О поспешности суждений и явных «ляпах» (от слова «ляпнуть») украинского околоцерковного издания Союз Православных Журналистов свидетельствует заметка под наименованием Царство земное, или небесное: какому патриотизму учит предстоятель РПЦ. Наверняка автору опуса не мешало бы и самому «сесть и пораскинуть умом», если это не проплаченный провокатор, а православный журналист. Вот как была описана СПЖ вырванная из контекста (из видеозаписи) «фабула» на самом деле отеческого вразумления и наставления Его Святейшеством Патриархом Кириллом тщедушного батюшки на епархиальном собрании духовенства: «11 февраля 2025 года на собрании духовенства Московской митрополии произошел эпизод, обнаживший глубокий кризис в Русской Православной Церкви. Священник Алексей Шляпин из Можайска осмелился заявить предстоятелю РПЦ: “Священник должен ориентировать людей в Царство Небесное, а не патриотизмом заниматься”. Ответ Патриарха Кирилла очень показателен: “Вот это здорово, да? Первый раз такое слышу! Вы, батюшка, не из Западной Украины случайно?… Идите, сядьте и серьезно подумайте обо всём том, что вы сейчас тут ляпнули”».
Спустя несколько часов в сети появилась полная запись вопроса священника и ответа Предстоятеля (посмотреть можно здесь). Картина получается совсем иная, чем это изначально подали провокаторы, использовавшие обрезанное видео в попытках оклеветать не только Святейшего Патриарха Кирилла, но и Русскую Православную Церковь. Спустя несколько дней СПЖ сообщил со ссылкой на «Новую газету Европа», что, якобы у батюшки, ляпнувшего вопрос, прошёл обыск.
Карикатура на «Брестский мир» - Германия уводит русского медведя с фронта, на заднем плане Троцкий пересчитывает свои 30 сребреников (1918) (источник википедия)
Ответ Предстоятеля предельно ясен и логичен – проповедь Царствия Небесного и здравый патриотизм не противоречат друг другу. Церковь не может не быть со своим народом. Как оказалось, на собрании Московской митрополии любой священник имел возможность задать вопрос Патриарху, вопреки утверждениям некоторых деятелей об «отсутствии» в РПЦ свободы мнений.
Правота Его Святейшества в отношении «оптимального формата» взаимоотношений Церкви и власти – их симфонии - подтверждена апостолом Павлом и сформулирована в его Послании к Тимофею: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу...» (1Тим. 2:1-3). Суть этой формулы, перекочевавшей впоследствии в различные богословские и литургические тексты, в том, что государство должно выполнять свои функции (обеспечивать стабильность, порядок и защиту от внешних угроз), а Церковь – свои (молиться). Даже если Церковь отделена от государства, она не отделена от общества. Это одни и те же люди. Поэтому проповедь веры и патриотизм всегда, так или иначе, будут идти рука об руку.
Бросается в глаза лукавство батюшки, ляпнувшего необдуманный вопрос Его Святейшеству, ведь противопоставляются вера и патриотизм. Так, словно одно исключает другое. Подхватившие тему и тиражировавшие кусок видео с собрания Московской митрополии украинские околоцерковные СМИ сознательно упустили весьма важный и им явно «неудобный» момент. Формула, описанная апостолом Павлом, работает ровно до того момента, пока Церковь имеет возможность под сенью государства спокойно существовать в симфонии. Когда же государство воздвигает гонения на Церковь (как это происходит в нынешней Украине) – формула перестает работать и Церковь имеет полное моральное право выступить против такого государства, как это сделал святитель Патриарх Тихон в своем воззвании от 1918 года. Оказывают ощутимое сопротивление киевскому режиму некоторые гонимые иерархи канонической Украинской Православной Церкви, пребывающие в текущий момент в заточении – митрополит Святогорский Арсений и митрополит Черкасский Феодосий.
Появились сведения о том, что «миролюбивый» можайский батюшка не такой уж простачок – он является последователем покойного о. Даниила Сысоева (его воззрения весьма популярны в Киево-Печерской Лавре), а в 2013 году отметился опусом под названием «Христианство и патриотизм», в котором прямо именовал патриотизм «языческой идеологией»... Человек в миру не может жить вне социума и государства. Группа людей, радикально противопоставляющая себя обществу, рано или поздно, увы, превратится в секту… Как это уже случилось на Западной Украине с раскольниками «ПЦУ», коих удачно нарекли экклезиоморфным «кентавром».
В ответе на необдуманный вопрос батюшки о том, что, якобы, долг Церкви не в продвижении патриотических нарративов, а в ведении человека к Царствию Божию, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что в годину тяжелейших испытаний для богоспасаемого Отечества нашего Российского: «Церковь не может не быть со своим народом, не может не быть ответственной за судьбу страны. Очень многие бы хотели, чтобы мы в это не вмешивались, уверяю Вас. Но если мы пойдем по этому пути, то мы откажемся от того, что делали такие люди, как Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобный Сергий (Радонежский – авт.) и целый сонм наших святых, которые были патриотами и защитниками нашего Отечества – и в прямом смысле этого слова, и в духовном». В своем ответе батюшке Святейший Патриарх также напомнил о том, что во времена кровавых гонений советской власти на Русскую церковь и потом начавшейся Великой Отечественной войны «Церковь не вспомнила о своем тяжелом положении, она сделала все, чтобы вдохновить свой народ на борьбу», и это потом привело к «радикальному изменению положения Церкви в нашей стране».
В книге «Тайна Великой войны» митрополита Митрофана (Баданина) проделан тщательный анализ антихристианской сущности гитлеровского нацизма: «Вспоминая события Великой Отечественной войны следует согласиться, что тогда произошла схватка, пусть и сокрытого под спудом, но православного Третьего Рима с оккультно-сатанинским Третьим рейхом» (подробнее см. здесь).
Карикатура на «Брестский мир»: немецкая открытка «Что мы едим сегодня? Русскую медвежью ветчину», 1918 год (источник википедия)
А ведь именно в западных епархиях Русской Православной Церкви, отошедших после позорного «Брестского мира» 1918 года к Польше, православные подверглись гонениям и окатоличиванию с помощью унии, что побудило многих малороссов к эмиграции в США и Канаду. Известно, что украинские униаты тесно сотрудничали с Третьим Рейхом, принимали непосредственное участие в преступлениях гитлеровских нацистов. Наблюдаются и среди нынешнего духовенства канонической УПЦ странные «симпатии» Третьему Рейху, вслед за попытками «молиться за гетмана Мазепу». Изменник и патологический предатель Мазепа наложил, согласно документальным свидетельствам, на себя руки, тем самым уподобился Иуде сребролюбивому, за что, в итоге, был предан церковной анафеме. Впрочем, некоторые молятся даже за Иуду… Митрополит Сурожский Антоний «успокаивал» радетелей за удавившегося бывшего апостола тем, что, опускаясь в ад накануне Своего Светлого Воскресения, Христос встречал там и Иуду… Так что, встреча Иуды со Христом имела место, но, увы, в аду (подробнее см. беседу с Фредерикой де Грааф на радио «Радонеж»).
Возникает резонный вопрос – эти лукавые, отказавшиеся от Отечества своих предков батюшки с Западной Украины все-таки «за Третий Рим» или «за Третий Рейх»? Им придется сделать выбор, поразмыслив, что и предложил Святейший Патриарх Материнской Церкви – Русской Православной Церкви. Ведь за последствия собрания мирян и духовенства УПЦ в Феофании в 2022 году, где Материнская Церковь была трусливо отвергнута, придется держать ответ перед Церковным судом. Вот тогда и вспомнится отеческий совет Предстоятеля опрометчивому батюшке, мол, «садитесь, двойка Вам!» А поразмыслив, западно-украинские батюшки непременно обнаружат, что именно на их землях лукавый Лжедмитрий, согласно документам, «сбросил с себя иноческий чин», сделавшись расстригой и возжелал взойти на Царство Московское…
Раздавались в сети и голоса русских монахов в Греции, где звучало полное согласие с позицией Патриарха Кирилла. Вспоминали о духовном подвиге святого священномученика Патриарха Гермогена (около 1530 – 17 февраля/2 марта 1612), которого поляки замучили голодом в тюрьме, но он так и не признал Лжедмитрия законным русским царём. С декабря 1610 года Патриарх Гермоген, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков.
Безкомпромиссная позиция Патриарха Гермогена стала причиной репрессий против него, и 17 февраля 1612 года, находясь в заключении более девяти месяцев, он мученически скончался от голода и жажды. Вряд ли кто-то усомнится, что подвиг Патриарха Гермогена является патриотической позицией по отношению к Русской Церкви, Предстоятелем которой он был, к государству Московскому и людям, его населяющим? Священномученик Гермоген принял мученическую кончину «за други своя» (ср. Ин. 15:13), но не предал Русскую Церковь, Московское государство и русский народ, причислен к лику святых Русской Православной Церкви 12/25 мая 1913 года.
В контексте казуса с незадачливым батюшкой, в новом ракурсе предстает и оскорбление Петербурга и петербуржцев, которое «ляпнул» отец Андрей Ткачев, якобы патриот Отечества, выходец из Львова (подробнее см. тут).
Киевская паства о. Андрея Ткачева долгое время недоумевала по поводу бегства популярного весьма батюшки, увы, бросившего своих прихожан… А вот то самое «недоделанное бурсачество» Хомы Брута уже аукнулось Церкви Христовой украинским расколом.
Когда готовился этот материал, в СПЖ разразились очередным «пространным» оправдательным текстом о казусе с необдуманным вопросом (подробнее см. тут).
София Сныцарь, православная публицистка, Львов