Что вдруг случилось с репертуаром всех кафе Санкт-Петербурга?
В какое заведение не заглянешь, везде звучит англоязычное пение. Такого не было еще недавно.
Замечательная, скажу я вам, синхронность с кануном переговоров США и России.
То, какие песни поются и слушаются в народе, всегда что-то определяет! Возможно, то, чего хочет народ. А возможно то, что ему, вопреки его воле навязывают.
Можно предположить, что таким образом реализуется тоска людей по англоязычной культуре, преклонение перед которой было основным мейстримом последних десятилетий.
А сейчас, в связи с санкциями и ограничениями международных контактов интерес к импортной вокальной и музыкальной продукции, возможно, стал неким компенсатором ограничений, возникших у англоманов.
Однако сложно предположить англоманию у посетителей всевозможных кофеен, ресторанчиков или кондитерских, где за столиками сидят люди далекие от таких специфических проблем, вынужденные слушать речь чужую, непонятную, сдобренную убивающим мелодию роком, давно надоевшим.
Заподозрить вдруг возникшую неприязнь всех владельцев предприятий общепита к национальной мелодической музыкальной культуре ни у кого никакой шизофрении не хватит.
Тут дело, похоже, в какой-то установке? Или от системно предающих все русское чиновников от культуры или от бизнесменов культуры, вероятно создавших некие препятствия выходу на рынок музыкальной продукции национального характера. Возможно, что-то ещё...
Но это явно организованное явление. И организованное не в интересах русских и России!
В Госдуме время от времени обсуждаются некие проекты нормирования в репертуарах соотношения зарубежной и отечественной продукции, но обсуждения эти все никак не дадут результатов.
Понятно, что дело не только в благих пожеланиях, но и в экономике, в сохранении сети кинотеатров и концертных залов, которые, в силу экономической необходимости, должны собирать зрителей.
А для репертуарного разнообразия отечественной продукции может быть и недостаточно. Не знаю точно, но допускаю, что именно здесь и «зарыта собака».
Есть объективные вещи в которых мы всегда уступали и будем уступать западу.
Запад, это прежде всего старое, мощное с множеством национальных разветвлений древо единой культуры.
И пытаться с этой колоссальной культурной массой входить в соревнование нашей отечественной культуре, которая в сути лишь одна из ветвей этого древа – бесперспективно.
Запад имел и будет иметь преимущество в разнообразии и количестве культурной продукции. Следовательно, учреждения культуры и все площадки, где воспроизводиться культурная продукция, в целях экономического выживания вынуждены будут заимствовать репертуар из западных источников, особенно когда контроль над отечественной продукцией почему-то осуществляет запад. А чему удивляться, если даже контроль над нашим ядерным оружием запад осуществлял в полной мере исторически ещё вчера...
Знаю очень образованных людей из сфер науки и производства, которые глубоко погружены в православную культуру, понимают её красоту и духовные преимущества, и которых не переубедить в том, что западная культура круче.
Наша исконная, своя, не вторичная культурная традиция – это православная, церковная культура и культура народная, которую в годы атеизма жёстко отделили от православия, тем не менее сохранив и развив эстетически и массово.
Православный приход в литургии насыщает духовными переживаниями своих прихожан в мере куда более мощной и глубокой, чем светские концерты или спектакли, которые, при всей их эмоциональной и эстетической значимости, лишь жалкое подобие духовных переживаний, доступных верующему на простой литургии в сопровождении любительского хора.
Тайны, открытые верующим, из простого обрядоверия переступившим порог понимания литургического богословия, несравненно прекраснее простых зрительских эмоций!
Все это очевидно.
Однако сейчас речь идёт о конкуренциии современных культур, где мы, если можно так сказать, – в меньшинстве.
И нужна ли нам в этой схватке культур, то есть за рамками культа, своя фабрика грёз, по типу Голливуда?
Поскольку у нас тип жизни преимущественной части населения меняется с сельского на городской, то существенно, хотя бы в бытовой мере, становится и уже стал подобным типу жизни на западе, ставшему преимущественно городским ещё раньше.
Не берусь спорить о формате таких процессов. Думаю, что внешне всё у всех очень похоже и подобно.
Но внутреннее содержание всегда неизбежного душевного страдания, преодоление которого, достижение гармонии и составляют сердцевину внутренней жизни, всегда разное.
Эти различия, выражаясь в культуре, и создают то цивилизационное разнообразие, в котором нуждается мир и которого мир хочет лишить, загоняющий все под ранжир однообразия, счетоводный запад.
В любом случае нормы западной музыкальной продукции – должны быть!
В кондитерские и кафе люди ходят не ради музыки...
И их экономическая самодостаточность не определяется музыкальным репертуаром.
Национальная культурная политика, если она действительно национальна, имеет огромный ресурс, в котором достаточно разнообразия в музыкальном материале прошлых лет.
А за актуальный музыкальный материал следует бороться, прежде всего, ограничением импорта. Внутренний рынок, как и его музыкальный сегмент, защищается повышенными таможенными пошлинами на ввоз иностранной продукции, что равнозначно ограничениям на исполнение иностранной музыки.
И, конечно, широким целевым финансированием новых национальных проектов.
Кстати прекрасный повод доказать как рабочую, версию о ротации элиты выходцами из СВО. Вот и поставьте на культуру достойного человека прошедшего школу СВО! Не обязательно профильного, с кучей зачастую бесполезных дипломов и сертификатов.
Ведь чиновнику достаточно общей культуры, патриотизма и вкуса, чтобы дело пошло на лад.
А то наш Минкульт, наши отделы культуры администраций всех уровней производит унылое впечатление останков из прошлого...
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист