Тем, кто следит за новостями из православного мира, хорошо известно, что больше года назад, 23 июля 2022 года, из Франции на русскую землю были доставлены Честные останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова), который в православном мире известен как учёный-богослов, подвижник христианского духа, как духовник Помазанника Божия Государя Императора Николая II Александровича и всей его Семьи, прославленной в лике Святых.
21 июля 2022 года в городе Лимере, который располагается в центральной части Франции, недалеко от Амбуаза – бывшей столицы французских королей, прошла торжественная церемония эксгумации останков. Здесь, в этом небольшом поселении прошли последние годы владыки. Он уже жил почти затворником – в пещере, любезно предоставленной его духовной дочерью Марией Федченко. В соседней пещере была устроена церковь. Почил архиепископ Феофан 19 февраля 1940 года, похоронили его на местном городском кладбище. В последний путь владыку провожали четыре православных человека, отпевал и хоронил иеромонах Варнава, его духовник.
Завещания никакого он не оставил, но известны слова из его рукописей о встрече с болгарским митрополитом Варненским и Преславским Симеоном, выдающимся архиереем Болгарской церкви, которого уже тогда почитали за старца. Девяностолетний старец сказал: «Я предрекаю только то, что велит Господь. Господь пошлет тебя в Россию… В России совершится то, чего никто не ожидает, – чудо Божие превеликое». Понятно, что о возвращении в СССР 30-х годов не могло быть и речи. Слова были о будущем возвращении, уже после земной жизни владыки.
Это пророчество было известно давно узкому кругу православных верующих, знакомых с наследием владыки. Было оно известно и митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву), благословившему процесс возвращения Честных останков святителя из Франции на родину, тем более, соратником митрополита в этом деле выступил родственник архиепископа, профессор богословия, протоиерей Ливерий Воронов. Но в 90-ые годы перезахоронения не состоялось, видимо, не без воли Божией; и митрополит, и профессор вскоре ушли в мир иной.
И только в 2014 году вернулись к этому вопросу. Тему подхватила общественная организация «Лествица», в рядах которой православные люди из Латвии. Связавшись с родственниками архиепископа Феофана в Петербурге (а у владыки был брат и три сестры) и заручившись их поддержкой, «Лествица» готовила документы в различные государственные структуры.
Было написано обращение в Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга (тогда еще Полтавченко Г.С.) с просьбой поддержать этот исторический процесс. Комитеты города стали прорабатывать этот вопрос. Был выделен участок на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Отдел по связям с религиозными объединениями при Администрации потребовал предоставить согласие родственников архиерея. Все поддержали это дело, кроме одной, проживающей давно в Калифорнии. К сожалению, к ней потом присоединилась ее родная сестра из Петербурга, и именно эти две дамы претендуют сейчас на статус «главных родственников» владыки. Но об этом позже. По требованию властей города мы гарантировали все финансовое обеспечение процесса перезахоронения. Не сразу, но удалось задействовать МИД, который уже начал переговоры с французской стороной.
За долгие восемь лет было написано почти сто писем; кроме МИДа – в Администрацию Президента, мэрию Лимере и префектуры округа, президенту Э. Макрону, европейским православным активистам, церковным иерархам за рубежом.
По линии РПЦ МП весь процесс согласовывался также со священноначалием. Нас благословили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, епископ Кронштадский Назарий, духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Виталий (Радомысльский), духовник Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Никон (Антонов), архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев), известный псковский протоиерей Олег (Тэор), архимандрит Снетогорского монастыря Гермоген (Муртазов), хранитель Тихвинской иконы, переданной в 2004 году в Россию, протоиерей Сергий (Гарклавс). Пожелала Божией помощи в наших начинаниях и Московская Патриархия.
2022 год стал знаковым и в нашем процессе: французская сторона дала согласие на эксгумацию останков святителя!
Этот торжественный день был назначен властями Лимере на 21 июля! То есть в день Казанской иконы Богородицы! В праздник Той, чей Святый Образ не раз спасал наше Отечество в трудные времена. В присутствии посольского корпуса Российской Федерации во Франции, мэрии города Лимере и управляющего Корсунской епархией митрополита Мадридского и Лиссабонского (впоследствии – Патриаршего экзарха Западной Европы) Нестора были подняты Честные останки архиепископа Полтавского Феофана. И что удивительно – гроб сгнил, даже маленькой щепки от него не осталось, а косточки были все целы. Сохранилась часть архиерейского облачения, митры, деревянные четки, панагия, на которой можно было прочесть, что она подарена святителю учениками Санкт-Петербургской Духовной Академии. Трепет охватил участников процесса, когда внизу, на глубине 2 метра, в земле вдруг засияла митра, и в этот же момент запела горлица на дереве. Надо понимать, что это удивительно, т.к. деревьев на кладбище практически нет. Слова, сказанные митрополитом Нестором, подтвердили важность и промыслительность всего происходящего: «Мы еще не можем осознать величия события, которому являемся свидетелями».
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Архиепископ Феофан (в миру – Василий Дмитриевич Быстров) родился в семье священника в селе Подмошье Санкт-Петербургской губернии в 1873 году. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии, проявив блистательное знание предметов, особенно Ветхого Завета, он определяется доцентом на кафедру библейской истории для научной и преподавательской деятельности. В Троицком соборе Александро-Невской Лавры в 1898 году молодой учёный принял монашеский постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Сигрианского. Постриг в академическом храме совершил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский). Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 годы будут связаны у будущего владыки с этими родными лаврскими стенами, он пройдёт путь от и.о.инспектора Духовной академии до её ректора.
В 1905 году отец Феофан познакомился с императором Николаем II и получил от него предложение стать духовником Царской Семьи.
В 1910 году, в звании епископа, владыка Феофан получил назначение на Таврическую кафедру. В это время он посещал Саровскую обитель и в Дивеево он встретился с блаженной юродивой Пашей Саровской, которая произнесла ему два пророчества: об отречении императора и избавлении его самого от смертельной болезни (сбылось во время жизни в Сербии).
В 1912 году владыка Феофан был перемещён на Астраханскую, кафедру. За короткое время он запомнился там аскетизмом, простотой и доступностью, полным пренебрежением материальным благополучием. Архиерейский дом при нём стал пристанищем бедных и нищих, которые получали там пищу, одежду и деньги. Епископ сам готовил себе еду, упразднил пышные выезды в каретах и, совершая ежедневно богослужения в храмах города, ходил пешком.
В 1913 году владыка Феофан был переведён из Астрахани в Полтаву. На этой кафедре он встретил революцию. В 1917 году епископ Феофан являлся членом Поместного Собора, в 1918 году был возведен в архиепископа.
В ноябре 1920 года вместе с другими архиереями Юга России архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан отправился в изгнание. Вначале он оказался в Константинополе, затем в Югославии, Болгарии и, наконец, во Франции.
19 февраля 1940 году владыка отошел ко Господу и был похоронен на общественном кладбище на окраине города Лимере. После смерти владыки, его могила стала местом паломничества православных Франции. Среди его учеников были: архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев), архиепископ Канадский Иосаф (Скородумов), митрополит Вениамин (Федченков).
По возвращении в родное отечество святителю Феофану было угодно не лечь снова в землю. Благословение священноначалия о перезахоронении на Никольском кладбище организаторы не смогли выполнить, т.к. место, выделенное для владыки на архиерейской площадке Никольского кладбища, еще в 2014 году оказалось занято.
Владыке было угодно совершить Крестный ход по России, побывав и в Донбассе и остановиться, наконец, на Урале – в Пермской епархии. Там, где в белоснежных одеждах, увенчанные мученическими венцами пребывают его духовные дети – Святая Царская Семья.
Но враг рода человеческого не дремлет. Вслед за владыкой полетели письма от двух вышеупомянутых обиженных родственниц. Они требуют передать им останки своего родственника, что их «дядюшка» должен лежать в одной могиле с родителями в семейном захоронении Преображенских-Вороновых-Быстровых на Волковском кладбище. Мол, завещание у него такое было (NB! сам документ нигде опубликован не был, его никто не видел). И невдомёк этим родственницам, что их «дядюшка» – архиепископ, монах, который отрёкся давно от уз кровного родства ради родства духовного, поэтому как архиерей должен быть похоронен (если вопрос стоит о захоронении!) согласно своему статусу: или на церковном кладбище, или в крипте храма. Невдомёк, что в семейном захоронении Преображенских-Вороновых-Быстровых нет места для достойного захоронения архиерея. Речь идет только о подзахоронении! И статус духовника Царской Семьи для них ничего не значит. Захоронить в наше семейное захоронение – и всё тут!
Что интересно – эти две дамы юридически никакого отношения не имеют к этому процессу. Не они вели переписку в процессе перезахоронения, не они оплачивали доставку, а на момент прибытия останков в Россию они даже не имели документов подтверждения их родства с владыкой. Кстати, закон Российской Федерации говорит об инициаторе перезахоронения и не требует согласия всех родственников. Кто не согласен – подаёт заявление в суд, но в суде нужно аргументировать своё несогласие, например, предъявить завещание покойного. Но завещания нет. Как нет и никаких документов, свидетельствующих о том, что эти люди принимали участие в процессе возвращения останков. Поэтому они решили избрать другой метод – агрессивный напор и давление. Они заваливают различные государственные и церковные органы письмами с требованием отдать им останки святителя!
На сегодняшний момент сложилась такая ситуация, что мы вынуждены обращаться с открытым письмом ко всем неравнодушным верующим людям: к Патриарху, митрополитам, архиепископам, епископам, монахам и мирянам, чтобы вынести решение этого вопроса в общественное церковное поле.
Надо полагать, что Господь благословил прибыть Честным останкам архиепископа Феофана в Россию не в 2014-м или в 2015-м, а только в 2022 году неслучайно. В переломный год для судьбы нашей страны, да, и возможно, всего цивилизованного мира! Ведь это же не просто так! И фигура владыки пока не исследована до конца, пока прикровенна в проекции будущего России, которая может быть только православной и верующей или ее не будет.
Напомню ещё раз слова владыки Нестора: «…еще пока не можем осознать величие события…». Поэтому мы должны быть внимательными к этому историческому моменту, и ни в коем случае не проявить сейчас малодушие!
Мы просим оставить Честные останки духовника Святой Царской Семьи в Церкви Божией, а где именно – Господь укажет…
Елена Викторовна Круглова, организация «Лествица», и другие члены Оргкомитета по возвращению Честных останков архиепископа Полтавского и Переяславского из Франции в Россию
3.
2. 2
1.