«Святые отцы… называют тщеславие страстью многообразною, самою тонкою, неудобопостижимою. Все прочие страсти возмущают спокойствие человека, немедленно обличаются совестью; страсть тщеславия, напротив того, льстит падшему сыну Адама, приносит ему как бы наслаждение, представляется утешением духовным в награду за совершенное доброе дело» [Святитель Игнатий (Брянчанинов)]
Как часто мы принимаем ложь за истину, зло за добро, яд за лекарство! Увы, таково свойство нашей поврежденной грехом природы после падения наших прародителей. Не так страшно, когда это случается в нашей житейской жизни (если, конечно, это не влечет за собою каких-то явных и очень трагических последствий). Однако, когда мы совершаем подобные ошибки в жизни духовной, это может стать для нас причиной последствий по-настоящему катастрофических, напрямую влияющих на нашу последующую вечную участь.
Многие подобные ошибки, которые могут стать для нас смертельными в духовном смысле, мы совершаем по причине способности греховных страстей скрываться и маскироваться в душе человека, и даже представляться ему добродетелями. Такова страсть тщеславия. Рассмотрим – как она может действовать в сердце человека, какие дела, слова, мысли, чувства и желания она рождает.
Предположим, какой-то человек получил определенную публичную награду (медаль, грамоту) за свои дела общественного служения, или какой-то подарок, или просто его прилюдно хвалят за его заслуги. А потом этого человека кто-то спросит: «Какие чувства Вы испытываете?». Нередко можно услышать в ответ: «Конечно, мне приятно!» И часто так говорят даже те люди, которые считают себя православными, и не только считают, но и совершают соответствующие внешние дела – посещают храм, соблюдают посты, участвуют в обрядах и таинствах и т.д.
К сожалению, это говорит о том, что такой человек не знает себя, своего внутреннего, духовного состояния. Он не понимает того, что это чувство приятности от принятой похвалы является действием страсти тщеславия, то есть грехом. И если человек эту похвалу принял, то есть не сделал попытки от нее каким-то образом отстраниться, дистанцироваться в своем внешнем поведении, а в своем сердце – погасить это чувство приятности, то он совершил очередной грех и в очередной раз подпитал свою страсть тщеславия.
Что значит – принять похвалу? А это как раз и выражается в соответствующих словах, самодовольных улыбках, мимике и жестах, некотором покраснении лица, а также в том чувстве как бы приятной сладости, которое разливается в сердце и области груди человека от этой похвалы.
Но беда в том, что современные христиане, которых никто из пастырей не научил правильным понятиям о грехах и методам борьбы с ними, стали уже настолько порабощены своим греховным страстям, что не всегда могут заметить это чувство приятной сладости от принятой похвалы. Обычная реакция на похвалу – приятное чувство, улыбка, жесты, слова, свидетельствующие о ее принятии, – у них протекает совершенно естественно и неприметно для них по причине того, что они уже давно привыкли жить среди современного мира, в котором принято друг друга хвалить, льстить, дарить подарки, писать благодарственные письма и грамоты, вешать памятные доски с указанием имен благотворителей, совершать за них прилюдные благодарственные молитвы и вообще – делать разные приятности тем людям, которые в свою очередь, приятны нам. А тому, как христианин должен правильно реагировать на все это, их никто не научил. Вот и развилась у них греховная привычка к получению наслаждения и удовольствия от славы и похвалы.
Но это-то и является одним из главных отличительных признаков закваски фарисейской, от которой Господь заповедал беречься Своим ученикам. Давайте вспомним, как Он обличал фарисеев: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:44-47).
Как известно, большинство фарисеев не смогли принять проповедь Господа о покаянии, и поэтому возненавидели Его и убили Его. А причиной того, что они не поверили воплотившемуся Богу, причиной их неверия Он называет их тщеславие, которое в них настолько укоренилось, что стало как бы их естественным свойством. Они привыкли принимать славу и похвалу друг от друга, привыкли хвалить друг друга, льстить, раскланиваться и улыбаться друг другу, человекоугодничать и заискивать тогда, когда это им было выгодно. Все это и питало их страсть тщеславия, которая имеет свойство доставлять людям приятное сердечное чувство. Правда, люди настолько привыкают к этой приятности, что даже уже и не замечают ее, а просто живут ею.
Вот так – Господь открывает нам в этой заповеди, что, оказывается, тщеславный человек не может иметь истинной Веры. Конечно, он может верить по-своему, ведь книжники и фарисеи тоже были людьми верующими. Они в совершенстве знали закон и считались среди людей настоящими богословами. Однако сущность их неправильной веры обличило их отношение к проповеди Господа – они не смогли ее принять по причине того, что привыкли принимать другое – похвалу. Они не понимали в себе действия пагубной страсти тщеславия, которая их и погубила.
«И на тщеславии-то заквашен фарисей. Он все делает для похвалы человеческой; он любит, чтоб и милостыня его, и пост его, и молитва его имели свидетелей. Он не может быть учеником Господа Иисуса, повелевающего последователям Своим пренебрегать славою человеческою, идти путем уничижения, лишений, страданий. Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, которые старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношению к Богу и всему Божественному учению. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием; но фарисей для чувства покаяния недоступен. Как может сокрушиться, умилиться, смириться сердце, удовлетворенное собою?» – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Вот и современным христианам, чтобы, подобно фарисеям, не погибнуть душевной смертью, нужно научиться распознавать в себе тщеславие. Ведь Предание Церкви говорит о том, что в конце времен придет пророк Илия. А сможем ли мы его узнать, когда он будет проповедовать покаяние? Не помешает ли нам в этом та же самая страсть тщеславия, которая помешала фарисеям узнать сначала Иоанна Крестителя (которого Господь и назвал Илией, см. Мф.17:10-13), а затем и Самого Господа?
Страсть тщеславия проявляется в нас многообразно, и если не знать этих проявлений, то никогда не получится и начать борьбу с нею. Вот еще один из примеров. Предположим, мы ведем разговор с кем-то из коллег по работе, друзей, родственников, соседей по дому, и в ходе него наш собеседник начинает говорить о явных грубых и смертных грехах, причем говорит о них не с осуждением их, а, наоборот, с одобрением. Такое очень часто бывает, ведь нас окружают люди неверующие или верующие только формально, а не живущие по-христиански. Например, он рассказывает о своих блудных или других смертных грехах, или рассказывает какой-то «сальный» и пошлый анекдот, или просто отпускает подобную шутку, или явным образом кого-то осуждает, ругает, или над кем-то насмехается, издевается, или сквернословит (употребляет матерщину). Мы, как христиане, должны в таких случаях дистанцироваться от этих явных греховных проявлений, то есть выразить своими словами свое отношение к греховным словам собеседника. Если же мы просто промолчим, то станем молчаливыми соучастниками всех этих грехов, как бы согласившись с ними.
Как же мы можем высказать свое отношение к его словам? Да, просто сказать кратко: «Нет, я не согласен», или «я думаю иначе», или «я стараюсь так не делать» и т.п. Однако мы зачастую не просто молчим, «проглатывая» эти словесные грехи наших собеседников, и тем самым оскверняя себя ими, но даже поддакиваем им, улыбаемся, киваем головой в знак согласия с ними. Почему мы так делаем? Просто потому, что не хотим показывать себя «белой вороной», а хотим быть, как все, хотим оставаться «хорошими» в глазах собеседника. Но эта «хорошесть» достигается путем согласия с грехом. Такое поведение называется человекоугодием и является характерным проявлением страсти тщеславия.
Кроме приятного чувства от явной похвалы и лести, тщеславие питается еще и другой приятностью – тонким внутренним чувством тщеславного самодовольства. Это чувство люди часто принимают за действие Божественной благодати. «Самая скрытная из всех душевных страстей есть тщеславие... Тщеславие почти всегда действует вместе с утонченным сладострастием и доставляет человеку самое тонкое греховное наслаждение. Яд этого наслаждения так тонок, что многие признают наслаждение тщеславием и сладострастием за утешение совести, даже за действие Божественной благодати», – пишет святитель Игнатий.
Почему же мы так склонны принимать приятный яд тщеславия за благодать? Да просто потому, что никогда не знали ее настоящего действия в своем сердце. Вот и путаем благодать с ее противоположностью.
Если человек с детства привык есть апельсины, а потом ему кто-нибудь даст картошку и будет уверять, что это апельсин, то такой человек сразу почувствует разницу и не поверит в это. И наоборот, если человек всю свою жизнь питается одной сырой картошкой, а ему с детства сказали, что это – апельсины, то он так и будет думать. А когда ему дадут настоящий спелый сладкий апельсин, то он увидит разницу и поймет свою ошибку.
Подобным образом можно рассуждать и о благодати. Если человеку точно известен ее «вкус», то он уже не спутает его ни с чем другим, и поэтому будет способен безошибочно его определить, где бы он ни находился. Но если человек с самого начала был обманут и привык считать благодатью приятные ему тщеславные чувства своего сердца, то с течением времени он будет все более и более коснеть в своих заблуждениях, и переубедить его будет уже практически невозможно.
Поэтому, если мы с самого начала нашего пути в вере привыкли считать страстные чувства нашего сердца за действие благодати, если мы всю жизнь, ходя в храмы, совершая паломнические поездки и различные добрые дела, читая молитвы, участвуя в Таинствах и т.п., думаем, что благодать – это те чувства радости, приятности, всякого рода «духовных утешений», бодрости, энергичности, энтузиазма и влечения к разного рода «добрым делам», совершаемым нередко напоказ и т.п., которые временами возникают у нас при этом, то мы так и будем находиться в заблуждении и погибели, так и не узнав «вкуса» настоящей благодати.
А она в Церкви пока еще есть, по милости Божией. Нужно только научиться ее принимать. Очень и очень немногие знают ее «вкус» на опыте. А он состоит, как учат святые отцы, в сокрушении сердца о своих грехах и погибели, в покаянном настроении духа и мирном устроении души, связанном с покорностью воле Божией, упованием на Его Промысл и на Его милость, в облегчении совести и охлаждении к страстным влечениям души. Чтобы этот «вкус» узнать, требуется очень долго и тщательно бороться со своими грехами и стараться жить по евангельским заповедям. Иными словами, от человека требуется истинное покаяние, а не его подделка.
Но мы, будучи обмануты своим неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния – в борьбе со своими грехами и страстями, к сожалению, попадаемся в сети самообольщения, из которых выбраться впоследствии редко кому удается.
Вот и продолжают люди жить в этом состоянии самообольщения – посещают службы, ездят в «паломничества» в разные далекие места, читают молитвословия, пытаются «вымаливать» других людей, проповедуют другим людям веру, совершают множество «добрых дел» – и все эти их дела подкрепляются теми самыми радостными и приятными сердечными чувствами, которые они привыкли считать благодатью, и которые на самом деле являются ни чем иным, как ее подделкой, основанной на страсти тщеславия.
К сожалению, та картина, которую сегодня можно увидеть практически повсеместно на наших приходах, дает основания предположить, что многие священнослужители находятся в вышеописанном ложном духовном состоянии. Пастыри, будучи, вероятно, сами обмануты непознанным ими тщеславием, учат и нас, своих прихожан, различным «добрым делам» напоказ. Именно поэтому православные сайты и страницы храмов, благочиний и епархий в соцсетях пестрят многочисленными фотографиями этих «добрых дел», на которых можно увидеть всегда улыбающихся и чему-то радующихся батюшек, которые что-то освящают, кого-то кропят, кому-то что-то раздают, кого-то на что-то благословляют, где-то выступают, в чем-то участвуют. И все эти «важные мероприятия» и «добрые дела» внутри и вне своих приходов ими тщательно фотофиксируются с обязательным последующим опубликованием этих снимков для всеобщего обозрения. «Отец Иоанн посетил …», «Отец Александр навестил …», «Отец Василий освятил…», «Отец Сергий выступил …», «Отец Николай участвовал в…», «Отец Петр отправил посылку…», «Отец Алексий подарил…» и т.п. Почему так делается? Не повелел ли Господь укрывать свои добрые дела не только от других, но и от себя самого, чтобы не попасть во власть страсти тщеславия? «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3-4).
Вся эта деятельность очень похожа на всенародную проповедь. Только проповедь не покаяния, а тщеславия. Поэтому и прихожане, вслед за своими пастырями, становятся пленниками этой скрытной и сладостной сердечной страсти, то есть становятся фарисеями по своему духовному состоянию. Может быть, священники думают, что таким образом они осуществляют проповедь в миру? Но истинно проповедовать может только тот человек, кто сам очистил себя от греха и принял Духа Святого. Если бы наши батюшки действительно были бы таковыми, то прежде всего у них открылись бы глаза на бедственное духовное состояние своих прихожан. И тогда бы они обязательно стали бы учить их правильной Вере, разъяснять им их грехи и учить бороться с ними. А как же иначе? Ведь им обязательно придется давать ответ Богу за вечную участь тех, кто регулярно ходит к ним на исповедь и участвует в других таинствах и богослужениях. Если бы священники по-настоящему занялись этим единым на потребу, то у них бы точно не оставалось времени на все то ненужное и вредное, чем они сейчас заняты.
Но пока, к сожалению, страсть тщеславия закрывает многим нашим пастырям глаза на духовные проблемы в их приходах, и нередко они с радостью бегут из них в языческий «крещеный» мир для того, чтобы осуществлять там свою нелепую «миссию» с помощью организации и участия в разных культурно-массовых мероприятиях, детских утренниках, спортивных состязаниях, светских праздниках, митингах, чаепитиях и проч. А так как некоторые из них делают это уже не первый год, то интересно было бы узнать – много ли людей из числа тех, среди которых эта «миссия» осуществлялась, стали их постоянными прихожанами, которые регулярно участвуют в церковных таинствах и стараются вести покаянную евангельскую жизнь?
Самым горестным для автора этих строк является то, что он точно знает, что, даже если кто-то из нынешних пастырей и прочитает эти его слова, все равно не поверит им, не примет их и не заставит себя всерьез задуматься о своем ложном духовном состоянии, о пагубности тщеславия, и начать с ним решительную и правильную борьбу. Потому что все это доставляется только одним – покаянием. Однако, как пишет святитель Игнатий (его слова я приводил выше), фарисей для чувства покаяния недоступен (не следует обижаться на слово «фарисей», оно всего лишь означает смертельно опасную духовную болезнь человека, которая рождается именно от тщеславия).
Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область
14. Ответ на 12, Константин В.:
Да, Константин, Вы правы, не слишком удачное я употребил выражение. Благодарю Вас за подсказку. Да поможет Вам Господь.
13. Ответ на 11, Валерий:
12. Ответ на 9, Виктор :
Да никто не путается, просто упоминание себя любимого в третьем лице - нездоровый признак.
11. Ответ на 6, Vladislav:
И это хорошо, что Вы дошли до того, что способны безошибочно различать в себе действие страстей, в том числе и страсть тщеславия. Но где гарантия того, что осуждая автора, Вы не подыгрываете своему самолюбию, от которого до страсти тщеславия всего лишь один шаг? С НАМИ БОГ! (Ис.8)
10.
Яд гордыни. Приятный или нет - не важно.
9.
добавьте, пожалуйста, к моему имени в подписи под комментарием мою фамилию - Фролов.
А то люди путаются, когда я им отвечаю на их вопросы под своими статьями.
Когда я регистрировался под именем "Виктор", я не предполагал, что буду писать статьи.
8. Ответ на 7, Константин В.:
"Он" - то есть сам автор. То есть я (чтоб было понятнее).
7. Ответ на 3, Виктор :
Он - это кто?
6. Ответ на 4, Валерий:
5.
Нередко можно услышать в ответ: «Конечно, мне приятно!»
К сожалению, это говорит о том, что такой человек не знает себя, своего внутреннего, духовного состояния. Вероятно, наоборот - знает, и отвечает то, что есть.
Если б он ответил: "Я бесстрастен, и мне всё равно" - то в большинстве случаев это не было бы правдой.