На днях мне довелось беседовать с одним очень образованным и сведущим в делах Ближнего Востока экспертом, который долгие годы проработал на Арабских странах. И у нас возник с ним спор: я утверждал, что судьбы мира решаются на Украине, он же говорил о том, что судьбы мира решаются на Ближнем Востоке. И, по его убеждению, с нашим поражением в Сирии судьба мира уже предопределена.
В последнее время в связи с падением режима Башара Асада появляется множество публикаций, увязывающих события в Сирии с грядущим пришествием антихриста, мол, теперь ничто не препятствует евреям построить «Третий храм» и там «короновать» своего машиаха – антихриста. И таким образом в мире наступят последние времена.
Я уже не раз высказывался на эту тему (правда, в другом контексте), но поскольку проблема постоянно возникает снова, хотел бы ещё раз обратиться к историческим фактам. На мой взгляд, фактам, говорящим сами за себя.
Итак. Как известно, в 1492 году исполнилось 7 тысяч лет от сотворения мира. А по пророчествам многих святых древней Церкви именно через 7 тысяч лет мир прекратит своё существование. И по мере приближения этой даты – 7000 лет от сотворения мира – усиливались апокалиптические настроения, ожидания пришествия антихриста. Тем паче, накануне этого события произошло видимое свидетельство приближающегося конца – падение «Второго Рима», Константинополя, в 1453 году.
Апокалиптические настроения охватили, прежде всего, нашу русскую землю. Были даже сомнения, а стоит ли составлять Пасхалию на 1492 год от Р.Х., многим представителям духовенства это казалось бессмысленным занятием. В народе эти настроения выразились в том, что, по свидетельству некоторых источников, крестьяне не хотели сеять рожь. Возможно, после этого и появилась известная русская пословица: «Помирать собрался – а рожь сей!».
Однако Господь посрамил эти апокалиптические настроения – жизнь человеческого сообщества продолжилась. А в Русской земле спустя несколько лет появилась идеологема «Москва – Третий Рим».
Примечательно, что когда общество охватили апокалиптические настроения, власть как раз жила другими настроениями. В это время Великий князь Иван III собирает русские земли вокруг Москвы, сбрасывает ордынское иго, а чуть ранее женится на племяннице последнего Византийского императора, принимает в качестве государственного символа «Двуглавый орёл». И издаёт даже Судебник – свод законов, который впервые появился после знаменитой «Русской правды» Ярослава Мудрого.
Другой пример ближе к нам по времени. В 1992 году исполнилось 7500 лет от сотворения мира. И было множество пророчеств известных святых, подвижников веры христианской о том, что мир просуществует 7500 лет. Известный в православных кругах историк Сергей Фомин собрал многие такие свидетельства и издал книгу «Россия перед Вторым пришествием», успех которой был невероятным. Книга издавалась огромными тиражами, только официальный совокупный тираж составил более миллиона экземпляров. А были ещё и «пиратские издания», поскольку был огромный спрос на книгу. В православных кругах распространилась идея, что мы живём в последние времена.
И опять же к этому были видимые основания: только-только пала сверхдержава – Советский Союз, казавшаяся твердыней. На пространстве бывшего СССР началась страшная бойня между разными народами, русских вырезали и изгоняли практически со всех окраин Советской империи. Демократические «реформы» сделали нищими миллионы людей. Всё это усугубляло апокалиптические настроения.
Однако в 1992 году конца света не случилось. Тогда начались разговоры о том, что конец мира – это отложенное событие, де, приход антихриста стоит ждать в 1999 году – году трёх перевёрнутых шестёрок, предшествующему двухтысячелетию от Рождества Христова.
Но в 1999 году к власти пришёл Владимир Путин И начал собирать Россию, постепенно восстанавливать государственность. Государство начало возвращаться во все сферы общественной жизни. Этот процесс продолжается до сих пор, он ещё не окончен. Но сегодня мы уже отчётливо видим некоторые его результаты. Опять апокалиптические настроения православной общественности и позиция власти диаметрально разошлись.
На мой взгляд, из этих двух исторических примеров следует два вывода.
Во-первых, нам, ученикам Христа, было заповедано – не наше дело знать времена и сроки (Деян. 1:7). Тем не менее, мы вновь и вновь пытаемся заглянуть в будущее, узнать эти сроки, гадая, когда же наступят эти последние времена? И всё время ошибаемся. Причём о сроках наступления последних времён говорили не самые последние люди, довольно опытные в духовной жизни. Но даже и они ошибались. И у них это было очень человеческое.
Во-вторых, судьбы мира зависят не от того, построят ли иудеи «Третий храм», посадят ли они там своего машиаха. Судьбы мира зависят от того, восстановит ли мощь и дееспособность «Третий Рим»! А тогда никакой «Третий храм» будет не страшен.
Антихрист давно стучится в наш мир. Люди сами приоткрывают ему дверь, но пока дверь не распахнута полностью, он не войдёт в мир. А распахнётся дверь только тогда, когда будет изъят Удерживающий теперь (Фес. 2:7). А Удерживающим является вечная Римская империя, ныне это – «Третий Рим», т.е. Россия.
Этого не признают греки, для них «Третьего Рима» не существует, для них только существует два Рима, и второй Рим их греческий – Константинополь. Для них смысл истории заключается в том, чтобы русские разгромили турок и передали грекам отвоеванный русскими Константинополь (если сильно упростить, конечно). И именно греческие богословы, архиереи и священники чаще всего обращают внимание на тему «Третьего храма» в Иерусалиме.
Но помимо духовной столицы мира, Иерусалима, где пришёл Господь и где, видимо, состоится Второе славное пришествие Христа, есть ещё такой фактор как «Третий Рим», от которого зависят судьбы мира и сроки его бытия. А сегодня на Украине Россия становится Третьим Римом, обретает себя, своё подлинное, самобытное бытие.
Если Россия в лице своей политической элиты вновь осознает себя Третьим Римом, то даже не присутствуя в Сирии, даже в случае постройки третьего храма иудеями, Россия не допустит воцарения антихриста. А значит, судьбы мира решаются на Украине.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России