Москва – Третий Рим
Однако вернемся к хорошо известному и весьма памятному для истории Русской Церкви эпизоду, произошедшему в ночь на воскресенье 5 сентября 1943 года в кабинете Председателя Совнаркома Союза ССР в Кремле. На этой встрече с Церковными иерархами Верховный Главнокомандующий И. Сталин раскрылся не просто как состоявшийся лидер страны, но и как вождь воспринявший Божье благословение нести звание «Удерживающего». В этом удивительном событии наиболее ярко проявилось помилование России, свершившееся через непомерный мученический подвиг русского народа. Было явлено властное Божье заступничество за поруганную веру. Весьма серьезные историки вынуждены признать, что во всем происходящем в те годы «есть такое ощущение, что мы чего-то не знаем. И я не исключаю, что это «что-то» могло быть и на чисто мистическом уровне. Не исключаю»[1].
Как всегда было, и будет в истории христианства, сакральная, мистическая, сверхъестественная сторона событий неприемлема для мира и потому неизбежно подвергается нападкам, высмеиванию, шельмованию. Так случилось и с историей неожиданного поворота Сталина к Церкви, когда многие «трезвомыслящие исследователи» увидели здесь лишь коварный расчёт хитрого диктатора.
Расчёт, безусловно, был. И это, как раз, очень хорошо. Сталин предпринял очередную попытку придать Российскому Патриархату статус Вселенского. Каждый, наиболее значимый правитель России неизбежно возвращался к великой идее «Москва – Третий Рим», и вдохновлялся ею. Эта историческая концепция и сокровенная мечта всегда являлась неким оселком, на котором проверялся уровень мудрости правителя и претензии на величину его исторического значения.
Потому вспоминая события Великой Войны следует согласиться, что тогда произошла схватка, пусть и сокрытого под спудом, но православного Третьего Рима с оккультно-сатанинским Третьим рейхом.
Так что, Сталин, вполне закономерно не стал исключением, и в полной мере осознал величие этой идеи, хотя, конечно, позволяя себе действовать в рамках той парадигмы, что сложилась к тому времени в советском государстве.
Третий Рим и Англия
Эта идея «Москва – Третий Рим» никогда нами не забывалась. Ее сберегали, как сокровенную мечту всего Православного мира. Мечту о возрождении Великой империи – Византии, как единственной исторической, культурной и цивилизационной наследнице, оставшейся от Древнего Рима. Не затерявшись в долгих столетиях, она перешла к нам от той Великой языческой Ойкумены, сумевшей две тысячи лет назад переплавить в себе и в полной мере воспринять духовную высоту учения Христа Спасителя. Эта мечта о Золотом веке и Царствии Божием, воплотилась в идеалах Православной симфонии Церкви и государства.
Впервые эта мысль о наследовании Русью мира Византии была озвучена в конце XV века митрополитом Московским и всея Руси Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии». Москва там была прямо названа «Новым Константинополем», а Московский Великий князь Иоанн III – «Государем и Самодержцем всея Руси, новым Царем Константином, и Новому граду Константинову Москве, и всей Русской земле, и иным многим землям Государь»[2].
В русле реализации этой концепции, для получения титула преемника Византии, в 1472 году был заключён брак между Иваном III Васильевичем и Софией Палеолог. София была племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога, погибшего во время взятия Константинополя турками.
Позже, в 1523 году старец Филофей Псковский, монах Спасо-Елеазарова монастыря в послании к Великому князю Василию III дал окончательную формулировку этой идеи: «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, – два Рима пали, третий стоит, четвёртому же не бывать»[3].
Великая княгиня Московская Софья Палеолог (1455–1503), супруга Ивана Третьего, бабушка Ивана IV Грозного. Пластическая реконструкция эксперта-криминалиста С.А. Никитина, 1994 г.
Эта формула в полной мере выражала суть означенной концепции, и уже в правление Иоанна Грозного была воспринята как руководство к действию. В результате дипломатических и иных усилий Великий князь Московский Иоанн Васильевич, получил благословение от Вселенского Патриарха на наследование титула Царя Российского от Византийских императоров. Иоанн IV был «венчан на царство по чину Римских Кесарей» и в России появился наследник Царя Константина Великого – «Великий Государь Царь Иоанн Васильевич»[4].
В дальнейшей истории нашей страны, Самодержцы Российские всегда рассматривали свою историческую миссию в русле этой задачи возрождения Византии, путем создания Великой греко-российской Восточной империи.
В XVII веке осуществить ее практическую реализацию пытались царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон[5]. Тогда, в этом дерзновении, Никона поддержали Восточные Патриархи. Россия готовила поход, намереваясь вернуть Константинополь Вселенскому Православию, дабы Патриарху воссесть в Соборе Святой Софии, наследуя духовное значение Византии. Однако замысел этот тогда воплотить не довелось.
Двуглавый орёл – эмблема Византийской империи с династическим символом Палеологов в центре. Воспринят, как герб Московского царства, а в дальнейшем и Российской империи.
Вновь к нему вернулись во второй половине XVIII века под названием «Греческий проект», когда Российская империя в царствование императрицы Екатерины II вступила войну с Османской империей. Предполагалось, в случае безоговорочной победы над турками и взятии Константинополя, создать новую «Византийскую империю».
Вновь к решению этой исторической задачи приступили в 1829 году, когда Россия вплотную приблизилась к Черноморским проливам и армия императора Николая I стояла у врат Царьграда. Равным образом и в 1877 году император Александр II был близок к взятию Константинополя и установлению контроля над Проливами.
Последняя и вполне реальная попытка решить этот вопрос была предпринята императором Николаем II в ходе Первой Мировой войны, но вновь, увы, не случилось.
Практически во всех этих перечисленных событиях определяющая роль в их безуспешности, неизменно принадлежала одной стране – Англии. Именно она со времен Иоанна Грозного своей стратегической целью на Востоке, определила задачу сдерживания России путем, как тайной «дипломатии», так и открытых военных действий.
Первый же англичанин, обогнувший Европу и добравшийся до России в 1553 году купец и дипломат Ричард Ченслор тут же осознал огромный потенциал этой неведомой ранее страны. Об этом удивительном открытии он поспешил доложить королеве Англии Марии I: «Если бы русские знали свою силу, то никто не мог бы соперничать с ними, но они ее пока не знают»[6]. Удивительно, но сколь схожие выводы оставил в своих описаниях Московии и немецкий путешественник: «Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог соперничать с ними, а их соседи не имели бы покоя от них. Но я думаю, что пока не такова Божья воля. Я могу сравнить русских с молодым конем, который не знает своей силы и позволяет малому ребенку управлять собою и вести себя на уздечке. Если бы этот конь осознавал ее, то с ним не справился бы никто»[7].
Путешественник Ричард Ченслор при дворе царя Иоанна Грозного в 1554 году.
Эта перспектива роста влияния России явным образом угрожала нарастающим, как раз с XVI века колониальным устремлениям формирующейся Британской империи. С этого момента Россия стала восприниматься Англией, как противник, требующий постоянных упреждающих мер, как тайной дипломатии, так и явной политики.
И в дальнейшем, часто именно по инициативе англичан такое отношение стало определять существо Европейской дипломатии в целом. С тех пор её история являет собой череду всяческих противодействий России, с задачей всеми возможными способами сдерживать рост её потенциала и влияния в мире. Что, собственно, продолжается и сейчас.
Духовное единство
Говоря об этом нашем «заклятом друге» – Англии, будет не лишним напомнить, что Гитлер в своих планах по решению «восточного вопроса», постоянно возвращался к идее совместных действий именно с Англией. Он справедливо считал, что именно этот союз наиболее логичен и способен принести результат, поскольку Англия главный и неизменный противник России.
Кроме того, те расовые зверства, которые вменялись в доблесть каждому британцу, действующему на благо великой колониальной империи, безмерно восхищали Гитлера и служили ему источником вдохновения. «...Свои притязания на роль единственного избранного народа, – писал фюрер, – они воплощают в жизнь с ветхозаветной силой и даже жестокостью»[8]. Гитлер внимательно изучал методику действий англичан в порабощаемых ими странах и считал этот опыт весьма ценным: «в управлении Россией Третьему рейху следует брать пример с британского правления в Индии»[9]. В результате, как признают историки, «одной из фундаментальных задач нацистов стало подражание безжалостности Британской империи, но теперь в отношении к Восточной Европе»[10].
Британский концентрационный лагерь в Кении.
Не будем забывать, что расовые человеконенавистнические теории нацизма были порождены вовсе не «сумрачным тевтонским гением» в первой половине XX века. Они вызрели и оформились в государственную идеологию много раньше, и как раз в «туманном Альбионе». Общеизвестно, что расистская имперская идеология Англии базировалась именно на столь любезной Гитлеру идее чистоты крови. Еще задолго до «мюнхенских пивных» британское общество обосновывало «претензию на свою имперскую гегемонию именно расовой чистокровностью»[11].
Все британское общество было насквозь пропитано идеями своего расового превосходства. Даже любимый нами с детства Герберт Уэллс вовсе не стеснялся утверждать, что «Единственным разумным и логичным решением в отношении низшей расы является ее уничтожение»[12]. Или, например, классик британской литературы и философии Томас Карлейль: «Ни права ниггеров, ни права человека не стоят даже того, чтобы о них дискутировать. Сила – вот о чем должна идти речь»[13].
Потому, казалось бы, союз Нацистской Германии и Королевской Англии был исторически предопределен. Эту идею Гитлер вынашивал еще в 1925 году в своем раннем программном труде «Майн кампф»: «Приняв решение раздобыть новые земли в Европе, мы могли бы получить их только за счет России. Мы должны, препоясавши чресла, двинуться по той же дороге, по которой некогда шли славные рыцари наших орденов. Для такой политики мы можем найти в Европе только одного союзника: Англию. Только в союзе с Англией, прикрывающей наш тыл, мы могли бы начать новый великий германский поход»[14].
Адольф Гитлер и Премьер-министр Великобритании Ричард Чемберлен.
Его неизменные симпатии к британцам граничили с обожанием: «Кровь любого англичанина слишком драгоценна, чтобы проливать ее. Наши народы составляют единое целое – по расе и традиции; таково мое мнение с тех пор, как я себя помню»[15]. Точки соприкосновения этих «единых народов» фюрер нащупал верно: «Мы ищем контакта с Англией на основе раздела мира»[16].
Великобритании вполне импонировали такие предложения, и «министр иностранных дел Великобритании лорд Галифакс в июне 1940 г. вел переговоры с Гитлером по вопросу условий мира с Германией. Ожидалось, что, отдав Гитлеру континентальную Европу, Британия получит возможность сохранить свою империю со всеми ее колониями и подмандатными территориями»[17]. Кроме того, у Британии были свои предложения, как поддержать немецкую агрессию: «Уже с января 1940 года стала формироваться в своей основе британская экспедиционная армия против Советского Союза. Британия планировала за десять дней до нападения Гитлера на Россию – с помощью авианалетов парализовать деятельность советских нефтепромыслов»[18].
В мае 1941 года заместитель фюрера по партии обергруппенфюрер СС Рудольф Гесс совершил свой знаменитый перелёт в Англию с целью предложить британскому правительству заключить мир и совместно начать войну против СССР. Однако, к этому времени Англия пришла к трезвой оценке экономического состояния СССР, и потому серьезно воспринимала его военную мощь. Равным образом учитывались возможности и настрой, стоящей у нее за спиной Америки. Кроме того, условия Гесса предполагали отставку Черчилля, да и в целом Германия явно разговаривала с позиции своей «неоспоримой силы». Так что договориться не удалось. Позже «Гесс всерьез уверял, что идея перелета в Англию была внушена ему во сне сверхъестественными силами»[19], что, вероятно, так и было. Так или иначе, но в этом же мае месяце в Германии произошло сворачивание плана «Битвы за Британию».
Король Великобритании Эдуард VIII (герцог Виндзорский) беседует с Министром пропаганды Германии Й. Геббельсом, 1937 год. «Каждая капля крови в моих венах – немецкая», – признается английский монарх.
Среди великих мировых фигур того времени, безусловно следует отметить премьер-министра У. Черчилля, оказавшегося на удивление стойким противником Гитлера. Именно его избрание помешало форсировать установление этого союза Англии с Германией против СССР. Однако и он не избежал слов искренней симпатии к Гитлеру: «Можно презирать систему Гитлера и все же восхищаться его патриотическими достижениями… Я надеюсь, что и у нас тоже найдется столь достойный восхищения вождь, который вновь вселит в нас мужество и вернет нам наше место среди других наций»[20]. Мы видим, что эта любовь двух стран имела в основании не только политический расчет, но и единство духа. Цементирует это единство природное неприятие России.
Как свидетельствуют очевидцы, среди прощальных речей Гитлера в бункере в апреле 1945 года, «неизменным пунктом его сожалений была незажившая рана, вызванная крушением идеи германо-британского альянса»[21].
Царьград. Последняя попытка.
Таким образом, тот факт, что государство Англия оказалось нашим союзником в составе антигитлеровской коалиции можно в полной мере воспринимать, как чудо, которое совершила советская дипломатия. Когда в августе 1939 года удалось подписать Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, это стало полной неожиданностью для Великобритании. Произошедшее означало крах всей британской внешней политики в Европе.
Сталин хорошо знал, что скрывается за благочестивой вывеской «старой доброй Англии», и вовсе не обольщался. Тем не менее, используя момент существования этой удивительной «коалиции союзников», он наряду с восстановлением Российского Патриаршества, взялся вновь решить задачу овладения Константинополем и Черноморскими проливами. При этом он безусловно помнил, что если бы не большевистский переворот, то этот важнейший вопрос уже был бы решен.
Август 1939 года. Иосиф Сталин чрезвычайно доволен – удалось подписать Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. Произошедшее означало крах всей британской внешней политики в Европе.
Как известно, в марте 1915 года Лондон впервые официальной нотой гарантировал по итогам Первой мировой войны передачу России города Константинополя с прилегающими территориями на западном побережье Босфора и Мраморного моря. Но, увы, эту уникальную возможность потеряли «верные ленинцы» заключив в 1917 году в Брест-Литовске знаменитый «похабный мир» с Германией. Тогда произошло небывалое – лавры победителя вручили стране, проигравшей войну.
О том, что Сталин давно вынашивал в своих планах решение этой исторической задачи, говорит тот факт, что шаги в данном направлении стали предприниматься им заранее. Уже вскоре после победы под Сталинградом и Курском, пошли активные дипломатические демарши против Турции. Стамбул обвинялся нами в явном сотрудничестве с Германией, что предполагало его «наказание». Таким образом, оказывалось давление на Турцию с целью добиться строительства военно-морской базы в Черноморских проливах, при Константинополе (Царьграде). Сталин был настроен решительно и «7 августа 1946 года СССР предъявил Турции ноту. Параллельно начались военные приготовления вдоль границ Турции»[22].
У. Черчилль и Г. Трумен в Фултоне (Миссури) 5 марта 1946 года. Начало «холодной войны».
Но, оказалось, что в XX веке это предприятие стало еще более дорогостоящим, чем в XVII. Наша «союзница» Англия вновь начала активное противодействие. Уинстон Черчилль ещё в апреле (!) 1945 года поручил разработать план наступательной войны против СССР – Операцию «Unthinkable» («Немыслимое»). Однако, вскоре стало понятно, что план этот нереален и вполне соответствует названию. Уровень военной мощи СССР в то время был неоспоримо высок.
В общем-то, всем было понятно, что происходит закономерный процесс послевоенной перекройки карты мира в рамках «искусства возможного», каждой из стран победительниц. В тоже время, следует признать, что противодействие именно в этом историческом вопросе было необычайно сильно, можно сказать дошло до предела.
Англия не сдавалась и теперь уже вместе с США, этой «вавилонской блудницей», похоже бесовским чутьем в полной мере прочувствовали духовную опасность нашего «византийского» плана. Срочным образом, в ответ на наши черноморские замыслы в конце 1945 года ими был разработан и утвержден план воины с СССР «Тоталити»[23]. Этим планом предусматривалось нанесение ядерного удара по двадцати городам нашей страны.[24] Это стало достоверно известно в Москве, а нам тогда ответить еще было нечем. «Хорошо, что мы вовремя отступили», – вспоминал впоследствии министр иностранных дел В. Молотов[25]. Правда, позже стали высказываться предположения, что этот план был «дезинформационной уловкой»[26] союзников.
Бомбардировщики B-32 на заводе в Форт-Уорте (Техас) предназначены для доставки ядерного оружия. Июнь 1944 года.
Святая Земля
Еще одно направление в обретении нами важнейшей духовной доминанты мирового значения стал район Палестины. В 1945 году именно СССР выступил с идей создания Израильской демократической республики на территории Палестины.
Появление независимого государства Израиль стало возможным лишь благодаря активному личному покровительству Иосифа Сталина, полагавшего «что созданное при советской поддержке и возглавленное советскими репатриантами государство может превратиться в важного союзника СССР на Ближнем Востоке. Ради реализации этой цели Сталин пошел даже на осложнение отношений с арабскими компартиями»[27].
В развитие этих целей, в этом же году по рекомендации Сталина Патриарх Алексий I впервые в истории московских первосвятителей посетил Святую землю – Иерусалим, Александрию, Каир, Бейрут, Дамаск и Лидду[28]. Это историческое паломничество стало видимым отражением духовных смыслов, «сокрытых в пройденном Россией непростом историческом пути. Россия, культурно и политически тяготея в своей истории и к Востоку, и к Западу, тем не менее, духовно жила восприятием библейского образа Святой Земли»[29]. Этим визитом Москва заявляла не только о своем историческом праве на церковное присутствие в Святой Земле, но и на много большее, если учесть политические планы Сталина при создании государства Израиль. Не случайно, вскоре Израиль предоставил Московскому Патриархату все те исторические храмы и монастыри, которые оказались на его территории.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) с делегацией РПЦ в Иерусалиме. Июнь 1945 года.
При этом, что удивительно, но общеизвестным фактом является отсутствие у Сталина планов присоединить Израиль к блоку просоветских стран. Даже известная премьер-министр Израиля Голда Меир в 1947 году с удивлением высказывала свое «убеждение, что Сталин помогает евреям из каких-то иных, высоких моральных соображений»[30].
Но опять вмешались американцы, и решающую роль «сыграли деньги богатейшей американской еврейской общины». В результате влияние СССР сошло на нет. Но, как оказалось, идея Сталина по созданию государства Израиль несла в себе много более глубокие политические задачи. В узком кругу Сталин так излагал свою политическую задумку: «Израиль будет как «шило в заднице» для арабских государств, что и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке»[31]. Этот долгосрочный «внешнеполитический прогноз Сталина по Ближнему Востоку оправдался. В арабских и во многих других мусульманских странах было подорвано влияние не только Британии, но и США»[32].
И вновь отметим, сколь ненавистны были «верным ленинцам» эти шаги Сталина по восстановлению нашего присутствия на Святой Земле, и как они спешили уничтожить все плоды тех важнейших усилий. В октябре 1964 по инициативе Хрущева большая часть нашего имущества, что так усердно собиралось нашими правителями на Святой Земле Палестины в течение столетий, были проданы Израилю за апельсины и текстиль. В ходе «апельсиновой сделки» мы потеряли двадцать два объекта недвижимости площадью около 167 тысяч кв. метров. Надо заметить, что несколько дней спустя Хрущев был снят с должности и отправлен на пенсию.
Министром Иностранных дел Израиля Голдой Меир и Чрезвычайным и Полномочным послом СССР М. Бодровым подписывается Соглашение № 593 «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль». Позорная хрущевская «апельсиновая сделка» состоялась 7 октября 1964 года.
(Продолжение следует)
[1] Из интервью телеканалу «Царьград» доктора исторических наук, академика РАЕН В.М. Лаврова.
[2] РНБ. Солов. Собр. № 858. Л. 613 об.
[3] Послание к великому князю Василию о исправлении крестнаго знамения и о содомском блуде // Православный собеседник. Казань, 1863. Март. С. 340.
[4] Примечательно, что прямое дипломатическое участие в достижении этой великой цели принял замечательный подвижник XVI века преподобный Феодорит Кольский, просветитель лопарей (+1571 г).
[5] Та самая Никоновская реформа, повлекшая вскоре трагедию Раскола, была, как раз, продиктована необходимостью привести в единообразие Русскую и Греческую Церкви в преддверии реализации упомянутых геополитических планов.
[6] Ричард Ченслер. 1553-1554 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. (Пер. Ю.В. Готье). М., «Соцэкгиз». 1937. С. 62.
[7] Олеарий, Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., Изд. Суворина. 1906.
[8] Drascher, Wahrhold. Die Vorherrschaft der weissen Rasse: die Ausbreitung des abendländischen Lebensbreiches auf die überseeischen Erdteile. Stuttgart und Berlin. 1936. S. 203.
[9] Strobl, Gerwin. The Germanic Isle. The Nazi perception of Britain. Cambridge, 2000. Р. 90.
[10] Там же. Р. 91.
[11] Greenberger, Allen К. The British image of India. A study in the literature of Imperialism, 1880-1920. Oxford, 1969. Р. 13.
[12] Wells H.G. A Modern Utopia.1905. Цит. по: Уэллс, Герберт. Современная утопия. Пер. В. Зиновьев. 2010.
[13] Carlyle, Thomas. The Nigger Question, 1948 // Miscellaneous Essays. Vol. IV. London, 1899. Р. 375. Цит. по: Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма…
[14] Hans W. Thost, Als Nationalsozialist in England. München, 1939. S. 313.
[15] Толанд, Джон. Адольф Гитлер. Пер. О. Тихонова. США. «Интерлайджест», 1993. С. 112.
[16] Фалин В.М. Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов. М., «Центрполиграф», 2000. С. 54.
[17] Costello, John. The Ten Days that saved the West. London, 1991.
[18] Churchill, Winston. Der Zweite Weltkrieg. Bern, 1950. Bd. III. S. 52. Цит. по: Саркисянц, Мануэль. Английские корни немецкого фашизма. Пер. с нем. СПб., «Академический проект», 2003. С. 89.
[19] Шпеер, Альбер. Воспоминания. М., «Русич».1998. С. 117.
[20] Churchill W. Great Contemporaries. London-New York, 1937. Р. 226.
[21] Martin Bormann. Le Testament politique de Hitler. «A. Fayard», 1959. Р. 61.
[22] Иванов И.С. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802 – 2002. В 3 т. Т. 2. М., «ОЛМА», 2002. С. 509.
[23] См.: Mark E. The War Scare of 1946 and Its Consequences // Diplomatic History. 1997. Vol. 21. №3. P. 385.
[24] Язов Д.Т. Карибский кризис. 50 лет спустя // М., «Центрполиграф». 2015.
[25] Иванов И.С. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802 – 2002. В 3 т. Т. 2. М., «ОЛМА», 2002. С. 509.
[26] Rosenberg D.A. American Atomic Strategy and the Hydrogen Bomb Decision // The Journal of American History. June, 1979. Pp. 62-87.
[27] Полонский И.В. Как сталинский СССР помог создать Израиль // Военное обозрение. М., 2018.
[28] Зернов М., свящ. Историческое путешествие // ЖМП. 1945, № 8. Сс. 6-26 и ЖМП. 1945, № 9. Сс. 16-25.
[29] Платон (Игумнов), архимандрит. Посещение Святейшим Патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 года // Богословские труды. М., 1999. №35 (БТ). С. 60.
[30] Meиp, Голда. Моя жизнь. Автобиография. Иерусалим, «Б-ка Алия», 1990. С. 257.
[31] Из указаний Сталина МИД СССР. Цит. по: Окороков А.В. Война за независимость. 1936-1948 гг. // Секретные войны Советского Союза. М., «Эксмо», 2008.
[32] Медведев Жорес. Сталин и создание государства Израиль. https://scepsis.net/library/id_1633.html#a68