Уроки истории

О последствиях Костромских пожаров 1847 года

Российская Империя  Русская цивилизация и Запад 
0
36
Время на чтение 7 минут
Фото: из личного архива автора

22 ноября 1847 года «Костромские губернские ведомости» сообщали: «В первой половине сентября Провидению угодно было попустить на наш губернский город тяжкое испытание – четыре пожара один за другим и в лучшей части города.

Первый, самый ужаснейший, случился в половине третьего ночи с 5-го на 6-е сентября на Александровской улице, позади смежных дворов мещан Энгерта и Литова, откуда огонь, при бывшем тогда сильнейшем юго-восточном ветре с вихрем, перелетел поперёк трёх улиц – Марьинской, Павловской и Еленинской, с которой пламя перешло на Богоявленскую. К рассвету 6-го сентября все здания, стоявшие под ветром, были объяты пламенем, а часов с 7 утра загорелся Богоявленский монастырь и столь быстро, что бывший там народ и монашествующие едва успели спастись через отверстие, пробитое в каменной стене жителями и чинами гарнизонною батальона. Затем пламя переметнулось на прилегающую с северо-запада к монастырю Власьевскую улицу и истребило все до­ма между Рождественскою церковью и улицами Пятницкою, Царевскою и Спасскою. Всего на этом пространстве погибло в пламени 118 зданий». Одновременно с пожаром на Александровской улице, за версту от неё, на самом конце города, вспыхнуло здание полотняной фабрики и сгорело до основания.

Не успели костромичи опомниться от губительного опустошения, как 9-го сентября вечером полыхнуло на Покровской улице. А 10-го занялось на Кинешемской... Порывистый юго-восточный ветер перекинул пламя на Александровскую, Мариинскую и Павловскую улицы. Сгорело 66 зданий частных и общественных.

Наконец, 11-го сентября, в шесть утра, на рассвете, показался огонь на Смоленской улице в сеннике купцов Вавиловых...

Город был объят страхом и ужасом. Началась паника. Протоиерей кафедрального Успенского собора о. Василий (Горский) так описал состояние костромичей в эти трагические дни: «“Кто устроит нас по месяцам прежних дней, в которых Бог, милуя, хранил нас” – восклицали мы, биюще в перси свои, когда огненная стихия, разлившись быстрою рекою по стогнам града нашего, превращала мирные кровы наши в персть и в пепел; когда рассвирепевшее пламя, смешавшись с бурным вихрем, поглощало всё, к чему прикасалось; когда дым жупельный и зной тлетворный запирали само дыхание наше; когда сон и сладкая дремота, последняя отрада злополучных, оставили, бежали от нас; когда ужас настоящего и страх будущего хладную землю общим ложем, а звёздное небо общим сделали покровом для всех... “Кто устроит нас по месяцам прежних дней!” – восклицали мы с горькими слезами, с тяжкими вздохами и даже с воплями крепкими».

Сам характер пожаров, методично занимавшихся изо дня в день в разных местах города, наводил на мысль о злоумышленных поджогах. Потрясённые костромичи «кинулись на брошенную кем-то в народе мысль, будто пожары были следствием заговора поляков и произведены находящимися в здешнем краю их соотечественниками. Такое мнение стало общим в народе». По свидетельству Л.П. Скворцова, «поводом к подозрению было и то обстоятельство, что, не далее как за месяц до пожаров, были привезены в Кострому барельефы для памятника Сусанина и уже утверждены на пьедесталы, а на лицевом из них изображены поляки, убивающие Сусанина…».

По распоряжению губернатора Константина Никифоровича Григорьева взяли под стражу всех проживающих в Костроме польских уроженцев. Мужчин, женщин и детей целыми семействами заключали в городскую тюрьму. Чтобы дать выход народному гневу, их периодически водили по городу под конвоем солдат с обнажённым оружием для демонстрации жителям Костромы в качестве страшных злоумышленников.

Началось следствие. Подозрение в злоумышленных поджогах, по доносу горничной, пало на врача Костромской городской больницы поляка М.И. Ходоровича, который одновременно был штатным доктором дворянского гимназического пансиона. По свидетельству историка Костромской гимназии Н.И. Коробицына, не только гимназисты, но и все их учителя и воспитатели были единодушны во мнении, что причиною пожаров явилась месть давних врагов России Костроме, родине Ивана Сусанина, погубившего польский отряд и спасшего в начале XVII века юного царя Михаила Романова.

Испуганные обыватели в панике вывозили оставшееся имущество, бросали даже уцелевшие дома и проводили ночи в открытом поле за городом в ожидании новых поджогов. Дворяне разъезжались спешно по своим поместьям. Занятия в гимназии, в уездном училище, а также в духовной семинарии прекратились. Учащиеся были распущены по домам на неопределённый срок.

Но вдруг 22 ноября 1847 года «Костромские губернские ведомости» сообщили: «Всеавгустейший монарх наш, в высокой мудрости одинаково справедливый ко всем верным своим подданным, при первом же известии о происшествиях в Костроме, всемилостивейше повелеть изволил: лиц из польских урожденцев, взятых под стражу, немедленно освободить; а по получении достоверного сведения об истязаниях, деланных при производстве бывшим начальником губернии допросов, его императорское величество, отозвав гражданского губернатора, действительного статского советника Константина Никифоровича Григорьева, как единственного в том виновника, в Петербург, высочайше повелеть изволил: предать его военному суду при Санкт-Петербургском Ордонанс-Гаузе».

Порядок в выгоревшей дотла Костроме приехал наводить назначенный самим Николаем I новый управляющий Костромской губернией. Это был внук Суворова, генерал-адъютант, князь италийский, граф Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский.

А причины губительных Костромских пожаров 1847 года, равно как и Петербургских пожаров 1862-го так и остались покрытыми мраком неизвестности.

Впрочем, спустя год после Петербургских пожаров, в 1863 г., вспыхнуло Польское восстание, целью которого было воскрешение Великой Польши от Данцига до Одессы. П.К. Щебальский отмечал тогда, что польские патриоты «создали особую этнографическую теорию, которая доказывала, что Русью истинною должна называться только западная часть её; что западная Русь, чистая Русь, единоплеменна Польше и горячо ей сочувствует, тогда как восточная половина России есть не Русь, а Московия, ничего общего со славянскими племенами не имеет».

Восставших поляков поддержали почти все ведущие страны Запада. Как замечал С.Г. Неведенский (Щегловитов), «пока русские войска сражались с мятежниками в равнинах Вислы и Немана, в Европе происходили многочисленные манифестации с выражением сочувствия полякам. Устраивались митинги, произносились пламенные речи, собирались подписи в пользу повстанцев. Пущены были в ход громкие фразы об угнетении слабого сильным и необходимости даровать политическую свободу и независимость порабощённым, – фразы, которыми наши западноевропейские друзья маскировали свою затаённую ненависть к России и сочувствие её врагам».

Б.М. Маркевич пророчески размышлял в письме к А.К. Толстому: «Не надо забывать, что Европа нас ненавидит, но в то же время и боится нас, боится более всего того, чтоб мы не росли и не развивались. Поэтому мы должны остерегаться её похвал – ей будут улыбаться только наши промахи – и не обращать внимания на её порицания и проклятия, которые будут служить лишь доказательством того, что мы избрали верный путь, долженствующий привести нас к славному и счастливому будущему».

Польское восстание было подавлено. А внук Суворова, Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский, в эти годы генерал-губернатор Петербурга, отказался подписать приветственный адрес виленскому генерал-губернатору Михаилу Николаевичу Муравьеву, под руководством которого начался ряд казней и высылка из края массы неблагонадежных лиц. Либерал-западник, Александр Аркадьевич заявил, что «не может сделать этой чести такому людоеду».

И тогда великий русский поэт и государственный деятель Фёдор Иванович Тютчев написал стихи:

Его Светлости князю А. А. Суворову

Гуманный внук воинственного деда,
Простите нам – наш симпатичный князь,
Что русского честим мы людоеда,
Мы, русские – Европы не спросясь…

Как извинить пред вами эту смелость?
Как оправдать сочувствие к тому,
Кто отстоял и спас России целость,
Всем жертвуя призванью своему –

Кто всю ответственность, весь труд и бремя
Взял на себя в отчаянной борьбе –
И бедное, замученное племя,
Воздвигнув к жизни, вынес на себе?..

Кто, избранный для всех крамол мишенью,
Стал и стоит, спокоен, невредим –
На зло врагам, их лжи и озлобленью,
На зло, увы, и пошлостям родным.

Так будь и нам позорною уликой
Письмо к нему от нас, его друзей –
Но нам сдается, князь, ваш дед великий
Его скрепил бы подписью своей.

12 ноября 1863

Заметим в заключение, что наказание Костромского губернатора К.Н. Григорьева ограничилось четырехмесячным арестом и отстранением от должности. 12 мая 1850 года он вновь поступил на службу, а 1 ноября 1851 года был назначен губернатором новообразованной Якутской области и находился в этой должности до 23 ноября 1856 года.

И.А. Гончаров, не называя имени Григорьева, писал о нем как о «бывшем до Якутска губернатором в одной из губерний Европейской России, где он как-то неумело поступил с какими-то посланными в ту губернию на житьё поляками – и будто бы за это “на некое был послан послушанье” в отдалённый край. Стало быть, он в своём роде был почётный ссыльный. Лично любезный, тонкий, пожалуй, образованный…»

А вот что пишет о нём современный якутский историк-краевед: «Восстанавливая доброе имя первого губернатора Якутской области, мы считаем, что долг региональной историографии отобразить многогранную деятельность Константина Никифоровича Григорьева на благо Ленского края и его жителей».

Юрий Владимирович Лебедев, профессор Костромского государственного университета, доктор филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
Аграрная реформа Столыпина
Судьбы русской деревни. Статья вторая
18.07.2025
Общинное владение землей
Судьбы русской деревни. Статья первая
16.07.2025
Мои украинцы
Из далёких воспоминаний
11.07.2025
Русская литература о труде и собственности
Без высшей духовной санкции труд в России теряет красоту и высокий смысл
09.07.2025
О чём же поёт некрасовская «Коробушка»?
Некрасов даёт урок русским либералам-западникам и урезонивает революционеров-нетерпеливцев
08.07.2025
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Российская Империя
Дорогие Монархисты, с началом Приамурского Земского Собора!
123 года с начала работы Приамурского Земского собора во Владивостоке
23.07.2025
Это была первая крупная победа в той войне
О Клястицком сражении, в котором русские солдаты отстояли Петербург
23.07.2025
День памяти преподобного Антония Киево-Печерского
Сегодня мы вспоминаем генерала М.А.Шкапского, писателя М.М.Достоевского, певца и дирижера Д.А.Агренева-Славянского, князя В.П.Мещерского, художника В.М.Васнецова, Героя Советского Союза В.Е.Шалимова, ученых А.Н.Заварицкого и Г.И.Галазия
23.07.2025
День памяти участника Приамурского Земского собора епископа Михаила (Богданова)
Сегодня мы также вспоминаем князя Андрея Дмитриевича Можайского, моряка П.Я.Гамалею, писателя А.Погорельского, вице-адмирала Л.А.Брусилова, Героев Советского Союза М.И.Яковлева и В.В.Порика, писателей М.М.Зощенко и В.Д.Дудинцева, поэта С.С.Наровчатова
22.07.2025
Что же произошло в семнадцатом году?
У нас есть возможность снова исполнить обет и восстановить мир с Богом
21.07.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Протесты на Украине / Новый раунд
переговоров в Стамбуле
23.07.2025
«Чтобы уничтожить памятники, прежде надо уничтожить создавший их народ»
Никакой иной Украины, кроме УССР никогда не существовало и существовать не будет
23.07.2025
Намазано мёдом в Ватикане?
Зачем митрополит Антоний (Севрюк) едет к папе Римскому?
23.07.2025
Выбор за нами…
Я верю – дух российского народа не сломить
22.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Намазано мёдом в Ватикане?
Новый комментарий от РОНОЛ
23.07.2025 14:49
«Мумия» от вообще-то православных
Новый комментарий от Апографъ
23.07.2025 14:26
Что происходит в Оптиной?
Новый комментарий от Советский недобиток
23.07.2025 14:18
Историю переписать можно, но изменить нельзя
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
23.07.2025 14:06
Кому нужно снова хоронить Патриарха?
Новый комментарий от влдмр
23.07.2025 13:08
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от влдмр
23.07.2025 12:46
Какой грех привел к смерти величайшего из пророков?
Новый комментарий от РомКа
23.07.2025 12:16