Монархическая листовка с текстом проповеди Владыки Нестора, изданная в Харбине в 1923 году, стала, очевидно, тем церковным документом, которым была подтверждена мученическая кончина Государя Николая Александровича и Августейшей Семьи. К 1923 году уже были изданы основные труды авторов-мирян, из которых становилась очевидной мученическая кончина Государя и Царской Семьи. Надпись, озаглавливающая листовку, свидетельствует о гибели Царя вместе с Семьей: «Его Величество Государь Император и Самодержец Всероссийский Николай Александрович II, зверски убитый со всей Августейшей Семьей в гор. Екатеринбурге 17 июля 1918 года».
Фото: фрагмент харбинской листовки 1923 г. (источник: ГАРФ. Ф.10073. О.2. Д.1346. Л.1-1об; впервые опубликовано в журнале «Берег России» №2(8). 2021)
В харбинской листовке 1923 года напечатана проповедь епископа Камчатского Нестора (Анисимова) в виде рассказа о приснившемся ему вещем сне в ночь на 2 марта 1917 года, в момент Государева «отречения» (подробнее см. здесь).
Позднее, в конце 1930-х в воспоминаниях епископ Нестор опишет своё пребывание в Покровском женском монастыре в Киеве в декабре 1918 года, где Владыка укрылся после получения из рук генерала графа Федора Артуровича Келлера стяга – отрядного штандарта. Владыка, рискуя жизнью, вынес Святыню – стяг с изображением Лика Спасителя – из Михайловского Златоверхого монастыря, занятого войсками Директории (петлюровцами), где, в качестве добровольного «пленника», скорее переговорщика, как мы сейчас понимаем, оставался граф Келлер с адъютантами. Увы, вести переговоры с царским генералом петлюровская Директория не только отказалась, но подло, ночью граф Келлер и адъютанты были расстреляны возле памятника Богдану Хмельницкому…
В это же время в Покровской женской обители тайно проживал духовный писатель Сергей Александрович Нилус с супругой. В феврале 1917 года Нилус записал в киевском Покровском монастыре вещее сонное видение девочки-послушницы о Государе. В течение нескольких недель Великого Поста девочка пребывала во сне, просыпалась на короткое время, чтобы поделиться видениями и вновь засыпала. Опытная монахиня постоянно находилась подле девочки и записывала её повествования. В день «отречения» Государя девочка-послушница объявила, что Царь давно уже сидит на Престоле рядом с Господом! Тем самым подтвердила пророчество старца Серафима Саровского о том, что преподобный прославит того, кто прославит его. Весьма вероятно, в декабре 1918 года в Киеве владыка Нестор и писатель Нилус обменялись описаниями вещих сновидений. И лишь в 1923 году в Харбине Владыке представился случай обнародовать свой сон в церковной монархической листовке, тем самым публично от имени Церкви Христовой засвидетельствовать гибель Российского монарха и Царской Семьи… Русским людям в изгнании (в рассеянии или «в послании»), в особенности Вдовствующей императрице Марии Феодоровне, трудно было свыкнуться с мыслью о гибели Государя…
Уважаемый Анатолий Дмитриевич Степанов в статье «Кругом измена, трусость и обман» предполагает, что доказательством того, что отречение Государя состоялось, стало явление Державной иконы Божией Матери, которое произошло именно 2 марта, в день, когда Государь подписал этот, как ему казалось, юридически ничтожный, но ставший основой государственного устроения в эпоху Временного правительства, документ об отречении… «И как тут не вспомнить, что Державная икона в ходе реставрации в минувшем году была фактически уничтожена. Уход Державной является, несомненно, важным, но пока непонятным знаком Божиим о судьбе России», – сокрушенно рассуждает А.Д. Степанов.
В беседе с журналисткой Еленой Смирновой на радио «Радонеж» декан иконописного факультета Московской Духовной Академии архимандрит Лука (Головков) затронул тему о реставрации икон, в том числе образа Пресвятой Богородицы Державной. Напомнил и о том, как ценители древностей были восторженно ошеломлены в начале XX века, когда, после многовекового наслоения открылась подлинная иконопись преподобного Андрея Рублева в иконе Троица. К слову, шедевр кинематографа – художественная черно-белая картина «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею», 1966 год) режиссера Андрея Тарковского, завершается длительным созерцанием в красках (цветное изображение) увеличенной до размеров киноэкрана первозданной иконы «Троица». Посмотреть фильм можно здесь.
Первый секретарь правления Союза писателей России Владимир Мединский, малоросс по рождению, в интервью минскому телевидению подчеркнул, что кинокартины А. Тарковского заставляют зрителя мыслить. Посмотреть интервью можно здесь.
Есть и такие люди, кто не поверили, что в древности иконы имели столь яркое, победоносное звучание. Они требовали «вернуть темный прежний образ», к которому привыкли. Да и Владимирская икона Божией Матери с течением времени записывалась новыми красками и изрядно удивила всех, когда была расчищена от поздних слоев. Вот и сегодня, когда чудотворная Державная икона, Царица Руси, взявшая Себе скипетр и державу в день отстранения Государя от власти в марте 1917 году, ныне реставрируется и обретает первоначальный облик – с царственным пурпурным одеянием, выявленными крестами, белоснежной рубашечкой Спаса, светлой державой и проявленным голубем – Духом Святым, тоже находятся ревнители, требующие вернуть то, что видели на обветшавшей иконе в последние десятилетия... Обо всем этом поведал декан Иконописного факультета МДА, доцент Кафедры истории и теории церковного искусства архимандрит Лука (Головков).
Фото: реставрируемая, очищенная от поздних записей, первозданная икона Пресвятой Богородицы «Державная»
Батюшка отметил, что СВО выявила ложные идеалы, ложные цели, а общество переосмыслило значимые истинные ценности. «Но, в то же время, прежние кумиры пробуют вернуться… А возвращения этого не хочется. Напротив, желательно бы закрепить то, что было достигнуто. Возвращаться в советское время не хочется – очень страшно... Во время «Украины» произошел отказ от советских названий и возврат к дореволюционным, а сейчас Покровск вновь называют Красноармейск… Это странно. Ведь мы несём освобождение от нацизма, а не возвращение советского. Поэтому сейчас есть угроза как левого, так и правого. А хотелось бы, чтобы воспряла Святая Русь! Державная икона Пресвятой Богородицы живёт своей жизнью. Она соблаговолила очиститься от записей 1917 года. Которые были и тёмными, и грязными, многие были в ранах. Реставраторы раны залечивают: убирают выпадения до грунта, избавляются и от грубых замазок выпадений красочного слоя. Икона становится светлой и первозданной. Верим, что Богородица имеет особое попечение о России. Будем и мы очищаться и приобретать свою первозданную красоту», – повествует отец Лука (подробнее см. здесь).
У писателя-киевлянина Михаила Булгакова в автобиографическом рассказе «Красная корона» описана встреча доктора с братом кавалеристом, коррелирующая с судьбой образа Пресвятой Богородицы Державной: «Уехал (брат – прим.авт) в серенькой фуражке, а вернулся в красной… Не было волос и не было лба. Вместо него был красный венчик с желтыми зубьями – клочьями. Всадник – брат мой, в красной лохматой короне, сидел неподвижно… он был слеп и нем. Два красных пятна с потеками были там, где час назад светились ясные глаза… В красной короне… Таким его я вижу во сне… И в ночь покорно жду, что придет знакомый всадник с незрячими глазами и скажет мне хрипло: – Я не могу оставить эскадрон». Вне сомнения, весть о явлении иконы Пресвятой Богородицы «Державная» достигла тогда и Киева. Именно такой – кроваво-красной, словно «красная корона» ранения – сделалась в июне 1917 года, после обретения в марте, икона Пресвятой Богородицы Державная, поскольку монахини покрыли первозданный образ ярко красной масляной краской, которая со временем стала осыпаться и руинировать первозданную икону…
Фото: записанный масляной кроваво-красной краской в июне 1917 года образ Пресвятой Богородицы Державная
От редакции: И архимандрит Лука (Головков), и автор публикуемой статьи, мягко говоря, довольно своеобразно описывают ситуацию с Державной иконой Божией Матери, дерзая представлять уничтожение реставраторами первозданного образа иконы даже чуть ли не как исполнение Воли Божией. Много говорят о «большевистском красном цвете», который безжалостно смыли реставраторы. Между тем, стыдливо умалчиваются слова Самой Богородицы, которая прямо повелела написать своё облачение красным цветом. И варварством занимаются нынешние реставраторы, а вовсе не те, кто выполнил волю Божией Матери в 1917 году. Икону по благословению святителя Тихона и прославили в таком красном цвете, ныне уничтоженном. Кто хочет разобраться в проблеме, отсылаем к публикациям главного редактора РНЛ Анатолия Степанова: «Главное событие 2024 года оказалось незамеченным»; «Уход Державной»; «Страсти по Державной».
Как известно, свой христианский роман «Белая гвардия», изобилующий описаниями сновидений персонажей, военный хирург Михаил Афанасьевич Булгаков задумывал как житийный документ о духовном подвиге воина-мученика генерала от кавалерии графа Феодора Келлера. Согласно многим свидетельствам, епископ Камчатский Нестор (Анисимов) привез графу Келлеру в Киев в ноябре 1918 года благословение от Святейшего Патриарха Тихона – нательную иконочку Пресвятой Богородицы «Державная». Не исключено, что такую же нательную иконочку носил и сам Владыка Нестор. Убедиться в истинности нашего предположения будет возможно лишь после обретения мощей Владыки Нестора и церковного прославления обоих – просветителя Камчатки и воина-мученика графа-инока Феодора Келлера.
София Сныцарь, православная публицистка, Львов