Как поклонник русских народных песен, я посетил на днях Фольклорный центр «Москва» в Филях. Главной его задачей, как заявлено на сайте, является работа «по сохранению и передаче наследия русской и мировой классической культуры, транслируя основополагающие традиционные ценности во всех своих программах». Изучив историю и интерьер центра, спешу поделиться своими выводами.
А где же «наше всё»? На входе в центр зрителя встречает, видимо, главный, по мнению руководства «Москвы», символ русской классической культуры – дом бабы-яги с соответствующими вывеской и интерьером: топящейся печкой, прислонёнными к ней лопатой и ухватом, самобытным креслом, и конечно ступой с помелом. Самой хозяйки в избушке нет, однако её утварь не стояла без дела. Ей с удовольствием воспользовались милые и не очень дамы с целью сделать желанное селфи (ну, куда уж без этого?). Одна женщина сменяла другую, и вереница довольных баб-ёг не прекращалась до первого звонка. Удивляясь этой активности взрослых тёть, я улучил-таки момент, чтоб снять для трёхлетнего внука пустую избушку злой бабы, которая хотела испечь в печи братца Иванушку – героя любимой сказки моего Егорки.
Обходя немаленький холл бывшего кинотеатра (к слову, центр создан на базе бывшего к/т «Украина»), осмотрел представленные на стендах образцы женского русского костюма, бронзовый бюст первого художественного руководителя центра, народной артистки РСФСР Людмилы Рюминой (1949-2017), надеясь увидеть ещё что-то из заявленного национального наследия. Увы, больше никаких следов могучей русской классической культуры в главном фольклорном центре столицы России я не обнаружил. Не скрою, хотелось бы найти что-то из тысячелетнего христианского периода русской культуры, по сути, сделавшую её великой и могучей, ан нет.
Ни намёка на присутствие в жизни русского народа, его песнях, сказках, метких и жизненных поговорках и пословицах Православия, будто бы его и не было! А как же наши классики: один из первых собирателей фольклора, «наше всё» Александр Сергеевич Пушкин и его последователь, гениальный писатель и драматург Николай Васильевич Гоголь, а Владимир Иванович Даль – наиболее известный этнограф, лексикограф и фольклорист, другие наши признанные столпы народной культуры, не мыслившие себя и своего творчества вне Православия?
Почему и кем главной героиней русского фольклора выбрана и назначена баба яга, а не, положим, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья-Царевна или сестрица Алёнушка – собирательные образы и положительные героини русских же народных сказок? Или, если организаторы хотели сделать ставку на отрицательный персонаж, почему не пушкинская Старуха из «Сказки о Рыбаке и Рыбке», которая, по сути, ничем не лучше бабы яги?
Пипл всё схавает. Кому задать эти вопросы на месте, я не нашёл, потому позволю самому поразмышлять на эту тему. Думаю, популяризация бабъёжества – не безобидный частный выбор руководства центра или случайность, а продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа. В одном ряду с ней стоят крестопады на купюрах, попытки введения в праздничный календарь «хэллоуинов» и «тыквенных спасов», установки памятников велесам и легализация магии и колдовства путём возвращения на экраны Кашпировского, а в залы Церковных соборов храма Христа Спасителя (!!!) приглашение Гарри Поттера и другая небезобидная «мелочёвка».
Из этой же серии скупка «Сбером» прав на прокат ранних советских мультфильмов, сделанных – надо отдать должное – вполне в христианских традициях, которые мы больше не увидим на экранах; и бешеная штамповка вместо них разных подделок типа «Маши и медведя», извративших суть сказки и сделавшей из неё пособие по девиантному поведению детей. Или рассчитанного на подростков сериала «Последний богатырь», где от образа настоящего русского былинного богатыря Ильи Муромца и его товарищей – бескомпромиссных борцов с нечистью и темной силой – не осталось, по сути, ничего. Зато зло в них разгулялось не на шутку, выступая часто в довольно привлекательном образе благородных спасителей. А всё ради того, чтобы наш «пипл», похрюкивая от удовольствия, всё это «хавал». И процесс этот, увы, идет своим ходом, набирая обороты.
Возвращаясь к теме популяризации бабъёжества и почему в героини выбрали именно хозяйку дома на куриных ногах, а не пушкинскую Старуху, выскажу свои соображения по этому поводу. Алчная, сварливая Старуха из «Сказке о Золотой Рыбке» показана на контрасте со смиренным, терпеливым Стариком-бессеребренником – прообразом истинного христианина, и итог сказки приводит нас к победе Добра и Божественной справедливости над потерявшей стыд и совесть Старухой. Слишком все откровенно и прозрачно и потому не устраивает бабъёжников.
В отличие от слишком отвратительной скорее по внутренним качествам Старухи, баба-яга, кроме того, что живёт одна в лесной избушке и всё время хочет кого-то съесть, но у неё это не получается, не вызывает такого негатива, и потому ставка сделана на неё. К тому же, она вполне себе народный и дохристианский персонаж, что позволяет её считать «своей» и активизировавшимся неоязычникам-родноверам. Ну и что, что она колдует и дружит с нечистой силой? Нынешнего расхристанного «рассиянина», а в ещё большей мере рассиянок, этим не напугать, не оттолкнуть. Недаром же растет рынок услуг гадалок, колдуний, разных оккультистов и магов.
Заказчики, организаторы и проводники всей этой мерзости – тайные и явные христоборцы – хотят убедить нас, что Россия прекрасно жила и может жить дальше без Православия.
Секреты женского НЕсчастья (или в обнимку с ягой). Страна постепенно погружается в бездну под гыгыканье ополоумевших любознательных «хочух» обоих полов и всеядных селфистов, готовых ради эффектных фото обняться хоть с самим чёртом, лишь бы это было оригинально и, значит, круто и модно! Ну, с чертями у нас пока – слава Богу, заминка, а вот с бабой-ягой – пожалуйста! Как оказалось, культ этой нечисти шагает не только по России, где в целом ряде городов ей уже установлены скульптуры и памятники, но и, благодаря вполне государственным структурам, успешно экспортируется за рубеж.
Как выдал интернет, по инициативе Россотрудничества и на наши с вами деньги скульптуры сидящей на скамейке молодящейся бабы-яги активно устанавливаются уже и в дальнем зарубежье, например в Лондоне. Скульптор Ирина Лагошина, рекламируя своё произведение, и не скрывает, что намеренно приукрасила свою героиню. Бабуля с её нелёгкой руки выглядит очень доброжелательной, без бородавок и кривых зубов, с укладкой и даже маникюром, т.о. она воплощает для лондонцев типичную русскую женщину возраста 50 +.
Представители Россотрудничества, как было сказано в репортаже НТВ, считают, что они таким образом популяризируют великую русскую культуру, и, конечно, лучшего для этого персонажа у них, как и у руководства фольклорного центра столицы, по странному совпадению, не нашлось. Хотя, если вдуматься, одинокая, немолодая и явно не красавица – баба-яга, как символ русской женщины – это, как мне кажется, явное оскорбление для наших матерей, жен, дочерей, сестёр и подруг.
Подобная скульптура, как оказалось, находится и рядом с Фольк-Центром, чуть в стороне от входа, поэтому и не увидел её сразу. Развалившаяся на скамейке баба-яга с модным клатчем на коленях и приклеенной голливудской улыбкой мне лично напомнила постаревшую московскую путану, вышедшую по возрасту «в тираж». В своей избушке, которая совсем рядом, ей не сидится, вот и вышла на охоту – подснять кавалеров – подросших Иванушек-дурачков, чтоб попить из них дурную кровушку. Но на практике опять оказалось, что она куда популярнее у наших же женщин, которые, очевидно, не задумываясь и не желая себе бабъёжкинской участи, снова и снова обнимают её и присаживаются с ней рядом «на счастье».
Разослал нескольким знакомым дамам 50+ это фото с целью узнать их мнение. Оно меня не утешило, даже христианки не нашли никакого в этом подвоха. Суммируя их высказывание, можно назвать, что «это современно, неожиданно и прикольно». Скульптура бабы-яги не вызвала ни у кого ни страха, ни жалости, но симпатии… Лично я объясняю это следствием воинственного феминизма, победно шагающего по стране последние 100 лет.
Почему-то вспомнилась судьба несчастной Натальи Поклонской, на мой взгляд, типичной для этой истории. Она на наших глазах прошла путь от яркой неофитки-христианки – до нынешней, не менее рьяной поклонницы «велесов» и других представителей нечистой силы славянского неоязыческого пантеона, и дай Бог ей вернуться обратно. Поэтому вовсе неслучайным мне кажется её нахождение на посту заместителя главы Россотрудничества, увлеченного продвижением бабъёжества за рубежом.
Неужели теперь «наше всё» – это баба-яга?
Учитывая демографические проблемы страны, развернувшуюся нешуточную борьбу за традиционные семейные ценности, задаешься вопросом: «А правильных ли героев мы выбрали для подражания?» Детей у бабы-яги, как известно, не было, и замужем она не была, оставалась свободной, независимой дамой без определённого возраста, «в свободном поиске»… Не это ли привлекает несчастных русских женщин, нашедших в такой персоне себя? Ведь если верить неумолимой статистике, число разводов, инициаторами которых выступают всё чаще наши дамы, скоро превысит количество зарегистрированных браков; да и по числу абортов, по факту падения рождаемости, мы, несмотря на предпринимаемые меры, по-прежнему занимаем первые места.
Накануне Московской Олимпиады в Советском Союзе вышел цикл мультфильмов «Баба-яга против» с незатейливым сюжетом и узнаваемыми персонажами. Тогда по сюжету она со своими друзьями: Змеем Горынычем и Кощеем бессмертным не смогла помешать медвежонку Мише попасть на Олимпиаду. Сегодня эти же тёмные силы вновь стремятся помешать России, а она у нас женского рода, не только одержать убедительную победу в СВО, но и лишить её будущего.
А начинается всё с малого и прикольного…
Роман Алексеевич Илющенко, религиовед, член Союза журналистов Москвы