Какой вред от гаджетов?

Объясняем по пунктам: бедные дети, зависимые взрослые. Не говорите, что вас не предупреждали

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская школа  Электронный концлагерь 
0
18
Время на чтение 6 минут
Фото: коллаж предоставлен автором

Для тех, кто в упор не видит в цифровых технологиях ничего опасного, постараюсь изложить максимально кратко и доступно. Вряд ли кто будет спорить с тем, что чем более распространено новшество, тем большее влияние оно оказывает на жизнь людей. А что может быть распространённее гаджетов? За последнее время они стали настолько привычны, что появилось множество родителей искренне не понимающих, чем новомодное техническое средство связи может повредить их ребенку.

– Он же так ему радуется и разбирается уже во всех функциях лучше меня. Разве плохо быть современным и технически продвинутым? Сейчас время такое.

Какое время? Да, цифровизация стала частью нашей жизни, но разве изменились физиологические и психические законы формирования человека? Нет. Но зато за последние два десятилетия у детей появилось множество отклонений и заболеваний психического, а то и физического характера. Как правило, не понимают угрозы, исходящие от гаджета, либо родители, которые сами телефон из рук не выпускают, либо родители, которые особенно не заморачиваются воспитанием своих чад.

Объясняю. Процент детей, которых можно назвать нормальными по физическим и психическим показателям, резко сократился. Да и само понятие нормы заметно сдвинулось в сторону откровенной патологии. Есть такой термин – акцентуация, обозначающий состояние на грани нормы и патологии. Вот именно то, что считалось акцентуацией лет 25-30 назад, ныне стало нормой. А современная акцентуация – по сути уже заболевание. Впрочем, проблем с зависимостью от гаджетов у взрослых ныне не меньше, чем у детей. Поскольку сейчас практически все гаджеты так или иначе подключены к интернету, то мы и рассмотрим их совокупное воздействие на формирование личности. Кстати, пункты, изложенные ниже, и взрослых очень даже касаются. Итак, в чем заключается вред гаджетов? Перечисляем по порядку.

1. Ограничение движения. Детям необходимо двигаться. Без движения невозможно не только нормальное физическое развитие, но и умственное. Таков закон природы. Примерно до подросткового возраста умственное развитие напрямую связано с развитием физическим. Но какое же будет у ребенка физическое развитие, если он все время сидит, а то и лежит уткнувшись в гаджет? Дав разрешение ребенку до 9-10 лет пользоваться гаджетом бесконтрольно, вы гарантированно получите проблемы со здоровьем. Причем на самых различных уровнях организма. От сердечно-сосудистой и пищеварительной систем до ЦНС и эндокринной.

2. Ограничение мелкой моторики. Большинство людей не задумывается о том, насколько велика роль руки в формировании мозга. Между тем почти две третьих коры головного мозга связаны с кистью руки. Ограничение мелкой моторики нажиманием на кнопки гаджета автоматически влечет за собой задержку умственного развития. Более того, если ребенок получил гаджет в руки в возрасте 5-6 лет или ранее, то почти наверняка у него не смогут правильно сформироваться многие зоны мозга. В результате получим умственную отсталость в той или иной степени. Или, как альтернативу (а бывает что и одновременно) предрасположенность к психическим заболеваниям. Эпилепсия, шизофрения и далее по списку.

3. Клиповость или фрагментарность мышления. Мелькающие картинки на экране не связаны между собой. В результате мозг ребенка не в состоянии уловить связь между отдельными событиями, проанализировать их и отделить главное от второстепенного. Соответственно страдают когнитивные функции, в том числе и память. Мозг человека устроен так, что может запоминать информацию, структурируя её и связывая воедино отдельные события, предметы, лица и т.д. Поток новостей в гаджете никак не структурирован, следовательно, он не запоминается. Только отдельные, особо яркие моменты.

4. Невозможность сосредоточиться. Привыкнув к меняющимся картинкам в гаджете, ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном. Внимание рассеяно перескакивает с одного предмета на другой. В запущенных случаях нарушения когнитивных функций и опять же памяти настолько серьезны, что делают невозможным процесс обучения и полноценную социализацию личности.

5. Стресс от постоянного потока неконтролируемой агрессивной информации приводит к нарушениям не только центральной, но и периферической нервной системы. Возбудимость и апатия, агрессия и депрессия, проблемы со сном. В тяжелых случаях проблемы с физиологическими потребностями.

6. Музыка, видео и картинки, разрушающие психику. Еще в древности люди поняли, насколько сильно влияет музыка на человека, тем более на ребенка. Формирование личности может быть нарушено самым радикальным образом. Великий советский педагог В.А. Сухомлинский, говоря о важности воспитания, предупреждал родителей и педагогов: «Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений». Еще более вредоносно видео, содержащее сцены разврата, насилий и убийств.

7. Привыкание и зависимость. Пожалуй, этот пункт не должен вызвать вопросов. Всем хорошо известно такие явления как игромания и гаджетозависимость. Если уж взрослые люди не могут ничего с собой поделать, то тем более ребенок, чья волевая сфера еще не сформирована. Как следствие инфантилизм и неспособность к самодисциплине стали бичом молодого поколения. Во многих случаях нарушения волевой сферы носят паталогический характер, т.е. их невозможно исправить без участия специалиста, как правило – психиатра.

8. Замыкание в иллюзорном мире и затруднение в человеческих отношениях. Существует широкий диапазон расстройств аутистического спектра, вызванный погружением в мир цифровых технологий. Данный пункт напрямую связан с предыдущим, т.е. с зависимостью от гаджета (планшета, ноутбука и т.д.). Законы виртуального мира кардинально отличаются от законов реальности. Люди, долгое время проводящие в виртуальном пространстве, испытывают чрезвычайные сложности при взаимодействии с окружающим миром. Постоянный страх перед жизнью усугубляется непрерывным потоком негативной информации. (См. пункт 5).

9. Безопасность. Благодаря интернету мы можем связаться с любой точкой мира. Это означает, что и воздействовать на нас могут из любой точки мира. Благодаря тому же интернету и сплошной цифровизации на любого человека можно добыть исчерпывающую информацию. В том числе на ребенка. Многочисленные и постоянно возникающие группы в интернете, пропагандирующие всевозможный вред здоровью и суицид лишь одно из направлений активно ведущейся работы. Ребенок вполне может стать мишенью для мошенников и спецслужб.

Перечисленные выше опасности могут проявляться по отдельности, но чаще обрушиваются на человека в совокупности нескольких факторов. Мы обозначили только основные, наиболее распространенные проблемы, на самом деле их ещё больше. Вдумчивый читатель наверняка обратил внимание, что они связаны друг с другом, даже вытекают одна из другой. И дело обстоит именно таким образом, ведь человеческий организм и психика тесно связаны между собою. Протекание психологических процессов имеет непрерывность и взаимосвязанность, только для удобства понимания мы разделяем их на эмоции, интеллект, память, волю… На самом деле это единый процесс и именно нарушение этого единства и целостности в первую очередь указывает на патологию. Разрушительное воздействие гаджета на психику и здоровье человека трудно переоценить. В итоге, если ребенок с 4-5 лет бесконтрольно пользуется гаджетом, то к 18 годам вырастет индивид плохо способный к обучению, не умеющий сосредоточиться, болезненный, мнительный, не способный к физическому труду и принятию самостоятельного решения. Кроме того, испытывающий большие сложности при общении и не умеющий сочувствовать и сопереживать. К 30 годам, если он кардинально не поменяет образ жизни, у него почти гарантировано будет букет соматических и нервных заболеваний и, вероятнее всего, психические отклонения.

Таким образом, любой родитель, не ограничивающий ребенку пользование гаджетом, становится разрушителем его ментального и физического здоровья. Между прочим, давно назрела необходимость закрепить на законодательном уровне, ответственность родителей за подобное попустительство как, например, это сделано в Китае. В заключение я не буду петь общепринятую мантру что, дескать, каждый волен выбирать что хочет. Во-первых, с учетом внешних и внутренних вызовов, ситуация сложилась катастрофическая и широкого выбора в вопросе воспитания подрастающего поколения уже не осталось. Либо ребенок вырастет полноценным, грамотным и ответственным гражданином России, либо больным и неполноценным. Во-вторых, благодаря комфорту и цифровым технологиям волевая сфера современного человека настолько нарушена, что говорить о его свободной воле можно лишь условно. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Зотикович Воробьев
Креатив, позитив, конституция и прокуратура
Сводки с полей сражения за образование и детские души. Минпросвещения, Рособрнадзор и Минцифры выступили единым фронтом
31.12.2024
Здравствуй, племя младое, незнакомое…
Готовы ли мы принять наступающее будущее? Какие сюрпризы нам готовит подрастающее поколение?
25.12.2024
Что нам делать с Украиной?
Каково будущее украинского народа? Что будет с детишками привыкшими кричать: «смерть москалям»?
03.12.2024
Внимая Божьему веленью
К 70-летию со дня рождения иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина)
15.11.2024
Будет ли атомная война?
Какое будущее готовит нам мировое теневое правительство
06.11.2024
Все статьи Максим Зотикович Воробьев
Национальная доктрина образования
Пепел 6а класса
Войну нельзя выиграть обществом, разделённым на «воюющих» и «загорающих»
13.01.2025
Мировые экОномисты против Катехона
В последнее десятилетие они всё чаще говорят на языке символов…
03.01.2025
«Ныне образование идёт к катастрофе»
О радостях и печалях 2024 года и надеждах на грядущий 2025 год
24.12.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
«Наша задача – готовить детей к будущей семейной жизни»
О трудностях введения в школах предмета «Семьеведение»
03.01.2025
Развиваться необходимо не только физически, но и духовно
Встреча священника с общественниками в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре
03.01.2025
«Мы добились серьёзных результатов»
О главных итогах 2024 года в законодательной защите семей с детьми и семейных ценностей
27.12.2024
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Последние комментарии
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от Константин В.
22.01.2025 09:43
Энергия заблуждения
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2025 09:36
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Vladislav
22.01.2025 01:33
Воспользуется ли Россия расколом Запада?
Новый комментарий от учитель
22.01.2025 01:11
Русский Гомер
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.01.2025 22:17
Валите из России, поклонники Трампа!
Новый комментарий от Русский Иван
21.01.2025 22:15
Нехарактерный миграционный случай
Новый комментарий от Русский Иван
21.01.2025 22:09