Полоцкие краеведы Буховецкие и Дмитрий Пранник обнаружили в Витебской области каменный крест – памятник культового назначения, свидетельства древнего поселения Полочан. Каменные кресты также являются памятниками монументальной скульптуры.
В Полоцке при краеведческом обходе на гражданском кладбище, на склоне берега, был обнаружен небольшой каменный крест, приблизительно XV-XVI в., но сама находка может быть изготовлена и в более раннем периоде.
Длина каменного креста 75 сантиметров, в самом перекресте креста 51 сантиметр. Сама находка этого креста свидетельствует, что на этой части территории Полоцка, за Западной Двиной, уже жили Полочане. Также по всей Белоруссии можно найти древние кресты. В Витебской области можно встретить каменные кресты, которые мы фотографировали.
На кладбище сохранилось несколько каменных крестов, относящихся к языческим временам.
Среди крестов есть и идол, возраст которого, возможно, составляет уже более 4 тысяч лет. Камень напоминает фигуру женщины, ему поклонялись наши предки, просили о хорошем урожае и здоровье.
На гражданском кладбище в Клястицах мы обнаружили длинный валун. Перевернув камень на лицевую сторону, увидели на нём высеченный четырёхконечный древний крест. Могильный каменный крест приблизительно датируется Х-ХVI вв. Но заметно, что лицевая сторона креста была грубо стёсана, а на неё нанесен уже христианский символ – девятиконечный крест. Внизу малого креста виден небольшой треугольник, который в христианстве ассоциируется с нагорным местом самой Голгофы, откуда начинается изображение креста.
На территории России каменные кресты известны на Северном Кавказе, в центральной России, но самое большое количество крестов в нашей стране известно на Северо-Западе, на территориях современных Новгородской, Псковской, Ленинградской и Тверской областей. Встречаются каменные кресты в Карелии и Вологодской области.
Наибольшее количество каменных крестов зафиксировано на территории современной Псковской области – 860 экземпляров, что составляет 47,65% от общего количества идентифицированных объектов. На втором месте по количеству каменных крестов оказывается Республика Беларусь – 318 каменных крестов (17,62%) и только на третьем месте Новгородская область – 271 экземпляр (15,01%).
Количество каменных крестов в границах трёх исторических земель оказывается сопоставимым: 635 каменных крестов (35,18%) было зафиксировано в границах старых новгородских земель, 657 крестов (36,40%) – в границах бывшего Великого княжества Литовского, 469 крестов (25,98%) на территории псковских земель и только 44 креста (2,44%) относятся к территориям, которые (за исключением новгородских земель) входили в границы Великого княжества Московского в конце XV в.
Таким образом, исходя из данных расположения сохранившихся объектов, оказывается, что за всё время своего существования традиция изготовления и использования каменных
крестов была достаточно широко представлена на территориях, ранее входивших в состав трёх исторических регионов: Новгородская земля, Псковская земля, земли Великого княжества Литовского.
Крест – знак, образуемый пересечением двух отрезков, ставший одним из самых распространённых символов в культурах многих народов мира. Существуют формы креста, состоящие из большего числа элементов.
Художественная история креста начинается далеко за пределами христианской эры и открывается целым рядом аналогических знаков в символике индусов, египтян, вавилонян, этрусков и в орнаментации народов классического мира. Как украшение, как символ и известный мифологический атрибут, крест принадлежал к числу широко распространённых знаков и нередко связывался с религиозными представлениями архаического мира.
С другой стороны, каменные кресты можно рассматривать и как памятники монументального искусства. Эти артефакты изначально создавались для публичной демонстрации, располагались на открытой местности и поэтому изготавливались соответствующего размера. Каменный крест представляет собой вполне самостоятельный идейно завершённый объект, несущий вполне определённый для своего времени смысл.
Разнообразие форм и изображений на крестах разных территорий и периодов изготовления учитывали местные этнографические особенности. Поэтому мы можем достаточно аргументированно утверждать, что каменные кресты следует признать наследием, проживающего на исторически сложившихся территориях в определённый период времени.
Ещё одна особенность каменных крестов заключается в том, что, в зависимости от их местоположения, они могут быть отнесены к разным видам объектов культурного наследия. В одних случаях они могут считаться отдельными памятниками, а в других – входят в состав ансамбля или достопримечательного места.
Нет сомнения, что христиане с самых первых времён относились с благоговением к кресту, насколько он был связан с воспоминанием о Христе и Его искупительной жертве.
Крест почитается верующими из благоговейного трепета перед Христом, совершившим посредством креста спасение человека. Созерцая крест, христиане видят Самого Спасителя. В богословских текстах тесно переплетены темы креста, страстей, распятия и воскресения. В то же время сам по себе крест приобрел значение главного христианского символа, которому присуща чудотворная сила и воздаётся поклонение. Более того, в византийскую эпоху широко распространилась практика молитвенного обращения ко Кресту Христову.
Но и после того, как Господь явил нам Свою Спасительную Жертву, символ креста не сразу становится объектом поклонения и почитания среди христиан в силу того, что в умах людей доминировал образ креста как орудия позорной казни. Но ситуация меняется с середины IV столетия: после отмены крестной казни и утверждения христианства скрытые изображения креста уступают место явным. Они появляются в быту, в церковном культе и на государственных реликвиях – сначала без изображений распятия или символических намеков на него, а затем и с изображением распятого Христа.
Андрей Геннадьевич Буховецкий, член Союза краеведов России, член патриотического российского проекта «Памяти предков будем достойны», почётный член Клуба 6-го егерского полка Санкт-Петербурга
Источники: А.Л.Потравнов, Т. Ю.Хмельник «О географии распространения монументальных каменных крестов на северо-западе России»;
Александр Голубцов. Благодатный огонь «Из истории изображения Креста».
В деревне Янковичи
В Клястицах
Экиманское кладбище в Полоцке