Мой хороший товарищ Андрей, который чудесным образом после длиннющего перерыва вдруг вновь обрёл своего старого друга, рассказал: «Тридцать лет прошло, а тут как будто за руку кто дёрнул: а где сейчас мой Женя Столбов?» Дальше – отдельная история, но в итоге отыскал и поехал он к нему сюрпризом в село в далёкий район, где тот теперь… батюшка в местной церкви!
И, вот, в одно ноябрьское воскресение поехали мы с Андреем в Полянки Спасского района нынешней Республики Татарстан в церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где этот самый его старый друг, сейчас протоиерей Евгений Столбов, служит настоятелем.
Всего один день, а сколько впечатлений!
По дороге из окна машины в седьмом часу утра, проезжая Смолдеярово, заспанный, успел поймать в рассветном горизонте чудный вид на церковь Казанской иконы Божией Матери, едва угадывающуюся сквозь мелькающие деревья. Хороший знак, редкий вид, но останавливаться чтобы запечатлеть качественно нет времени, впереди ещё почти три часа пути, а надо успеть на литургию.
Проезжая Смолдеярово, вид на церковь Казанской иконы Божией Матери
А, вот, и Кама! Но ещё только половина пути, ехать ниже её устья, в Болгар - Волгар. Это те места, где в 1957 году затопили не только Куйбышев Татарский (ранее Спасск), но и всю пойменную Волгу и Каму, уничтожив целую ЦИВИЛИЗАЦИЮ – природную, человеческую, духовную.
А Полянки - на «материке», так что после затопления поймы село оказалось на самом берегу, а не как раньше в десятке километров от русла, хоть и пришлось берег укреплять, чтобы прибоем с простора не подмыло остатки села и церковь.
Слегка запоздали, но богослужение застали целиком. Батюшка служит обстоятельно, молитвы и песнопения на клиросе звучат размеренно, чеканится каждая фраза. В этот день приход праздновал престол левого северного придела церкви, освященного в честь Феодора Студита, известного своей твёрдостью веры, и как учитель аскетизма, и как апологет иконопочитания. О многом, связанном с этим святым и вопросами веры и необходимости личных духовных трудов батюшка говорил в своей проповеди после литургии. И хоть длилась проповедь относительно долго, и уже время давно за полдень (а прихожане с восьми утра стояли службу, в большинстве натощак), обращало на себя внимание, как внимали все Слову Божьему, доносившемуся без хитростей из уст их пастыря.
После уже ближе к часу всех пригласили на общую трапезу. Трапеза очень душевная и обильная, батюшка после положенной молитвы сказал, что это как бы продолжение богослужения, пока вкушали яства, представлял присутствующих друг другу, что было бы достойно и отдельного сказа, потому как люди все удивительные, кто откуда и какими делами славные. А среди «обычных» привычных блюд – жареный крупный лещ икряный, щучьи котлеты, отварные головы того же леща, потрясающие. Под церковью – Волга, поэтому на трапезе – её дары!
После трапезы по благословению пробрался на колокольню, разогнав обосновавшихся там множество голубей, обцарапав голову и обтерев куртку в малогабаритном лестничном проходе. Зато уникальные снимки!
На Покровской колокольне над Волгой…
Сам храм и его внутреннее убранство удивительны, даже не привычны. Такого обилия самых разных икон не встречал, для их размещения в церкви устроены две перегородки и уголок справа от старого «родного» креста, завершённый старой иконой Собор Киево-Печерских святых. К слову, крест этот когда-то венчал иконостас (в полном составе не сохранился), потом хранился в сарае у одного жителя села, вернувшего святыню в возрождаемую церковь в начале нулевых.
Вот, Иоанн Креститель, хотя кому-то может показаться, что это Богородица...
Иоанн Креститель
Его икон в храме несколько, но больше всего – Богородицы (есть и любимая в простом народе, хоть и не каноническая «Трилетствующая Богородица», «Целительница»), и до десяти икон Николая Угодника, включая самобытного современного письма. А его самый древний образ – перед алтарём придела его же, Святителя Николая.
Богородица Трилетствующая
Николай Угодник, левый южный придел.
А храмовая икона Покров Пресвятой Богородицы – тоже уникальна, и хоть современного письма, но почти физически ощущается исходящая от неё благодать, обращает на себя внимание и богатейшего вида резной киот.
Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы в резном киоте
А, вот, тоже икона, хоть небольшая, но обращает на себя внимание – крест, слева – Александр Невский (с мечом), справа – Алексий, человек Божий. Образ в старообрядческой традиции.
«Старообрядческий» крест с Александром Невским и Алексием, человеком Божьим
Настоятель о. Евгений Столбов согласился на небольшое интервью. Что можно рассказать за какие-то десять-пятнадцать минут о том, что достойно толстых книг и полнометражных фильмов с видео путешествием по храму и окрестностям, уж по крайней мере, отдельных глав в учебниках краеведения?
Продолжили мы нашу беседу с батюшкой уже у правого придела Николая угодника. Коснулись и деятельности соседствующей секты Владимира Головина, ранее запрещённого в служении, а потом и вовсе лишённого сана. Ещё на подъездах к Полянкам обращал на себя внимание некий фешенебельный городок, называемый скитом – там и продолжает как ни в чём не бывало свою прибыльную деятельность запрещённый расстрига Головин.
Батюшка был аккуратен в суждениях относительно непосредственно соседствующим с его приходом сектантским гнездом и его лидером. Жительница самих Полянок прихожанка храма Татьяна рассказала немного больше, даже конфликтные ситуации были, оказывается, но и Татьяна рассказывала как-то щадяще, так что вопросы всё равно остались.
Всё время этих бесед у входа стояла небольшая группа прихожан. Оказывается, ждали возможности подойти под благословение к батюшке и не решались вмешиваться. После накоротке поговорили и с ними, оказывается, люди именно в эту церковь к этому батюшке ездят специально из разных мест, кто из Болгар, кто из Казани, даже из Васильева под Казанью, издалёка, по пробкам. Особая духовная обстановка, особое благодатное место, особый благодатный батюшка, говорят. По территории – кресты над могилами за алтарём, уцелевший фрагмент креста после закрытия, крест в память всех без вины умученных и убиенных в годы тяжких гонений. Газовая котельная, воскресная школа со спортзалом, по всему видно – живой приход во всех отношениях, даже фронту помогает несмотря на тяжёлое финансовое положение. Отдельная кружка для пожертвований, фото ребят с благодарственным плакатом…
Всего же в храме в этот день молились до пятидесяти человек, из которых жителей самих Полянок – менее четверти. Обычная, к сожалению, ситуация в нынешних сельских храмах, даже гораздо хуже бывает. Так, что ещё нести и нести священству и самим прихожанам православную миссию в наш народ, о чём батюшка в числе прочего духовно важного и говорил на проповеди.
Хоть при храме пять кошачьих душ, внутри лёгкий запах мышей, но как-то всё по-домашнему, и батюшка говорит, что перед зимой «объявит мышам бой», иначе расплодятся чрезмерно.
Вот она, малая родина – думается здесь за молитвой или на лавочке, что у храма над Волгой, под завывающий с неё ветер, прижимая мурчащего местного кота.
Уже в пять вечера – ноябрьская темень, да ещё стылый ветер с бушующего волжского простора задувает. Силуэт храма только угадывается, лишь на куполе – то-ли блик, то-ли путеводная звезда светит нам, а домой ещё ехать и ехать...
Побываешь в таком храме, как Покровский в Полянках Спасских, приобщишься на миг жизни деревенской церкви, и как воздуха свежего глотнул, как из родника, обуреваемый жаждой повседневной обыденности, напился...
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения «Русского собрания», доцент Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования
Фото автора