В начале февраля 1831 года не знающие поражений русские полки вступили в пределы мятежной Польши. Сверкали штыки, гремели барабаны, словно загодя отвечая на будущие вопросы поэта Александра Сергеевича Пушкина «Иль нам с Европой спорить ново? / Иль русский от побед отвык?» Победоносные русские знамена реяли над замершей в оторопи Европой. В это овеянное русской славой время затеплилась лампада жизни самого русского писателя России Николая Семеновича Лескова. Матушка-Русь незримо склонилась над его колыбелью, вдохнув в сердце младенца ответы на самые сокровенные вопросы народной жизни, русской правды, отеческой веры. Шли годы, каждый из которых приумножал данную ему от Бога палитру красок, которыми живописал он полотна своих литературных произведений. Из огонька лампады воспылало пламя великого русского чуда – литературного гения Николая Семеновича Лескова. Огромное – от края и до края! Так что стоящие близ, даже незаурядные люди не смогли его разглядеть и оценить.
Долгие годы в русской литературе он считался писателем «второго ряда», с чем и сам постепенно свыкся. Пока популярнейший журналист того времени Михаил Осипович Меньшиков в изданной биографии писателя не заявил, что история ещё поставит Лескова в один ряд с Достоевским и Салтыковым-Щедриным, а многие его произведения станут признанной классикой. Почти о том же много позже, в 1921 году, сказал и Томас Манн, отметив, что Лесков писал «чудеснейшим русским языком и провозвестил душу своего народа так, как это, кроме него, сделал только один – Достоевский».
Таким образом, в судьбе Николая Семеновича сбылось оброненное однажды Есениным: «Лицом к лицу Лица не увидать» и что «Большое видится на расстояние».
И вот из нашего далекого далека, из фантастического для девятнадцатого века будущего, мы смотрим и восхищаемся его, Лескова, талантом, его литературными героями.
Как не вспомнить (и особенно важно это сегодня юным читателям, для которых жизнь и творчество Лескова есть ярчайший пример преданности и любви к Отечеству, ко всему русскому и родному) созданные писателем образы православных праведников, могучих духом, самобытных, талантливых людей в романе «Соборяне», в повестях и рассказах «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Несмертельный Голован», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Тупейный художник» и др.? Как не поклониться старцу Памве, Ахиллу Десницыну?
А герой «Очарованного странника» конессер Иван Флягин? Думается, именно Иван Северьяныч наиболее глубоко и полно воплощает в себе образ русского человека, с двумя безднами в душе – падения и взлета. В судьбе его раскрывается глубинная идея-смысл русского православного христианина, высказанная Апостолом Павлом – «Если Бог с нами, то кто против нас?» Неслучайно Иван Северьяныч говорил про себя: «Всю жизнь погибал, но по воле Божьей никак не мог погибнуть». Как и многие другие Иваны и дети Ивановы, – строители, защитники, молитвенники России. Ну как тут не привести на память слова Константина Симонова, сказавшего устами героя своего романа, что на Ивановых вся Россия держится?
А великая русская литература стояла и стоять будет на таких писателях, как Николай Семенович Лесков, который ко всему был еще и внимательным читателем. Известно, что он очень трепетно относился к книге, как таковой, как к кладезю и человеческой мысли, и человеческого бытия в целом. В личной библиотеке Лескова насчитывалось более трех тысяч томов. И многие, пользуясь добротой писателя, использовали это богатство в не совсем праведных целях. На форзаце книги Афанасьева «Русские народные Сказки и легенды» Лесков оставил автограф: «Добрые люди, не крадьте у меня эту книгу! Вот уже три такие украдены. О сем смиренно вас просит Николай Лесков и цена ниже восемь рублей серебром». Как не умилиться такой простоте писателя? И особенно людям молодым, в руках которых, собственно, и находится будущность книги, да и всей литературы – устоят ли они под железной поступью прогресса, удушливыми объятиями интернета и искусственного интеллекта?
Что же касается Лескова… Он ушел в путь всея земли 5 марта 1895 года. Кого потеряла Россия в его лице? Пророка? Народного философа? Хранителя духовно-нравственных традиций и устоев? Безусловно, всё это было ему присуще в достаточной степени, и все это скреплялось великим даром художника слова, которым в изобилии наградил его Щедродатель Господь. И если бы вдруг мы забыли свой язык, великий и могучий (что, увы, отчасти и происходит), то достаточно будет тех богатств языка, что хранятся в художественной сокровищнице творчества Лескова, чтобы восполнить утраченное.
Поэтому, сколько бы ни минуло десятилетий и даже веков, не завершит свой путь по русским дорогам-дороженькам Очарованный странник, продолжит небесное странствие Запечатленный Ангел, не умолкнет стук молоточка неутомимого труженика Левши… Как и не остынут от теплоты прикосновений человеческих рук стоящие на наших полках книги великого писателя Николая Семеновича Лескова!
Игорь Александрович Смолькин (Изборцев), секретарь Союза писателей России, председатель Псковского регионального отделения СПР