарий от Константин В.
01.09.2025 18:39