После публикации моей статьи «Очарование сельского прихода на Волге. Путешествие в Покровскую церковь (XVIII в.) в селе Полянка Спасского района Республики Татарстан» получила продолжение тема деятельности попа-расстриги Владимира Головина, устроившего нехилый псевдоправославный гешефт прямо в центре района среди законно действующих православных приходов.
В этой статье тема упоминалась вскользь, но автор, побывавший на месте и познакомившийся с настоятелем и прихожанами и вникший в проблему, отметил, что вопросы всё равно остались. Теперь у нас появились материалы, снимающие большую часть этих вопросов.
В июне 2024 г. в столице Спасского района г. Болгар прошла научно-практическая конференция «Духовничество и псевдостарчество». Прошла, к сожалению, как-то очень уж незаметно, был вроде только анонсик на сайте Чистопольской епархии.
Хотя, как выяснилось, представлена она была весьма солидно и слушателями-участниками и докладчиками, среди которых и видный сектовед Александр Дворкин, и протоиерей Александр Новопашин, и другие гости из-за пределов республики. Конференция, возможно, так бы и осталась незамеченной, если бы несколько участников не вели видеозапись докладов. Даже поверхностный просмотр позволяет сделать вывод, что несмотря на «широкое» название, основной целью мероприятия был именно расстрига Головин и его бурная псевдодуховная деятельность.
Целых 7 фундаментальных докладов пяти священников и двух «штатских» были посвящены одному Головину!
Публикуем их и штрихами дадим смысл сказанного.
1. О. Михаил проводит параллели деятельности Головина с Сергием Романовым, схимонахом и бывшим схиигуменом Екатеринбургской епархии, отлучённым от Церкви. Говорит об агрессивном маркетинге Головина, о неких новых обрядах, которые тот «изобрёл» и практикует.
2. О. Александр говорит о «младостарцах», стадиях отхода от церковного единства, доказывает, что головинская община это – сборище; тут начало цепочки СБОРИЩЕ – далее РАСКОЛ – далее ЕРЕСЬ.
3. А.Л. Дворкин привёл ссылки на осуждённые соборами ереси, увязывая с ними деятельность Головина.
4. Доклад батюшки из подмосковного Подольска – вспомнились потрясающие истории про разведчиков и оперов, которые внедрялись в логово врага, или в банды со всеми вытекающими. Команда батюшки под видом рядовых страждущих, прослышавших, что у Головина «помогают» внедрилась в его логово на общих основаниях и добыла ценную разведывательную информацию. Однако на подрывную партизанскую войну, чтобы до логической точки довести, сил, видимо, было маловато, пока только разведка.
5. В докладе «Молитва по соглашению в Болгаре как радикальное искажение христианского учения о богослужении. Литургические нововведения» докладчик-священник провёл анализ богослужебной практики Головина. Отметил факт дискредитации армии и т.н. «усилении молитвы» (на Кавказе). Заключил, что литургических нововведений, о чём просили рассказать – нет, как и литургики.
6. Протоиерей Александр Новопашин рассказал об антицерковной медиадеятельности Головина после лишения сана. Это – проповеди, личный канал, где он в частности говорит, что русские – это отбросы. Перечисляет ресурсы Головина с многомиллионной армией подписчиков, особенно с декабря 2023 г., когда кардинально поменялся статус псевдопроповедника. Осуждает СВО, например, в материале «Что будет после СВО» видим пример дискредитации. Или тему, что «Христос из России ушёл в Европу и Америку», причём в Южную. Докладчик провёл аналогию деятельность головинской группы с деятельностью секты Виссариона и со «звенящими кедрами России».
7. Последний докладчик развенчал попытку Головина легитимизировать «молитву по соглашению» через деятельность протоиерея Олега Трофимова, служившего некоторое время в Северо-Донецкой епархии, потом в Ростовской. Подробно разбирается и критикуется практикуемая им богослужебная практика, критикуется как таковая практика «молитвы по соглашению», выявлено пересечение деятельности с пятидесятничеством и другими протестантскими сектами.
В общем, церковное научное сообщество, разнесло в пух и прах деятельность попа-расстриги. И, как мы сказали в начале, снята большая часть возникавших вопросов. Большая, но не все.
И остался один вопрос – главный: ДАЛЬШЕ-ТО ЧТО? Ну, прошла конференция, ну разнесли в пух и прах ВНУТРИ научного церковного сообщества ещё больше полугода назад, а «васька-то слушает да ест»! Как и ранее спокойно ведёт деятельность, собирает барыши.
Почему участники конференции не пишут в соответствующие инстанции коллективные письма, в т.ч. открытые. Да что там письма, даже резолюции никакой по этой конференции найти не удалось! А может её и не было. Так – собрались, поговорили и разбежались.
А ведь тут можно и от Церкви отлучить.
А можно и по финансовой линии проверочки, по силовой кое-что, по спецслужбам в конце концов (тут же реальная угроза безопасности государства!).
Где, наконец, православная общественность Республики Татарстан?! Её же каждые два года Казанский кремль собирает, по всем местным каналам и СМИ транслируют встречи.
Как сообщили нам прихожане Покровской церкви с. Полянки Спасского района, они ещё в ноябре обратились с тревожным письмом о деятельности Головина, раскрытой на вышеописанной конференции, к епископу Чистопольскому Пахомию, что деструктивная деятельность Головина, угрожающая православию на канонической территории епископата, продолжается, просили разъяснить ситуацию.
Ответа и какой-либо видимой реакции не наблюдается.
Так что же всё это?
«Текучка заела» тех, кто обязан действовать?
Или, может, дело в том, что через «осиное гнездо головинцев» проходят огромные средства?.. Не знаю… Но о худшем думать не будем!
Наверное, надо ещё подождать. Хотя станут ли ждать верующие на местных православных приходах, не знаю. Епископ – всё-таки не последняя инстанция...
Р.S. В качестве послесловия отмечу, что видеоматериалы конференции в Общество русской культуры РТ предоставлены её участниками, пожелавшими остаться неизвестными. Впрочем, мероприятие было открытое, и, говорят, съёмку вели очень многие, так что, не искать автора съёмки надо, а действовать…
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения «Русского собрания», доцент Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования