Уроки истории

О последствиях Костромских пожаров 1847 года

Российская Империя  Русская цивилизация и Запад 
0
152
Время на чтение 7 минут
Фото: из личного архива автора

22 ноября 1847 года «Костромские губернские ведомости» сообщали: «В первой половине сентября Провидению угодно было попустить на наш губернский город тяжкое испытание – четыре пожара один за другим и в лучшей части города.

Первый, самый ужаснейший, случился в половине третьего ночи с 5-го на 6-е сентября на Александровской улице, позади смежных дворов мещан Энгерта и Литова, откуда огонь, при бывшем тогда сильнейшем юго-восточном ветре с вихрем, перелетел поперёк трёх улиц – Марьинской, Павловской и Еленинской, с которой пламя перешло на Богоявленскую. К рассвету 6-го сентября все здания, стоявшие под ветром, были объяты пламенем, а часов с 7 утра загорелся Богоявленский монастырь и столь быстро, что бывший там народ и монашествующие едва успели спастись через отверстие, пробитое в каменной стене жителями и чинами гарнизонною батальона. Затем пламя переметнулось на прилегающую с северо-запада к монастырю Власьевскую улицу и истребило все до­ма между Рождественскою церковью и улицами Пятницкою, Царевскою и Спасскою. Всего на этом пространстве погибло в пламени 118 зданий». Одновременно с пожаром на Александровской улице, за версту от неё, на самом конце города, вспыхнуло здание полотняной фабрики и сгорело до основания.

Не успели костромичи опомниться от губительного опустошения, как 9-го сентября вечером полыхнуло на Покровской улице. А 10-го занялось на Кинешемской... Порывистый юго-восточный ветер перекинул пламя на Александровскую, Мариинскую и Павловскую улицы. Сгорело 66 зданий частных и общественных.

Наконец, 11-го сентября, в шесть утра, на рассвете, показался огонь на Смоленской улице в сеннике купцов Вавиловых...

Город был объят страхом и ужасом. Началась паника. Протоиерей кафедрального Успенского собора о. Василий (Горский) так описал состояние костромичей в эти трагические дни: «“Кто устроит нас по месяцам прежних дней, в которых Бог, милуя, хранил нас” – восклицали мы, биюще в перси свои, когда огненная стихия, разлившись быстрою рекою по стогнам града нашего, превращала мирные кровы наши в персть и в пепел; когда рассвирепевшее пламя, смешавшись с бурным вихрем, поглощало всё, к чему прикасалось; когда дым жупельный и зной тлетворный запирали само дыхание наше; когда сон и сладкая дремота, последняя отрада злополучных, оставили, бежали от нас; когда ужас настоящего и страх будущего хладную землю общим ложем, а звёздное небо общим сделали покровом для всех... “Кто устроит нас по месяцам прежних дней!” – восклицали мы с горькими слезами, с тяжкими вздохами и даже с воплями крепкими».

Сам характер пожаров, методично занимавшихся изо дня в день в разных местах города, наводил на мысль о злоумышленных поджогах. Потрясённые костромичи «кинулись на брошенную кем-то в народе мысль, будто пожары были следствием заговора поляков и произведены находящимися в здешнем краю их соотечественниками. Такое мнение стало общим в народе». По свидетельству Л.П. Скворцова, «поводом к подозрению было и то обстоятельство, что, не далее как за месяц до пожаров, были привезены в Кострому барельефы для памятника Сусанина и уже утверждены на пьедесталы, а на лицевом из них изображены поляки, убивающие Сусанина…».

По распоряжению губернатора Константина Никифоровича Григорьева взяли под стражу всех проживающих в Костроме польских уроженцев. Мужчин, женщин и детей целыми семействами заключали в городскую тюрьму. Чтобы дать выход народному гневу, их периодически водили по городу под конвоем солдат с обнажённым оружием для демонстрации жителям Костромы в качестве страшных злоумышленников.

Началось следствие. Подозрение в злоумышленных поджогах, по доносу горничной, пало на врача Костромской городской больницы поляка М.И. Ходоровича, который одновременно был штатным доктором дворянского гимназического пансиона. По свидетельству историка Костромской гимназии Н.И. Коробицына, не только гимназисты, но и все их учителя и воспитатели были единодушны во мнении, что причиною пожаров явилась месть давних врагов России Костроме, родине Ивана Сусанина, погубившего польский отряд и спасшего в начале XVII века юного царя Михаила Романова.

Испуганные обыватели в панике вывозили оставшееся имущество, бросали даже уцелевшие дома и проводили ночи в открытом поле за городом в ожидании новых поджогов. Дворяне разъезжались спешно по своим поместьям. Занятия в гимназии, в уездном училище, а также в духовной семинарии прекратились. Учащиеся были распущены по домам на неопределённый срок.

Но вдруг 22 ноября 1847 года «Костромские губернские ведомости» сообщили: «Всеавгустейший монарх наш, в высокой мудрости одинаково справедливый ко всем верным своим подданным, при первом же известии о происшествиях в Костроме, всемилостивейше повелеть изволил: лиц из польских урожденцев, взятых под стражу, немедленно освободить; а по получении достоверного сведения об истязаниях, деланных при производстве бывшим начальником губернии допросов, его императорское величество, отозвав гражданского губернатора, действительного статского советника Константина Никифоровича Григорьева, как единственного в том виновника, в Петербург, высочайше повелеть изволил: предать его военному суду при Санкт-Петербургском Ордонанс-Гаузе».

Порядок в выгоревшей дотла Костроме приехал наводить назначенный самим Николаем I новый управляющий Костромской губернией. Это был внук Суворова, генерал-адъютант, князь италийский, граф Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский.

А причины губительных Костромских пожаров 1847 года, равно как и Петербургских пожаров 1862-го так и остались покрытыми мраком неизвестности.

Впрочем, спустя год после Петербургских пожаров, в 1863 г., вспыхнуло Польское восстание, целью которого было воскрешение Великой Польши от Данцига до Одессы. П.К. Щебальский отмечал тогда, что польские патриоты «создали особую этнографическую теорию, которая доказывала, что Русью истинною должна называться только западная часть её; что западная Русь, чистая Русь, единоплеменна Польше и горячо ей сочувствует, тогда как восточная половина России есть не Русь, а Московия, ничего общего со славянскими племенами не имеет».

Восставших поляков поддержали почти все ведущие страны Запада. Как замечал С.Г. Неведенский (Щегловитов), «пока русские войска сражались с мятежниками в равнинах Вислы и Немана, в Европе происходили многочисленные манифестации с выражением сочувствия полякам. Устраивались митинги, произносились пламенные речи, собирались подписи в пользу повстанцев. Пущены были в ход громкие фразы об угнетении слабого сильным и необходимости даровать политическую свободу и независимость порабощённым, – фразы, которыми наши западноевропейские друзья маскировали свою затаённую ненависть к России и сочувствие её врагам».

Б.М. Маркевич пророчески размышлял в письме к А.К. Толстому: «Не надо забывать, что Европа нас ненавидит, но в то же время и боится нас, боится более всего того, чтоб мы не росли и не развивались. Поэтому мы должны остерегаться её похвал – ей будут улыбаться только наши промахи – и не обращать внимания на её порицания и проклятия, которые будут служить лишь доказательством того, что мы избрали верный путь, долженствующий привести нас к славному и счастливому будущему».

Польское восстание было подавлено. А внук Суворова, Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский, в эти годы генерал-губернатор Петербурга, отказался подписать приветственный адрес виленскому генерал-губернатору Михаилу Николаевичу Муравьеву, под руководством которого начался ряд казней и высылка из края массы неблагонадежных лиц. Либерал-западник, Александр Аркадьевич заявил, что «не может сделать этой чести такому людоеду».

И тогда великий русский поэт и государственный деятель Фёдор Иванович Тютчев написал стихи:

Его Светлости князю А. А. Суворову

Гуманный внук воинственного деда,
Простите нам – наш симпатичный князь,
Что русского честим мы людоеда,
Мы, русские – Европы не спросясь…

Как извинить пред вами эту смелость?
Как оправдать сочувствие к тому,
Кто отстоял и спас России целость,
Всем жертвуя призванью своему –

Кто всю ответственность, весь труд и бремя
Взял на себя в отчаянной борьбе –
И бедное, замученное племя,
Воздвигнув к жизни, вынес на себе?..

Кто, избранный для всех крамол мишенью,
Стал и стоит, спокоен, невредим –
На зло врагам, их лжи и озлобленью,
На зло, увы, и пошлостям родным.

Так будь и нам позорною уликой
Письмо к нему от нас, его друзей –
Но нам сдается, князь, ваш дед великий
Его скрепил бы подписью своей.

12 ноября 1863

Заметим в заключение, что наказание Костромского губернатора К.Н. Григорьева ограничилось четырехмесячным арестом и отстранением от должности. 12 мая 1850 года он вновь поступил на службу, а 1 ноября 1851 года был назначен губернатором новообразованной Якутской области и находился в этой должности до 23 ноября 1856 года.

И.А. Гончаров, не называя имени Григорьева, писал о нем как о «бывшем до Якутска губернатором в одной из губерний Европейской России, где он как-то неумело поступил с какими-то посланными в ту губернию на житьё поляками – и будто бы за это “на некое был послан послушанье” в отдалённый край. Стало быть, он в своём роде был почётный ссыльный. Лично любезный, тонкий, пожалуй, образованный…»

А вот что пишет о нём современный якутский историк-краевед: «Восстанавливая доброе имя первого губернатора Якутской области, мы считаем, что долг региональной историографии отобразить многогранную деятельность Константина Никифоровича Григорьева на благо Ленского края и его жителей».

Юрий Владимирович Лебедев, профессор Костромского государственного университета, доктор филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
Мой друг Павел Фадеев
Сельские учителя. Статья четвертая
10.09.2025
Сельские учителя
Статья третья
02.09.2025
Сельские учителя
Статья вторая
28.08.2025
А.С. Пушкин о творческих силах истории
Сам автор оценивал «Бориса Годунова» едва ли не выше всего им созданного
26.08.2025
Дядя Ваня
Сельские учителя. Статья первая
11.08.2025
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Российская Империя
Для укрепления страны нам нужны трезвые люди
Состоялся круглый стол, посвященный дореволюционному православному трезвенническому движению
12.09.2025
Православная Церковь и Россия спасли белорусов
О роли Православной Церкви в истории и жизни белорусского и украинского народов
11.09.2025
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Церковь и Царство в эпоху первого русского императора
10.09.2025
Русский народ в долгу перед Иваном Грозным
Размышления в связи в годовщиной дня рождения первого русского Царя
06.09.2025
В чём сила, брат?
Как 200 народов стали одной Россией…
05.09.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Продолжение ликвидации России
О переприватизации аэропорта Домодедово
09.09.2025
Россию спасти нельзя разрушить!
Модернизация структуры власти поможет нам спасти народ и сделать Россию снова могущественной
05.09.2025
Роль религиозных институтов в строительстве и сохранении европейских наций
Центр общественной жизни переместится в Россию, Китай, Индию
05.09.2025
«Начинается русское возрождение»
Каковы промежуточные итоги войны на Украине, именуемой СВО?
03.09.2025
Иудео-протестантские США против православной России
Политическая эсхатология Питера Тиля и российско-китайско-индийская ось
03.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Главная историческая задача Сталина
Новый комментарий от Vladislav
14.09.2025 11:07
Россия на распутье
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.09.2025 10:58
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
14.09.2025 09:55
Резонансное убийство в США
Новый комментарий от Yurii
13.09.2025 22:10
В ожидании победной вести с небес
Новый комментарий от prot
13.09.2025 18:28
Для повышения рождаемости нужны решительные шаги, без шума и популизма
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.09.2025 11:03
Павшие, но не забытые
Новый комментарий от Человек
13.09.2025 08:29