Свою 324-ю годовщину празднует 25 января Морской Корпус Петра Великого, основанный царским Указом от 14 (ст.ст.) января 1701 года. Праздник назначен на эту дату приказом Наркома ВМФ Кузнецова Н.Г. № 317 от 22 июня 1940 года.
Корпус давно признан старейшим в России светским учебным заведением. Но последние исследования показывают, что Корпус является, кроме того, и старейшим в мире действующим военно-морским учебным заведением!
Многие усомнятся: как же так, ведь Пётр и учителей в Навигацкую Школу пригласил из Европы, и за образец принял лучшие западные мореходные школы, в ту пору – французские.
Чтобы развеять сомнения, уместно привести краткий обзор военно-морских учебных заведений (ВМУЗов) «Старого Света».
Главным претендентом на звание старейшего в мире морского учебного заведения является португальская «Эскола Сáгреш», основанная в 1418 году. Но есть обоснованные сомнения в возможности считать её школой. Учреждение в городе Сагреше скорее можно назвать базой флота, включавшей и склады, и картпроизводство, и научно-исследовательский центр, служивший органом обмена знаниями между моряками. Собственно обучение молодых моряков проходило тогда на кораблях.
Школой мореплавателей скорее можно признать основанную в 1550 году «Аулу до Космографо-Мор». Но в 1759 при изгнании иезуитов из Португалии Аула прекратила своё существование. Эскола Сагреш исчезла ещё раньше. Государственный светский ВМУЗ - Академия Морских Гвардейцев – был основан в Португалии лишь в 1782 году. Ныне же действующая Эскола Наваль, единственный в стране ВМУЗ, на своём сайте заявляет возраст 175 лет, то есть с 1850 года.
Вторым по старшинству после нашего Морского Корпуса заявляет себя Королевская Военно-Морская Академия Дании, правопреемница Роты Морских Кадетов. Одобрение короля Фредерика IV на её создание было получено 26 февраля 1701 года. Видимо, от этой даты и принято отсчитывать её историю.
В Испании старейшим считается училище штурманов «Колехио де Пилотес де Сан-Тельмо-де-Севилья», основанное в 1681 году. Но оно было упразднено Королевским указом от 20 июля 1847 года, а его архив был передан Севильскому университету. Сейчас офицеров для испанской Армады – так они называют свой военно-морской флот готовит Эскуэла Наваль Милитар (Военная Морская Школа) в Кадисе. Основана она в 1717 году и может быть признана третьим по старшинству действующим ВМУЗом в мире после нашего Морского Корпуса. Красивые фотографии пышных торжеств в 2017 году по случаю 300-летия Школы можно посмотреть на её сайте.
Во Франции в XVII веке кардинал Ришелье осознал необходимость создания системы военно-морского образования. Тогда в Рошфоре, Бресте и Тулоне были созданы три Роты Морских Гвардейцев. Возможно, именно их Пётр I считал лучшими ВМУЗами своего времени и принял за образец при создании системы военно-морского образования в России. Но им не удалось пережить революцию. Основанная в 1752 Академия ВМФ (Academie de Marine) тоже была упразднена в революционном 1793 году. Весь французский военный флот тогда подвергся погрому и разложению. Многие флотские офицеры и адмиралы были перебиты революционными матросами, уцелевшие бежали за границу. Боевая подготовка французских моряков упала, что и предопределило нельсоновы победы. В Трафальгарской битве французская корабельная пушка стреляла в среднем в три раза реже английской. Победы адмирала Де Грасса над англичанами ушли в историю, морей владычицей стала Англия.
Современные исследователи подвергают серьёзному сомнению продолжительность существования французских Рот Морских Гвардейцев. Даты их основания и роспуска расплывчаты. Критики утверждают, что эти Роты действовали всего два года.
Только в 1816 году вышел указ о создании Королевского военно-морского училища, которое начало свою деятельность в 1818 году в Ангулеме, а в 1827 году переведено в Брест. Это училище не претендует на преемственность ни от Рот Морских Гвардейцев, ни от Академии ВМФ.
В Англии Королевская Военно-Морская Академия была основана в Портсмуте в 1733 году и просуществовала чуть более ста лет. В эпоху парусов обучение в ней считалось потерей времени. Юные британцы учились морскому делу прямо на кораблях, получая при этом выслугу лет, звания и опыт. Ныне действующий Королевский Военно-Морской Колледж был открыт лишь в 1873 году, когда технический прогресс потребовал от моряков большей теоретической подготовки. Временной разрыв от закрытия Академии до открытия Колледжа составляет 36 лет и не позволяет говорить о преемственности.
Итальянская L’Аccademia Navale di Livorno датирует себя с 6 декабря 1881 г.
Как мы видим, во всех странах Западной Европы до середины 19-го века преобладало мнение, что лучший способ обучения морскому делу – служба на корабле. Вероятно, так оно и было, ведь учителей там было больше, чем учеников. Младшее офицерское звание во французском флоте с парусных времён до сих пор называется enseigne de vaisseau (ансэнь де весо) – корабельный преподаватель, от глагола enseigner – преподавать.
В России же флот только зарождался, опытных моряков не было. Учителей морского дела было мало – единицы, преимущественно иностранцы, плохо владевшие русским языком. Пётр Первый стоял перед выбором: либо посылать русских недорослей служить и учиться на иностранные флоты, либо создать учебное заведение. Второй путь был быстрее, и Пётр выбрал его.
Вторым доводом за обучение в России, в единой школе, мог быть терминологический. Известно, что при строительстве флота в Воронеже в 1695 году проблема «Вавилонской башни» – непонимания людьми друг друга – встала в полной мере. Созрела настоятельная необходимость введения единой флотской терминологии. Обучаясь за границей, петровские моряки приехали бы в Россию с разными наборами терминов. Единая школа дала единый морской язык, что очень важно, особенно на войне.
До Петра проблему языка пытался решить во Франции кардинал Ришелье, задумав создание Рот Морской Гвардии, в том числе и с целью стандартизации морской терминологии. Ришелье решил проблему, простите за тавтологию, более кардинально. Он создал в 1635 первый в мире государственный орган языковой политики – Французскую Академию – с целью унификации «высокого» французского языка, на котором говорили все дворяне, все образованные французы. Так все специальные поднаречия – моряков, артиллеристов, инженеров и т.д. – были гармонизированы. Пётр к 1701 году наверняка был знаком с ришельевским способом унификации терминологии.
14 января (ст.ст.) 1701 года он издал свой Высочайший указ об основании Школы математических и навигацких наук: «…быть Математическихъ и Навигацкихъ, то есть, мореходныхъ хитростно наукъ ученiю. Во учителехъ же тѣхъ наук быть Англинскiя земли урожденнымъ: Математической – Андрею Данилову сыну Фархварсону, Навигацкой – Степану Гвыну, да Рыцарю Грызу…». Царский указ описывал все подробности устроения Школы. Подчинялась она Оружейной палате. Учеников набирали «добровольно хотящих, иных же паче и сопринуждением». Неимущим «учинялся во прокормление поденный корм», зависимый от успеваемости. Преподавали не только перечисленные выше англичане Henry Fargwarson, Stephen Gwyn и Richard Gries, но и русские, наиболее выдающимся среди которых был Леонтий Магнитский, автор знаменитого учебника арифметики.
Размещалась Школа первоначально в Полотняном дворе в Кадашёве в Замоскворечье. Через 5 месяцев, из-за неудобства астрономических наблюдений, школу перевели в Сухареву башню, с высоты которой шире раскрывалось звёздное небо. Петровский размах был шире всех европейских: Школа была им рассчитана на 500 учеников. Выпускники этой московской Школы прекрасно показали себя как в морских сражениях Северной войны 1700 – 1721 годов, так и в Первой Камчатской экспедиции под руководством Витуса Беринга. Имена Николая Головина, Алексея Чирикова, Фёдора Лужина и других выпускников Школы, попали на географическую карту.
С Навигацкой Школы началось не только русское светское образование. Один дошедший до наших дней обычай пришёл в Россию тоже из этой Школы – обычай шутить и обманывать первого апреля. При самом основании своего детища, в 1701 году, Пётр выписал из Германии труппу актёров, для постановок с учениками светских комедий. Они-то и устроили в Сухаревой башне на публичном представлении, в присутствии самого государя, первый в России первоапрельский розыгрыш и выставили на занавесе надпись: «Первое апреля».
Говоря о старшинстве Навигацкой Школы стоит упомянуть об указе Петра I от 10 (ст.ст) января 1701 года о создании Школы Пушкарского приказа, или Инженерной. Указ, надо полагать, был, но создание этой школы в 1701 году вызывает серьёзные сомнения. По мнению историка В.Н. Бенды, московская инженерная школа начала работать в 1709 году, поскольку кроме царского указа никаких более ранних сведений о ней, в отличие от Навигацкой Школы, найти не удалось. Вероятно за 4 дня, с 10 по 14 января (ст.ст.), Пётр получил некоторые возражения, и изменил своё решение, объединив в единой школе обучение и моряков, и артиллеристов, и инженеров. Есть основания считать указ от 14 января отменяющим указ от 10 января.
После переноса столицы России в Петербург, 1(14) октября 1715 года, в праздник Покрова, Пётр учредил здесь, под своим неусыпным надзором, Морскую Академию. 60 учителей, во главе с тем же Фарварсоном, и 300 учеников переехали из Москвы, из Навигацкой Школы. Царь уделял много внимания своему любимому детищу, часто посещал его, вникал во все проблемы. Будучи первопроходцем в деле создания ВМУЗа, царь действовал методом проб и ошибок, и многократно менял как место расположения Академии, так и порядок обучения и содержания учеников. Например, барон Сент-Илер, пытавшийся перестроить русское военно-морское образование по французскому образцу, указывал Петру на скудное питание учеников и требовал кормить их сытно и вкусно, но Пётр решительно отказал, утверждая, что сытость препятствует усвоению наук. Питались ученики скудно, одно время – в столовой вместе с солдатскими детьми.
Вызывает восхищение огромный объём знаний, который осваивали подростки того времени. Например, одна только «Арифметика» Магнитского включала в себя алгебру, геометрию, тригонометрию и сферическую тригонометрию. А ещё астрономия, география, кораблестроение, языки… Программа включала даже специальный курс по выбору леса для строительства кораблей, и по закупке, в том числе и на иностранных рынках, необходимого в плавании довольствия.
Академия признана прямой наследницей московской Навигацкой Школы, которая продолжила работать до 1752 года, но уже как подготовительная к Академии. К тому времени уже появились школы, готовившие специалистов для других служб.
Основанное Петром военно-морское училище много раз меняло как названия, так и места расположения. Но преемственность его от московской Навигацкой Школы не оспаривается, как и год основания.
В XVIII веке датой основания Школы считали даже более раннюю: «сей ученый мужъ (Фарварсонъ) в отсутствiе Его Величества в Воронежъ, открыл оную школу, почему и полагается основанiе оныя 19 августа сего 1699 г.» (Веселаго Ө. Очеркъ исторiи морскаго кадетскаго корпуса. СПб.: Тип. Мор. Кад. Корпуса. 1852. С. 128.) Но после того как в 1771 году полностью сгорел архив Адмиралтейства, не осталось подтверждающих эту дату документов, и во избежание споров датой основания стали считать дату царского указа.
Увы, споры вокруг этой даты всё же возникли, после перехода с юлианского календаря на григорианский. С советских времён во всех книгах, и на мраморной доске при входе в училище, указана дата: «14(25) января 1701 года». При этом общеизвестна как день студенчества дата основания московского университета: 12(25) января 1755 года, в Татьянин день. Как правильно переводить даты из «старого стиля» в «новый»? Когда отмечать годовщину основания Навигацкой Школы – 25 или 27 января? Об этом – в следующей статье.
Одно остаётся несомненным: Россия должна гордиться старейшим в мире действующим военно-морским учебным заведением. Вправе им гордиться военно-морской флот. Вправе гордиться Москва, где в Сухаревой башне, снесённой в 1934 году, Навигацкая Школа располагалась с 1701 года. Вправе гордиться Петербург, где с 1796 года по сей день на Васильевском острове в историческом здании дворца Миниха расположен Морской корпус Петра Великого.
Нам есть чем гордиться. Ведь Россия смогла сохранить, пронести сквозь смуты и лихолетья, в том числе и совсем недавнего времени, великое творение великого Петра. Другие страны не смогли, а Россия смогла. Так будем же любить и беречь нашу богомхранимую страну, нашу историю, творения наших предков, прославим их великие деяния и докажем нашими делами, что мы достойны этого наследства!
Вадим Викторович Рыбин, публицист, капитан 2 ранга запаса
Фото Анатолия Васильева