После публикации моей статьи «Очарование сельского прихода на Волге. Путешествие в Покровскую церковь (XVIII в.) в селе Полянка Спасского района Республики Татарстан» получила продолжение тема деятельности попа-расстриги Владимира Головина, устроившего нехилый псевдоправославный гешефт прямо в центре района среди законно действующих православных приходов.
В этой статье тема упоминалась вскользь, но автор, побывавший на месте и познакомившийся с настоятелем и прихожанами и вникший в проблему, отметил, что вопросы всё равно остались. Теперь у нас появились материалы, снимающие большую часть этих вопросов.
В июне 2024 г. в столице Спасского района г. Болгар прошла научно-практическая конференция «Духовничество и псевдостарчество». Прошла, к сожалению, как-то очень уж незаметно, был вроде только анонсик на сайте Чистопольской епархии.
Хотя, как выяснилось, представлена она была весьма солидно и слушателями-участниками и докладчиками, среди которых и видный сектовед Александр Дворкин, и протоиерей Александр Новопашин, и другие гости из-за пределов республики. Конференция, возможно, так бы и осталась незамеченной, если бы несколько участников не вели видеозапись докладов. Даже поверхностный просмотр позволяет сделать вывод, что несмотря на «широкое» название, основной целью мероприятия был именно расстрига Головин и его бурная псевдодуховная деятельность.
Целых 7 фундаментальных докладов пяти священников и двух «штатских» были посвящены одному Головину!
Публикуем их и штрихами дадим смысл сказанного.
1. О. Михаил проводит параллели деятельности Головина с Сергием Романовым, схимонахом и бывшим схиигуменом Екатеринбургской епархии, отлучённым от Церкви. Говорит об агрессивном маркетинге Головина, о неких новых обрядах, которые тот «изобрёл» и практикует.
2. О. Александр говорит о «младостарцах», стадиях отхода от церковного единства, доказывает, что головинская община это – сборище; тут начало цепочки СБОРИЩЕ – далее РАСКОЛ – далее ЕРЕСЬ.
3. А.Л. Дворкин привёл ссылки на осуждённые соборами ереси, увязывая с ними деятельность Головина.
4. Доклад батюшки из подмосковного Подольска – вспомнились потрясающие истории про разведчиков и оперов, которые внедрялись в логово врага, или в банды со всеми вытекающими. Команда батюшки под видом рядовых страждущих, прослышавших, что у Головина «помогают» внедрилась в его логово на общих основаниях и добыла ценную разведывательную информацию. Однако на подрывную партизанскую войну, чтобы до логической точки довести, сил, видимо, было маловато, пока только разведка.
5. В докладе «Молитва по соглашению в Болгаре как радикальное искажение христианского учения о богослужении. Литургические нововведения» докладчик-священник провёл анализ богослужебной практики Головина. Отметил факт дискредитации армии и т.н. «усилении молитвы» (на Кавказе). Заключил, что литургических нововведений, о чём просили рассказать – нет, как и литургики.
6. Протоиерей Александр Новопашин рассказал об антицерковной медиадеятельности Головина после лишения сана. Это – проповеди, личный канал, где он в частности говорит, что русские – это отбросы. Перечисляет ресурсы Головина с многомиллионной армией подписчиков, особенно с декабря 2023 г., когда кардинально поменялся статус псевдопроповедника. Осуждает СВО, например, в материале «Что будет после СВО» видим пример дискредитации. Или тему, что «Христос из России ушёл в Европу и Америку», причём в Южную. Докладчик провёл аналогию деятельность головинской группы с деятельностью секты Виссариона и со «звенящими кедрами России».
7. Последний докладчик развенчал попытку Головина легитимизировать «молитву по соглашению» через деятельность протоиерея Олега Трофимова, служившего некоторое время в Северо-Донецкой епархии, потом в Ростовской. Подробно разбирается и критикуется практикуемая им богослужебная практика, критикуется как таковая практика «молитвы по соглашению», выявлено пересечение деятельности с пятидесятничеством и другими протестантскими сектами.
В общем, церковное научное сообщество, разнесло в пух и прах деятельность попа-расстриги. И, как мы сказали в начале, снята большая часть возникавших вопросов. Большая, но не все.
И остался один вопрос – главный: ДАЛЬШЕ-ТО ЧТО? Ну, прошла конференция, ну разнесли в пух и прах ВНУТРИ научного церковного сообщества ещё больше полугода назад, а «васька-то слушает да ест»! Как и ранее спокойно ведёт деятельность, собирает барыши.
Почему участники конференции не пишут в соответствующие инстанции коллективные письма, в т.ч. открытые. Да что там письма, даже резолюции никакой по этой конференции найти не удалось! А может её и не было. Так – собрались, поговорили и разбежались.
А ведь тут можно и от Церкви отлучить.
А можно и по финансовой линии проверочки, по силовой кое-что, по спецслужбам в конце концов (тут же реальная угроза безопасности государства!).
Где, наконец, православная общественность Республики Татарстан?! Её же каждые два года Казанский кремль собирает, по всем местным каналам и СМИ транслируют встречи.
Как сообщили нам прихожане Покровской церкви с. Полянки Спасского района, они ещё в ноябре обратились с тревожным письмом о деятельности Головина, раскрытой на вышеописанной конференции, к епископу Чистопольскому Пахомию, что деструктивная деятельность Головина, угрожающая православию на канонической территории епископата, продолжается, просили разъяснить ситуацию.
Ответа и какой-либо видимой реакции не наблюдается.
Так что же всё это?
«Текучка заела» тех, кто обязан действовать?
Или, может, дело в том, что через «осиное гнездо головинцев» проходят огромные средства?.. Не знаю… Но о худшем думать не будем!
Наверное, надо ещё подождать. Хотя станут ли ждать верующие на местных православных приходах, не знаю. Епископ – всё-таки не последняя инстанция...
Р.S. В качестве послесловия отмечу, что видеоматериалы конференции в Общество русской культуры РТ предоставлены её участниками, пожелавшими остаться неизвестными. Впрочем, мероприятие было открытое, и, говорят, съёмку вели очень многие, так что, не искать автора съёмки надо, а действовать…
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения «Русского собрания», доцент Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования
10. Ответ на 9, р.Б.Алексий:
....у Вас есть доказательства приведенного обвинения...или чего только не напишешь ... если нет, то это только укрепит меня в неверии тому, что написано в этой статье, вернее в обвинениях соревнующихся между собой докладчиков...
Изверженный из сана Владимир Головин включен в список сетевых лжесвященников
17 апреля 2024 г. 16:46
14 февраля 2019 года епархиальный суд Чистопольской епархии принял решения об извержении из священного сана протоиерея Владимира Валентиновича Головина и протоиерея Анастасия Владимировича Головина.
В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (глава IX, статья 5) данные решения епархиального суда были утверждены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Несмотря на извержение из сана Владимир Головин продолжает осуществлять квази-пастырскую деятельность, имеющую признаки сектантской. Так, приближенными к нему лицами организуются платные туристические поездки в г. Болгар, ведется активная деятельность по привлечению людей к так называемым молитвам по соглашению. Проводятся «личные беседы» с изверженным из сана священником. Распространяется информация о лжечудесах, связанных с участием в молитвенных практиках последователей Головина. В ходе данной деятельности от верующих скрывается факт отсутствия у Владимира священного сана.
Владимир Головин, учитывая продолжение им публичной квази-пастырской деятельности, внесен в список лжесвященников, который ведется Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/6121458.html
Уверен, у вас как и у меня есть доступ к интернету, и при желании, на эту тему материалов - не счесть. Уверен, мнение Церкви по этому поводу вы знали и до меня.
Не убедительно?
Решение церковного суда, утвержденное лично патриархом - не авторитетно?
Официального заявления РПЦ на сайте Патриархии о продолжении им уже именно сектантской деятельности - недостаточно?
Если так, то вам самому стоит задуматься, что вам ближе - секта или Церковь.
И по поводу объективности заявленного "р.Б." - подумать.
9. Ответ на 8, Алекс:
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/01/10/sekta_golovincev_zhivet_i_zdravstvuet ...???... у Вас есть доказательства приведенного обвинения...или чего только не напишешь ... если нет, то это только укрепит меня в неверии тому, что написано в этой статье, вернее в обвинениях соревнующихся между собой докладчиков...
8. Ответ на 7, р.Б.Алексий:
внутри общины, находящейся в евхаристическом общении с Церковью - проблем нет.
Сейчас люди до предела атомизированы, дезорганизованы и кск следствие беззащитны. - головинские практики молитв по соглашению незнакомых друг другу людей - это и есть сознательный отказ от упоминаемых вами горизонтальных связей.
Когда люди объединяются в молитве и в общины это можно только приветствовать, а тут смотрю кому то это не нравится - усиление людей за счет их объединения и налаживания горизонтальных связей - это смотря кто для чего объединился и кому собрался молиться. Если это внутри Церкви - приветствую. Если вне (т.е. секта) - то это не безопасно и уже только поэтом, из соображений здравого смысла, этот сорняк нужно вырвать с корнем.
и увеличение степени их безконтрольности... - любой священник служит не своим именем, а именем епископа, как бы по доверенности, которую он в любой момент может отозвать. Контроль епископа - не прихоть, а норма и здравого смысла и каноническая.
Головин наплевал на запрет в служении, стал самосвятом и отпал от Церкви.
Для справки: одним из заблуждений римско-католиков является учение о неизгладимости священнической благодати. Т.е. однажды рукоположенный не зависимо ни от чего навсегда остается священником. Надеюсь, вы не придерживаетесь этой ереси?
Одно присутствие Дворкина уже выдает это мероприятие с ушами... - с какими еще ушами, чего там выдает??? Есть, что сказать конкретно и по существу - что головинская община не секта - говорите, если нет, то Дворкин, ва-аще не аргумент. Я, например, тоже не праздную этого цээрушника, но сути вскрываемой проблемы это никак не меняет. Также, например, присутствие еретика Ария на первом Вселенском Соборе или периодическое присутствие Берл Лазара в Кремле - не отменяет канонов Православия.
7.
6. Ответ на 4, Агафон:
Если пожелаете, можно поговорить и о "вырывании священства из общин" и о фактическом папизме в нашей Церкви. Но не ранее, чем вы извинитесь за обвинение в доносительстве.
5. Ответ на 4, Агафон:
Если по поводу изучения - это не требует ни чьего разрешения.
А если по по поводу доносительства, на кого и чего я донес?
В чем собственно вы меня обвиняете?
Есть высшее церковное начальство, и оно разберется. - ни разу не предложил обойти высшее начальство. Ровно наоборот, указал тем, кому этого очень хочется, как это правильно делать. Не скрою, и мне хотелось бы чтобы именно высшее церковное начальство со всей тщательностью разобралось в этом деле.
В чем вы нашли противоречия? И на каком основании вы меня обвиняете в доносительстве?
4. Ответ на 3, Алекс:
Есть высшее церковное начальство, и оно разберется. Больше вреда церкви от экуменизма, модернизма и повсеместного вырывания с корнем епископов из епархий и священников из церковных общин. Вас эти "мелочи" не напрягают?
3. Ответ на 2, Агафон:
Я изучал общинные практики Головина и могу ответственно утверждать, что это "билет в один конец" - вход есть, со сдачей в общину всех активов, а выхода не предусмотрено - скАжите апостольская практика?
Только вот апостолов лично избирал Бог. Даже ап. Матфия из двух кандидатов выдвинутых экклесией ставленников избрал Бог. А кто избрал Головина? Здесь ровно наоборот - он лично набирает себе в общину. Он же эту общину и обеспечивает за счет известных сетевых бизнес-практик - это как-то с практиками апостольскими бьётся?
Апостолы не гнушались церковных собраний и подчинялись мнению Собора - где в головинских практиках подчинение Церкви?
Апостольская Церковь - единая, святая, соборная и апостольская. Где евхаристическое единство с Церковью у этой общины?
По всему, добрый человек, выходит не от Бога это дело, а от руководителя секты, запрещенного в служении, самосвята Головина.
П.С. О запрещении в служении. В нулевых, знакомого мне священника (ныне епископа) оклеветали. Правящий архиерей начертал на доносе резолюцию "до выяснения обстоятельств, в служении запрещаю". Священник, прямо в этот момент, служил литургию далеко в глубинке.... и уж не знаю, что там в алтаре произошло, только он тут же вышел на амвон и объявил: "сегодня литургии не будет, Святой Дух ни сошел".
Головина, очевидно, все эти "мелочи" не напрягают.
А Вас?
2.
1. автору
Михаил Юрьевич, посоветуйте этим "тревожным людям", раз уж взялись писать - идти до конца. Ибо:
«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк.9:62).
И расскажите еще этим замечательным людям, что делать это нужно по известному алгоритму: написали епископу, 30 дней (+ примерно неделю на работу почты) ответа нет - новое письмо: "заявление о церковном правонарушении" в епархиальный суд (по сути - тому же епископу, но тем обозначив, что первое письмо не было "маниловщиной" = непродуманной инициативой нерешительных и глупых людей). Нет ответа - в Синод, с указанием отсутствия предыдущих ответов и вложением копий письма и заявления отметкой о получении. Есть и следующие шаги, но думаю на уже втором этапе, или в самом крайнем случае, на Синодальном уровне всё разрешится.
Иначе, простите за дурной тон - "нефиг" было вообще это начинать, и уж тем более - "нефиг" трубить на весь свет, что начали то, что до конца доводить не намерены.