Как сообщалось, 6 февраля, в день памяти святой Блаженной Ксении Петербургской, известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев во время проповеди назвал Санкт-Петербург «самым нерусским городом».
«Петербург – это самый нерусский город, – сказал отец Андрей. – Все города русские вырастали, знаете, как на луковице лушпайки растут. А Петербург весь под линейку построен, как Манхеттен. Этот город стал городом чиновников и военных. Ничего особенно русского там не было. Но свою русскость этот город, вышедший из головы Петра, доказал тем, что там появились совершенно русские святые. Потом город на Неве стал гнездилищем всех несчастий нашей страны. Это город трёх революций, это город цареубийц, это город террористов, там где взрывали и подрывали. На Аптекарском острове дом Столыпина, там где стреляли и бомбы кидали в губернаторов, градоначальников, ножи совали в жандармов. Тот самый Петербург, который Пётр придумал по линейке, стал самым опасным городом страны. Революция, великая чистка, голод, Блокада и всё остальное – это всё вынес на себе этот несчастный город, который родил все наши революционные несчастья. Блаженная осталась последним лучиком надежды. Ксения опять теперь нужна нам, потому что опять скорби постигают наш бедный народ: у кого-то сын наркоман, у кого-то дочка сгулялась, а у кого-то дочка замуж-таки вышла, а рожать не хочет. Или уже захотела, а уже Бог не дает. А у кого-то проблемы опять с квартирой, у кого-то муж опять пьёт, а у кого-то муж пошёл на войну и умер. И вот всё это вот всегда было предметом попечения этой блаженной святой Женщины».
Известный петербуржец, депутат Государственной Думы и многодетный отец Виталий Валентинович Милонов ответил на слова отца Андрея Ткачёва: «Я – петербуржец, и Петербург является самым русским городом в России! Почему? Потому что Россия – это не деревня и не хутор, где все друг друга знают и коров вместе пасут. Петербург – это такая первая заявка России как мировой державы».
Московская Русь была мощным государством, но именно империей Россия стала при Петре I, со столицей в Санкт-Петербурге, обратил внимание парламентарий. «Это как раз русский город, который заявил всему миру о русском искусстве, русском возрождении, русском ренессансе. То, что в [Северной] столице было больше всяких политических деятелей, к сожалению, в том числе и проходимцев, – совершенно ничего не значило, поскольку в столице также были и замечательные, и праведные люди», – отметил депутат.
Резонансные слова отца Андрея прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Настоятель храма Святой Троицы в Хохлах уважаемый протоиерей Андрей Ткачёв выступил с очередным эпатажным заявлением, назвав Санкт-Петербург – городом террористов, революционеров и убийц.
Если мы будем мерить историю подобными мерками, то стоит вспомнить, что, во-первых, Москва – город Декабрьского вооружённого восстания 1905 года, где гораздо больше пролилось крови, чем даже в Петербурге в Февральскую революцию, а тем более в – Октябрьскую.
Во-вторых, вспомним, сколько крови пролилось в Гражданскую войну в самом Киеве, откуда прибыл отец Андрей. Вспомним, сколько крови пролилось на майдане в 2014 году.
По количеству терактов Москва в конце ХХ – начале ХХI вв., далеко превзошла Санкт-Петербург. Мифы про «Бандитский Петербург» просто заслоняют печальную московскую реальность. Но это всё внешняя оболочка вещей.
Человек, который носит высокий сан священника, должен смотреть вглубь, а вот этой глубины у отца Андрея, к сожалению, в данном случае нет. Он руководствуется штампами, не зная или вернее не желая знать нашей истории – истории, которую нам Бог дал.
Меж тем, по словам Георгия Федотова, перед Первой мировой войной один из Оптинских старцев предпослал своё благословение Санкт-Петербургу как самому верующему городу России.
Вспомним также и то, что хотя в Петербурге и произошла Февральская и Октябрьская революции, Ленинское правительство покинуло город – бежало в Москву, откуда и производило все свои дальнейшие действия. Даже с этой точки зрения стоило бы задуматься. Ленин до сих пор находится в самом центре столицы России.
Называть Санкт-Петербург городом убийц и террористов, значит плевать на могилы петербургских святых – о.Иоанна Кронштадтского, священномученика Вениамина. Называть Санкт-Петербург городом убийц и террористов – это плевать на могилы Суворова и Кутузова, Жуковского и Достоевского. Называть Санкт-Петербург городом убийц и террористов – это плевать на могилы наших блокадников, наших воинов, наших освободителей.
Называть Санкт-Петербург городом убийц и террористов – это оскорбление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, это оскорбление Верховного главнокомандующего Владимира Владимировича Путина, которые происходят из Санкт-Петербурга.
Да, отец Андрей пытается достучаться до сознания наших современников, временами весьма эпатажным образом, но временами он это делает так, что лучше бы не достукивался. Потому что он достукивается до оскорбления ближних, до того, что он оскорбил мёртвых и опозорил живых.
Например, то, как отец Андрей в своё время выражался о блаженной Макрине (сестре святителей Василия Великого и Григория Нисского), отвратительно и оскорбительно. К сожалению, временами на место очень интересного и симпатичного священника вылезает какой-то недоделанный бурсак, Хома Брут (так и хочется написать это имя через букву «а» от слова «хам»).
Обращаюсь к Святейшему Патриарху Кириллу: «Ваше Святейшество, коль скоро отец Андрей пребывает в Вашем каноническом подчинении и хотя бы формальном послушании к Вам, сыновне просим Вас провести с ним воспитательную работу, чтобы он далее не оскорблял ни святых, ни просто православных людей».
А теперь обращаюсь к отцу Андрею: «Дорогой отец Андрей, Вы – умный, добрый и совестливый человек. У Вас есть тысяча и одна возможность влиять на умы совершенно иными способами, чем те, которые, к сожалению, временами употребляете. Остановитесь! Если не хотите разделить судьбу одноимённого Вам протодиакона».