Удобно начать наше повествование с 1204 г., времени крестового похода против Константинополя. Заметим, что в VIII-IX в. арианская ересь стала основой католического вероисповедания, которая почти окончательно отделила Европу от православной Византии. Орды маргинальных воинов крестового похода охватили большую часть воинства, которое «завернуло» на Константинополь и разграбило его до основания. С молчаливого согласия Папы Римского.
Религиозным основанием для этого послужила католическая вера, которая к тому времени главенствовала в Европе.
В 1517 году в Европе произошла Реформация. Её результатом стало окончательное ослабление католической веры во многих странах Европы. Пренебрегая догматическими нормами католического вероисповедания, монах Мартин Лютер (Германия) выдвинул для обсуждения 95 тезисов, где подверг критике основные положения католической веры. После организации в Европе иезуитского ордена (вторая половина XVI в.) в Париже (1572 г.) произошла т.н. Варфоломеевская ночь, в результате которой погибло около трёх тысяч гугенотов (протестантов). По поводу оной Иван Грозный – русский царь – в дипломатической почте выразил сожаление.
В Европе, начиная с 1517 г. размножились протестантские секты – евангелистов, англикан, лютеран и т.п. Религиозное равновесие в Европе было нарушено, и это нарушение ознаменовалось многолетними войнами и конфликтами. Редко кому из стран Европы, сохранивших католическую веру, удалось устоять до настоящего времени. К ним относятся Италия, Испания и Польша.
К 1517 г. процесс формирования нации в Европе практически закончился, и образование нации практически свелось к объединению княжеств: итальянских, французских, немецких и т.д.
В XIX-XX в. процесс объединения европейских княжеств практически закончился, и мы заметим, что несмотря на то, что во Франции празднуют день взятия Бастилии с 1793 г., главная революция – Реформация – уже произошла.
«Свежим веянием» революции во Франции стала железная Эйфелева башня вместо того, чтобы символом стал храм наподобие Нотр-Дам.
Реформация 1517 г. ознаменовалась рядом революций, из которых революция 1789 г. была не последней.
Надо думать, что Мартин Лютер был не одинок в своих убеждениях. В Германии, в частности, и во Франции вызревал новый класс, который назывался классом буржуазии. В него входили, в том числе, менялы, торговцы, ростовщики, коммерсанты и другие, имеющие международную практику по этим «специальностям».
Следует заметить, что в течение последующих после 1517 г. веков из России выезжали в Европу «нестойкие» в религиозном плане люди, поддавшиеся «новым веянием», последствие которых мы ощущаем и в последнее время.
Как история распорядится этими «последними веяниями» Бог весть…
Уткин Юрий Герасимович, кандидат технических наук, православный публицист