2 января 2025 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялся круглый стол «Странички истории. Деятелям трезвеннического движения посвящается», сообщает наш корреспондент.
Руководитель Православного Общества Трезвости храма Андрея Первозванного в г. Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин, открывая собрание, прочитал стихотворение о трезвости и отметил, что на организацию этого круглого стола его подвиг доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном русском народном соборе, который четко и прямо указал на опасность алкогольной угрозы, отметив, что пора бить в набат, и что алкоголь является «страшным зверем, пожирающим людей».
Его Святейшество в этой речи, в частности, отмечал: «Необходимо вернуть нашему народу понимание и убеждение, что трезвость — это норма жизни, тем более жизни духовной. Люди, погруженные в церковную культуру, помнят, что каждое утро мы просим Господа, чтобы Он даровал нам бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни. А духовное трезвение невозможно без трезвения плоти, это аксиома!».
В.М. Белошапкин вспомнил о своих беседах с ныне покойным президентом Международной академии трезвости доктором педагогических наук А.Н. Маюровым, в ходе которых намечались пути исторического просвещения в деле утверждения трезвости. К сожалению, богатый опыт дореволюционного православного трезвеннического движения во многом по-прежнему остается невостребованным. В этой связи ведущий отметил, что в научной и публицистической литературе есть только отдельные краткие упоминания о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников (ВТСХТ), существовавшего под покровительством Великого князя Константина Константиновича. Известно о двух встречах трезвеннических депутаций с Императором Николаем II, которые, несомненно, укрепляли трезвенническое движение. К сожалению, подчеркнул В.М. Белошапкин, мы очень плохо сегодня владеем хронологией и историей в целом. Он убежден, что пора закрыть одну из белых страниц истории православного трезвеннического движения. Известно, что к 1917 г. в России действовало около 30 филиалов ВТСХТ, но об их деятельности сегодня, к сожалению, мало что известно.
Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), корреспондент газеты «Трезвение» Дмитрий Игоревич Стогов рассказал о приеме депутации от православных обществ трезвости Императором Николаем II 4 апреля 1913 г. Об этом событии сообщают, в частности, «Церковные ведомости», издававшиеся при Святейшем Правительствующем Синоде (1913, 14 апреля, № 15–16, с. 159–160).
«Верноподданные богомольцы» – руководитель Санкт-Петербургского Александро-Невского общества трезвости протоиерей Петр Миртов, руководитель Замостьевского приходского общества трезвости Новгородской епархии священник Алексий Борисов и член Совета Макарьевского братства трезвости священник Николай Сыренский – обратились к Императору с адресом, в котором выражались верноподданнические чувства, подчеркивалось, что православные трезвенники всецело поддерживают Государя Императора. Говорилось о единении Царя с народом «на почве православного веросознания и его идеалов», что обеспечило устойчивость Дома Романовых, на протяжении трехсот лет успешно правившего Россией, несмотря на «дождь» различных бедствий, будь то нашествия иноплеменников или же «политически опасные течения».
Тем не менее, указывалось в адресе, на пути к «светлому будущему» Царь и народ еще встретит немало препятствий. Среди них, отмечалось в документе, особое место занимает алкоголизм, который все более глубоко внедряется в народный быт и даже посягает на то, чтобы «развенчать Русь Святую, православную, в Русь поганую, языческую». Став мировым злом, алкоголизм, говорилось в адресе, вызывает на борьбу с собой все «живые, охранительные силы». Особое и важнейшее место среди них, несомненно, занимает Православная Церковь «как вечный неистощимый родник животворящих благодатных сил», отмечалось в документе. Благословив трезвенное движение, именно Церковь способствовала его развитию, и на 1913 год существовало уже около 1 800 обществ трезвости по всей стране.
Тем не менее, говорилось в адресе, различные недоброжелатели делают все возможное, чтобы нивелировать деятельность православных трезвенников, представить его в невыгодных для государства красках. В связи с этим трезвенники просили Высочайшего благословения «к мирной деятельности православно-церковных обществ трезвости». Державное слово Государя должно было стать «крепким оплотом» для ограждения трезвенников от недоброжелательств и гонений и стать залогом для дальнейшего роста трезвеннического движения. Трезвенники подчеркивали, что осуществить высокое призвание России может только трезвый человек. В заключение в адресе подчеркивалось, что трезвенное дело как дело «высокогосударственное» охраняет творческие силы русского народа.
На преподнесенном адресе Император собственноручно начертал: «Прочел с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей земле Русской трезвенного движения».
Анализируя содержание адреса, Д.И. Стогов отметил, что сам факт приема трезвеннической депутации Императором и положительная резолюция Царя на адресе способствовали дальнейшему утверждению трезвости в Российской Империи. Уже в начале 1914 г. был отправлен в отставку министр финансов В.Н. Коковцов, а освободившийся пост занял П.Л. Барк, который сделал многое для ограничения оборота алкоголя в стране. А летом-осенью 1914 г. Царь принимает всем известные ограничительные противоалкогольные меры, которые не решились отменить ни новые власти после Февраля 1917 г., ни большевики, вплоть до 1925 года.
В.М. Белошапкин сделал доклад о приеме Императором Николаем II 2 января 1914 г. депутации Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников. К сожалению, отметил он, об этих аудиенциях практически ничего невозможно найти в интернете. На наших глазах творится современная история, и мы должны включиться в этот процесс хотя бы тем, чтобы обнародовать исторические факты о православном трезвенническом движении. Проведенные В.М. Белошапкиным викторины, посвященные деятелям трезвеннического движения, показали, что сегодня люди практически ничего не знают о них. Нужно просвещать народ в этом направлении.
Далее докладчик проанализировал публикацию из седьмого номера за 1914 г. «Томских епархиальных ведомостей», в которой рассказывается о приеме Николаем II в Царском Селе 2 января 1914 г. трезвеннической депутации. Есть упоминания об этой встрече и в газетах «Новое время» (№ 13589) и «Вечернее время» (№№ 657 и 659), в других изданиях (см., например: «Петербургский листок», 3 января 1914 г.). В состав депутации входили: председатель Совета Союза, потомственный дворянин, надворный советник Б.И. Гладков; товарищ председателя, доктор медицины, коллежский советник А.И. Вержбицкий и тайный советник В.П. Колодезников, члены Совета Союза: генерал-майор М.Н. Скворцов и протоиереи Целиков и В.К. Магнитский. В 12 часов дня Император удостоил членов депутации милостивых расспросов. На приеме присутствовали Августейший покровитель Союза Великий князь Константин Константинович и Августейший дежурный флигель-адъютант Великий князь Кирилл Владимирович.
В ходе встречи Б.И. Гладков обратился к Императору со Всеподданнейшей речью, в которой говорил о том, что «страшно становится за будущее России, если самоотравление спиртными напитками будет и впредь, как теперь, так же легко и доступно всем и каждому, и если не будут приняты решительные меры к оздоровлению зараженных уже алкоголизмом и к ограждению здоровых от заболевания им».
Б.И. Гладков отмечал, что со всех концов России неслись мольбы и просьбы «об устранении соблазнов от слабовольных людей и всемерном затруднении им удовлетворения их пагубной страсти». Для утверждения трезвости предлагалось привлечь офицеров и чиновников армии и флота, с предоставлением им права вступать в ВТСХТ действительными членами. Учащимся военно-учебных заведений предлагалось вступать в кружки трезвой молодежи.
В ходе беседы Император обратил внимание на необходимость финансовой поддержки трезвеннического движения, в особенности – на развитие кружков трезвой молодежи. В этой связи главным образом выделялся, по сообщению Б.И. Гладкова, кружок христианской молодежи при Кубанском Александровском реальном училище в Екатеринодаре. В нем состояло 270 воспитанников.
В.М. Белошапкин в ходе доклада отметил, что подобного рода встреч с трезвенниками на высочайшем уровне не было ни при И.В. Сталине, ни при М.С. Горбачеве (проводившем антиалкогольную кампанию), не говоря уж о других правителях нашей страны. Вряд ли возможна такая встреча и в наше время, хотя будем надеяться, что когда-нибудь она состоится.
В заключение своего доклада В.М. Белошапкин привел слова Л.Н. Толстого о том, что проблема пьянства заключается в отсутствии у народа религиозного сознания. Соответственно, подчеркнул докладчик, решение этой проблемы – прежде всего, в пробуждении этого сознания. Его можно пробудить в том числе и через организацию всенародных праздников трезвости. До революции 56 губерний поддержали этот почин. На праздниках трезвости проходили панихиды по почившим деятелям трезвеннического движения.
Затем участники круглого стола подвели итоги, наметили пути дальнейшей работы. Необходимо продолжить работу по выявлению в архивах и библиотеках исторических источников, связанных с дореволюционным православным трезвенническим движением. В частности, речь идет о публиковавшихся до революции отчетах ВТСХТ. Известно о существовавших перед 1917 г. многочисленных кружках христианской трезвой молодежи, организованных ВТСХТ. Необходимо выяснить, что они успели сделать до своего закрытия в период революции? Нужны и фотографии деятелей трезвеннического движения. Если, к примеру, фотографии протоиерея Петра Миртова хорошо известны, то, допустим, фотографий священника Алексия Борисова и священника Николая Сыренского в нашем распоряжении нет.
Необходимо также проводить уроки трезвости, в ходе которых использовать исторические факты, связанные с борьбой с пьянством. Об этом говорил в свое время еще А.Н. Маюров. Недавно созданный телеграм-канал «Странички трезвости» является хорошим подспорьем в деле организации таких уроков. Участники мероприятия подчеркнули, что всем нам необходимо восстановить историческую справедливость в деле утверждения трезвости.