Община экономическая держится общиной духовной

Отголоски православного учения о собственности в романе Н.Н. Златовратского «Устои»

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Бывший СССР 
0
28
Время на чтение 9 минут
Фото: из личного архива автора

Центральным произведением русского писателя-народника Николая Николаевича Златовратского (1845-1911) стал роман «Устои. История одной деревни». Он был опубликован в «Отечественных записках» в 1878-1883 гг., а в 1884 г. вышел отдельным изданием.

Первые опыты создания романа из народной жизни относятся в нашей литературе к 1850-м годам. Это были два романа Д.В. Григоровича – «Рыбаки» (1853) и «Переселенцы» (1855). И уже тогда в статье «Романы и рассказы из простонародного быта в 1853 году» П.В. Анненков заметил, что народная жизнь вряд ли может быть воспроизведена чисто, верно и с поэзией, ей присущей, «в установленных формах нынешнего искусства, выработанных с другой целью и при других поводах». Он допускал возникновение в русской литературе новой формы романа, которая «обманет догадки, правила и кодексы как записного цеха читателей, так и вообще публики, привыкнувшей к известному изложению в литературных произведениях».

Сюжеты классических романов подчинялись художественному изображению индивида с сильною волей. Но личность русского православного крестьянина была наделена сознанием иным, «соборным». В энергии самоутверждения она видела греховное обожествление человека. В книге «Деревенские будни. Очерки крестьянской общины» Златовратский замечал, что «культурный художник совсем не годен для воспроизведения народной жизни ни по приёмам своего творчества, ни по свойству своей художнической натуры, так чуткой к проявлениям культурной жизни и совсем глухой, мелкой, неспособной к восприятию могучих звуков народной массовой жизни. Чтобы воспроизвести картину этой жизни, чтобы создать тип мирского, общинного человека, нужно быть этим человеком, нужно носить, по крайней мере, в своей душе идеалы этого человека, нужно проникнуться его духом и уметь вдохновляться тем, чем вдохновляется он…»

Обращаясь к наследию святителя Тихона Задонского, открываешь для себя далёкую от протестантской этики, но близкую русскому крестьянину трудовую этику Православия. Протестанты говорят о священном и неприкосновенном праве собственности. «Православный христианин, – утверждает св. Тихон, – думает иначе: “Все богачи – приказчики Божии, а не хозяева. Бог один хозяин и господин всякого добра и богатства, и кому хочет, даёт его, но даёт на общую пользу. Помни, что за расход его дашь ответ Богу: расходчик ты, а не хозяин, строитель, а не господин. Даётся нам богатство не ради нас единых, но и ради ближних наших”».

Естественно, что трудовая этика православия накладывала особый отпечаток на характер русского крестьянина. «До сего времени, писал Златовратский, наша художе­ственная литература не дала ни одной мало-мальски типичной и яркой картины из области общинной жизни: мы не имеем ни общинных характеров, ни типичных сцен общинных сходов, судов, переделов этих выразительнейших и характернейших картин народной жизни. Наши художники как-то ухитрились изображать народ, отвлекаясь совершенно от почвы, на которой он рождался, вырастал, действовал и умирал. Это и понятно. Гоняясь исключительно за психологическими сюжетами в сфере культурных слоев, они те же приемы переносили и в область народной жизни, благодаря полнейшему невежеству в этом отношении. Понятно отсюда, что хуже деревни мы ничего не воспроизводили. Где-то в одной статейке мне пришлось натолкнуться на мысль, что, вероятно, воспроизведение народной жизни потребует совершенно новых художественных приёмов, что оно будет возможно только, когда в сфере искусства будет сказано “новое слово”. По-моему, эта мысль совершенно верна. Мне даже думается, что это “новое слово” выскажут вполне только истинные “дети народа”, только они, родившиеся и выросшие в атмосфере общинной жизни, могут вызвать непосредственно из своей души образы этой жизни…»

Типы крестьян-общинников, изображаемые Златовратским в его романе «Устои», в отличие от интеллектуальных героев русского романа, не обособлены от «мира» деревенской жизни. Понять и реалистически изобразить человека из народа вне более широкой общности – семьи, деревни, волости, округи – невозможно. В романе художественно исследуется история крестьянской семьи Мосея Волка. Мосей, старый крестьянин-общинник, выкупает у помещика полюбившийся ему участок земли. Для этого он отправляется в город, чтобы накопить денег на покупку. Между своим приобретением и наживой Мосей проводит резкую разграничительную черту. Приобретённую у помещика землю он считает Божьей, а потому охотно принимает на неё бедных и убогих крестьян: «Селитесь, селитесь…» Так постепенно из хутора вырастает мирный общинный посёлок, между членами которого царит дух семейного единения.

Проходят годы. И вот внук Мосея Пётр, тоже возвращается в посёлок из Москвы c накопленным капиталом. Подобно своему деду он решает купить у разоряющегося соседа-помещика усадьбу. Возникает вопрос, не повторится ли в романе старая история? Приобретая помещичью усадьбу, не пойдёт ли Пётр по стопам дедушки Мосея? Златовратский, сознательно включает в роман такую параллель. И отвечает на этот вопрос отрицательно. Мы видим, что в действиях Петра отсутствует главное: хозяйство, им организованное, живёт по законам «наживы».

Напор буржуазных начал в жизни русской деревни Златовратский связывает с глубоким религиозным кризисом, который охватывает пореформенную крестьянскую Русь. В романе есть символический образ, на который не обращали внимания советские исследователи «Устоев». Это образ часовни, у которой в старые времена собирались мужики для решения мирских дел. Часовня эта стоит на вершине одного из самых высоких холмов в Дергачёвской волости. «Стоя на этой вершине, близ дряхлой часовни, в виду открывшейся перспективы деревень и полей, невольно чувствуешь, как что-то далёкое, эпически величавое охватывает душу. А если вместе стоит здесь дряхлый старожил, то он двумя-тремя штрихами вызовет в во­ображении целую картину: кажется, что вот от всех этих деревень, как по радиусам к центру, тянутся к этой часовне мужицкие фигуры, как на этой вершине мало-помалу толпа нарастает всё больше и больше; как становится шумнее и говорливее, когда начинается выбор “мерщиков”; как, наконец, приступает эта толпа пахарей к дележу и равнению общего достояния; как перед вынутием жеребьев толпа обнажает головы и, в виду этой часовни, призывает Бога в свидетели правоты предстоящего дела; как вся она падает на колена в подкрепление своей веры в прочность и ненарушимость совершающегося акта... А в это время вся вершина холма горит в золотистых лучах заходящего солнца...

Но старый “дух мира”, призывавший сюда толпы пахарей, давно отлетел из дряхлого остова часовни, и целые десятилетия она одиноко и равнодушно смотрит на давно забывшие её поколения...»

Так Златовратский совершает в «Устоях» не замеченное его критиками и литературоведами открытие. Теоретики народнического движения видели источник социалистических инстинктов крестьянских характеров в экономической организации деревенской жизни. Духовное начало они ставили в прямую зависимость от начала материального. А потому «устои» крестьянской жизни для них исчерпывались справедливой, общинной организацией труда.

Златовратский видит эти «устои» в другом. Экономическая основа общинной жизни находится у него в прямой зависимости от духовных основ, её организующих и питающих. Кризис духовных устоев неотвратимо ведёт за собою распад «мирских» связей. Община экономическая держится общиной духовной, питается ею.

Носителем этой духовной истины является в романе старый приятель и соперник «хозяйственного мужика» Пимана Мин Афанасьевич. «Слушать его всё равно, что в церковь ходить» Вот как объясняет он причину кулацкой жадности: «Так вот, говорю вам: кулакам-мироедам не жить. А не жить им потому, что у них сытости нет!.. Коли сытости нет шабаш, пропало!.. А у них, милые, даже ни чуточки её нет... У барина хоть малость, да было, а у кулака нет: у него одна алчба, жадность, глад душевный и телесный... Чем больше жрёт, тем больше утроба просит... Вот что у пьяниц: чем больше пьёт, тем больше хочется... Он думает: вот выпью ещё, буду в довольстве, сытости, выпьет, а его пуще алчба мучит... А отчего эта алчба? От неправоты... Правоты в своём положении не видит... Коли кто правоту чувствует свою, он всегда и сытость чув­ствует, у него есть предел, у него довольство в себе есть... Вот, милые, где их гибель ожидает...»

Крестьяне типа Мина Афанасьевича вносят в народную жизнь, по Златовратскому, христианский идеал, смягчая в ней тёмные эгоистические инстинкты. Неприкаянные духовные странники, растворяясь в мире сурового труда, они дают крестьянину поэзию и веру. Они «в трудовой сельскохозяйственной общине силятся создать общину духовную».

Когда же «община духовная» теряет власть над душою крестьянина, разлагается и «община хозяйственная». Это видно в романе на примере семейной артели Пиманов. Союз их с Петром, скреплённый семейным родством – женитьбой Петра на дочери Пимана Аннушке, – говорит о переходе деревенской общины на путь буржуазного хозяйствования.

Златовратский не скрывает драматизма положения, в котором оказывается в «новой деревне» крестьянская община. Но Мин Афанасьевич верит, что у буржуазных порядков в крестьянской России возможно лишь временное торжество: «Даст Бог – объявится правда: всех уравняет! – выкрикнул Мин петухом. – Шёл я вот как-то, в то ещё время, как с братом делился, в город. Иду да тихонько реву: за что, мол, мне такая неправда? Нагнал меня старичок, по­шли мы с ним рядом. “Не горюй, говорит, всему, говорит, свои времена есть и сроки. Объявится правда крестьянству. Крестьянство – держава всему! Разорить до конца его – Бог не попустит…»

Советские литературоведы обходили вниманием духовные устои крестьянских характеров в романе Златовратского. Глубокие религиозные корни, питающие характеры русских крестьян-общинников, наши отечественные литературоведы решительно игнорировали. А между тем традиции романа Златовратского были подхвачены и глубоко развиты в то же самое советское время в нашей «деревенской прозе». С.П. Залыгин, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.И. Белов, В.В. Личутин, Е.И. Носов, Ф.А. Абрамов, Б.А. Можаев, В.Н. Крупин «истинные “дети народа”» открыли новый этап в развитии русской классической литературы середины и второй половины ХХ века и новый тип романа. Если XIX век был ознаменован взлётом дворянской культуры перед гибелью русского дворянства, то вторая половина ХХ века ознаменовалась взлётом крестьянской литературы, созданной выходцами из русской деревни накануне её современной гибели.

Юрий Владимирович Лебедев, профессор Костромского государственного университета, доктор филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
Едем в Москву… за гвоздями!
Из детских воспоминаний
22.06.2025
Послевоенные выборы
Из детских воспоминаний
16.06.2025
«Домой? Или как?»
Рассказ
13.06.2025
Мир Достоевского
«Мировая гармония». Статья вторая
09.06.2025
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Бывший СССР
«За нами – великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших»
Церковь наша, мученица и исповедница, сохранилась и продолжает осуществлять свою спасительную миссию в нашем народе
23.06.2025
День памяти Святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Сегодня мы также вспоминаем военачальников М.В.Шереметева и графа П.А.Строганова, писателя Д.Л.Мордовцева, поэта Н.И.Рыленкова и математика А.А.Ляпунова
23.06.2025
День начала Великой Отечественной войны
Сегодня мы чтим память св. праведного Алексия Московского и вспоминаем графиню М.Е.Шувалову, графа С.Р.Воронцова и адмирала С.И.Зеленого
22.06.2025
«Это просто бизнес, а должна быть социальная стратегия»
Если вся цель нашего сериального кинематографа – сделать приятное домохозяйкам, то это неправильно
21.06.2025
День памяти святого великомученика Феодора Стратилата
Сегодня мы также вспоминаем генерала А.И.Чернышёва, государственного деятеля М.Н.Муравьева, композитора Н.А.Римского-Корсакова, Героя Советского Союза Ф.Т.Чиркова, поэта Л.Н.Мартынова, актера и режиссера В.П.Гуркина
21.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от учитель
23.06.2025 09:14
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от Александр Волков
23.06.2025 09:14
Ослабление веры в Бога – причина русских бед
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
23.06.2025 09:03
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
23.06.2025 08:57
Израиль добился своего: Трампу нанесено тяжелейшее поражение
Новый комментарий от Александр Волков
23.06.2025 08:33
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
23.06.2025 08:32
«Хорошие новости» для «овощебазы с триколором»
Новый комментарий от Александр Волков
23.06.2025 08:25