Сегодня Святая Церковь чтит память прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.).
Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X).
Сщмчч. Александра и Николая и Сергия пресвитеров (1918). Сщмчч. Петра и Иоанна пресвитеров (1937).
Сегодня, 30 декабря, мы вспоминаем злодейски убиенного Друга Царской Семьи Григория Распутина.
Григорий Ефимович Распутин родился 10 января 1869 г. в селе Покровском Тобольской губернии в крестьянской семье. Много лет, не бросая занятий крестьянским трудом, он странствовал по православным монастырям и святым местам, чем приобрел славу подвижника, Божьего человека. В 1904 г. прибыл в Петербург, чтобы испросить разрешение на строительство церкви Покрова Божией Матери в родном селе Покровском. Здесь познакомился с представителями высшего света, в том числе с семьями Великих князей Николая и Петра Николаевичей.
В октябре 1905 г. Распутин впервые был представлен Государю. Осознав свое предназначение посвятить свою жизнь служению Царю, он оставляет странствование, живет подолгу в Петербурге, собирая вокруг себя верных Государю людей, а главное, он – всегда рядом с Цесаревичем, ведь его молитва за Наследника престола была угодной Богу. Известно несколько достоверных фактов спасения Распутиным Цесаревича от верной смерти, когда лучшие врачи в бессилии разводили руками. Наиболее известные: в 1912 г. в Спале, в 1915 г. в Царском Селе.
Сближение Царской Семьи с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем увидели старца, продолжающего традиции Святой Руси, и одновременно настоящего русского крестьянина – представителя народа. Сестра Государя Великая княгиня Ольга Александровна говорила, что Царь и Царица «видели в нем крестьянина, искренняя набожность которого сделала его орудием Божиим». Государь был уверен, что Распутин – «хороший, простой, религиозный русский человек». «В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно», – признавался он.
Примерно с 1910 г. против Распутина в печати начинается организованная кампания клеветы: обвинения в конокрадстве, принадлежности к секте хлыстов, распутстве и пьянстве. Государь приказывал произвести расследование, ни одно из этих обвинений не нашло подтверждения. Тем не менее, клевета в печати не прекращалась, поскольку это была целенаправленная кампания с целью дискредитации Царя. Как справедливо отмечал царский врач Е.С.Боткин: «Если бы не было Распутина, противники Царской Семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой – из меня, из кого хочешь».
Против Распутина были организованы несколько покушений. В 1914 г. за несколько недель до начала Первой мировой войны, противником которой был Распутин, подосланная расстригой Илиодором Труфановым бесноватая женщина Хиония Гусева в Покровском тяжело ранила Распутина ножом. В начале 1916 г. министр внутренних дел А.Н.Хвостов пытался организовать новое покушение, однако дело получило огласку и Хвостов был отправлен в отставку. Наконец, в декабре 1916 г. Распутин был предательски заманен в дом Ф.Юсупова и зверски убит заговорщиками. В убийстве Распутина помимо Юсупова принимали участие Великий князь Дмитрий Павлович, один из лидеров правых Пуришкевич, поручик Сухотин и врач Лазоверт. В организации заговора принимал участие видный масон и один из руководителей партии кадетов В.А.Маклаков.
Распутина отпевал епископ Исидор (Колоколов), умученный большевиками, его похоронили в Царском Селе на территории строившегося А.А.Вырубовой монастыря. В феврале 1917 г. одним из первых дел Временного правительства стало осквернение могилы Распутина, гроб с его телом был вырыт, а затем по приказу Керенского сожжен.
Сегодня мы также чтим память павших при освобождении Керчи и Феодосии в 1941 г. 29 и 30 декабря группа войск Кавказского фронта, во взаимодействии с военно-морскими силами Черноморского флота, высадила десант на Крымском полуострове и после упорных боев заняла город и крепость Керчь и город Феодосия. При этом особенно отличились войска генерала Первушина, генерала Львова и группа военно-морских сил во главе с капитаном первого ранга Басистым.
Также 30 декабря мы вспоминаем: Кирилла Афанасьевича Мерецкова (1897-1968), Маршала Советского Союза; Константина Андреевича Вершинина (1900-1973), Главного маршала авиации; Михаила Михайловича Сомова (1908-1973), океанолога, полярного исследователя, Героя Советского Союза (1951); Евгения Константиновича Федорова (1910-1981), академика-геофизика, научного сотрудника первой дрейфующей станции «Северный полюс – 1», Героя Советского Союза; Владимира Осиповича Богомолова (1926-2003), писателя («Иван», «Зося», «Момент истины (В августе сорок четвертого...)»).
В этот же день скончались: Мелетий (Смотрицкий) (ок. 1578-1633), ученый-филолог, церковный и общественный деятель Юго-Западной Руси. Автор «Грамматики славенскiя правилное синтагма», которую М.В.Ломоносов назвал «вратами учености», в конце жизни перешел в унию, отрекся от Православия; Эрнст Иоганн Бирон (1690-1772), курляндский граф, фаворит Анны Ивановны; Роберт Юрьевич Виппер (1859-1954), историк, академик (1943); Лев Иванович Ошанин (1912-1996), советский поэт-песенник.