Недавно по стране прокатилась волна возмущения антисоветчиков из-за публикации Захара Прилепина, названная ими расстрельным списком. Ничего нового Прилепин не сказал. Это же правда, что в России есть силы, неприемлющие советский период. В том числе есть они и в церковных структурах. Сам факт разномыслия между нами ещё не беда. Беда в другом, когда мы в порыве полемики начинаем переходить все границы.
Архиепископ Иоанн (Шаховской) в своё время писал: «Некоторые православные по-сектантски защищают свое Православие, орудуя текстами Писания или канонами, как палками, браня сектантов, или своих же православных (примеры древних и новых расколов), защищая веру свою без надежды на Бога, без любви к человеку».
В этой же статье он анализировал причины развала Российской империи:
«Надо ясно понять, что Православие есть страшный Огонь, как Святые Тайны. Принимающих полноту Православия этот Огонь либо преобразит, либо сожжет. Православие создало дух русского народа, но оно же и сожгло русский народ. Неправда, что русский народ сожжен большевизмом; он сожжен Православием, он сделался недостойным причастником Святыни Полноты веры и эта Святыня опалила его. Здесь закон Божьего Духа, закон Церкви. Сектантство — это неправославное искание путей Православия».
Можно не соглашаться с его мнением, владыка Иоанн, как и любой человек, может ошибаться, но что сказано, то сказано. Но, похоже, далеко не всем эти слова понравились. И вот на православном портале «Азбука веры» текст несколько отличается:
«Надо ясно понять, что Православие есть страшный Огонь, как Святые Тайны. Принимающих полноту Православия этот Огонь либо преобразит, либо сожжет. Православие создало дух русского народа, но оно же и ввергло русский народ в огонь. Православные опалены Православием. Они сделались недостойными причастниками Святыни Полноты веры. Эта святыня не только живит, но и опаляет. Сектантство – это неправославное искание путей Православия».
Да что же это такое? Никогда такого не было, и вот опять. Увы, война между условными «белыми» и «красными» продолжается. Монархия за время существования обнаружила системные проблемы, приведшие страну к катастрофе. Как, впрочем, и социализм. Это надо просто признать и работать над ошибками, не сваливая вину на монархистов, социалистов, антисоветчиков, и даже либералов. «Вси уклонишася, вкупе непотребни быша».
Сергей Александрович Смирнов, православный публицист
Ссылка на статью: Архиепископ Иоанн Шаховской, 1963 г., «Сектантство в Православии и Православие в сектантстве», (статья из сборника «Правило Духа»)
19. Ответ на 18, Денис Никонов:
Василия Розанова: «Всякий человек достоин только жалости». Всякий, в том числе и вы. Ну и я, конечно.
18. Ответ на 17, sergsmirn:
Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. (с)Забавно то, что и про вразумления, и про промыслы рассуждают люди (а равно распространяют всякое мифотворчество типа облета Москвы с иконой в 1941), которые никакого отношения не имеют к тем православным "ради которых Господь терпит остальных". Желающие первыми надеть белыми халаты, воздвигнуть себе "правильных святых" и записать себя в "верные" всегда найдутся, но как и в случае резолюции Сталина Хрущеву, от Бога они могут рассчитывать только на "уймись, дурак".
17. Ответ на 13, Денис Никонов:
Это русский народ сжег русское православие. Сначала возложил на него все надежды, пропитал им свою жизнь, долго терпел тяготы и нестроения, потом разочаровался и пришел в ярость. Спустя десятки лет, после потрясений, православие, как не участвовавшее все это время в жизни народа и не несущее ответственности за неудачи, вновь приобрело некоторую привлекательность,
На уровне 3 процентов.
"Не так, значит не так, ваша точка зрения имеет право быть. Но мне кажется, что о.Иоанн знал, о чём писал. И православие не могло не участвовать в жизни народа. Иначе нас с вами не было бы. Православие — это в первую очередь люди, которые жили и живут по евангельским заповедям. А такие были всегда. А когда их становится меньше и меньше, то происходят разные вразумления, пока люди не поймут, что надо нести ответственность за свои поступки. Так что нечего на православие вину перекладывать.
Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. (с)
16. Ответ на 14, Александр Волков:
«Если не дождусь от вас ясной позиции, за кого вы «за большевиков али за коммунистов» (с), то…»
////////////////////////
Вина-то, какая на мне, боярин? - восклицает Иоанн Васильевич в известном эпизоде из почти одноименного фильма…
Пояснили бы хоть доходчиво - прежде, нежели испрашивать – разницу между большевиками и коммунистами?
Это, вообще-то цитата-сарказм. А «вину« я вам ясно указал. Вы или из-за нежелания, или из-за неспособности ответить не даёте свою точку зрения. Одни вопросы. Заканчиваю неудавшуюся беседу. Можно не отвечать, и не забудьте, что из двух спорящих уступает тот, кто умнее.:)
15.
«И тут вспоминаются строки из "легенды об инквизиторе" Достоевского…
…"Но ты не знал, что чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас отвергнет и Бога, ибо человек ищет не столько Бога, сколько чудес.. ... И так как человек оставаться без чуда не в силах, то насоздаст себе новых чудес. ...Мы исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный дар, принесший им столько муки."
//////////////////////////
Глубоко, по сути, заглянул Федор Михайлович Достоевский - в характер превалировавшей ВЕРЫ…
14.
«Если не дождусь от вас ясной позиции, за кого вы «за большевиков али за коммунистов» (с), то…»
////////////////////////
Вина-то, какая на мне, боярин? - восклицает Иоанн Васильевич в известном эпизоде из почти одноименного фильма…
Пояснили бы хоть доходчиво - прежде, нежели испрашивать – разницу между большевиками и коммунистами?
13.
Это русский народ сжег русское православие. Сначала возложил на него все надежды, пропитал им свою жизнь, долго терпел тяготы и нестроения, потом разочаровался и пришел в ярость. Спустя десятки лет, после потрясений, православие, как не участвовавшее все это время в жизни народа и не несущее ответственности за неудачи, вновь приобрело некоторую привлекательность,
На уровне 3 процентов.
И тут вспоминаются строки из "легенды об инквизиторе" Достоевского, которая хотя и была как бы уколом в сторону католичества, но в полной мере относится и к православным, в том числе современным.
"Но ты не знал, что чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас отвергнет и Бога, ибо человек ищет не столько Бога, сколько чудес.. ... И так как человек оставаться без чуда не в силах, то насоздаст себе новых чудес. ...Мы исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный дар, принесший им столько муки."
12. Ответ на 11, Александр Волков:
С. А. Смирнов:
«Увы, война между условными «белыми» и «красными» продолжается.»
///////////////////////////
Непонятно, а что именно на основе приведенных утверждений из 2-х источников, позволило автору публикации сделать вывод о продолжающейся войне между условно «белыми» и «красными»?
Кто из «них», в таком случае, «за кого» – Архиепископ Иоанн (Шаховский) и… сайт «Азбука веры»? «Навскидку» и «зацепиться» (не считая «биографических» данных), похоже, не за что – в обоих случаях «речь» «локализована» до причины духовной… Откуда все же «полезли» «белые» и «красные» иль… автор их просто «приклеил» в общем ныне едва ли не безудержном русле-«тренде»?
А вот, что общего (!) и КАТЕГОРИЧЕСКИ неправильного усматривается «и там - и там», так в определении: «Сектантство — это неправославное искание путей Православия»… Утверждение, увы, «транслируемое» и автором публикации, по сути, разве не опаснейшее коли - как говаривал писательский начальник Горынин в «Козленке в молоке» - вдуматься-вчитаться «что здесь понаписано»-то? Сектанты, оккультисты и «вовлеченные», дескать - так то человеки «ищущие» Православия, вот только, мол, идут нетрадиционно-нестандартным путем?
Последний раз отвечаю. Если не дождусь от вас ясной позиции, за кого вы «за большевиков али за коммунистов» (с), то беседу прекращаю.
Часть условно белых не приемлют советский период, как «чёрную дыру», для части условно красных «чёрная дыра» — это всё до революции. Многие из первых не признают вину за развал империи, кивая на большевиков. О.Иоанн прямо пишет: «Неправда, что русский народ сожжён большевизмом...» Условно белый НП убрал из текста архиепископа Иоанна большевиков. То есть, создаётся впечатление, что сожгли русский народ таки большевики. Иначе зачем было править чужой текст?
Ты не должен был совать Кирпичу кошелек в карман. (с) В этом мудрость... :):)
11.
С. А. Смирнов:
«Увы, война между условными «белыми» и «красными» продолжается.»
///////////////////////////
Непонятно, а что именно на основе приведенных утверждений из 2-х источников, позволило автору публикации сделать вывод о продолжающейся войне между условно «белыми» и «красными»?
Кто из «них», в таком случае, «за кого» – Архиепископ Иоанн (Шаховский) и… сайт «Азбука веры»? «Навскидку» и «зацепиться» (не считая «биографических» данных), похоже, не за что – в обоих случаях «речь» «локализована» до причины духовной… Откуда все же «полезли» «белые» и «красные» иль… автор их просто «приклеил» в общем ныне едва ли не безудержном русле-«тренде»?
А вот, что общего (!) и КАТЕГОРИЧЕСКИ неправильного усматривается «и там - и там», так в определении: «Сектантство — это неправославное искание путей Православия»… Утверждение, увы, «транслируемое» и автором публикации, по сути, разве не опаснейшее коли - как говаривал писательский начальник Горынин в «Козленке в молоке» - вдуматься-вчитаться «что здесь понаписано»-то? Сектанты, оккультисты и «вовлеченные», дескать - так то человеки «ищущие» Православия, вот только, мол, идут нетрадиционно-нестандартным путем?
10. Ответ на 8, Александр Волков:
«Это же правда, что в России есть силы, неприемлющие советский период. В том числе есть они и в церковных структурах. Сам факт разномыслия между нами…»
////////////////////////
Это не разномыслие, а «нечто» совсем иное…
Вот, уже лучше. Пожалуйста расскажите, что это «нечто». И аргументируйте. Вдруг я ошибаюсь, интересно послушать другую точку зрения..