Известный блогер, священник Павел Островский в Telegram-канале написал довольно-таки странный комментарий по поводу России и «революции здравого смысла» Дональда Трамп, который вознамерился превратить Америку из центра содомской цивилизации в флагман традиционных христианских ценностей.
«Когда я читаю в наших блогах, – пишет отец Павел, – что Россия должна срочно перехватить религиозно-консервативную повестку у американцев, то искренне недоумеваю, так как сегодня подобный расклад слишком далек от реальности. Ведь, несмотря на то, что в США приняты некоторые либеральные законы, запрещенные в России даже в качестве пропаганды (ЛГБТК+), само американское население в разы религиознее нашего. И когда я пишу "в разы", то вовсе не преувеличиваю, а опираюсь на результаты различных опросов американского населения, свидетельствующие о том, что к "очень религиозным" себя относит около 40% американцев, а еженедельно посещает церкви 20%, то есть каждый пятый житель США.
В России же еженедельно посещает храмы в самом лучшем варианте всего лишь 3% населения, а к "очень религиозным", по моему субъективному ощущению, отнесли бы себя максимум 10% жителей страны.
Самое печальное заключается в том, что такие низкие цифры по России мы имеем в том же числе и по той причине, что в нашем информационном поле годами очерняли и высмеивали Церковь и всё, что связано с религиозным миром; параллельно с этим активно популяризируя эзотериков, астрологов и экстрасенсов в самых различных информационных вариантах.
В итоге, когда я прихожу на общение со студентами самых элитных ВУЗов страны, то сталкиваюсь, с одной стороны, с глубочайшим невежеством в вопросах религии, а, с другой стороны, с искренним интересом к этой теме, так как никакого другого источника информации по религиозным вопросам у студентов нет.
Я не знаю, кто сидит у руля всех наших крупных информационных компаний, телеканалов и соцсетей, но могу, опираясь на свой небольшой личный опыт пересечения с их подчиненными, сказать, что там не шибко заинтересованы в продвижении хотя бы даже нравственного контента; про религиозный я уже и вовсе молчу.
Что они там говорят в кулуарах светскому или религиозному начальству, я не могу знать, но, если судить по плодам, по тем проектам которые мы можем наблюдать, то вся их деятельность крайне далека от продвижения хоть каких-либо традиционно-нравственных ценностей.
Так что, друзья мои, не удивляйтесь совершенно тому, что в США госсекретарь приходит с "пепельным крестом" на лбу, свидетельствующим о начале Великого поста, а в России мы всеми силами пытаемся бороться с "крестопадом", когда везде, где только можно, затираются православные кресты».
Напомним, что накануне главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов в статье «Между "доктриной Монро" и "перестройкой" Горбачёва» отмечал, что именно Россия должна ответить на вызов Трампа и стать флагманом традиционных духовно-нравственных ценностей. Возможно, отец Павел отвечал именно нам, впрочем, многие комментаторы высказывали похожую мысль.
Конечно, в чём-то с отцом Павлом можно согласиться: в частности, с его справедливыми филиппиками в адрес «кампании крестопада», которая неожиданно началась в России на самых разных площадках и уровнях. Можно согласиться и с тем, что Россия, объявив себя защитницей традиционно-консервативных ценностей, должна стремиться сама стать флагманом ценностей. Но с этим у нас пока сплошные прорехи – если мы возьмём количество абортов, совершаемых в России, то, к сожалению, нашему обществу пока далеко до образца консервативного и традиционалистского общества. Всё это так.
А вот, что касается главного аргумента отца Павла, что у нас значительно меньше, чем в США, людей считающих себя очень религиозными и существенно меньше тех, кто еженедельно посещает храмы. И в этом, мол, виновато советское время, когда Церковь подвергалась гонениям и ограничениям. А вот с этим совсем никак нельзя согласиться.
Во-первых, что касается уровня церковности. Может быть, в России меньше людей, которые еженедельно посещают богослужения, чем в США. И считающих себя религиозными людьми меньше. Только какое отношение это имеет к подлинным ценностям?! Россия – всё-таки православная страна, а Русская Православная Церковь является истинной Христовой Церковью. А США и государства Запада – это католические и протестантские страны, в которых исповедуется повреждённое христианство. Поэтому ставить знак равенства между Православием и инославием – совсем даже неуместно, особенно для православного священника. Похоже, над сознанием отца Павла довлеет экуменизм – тяжёлая болезнь, поразившая нашу Церковь в ХХ веке, рецидивы которой мы наблюдаем и сегодня.
Поэтому логика размышлений отца Павла огорчает, но самое печальное, что такую логику мы можем увидеть и у многих молодых священнослужителей Русской Православной Церкви, как и у некоторой части мирян, особенно настроенных антисоветски. Эти рассуждения, что количество людей, часто посещающих храмы в России меньше, что нам далеко до таких стран как США, довольно распространённое явление.
И немногие добавляют, что у нас меньше людей посещают богослужения истинной Церкви Христовой, а в США больше людей посещают богослужения повреждённой церкви.
Конечно, наше Православие, которое сохранили наши предки на протяжении веков, не должно быть предметом нашей гордости и поводом для почивания на лаврах. Мы должны трезво смотреть на наше общество. Церковь должна прилагать все усилия по возвращению русского народа в лоно Русской Православной Церкви, чтобы большая часть наших соотечественников стремилась в субботние, воскресные и праздничные дни в храмы, чтобы народ жил по заповедям Христа. Но нужно понимать, что никогда ни католическое, ни протестантское общество не могут стать флагманом традиционных ценностей, потому что традиция, основанная на искажённом Христианстве, сама по себе является повреждённой. Никогда США не станут примером и образцом традиционного общества, потому что в массе своей американское общество исповедует повреждённое христианство.
Во-вторых, стоило бы уже нашим священнослужителям перестать кивать на советское прошлое. Уже почти 40 лет, как Церковь свободна и вольна определять свою политику в области миссии среди народа. А число людей в храмах (особенно молодёжи) не только не растёт, но даже и уменьшается. У нас есть миссионерские и молодёжные отделы в Патриархии и в каждой епархии, при храмах учреждены должности помощников по работе с молодёжью. А толку никакого нет, признаем честно.
В чём же дело? Причин, конечно много, но одна из важнейших как раз тот самый экуменистический дух в работе. У нас часто работа с молодёжью строилась на копировании католических и протестантских методик. Наши священники часто с умилением рассказывали, как молодые люди в Европе и США совершают походы, поют у костра под луной христианские гимны под гитары. Вот, мол, как это прекрасно, это и есть та самая работа с молодёжью, которой должна заниматься Церковь. И что? Уберегла эта работа, эти походы и пение гимнов западные общества от распространения однополых браков, гендерной политики, смены пола и тому подобных изобретений? Никак.
А на самом деле священникам надо было массово идти в военно-патриотические клубы, в спортивные секции, чтобы там проповедовать Христа, воспитывать у молодых людей главную ценность – готовность встать на защиту Отечества, готовность к самопожертвованию за други своя. Может быть, сейчас на фронте было бы больше молодых людей, а не тех, кто родился и вырос в том самом СССР.
Тому же самому отцу Павлу Островскому, несомненно талантливому проповеднику, миссионерствовать не через «евангелие в манге», а собрать физически здоровых, крепких ребят, да прививать им христианские идеи и смыслы. Тогда бы и понимание соотношения России и США прояснилось бы. Но работе с этой частью молодёжи наше духовенство уделяло меньше внимания, чем поиску каких-то нетрадиционных форм миссионерства, которые, на деле, и результата никакого не дают. И вот теперь мы воздыхаем, почему так мало молодёжи молится на богослужениях в наших храмах? Почему молодёжь отворачивается от Православия?
А сегодня главными миссионерами Русской Православной Церкви стали военные священники и те батюшки, которые по зову сердца ездят на передовую, окормляя наших воинов – будущих, надеемся, воспитателей молодёжи.
Пока русский народ в условиях войны духовно навёрстывает упущенное за последние десятилетия. Пока статус Третьего Рима является для нас только заданием, целью, к которой мы должны стремиться. Но будем надеяться, что Россия и внутри себя станет подлинным Третьим Римом, примером для ищущего правды и нравственности человечества.
Редакция «Русской народной линии»
14.
«В итоге, когда я прихожу на общение со студентами самых элитных ВУЗов страны, то сталкиваюсь, с одной стороны, с глубочайшим невежеством в вопросах религии…»
////////////////////////////
«Самых элитных ВУЗов страны…» и… вдруг невежество в вопросах религии?
Интересно, а что здесь разумеют под «элитными» - ведь кафедр теологии не полно ли? Иль у проповедника требования "космические"?
13.
«…но здесь речь не об истинности тамошней веры и церкви - а именно об "импульсе в душах", о стремлении самих тамошних людей быть в своей (да, не истинной) церкви.»
////////////////////////////////
Речь, по большому счету, может быть только об одном - «загремит» грешник в ад при наличии тех же «импулсов в душе» или… сумеет избежать сей участи? Вот, как уже не единожды сказвалось - Патриарх Кирилл заметил однажды, что человек еще при земной жизни чувствует куда «попадет» … При этом, едва ли не поголовно считают, что исключительно-непременно в Царствие Небесное? Ну, что - «прибросим» хотя бы в первом приближении %% в отношении нынешних россиян и… тех же «добродетельных» американцев?.
12. Ответ на 10, Сергей из НН:
Сказал же Апостол Павел афинянам, вообще язычникам - "вижу, что вы как бы особенно набожны".
Как пишет об этом арх. Аверкий Таушев:
"Павел... похвалил Афинян за их набожность. Важно отметить, что при этом Павел употребил такое слово, которое по-гречески обозначает одинаково: и благочестие, и суеверие в смысле страха пред почитаемыми предметами. Не оскорбляя слуха своих слушателей и вместе с тем не жертвуя истиной".
Пока стигматы не предъявите, в Вашу набожность не поверю.
11.
«Напомним, что накануне главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов в статье «Между "доктриной Монро" и "перестройкой" Горбачёва» отмечал, что именно Россия должна ответить на вызов Трампа и стать флагманом традиционных духовно-нравственных ценностей. Возможно, отец Павел отвечал именно нам, впрочем, многие комментаторы высказывали похожую мысль.»
////////////////////////////
«Стать флагманом традиционных духовно-нравственных ценностей»… - зачем? Разве «ценностями» человек духовно спасается иль… теми же «ораториями» митрополита Илариона (Алфеева)? Это ж куда «мы» забрели в понимании-то и до чего «эволюционно» «докатился» человек?
10.
Сказал же Апостол Павел афинянам, вообще язычникам - "вижу, что вы как бы особенно набожны".
Как пишет об этом арх. Аверкий Таушев:
"Павел... похвалил Афинян за их набожность. Важно отметить, что при этом Павел употребил такое слово, которое по-гречески обозначает одинаково: и благочестие, и суеверие в смысле страха пред почитаемыми предметами. Не оскорбляя слуха своих слушателей и вместе с тем не жертвуя истиной".
9.
Есть же "Курчатовский институт". Есть природоподобные технологии. Остается шаг к тому, чтобы эти технологии применить к модальному изменению т. Эволюции. Как можно вывернуть наизнанку перчатку - так должно вывернуть наизнанку т. Эволюции. С помощью природоподобных технологий, в рамках теории... библейского мировоззрения. То есть, уже есть с чем работать, и КОМУ работать по модальности. Дело за теорией.
Вообще, удивительно, как дела в России идут впереди теории, и, как думается, - все идет к совпадению. Дела для теории, которой нет, совпадут с теорией, которой нет, тогда, когда дела, удивительным образом, наберут необходимое количество. И тогда появится теория. Появится теория и - ТУТ ЖЕ воплотится в реальность. А пока, пока дела теории - без теории, - нет и теоретического осмысления. А вопрос решается большой - исторический, от начала.
8.
( из Владимира Высоцкого)
РНЛ:
«Может ли Россия перехватить религиозно-консервативную…»
//////////////////////////////////
Мягко говоря - совершенно неправильная постановка вопроса – «звучит» ну прям в известном «контексте» «догнать и перегнать»… Да, на том идеологическом этапе такой подход (на опять же конкретный отрезок времени в целом как мобилизующий – концентрирующий народ на вполне определенную цель) был оправдан и единственен, но в нынешнее время необходим, скажем так - «продукт» более глубокого мировоззренческого горизонта… Катастрофичность ситуации заключается в том, что последние 30 лет в этом смысле оказались провальной ДЫРОЙ и… опора для действительно СТАРТА к Богу в России практически выбита - страну (и не исключено - сознательно?) маммонизмом и «распрью» славянства еще крепче «впаяли» в «мир князь коего – сатана»… Так, что «рвануть» штангу самостоятельно уже не получится - некому, да и те же Штаты - разве «помощник» и тем более - «паровоз»? А вот Китай… где еще цела организующая и направляющая, пожалуй…. Но здесь ведь работать надо, а у «нас» на этом направлении…. Ну, съездил когда-то Патриарх Кирилл в Поднебесную к Великой стене… Беловежец Шахрай судя по сообщениям СМИ там «крутился» - что «организовывал»… Осталось островских «подключить» - с «мультяшками» для местной молодежи?
7. Ответ на 1, Павел Тихомиров:
Традиционалистам нужен навальнист Островский.
6.
Нельзя соединять их в холивар двойственной двусмысленности, как это было в лихие/святые 90е. Но надо их уважение к знаниям друг друга и снятия противоречий исключенного третьего в противоположности закона противоречия/непротиворечия. Перевести противоположности из борьбы в единство. То есть, противоположности могут быть оба ложными. А здесь - парадокс лжеца, для каждого. Традиция признает свою хитрость, марксизм-ленинизм - свою и в силу этой метанойи , каждый своей, обретают мудрость признания правды друг друга.
5. Ответ на 1, Павел Тихомиров:
Россиянам Христос и даром не нужен.
К чему этот самообман, будто постсоветские построссияне способны к церковному Православию? Не понимаю.
Построссиянам нужно 8 Марта, а не Христос.
Наконец-то солдаты в СВО отвоевали у антисоветчиков 8-е марта.