Для тех, кто в упор не видит в цифровых технологиях ничего опасного, постараюсь изложить максимально кратко и доступно. Вряд ли кто будет спорить с тем, что чем более распространено новшество, тем большее влияние оно оказывает на жизнь людей. А что может быть распространённее гаджетов? За последнее время они стали настолько привычны, что появилось множество родителей искренне не понимающих, чем новомодное техническое средство связи может повредить их ребенку.
– Он же так ему радуется и разбирается уже во всех функциях лучше меня. Разве плохо быть современным и технически продвинутым? Сейчас время такое.
Какое время? Да, цифровизация стала частью нашей жизни, но разве изменились физиологические и психические законы формирования человека? Нет. Но зато за последние два десятилетия у детей появилось множество отклонений и заболеваний психического, а то и физического характера. Как правило, не понимают угрозы, исходящие от гаджета, либо родители, которые сами телефон из рук не выпускают, либо родители, которые особенно не заморачиваются воспитанием своих чад.
Объясняю. Процент детей, которых можно назвать нормальными по физическим и психическим показателям, резко сократился. Да и само понятие нормы заметно сдвинулось в сторону откровенной патологии. Есть такой термин – акцентуация, обозначающий состояние на грани нормы и патологии. Вот именно то, что считалось акцентуацией лет 25-30 назад, ныне стало нормой. А современная акцентуация – по сути уже заболевание. Впрочем, проблем с зависимостью от гаджетов у взрослых ныне не меньше, чем у детей. Поскольку сейчас практически все гаджеты так или иначе подключены к интернету, то мы и рассмотрим их совокупное воздействие на формирование личности. Кстати, пункты, изложенные ниже, и взрослых очень даже касаются. Итак, в чем заключается вред гаджетов? Перечисляем по порядку.
1. Ограничение движения. Детям необходимо двигаться. Без движения невозможно не только нормальное физическое развитие, но и умственное. Таков закон природы. Примерно до подросткового возраста умственное развитие напрямую связано с развитием физическим. Но какое же будет у ребенка физическое развитие, если он все время сидит, а то и лежит уткнувшись в гаджет? Дав разрешение ребенку до 9-10 лет пользоваться гаджетом бесконтрольно, вы гарантированно получите проблемы со здоровьем. Причем на самых различных уровнях организма. От сердечно-сосудистой и пищеварительной систем до ЦНС и эндокринной.
2. Ограничение мелкой моторики. Большинство людей не задумывается о том, насколько велика роль руки в формировании мозга. Между тем почти две третьих коры головного мозга связаны с кистью руки. Ограничение мелкой моторики нажиманием на кнопки гаджета автоматически влечет за собой задержку умственного развития. Более того, если ребенок получил гаджет в руки в возрасте 5-6 лет или ранее, то почти наверняка у него не смогут правильно сформироваться многие зоны мозга. В результате получим умственную отсталость в той или иной степени. Или, как альтернативу (а бывает что и одновременно) предрасположенность к психическим заболеваниям. Эпилепсия, шизофрения и далее по списку.
3. Клиповость или фрагментарность мышления. Мелькающие картинки на экране не связаны между собой. В результате мозг ребенка не в состоянии уловить связь между отдельными событиями, проанализировать их и отделить главное от второстепенного. Соответственно страдают когнитивные функции, в том числе и память. Мозг человека устроен так, что может запоминать информацию, структурируя её и связывая воедино отдельные события, предметы, лица и т.д. Поток новостей в гаджете никак не структурирован, следовательно, он не запоминается. Только отдельные, особо яркие моменты.
4. Невозможность сосредоточиться. Привыкнув к меняющимся картинкам в гаджете, ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном. Внимание рассеяно перескакивает с одного предмета на другой. В запущенных случаях нарушения когнитивных функций и опять же памяти настолько серьезны, что делают невозможным процесс обучения и полноценную социализацию личности.
5. Стресс от постоянного потока неконтролируемой агрессивной информации приводит к нарушениям не только центральной, но и периферической нервной системы. Возбудимость и апатия, агрессия и депрессия, проблемы со сном. В тяжелых случаях проблемы с физиологическими потребностями.
6. Музыка, видео и картинки, разрушающие психику. Еще в древности люди поняли, насколько сильно влияет музыка на человека, тем более на ребенка. Формирование личности может быть нарушено самым радикальным образом. Великий советский педагог В.А. Сухомлинский, говоря о важности воспитания, предупреждал родителей и педагогов: «Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений». Еще более вредоносно видео, содержащее сцены разврата, насилий и убийств.
7. Привыкание и зависимость. Пожалуй, этот пункт не должен вызвать вопросов. Всем хорошо известно такие явления как игромания и гаджетозависимость. Если уж взрослые люди не могут ничего с собой поделать, то тем более ребенок, чья волевая сфера еще не сформирована. Как следствие инфантилизм и неспособность к самодисциплине стали бичом молодого поколения. Во многих случаях нарушения волевой сферы носят паталогический характер, т.е. их невозможно исправить без участия специалиста, как правило – психиатра.
8. Замыкание в иллюзорном мире и затруднение в человеческих отношениях. Существует широкий диапазон расстройств аутистического спектра, вызванный погружением в мир цифровых технологий. Данный пункт напрямую связан с предыдущим, т.е. с зависимостью от гаджета (планшета, ноутбука и т.д.). Законы виртуального мира кардинально отличаются от законов реальности. Люди, долгое время проводящие в виртуальном пространстве, испытывают чрезвычайные сложности при взаимодействии с окружающим миром. Постоянный страх перед жизнью усугубляется непрерывным потоком негативной информации. (См. пункт 5).
9. Безопасность. Благодаря интернету мы можем связаться с любой точкой мира. Это означает, что и воздействовать на нас могут из любой точки мира. Благодаря тому же интернету и сплошной цифровизации на любого человека можно добыть исчерпывающую информацию. В том числе на ребенка. Многочисленные и постоянно возникающие группы в интернете, пропагандирующие всевозможный вред здоровью и суицид лишь одно из направлений активно ведущейся работы. Ребенок вполне может стать мишенью для мошенников и спецслужб.
Перечисленные выше опасности могут проявляться по отдельности, но чаще обрушиваются на человека в совокупности нескольких факторов. Мы обозначили только основные, наиболее распространенные проблемы, на самом деле их ещё больше. Вдумчивый читатель наверняка обратил внимание, что они связаны друг с другом, даже вытекают одна из другой. И дело обстоит именно таким образом, ведь человеческий организм и психика тесно связаны между собою. Протекание психологических процессов имеет непрерывность и взаимосвязанность, только для удобства понимания мы разделяем их на эмоции, интеллект, память, волю… На самом деле это единый процесс и именно нарушение этого единства и целостности в первую очередь указывает на патологию. Разрушительное воздействие гаджета на психику и здоровье человека трудно переоценить. В итоге, если ребенок с 4-5 лет бесконтрольно пользуется гаджетом, то к 18 годам вырастет индивид плохо способный к обучению, не умеющий сосредоточиться, болезненный, мнительный, не способный к физическому труду и принятию самостоятельного решения. Кроме того, испытывающий большие сложности при общении и не умеющий сочувствовать и сопереживать. К 30 годам, если он кардинально не поменяет образ жизни, у него почти гарантировано будет букет соматических и нервных заболеваний и, вероятнее всего, психические отклонения.
Таким образом, любой родитель, не ограничивающий ребенку пользование гаджетом, становится разрушителем его ментального и физического здоровья. Между прочим, давно назрела необходимость закрепить на законодательном уровне, ответственность родителей за подобное попустительство как, например, это сделано в Китае. В заключение я не буду петь общепринятую мантру что, дескать, каждый волен выбирать что хочет. Во-первых, с учетом внешних и внутренних вызовов, ситуация сложилась катастрофическая и широкого выбора в вопросе воспитания подрастающего поколения уже не осталось. Либо ребенок вырастет полноценным, грамотным и ответственным гражданином России, либо больным и неполноценным. Во-вторых, благодаря комфорту и цифровым технологиям волевая сфера современного человека настолько нарушена, что говорить о его свободной воле можно лишь условно. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России