На ежегодном епархиальном собрании 2023 года Святейший патриарх Кирилл зачитал вопрос священника об ектениях об оглашенных. Суть вопроса была в том, что священник одного из приходов решил убрать устаревшие ектении из чинопоследования Литургии, и это вызвало протест прихожан, которые посчитали это действие неправильным и заявили, что покинут приход. Святейший Патриарх заметил, что ектении об оглашенных, действительно, устарели, но если это вызывает соблазн, то надо вести себя так, чтобы не вызывать даже малейшего раскола.
Литургия оглашенных – это часть Литургии, на которой молились не только оглашенные, но и кающиеся. Это было во времена, когда верующие считали, что Евхаристия нуждается в защите и, в первую очередь, от недостойных взоров. Поэтому Литургия оглашенных была предназначена и для кающихся грешников. Но, вопрос духовной чистоты, покаяния – это, так сказать, к науке отношения не имеет.
«Вам знакома эта духовная радость, вы вкусили ее и помните, как во время страшных тайн служители божественного священнодействия, подражая крыльям ангелов узкими кусками полотна, лежащими на левом плече, обходят и взывают: "Да никто от оглашенных", да никто из не ядущих, да никто из соглядатаев, да никто из немогущих видети вкушаемого Агнца, да никто из немогущих созерцать небесную кровь, изливаемую во оставление грехов, да никто недостойный живой жертвы, да никто нечистый, да никто немогущий нечистыми устами прикоснуться страшных тайн (не смеет приступити сюда). Потом присоединяются и голоса ангелов с неба, говорящих: свят Отец, давший в жертву Тельца упитанного, не познавшего греха, как говорит пророк Исайя...» (Свят. Иоанн Златоуст. Собрание сочинений, т. 8, с.650).
«Всё это Церковью было введено и сохранено, и пока это соответствовало реальной нужде. Но со временем ослабла покаянная дисциплина» (Киприан [Керн], архим. Евхаристия. М., 2006, С.165).
Суть сказанного: ослабла покаянная дисциплина. Может, наши современники стали меньше грешить? Стоит ли выбрасывать что-то несоответствующее таким современникам из Литургии или стараться поднять паству до необходимого уровня? Молитвы кающихся были опущены. А разве не нужно каяться, готовиться к принятию святыни?
В какой момент нашей истории возобладало мнение, что Святые Тайны, по сути, тайнами не являются, и освящение их не надо скрывать от любопытных глаз, и даже более, что приступать к ним могут почти все желающие (хотя ограничения всё же остались). «Между тем благочестие, вера, любовь к Богу, полная горячности, – это все такие чувства, которые непременно мы должны иметь, приступая к Святым (Тайнам), без которых даже и смотреть на них крайне нечестиво» (Николай Кавасила «Изъяснение Божественной Литургии»). Хотя нынешние богословы будут намекать на то, что Бог и Сам может за Себя постоять, а если кто дерзнёт к Нему прикасаться нечистыми устами, то сам себе повредит, но в древности верующие относились к этому вопросу по-другому.
А теперь после этих рассуждений настало время «разобраться» с ектениями и молитвами об оглашенных. «Конечно, возможность исключения в будущем этих прошений может быть проведена только от лица высшей церковной власти, от епископата в его соборной полноте, a не являться личным произволением того или иного священника, желающего быть более популярным в народе, более передовым, приблизить Литургию к современности и пр. Лишний раз исповедуем свою непримиримость к подобным самовольным выступлениям реформаторов-одиночек» (Киприан [Керн], архим., там же). Очевидно, что священник обратившийся с таким вопросом тоже искал популярности в каких-то кругах. А решение этой проблемы, как иных подобных литургических вопросов, должно приниматься церковной властью и лучше всего иметь решение высшей соборной власти.
Сам же архимандрит Киприан считает искоренение этих молитв насущной необходимостью, о которой говорилось еще до революции: «O желательности упразднить чтение ектений об оглашенных говорилось и в Русской Церкви. B подготовительной работе ко Всероссийскому Поместному Собору в начале настоящего века ряд епархиальных преосвященных в своих докладах высказался за это сокращение» (там же, с. 165-166). Рассуждения сторонников консервативного направления, что мы по смирению должны применять и к себе слова прошения об оглашенных и приравнивать себя к ним, думается, в достаточной мере натянуты. Видим, такую закономерность: греки сокращают вслед за оглашенными и сугубую ектению. Может, им уже тяжело молиться? Хочется, но, покороче. Скорее убрать эти отжившие элементы – такую программу следовало бы ждать от наших поборников религиозного прогресса.
Но... Был такой церковный писатель протопресвитер Александр Шмеман, которого все желающие церковного обновления и причем скорейшего, считают своим учителем, но открыв его «Евхаристию» слышим неожиданное: «Иными словами, что следует видеть в молитвах оглашенных? Только отмерший член (вроде "царского многолетия", отпадающего там, где нет православного царя) или существенную часть самого строя христианского богослужения? Мне думается, что именно второе ближе к истине. Ибо молитвы об оглашенных суть прежде всего литургическое выражение самого основного призвания Церкви, а именно – Церкви как миссии. Христианство и Церковь вошли в мир как миссия ("шедше в мир, проповедуйте евангелие всей твари...") и не могут, не изменив своей природе, перестать быть миссией» (Александр Шмеман, протопр. Евхаристия, 1992, с.101).
Нельзя не согласиться с протопресвитером Александром, если на Литургии верных совершается освящение Святых Даров, то Литургия оглашенных обращена к миру – центр ее проповедь Евангелия. Мне приходилось слышать, как в шутку священнослужители говорили о сокращении ектении об оглашенных, что тогда можно сократить вообще всю Литургию оглашенных и оставить только таинственную часть службы. Евангелие можно и за другой службой почитать или просто дома. Конечно же, это шутка.
Вообще разделение на Литургию оглашенных и Литургию верных не умозрительное разделение, а вполне насущное. Перед главной частью Литургии необходима небольшая остановка.
В девятнадцатом правиле Лаодикийского собора (361 г.) говорится, о трех молитвах, совершаемых по выходе оглашенных: первой тайной и двух, совершаемых «с возглашением». Первой, понятно, уже нет. То есть, сначала была молитва об оглашенных, после исхода оглашенных – молитва о кающихся, потом три молитвы о верных. Первая из них творилась в молчании – каждый молился о своих нуждах. Эти тайные молитвы совершались ещё во время святителя Василия Великого. Каждый верующий тайно обращался к Богу и молился о своих нуждах. Как это противоречит нынешнему времени, в котором приобретает тенденция удалить всякое личное моление и поминовение верующих даже за сугубой ектенией. Поминовение становится уже редкостью. Тайные же молитвы мирян были упразднены, потому что многие молились не об отпущении грехов, но об отмщении врагам своим. Понятна отмена этих молитв, но очевидно и их назначение. Трудно объяснимо и исчезновение молитвы о кающихся, которые всегда были в Церкви и должны быть впредь. В настоящее время они могли бы быть расширены до всех не причащающихся на литургии.
«Намереваясь же, наконец, перейти к жертве, при которой непосвященным присутствовать не следует, которых мы называем также и оглашенными, потому что они приняли христианство только слухом, сколько возможно это чрез наставление, священник, совершив прежде молитву о них, высылает их из сонма верных христиан. А молитва его бывает о том, чтобы они достигли совершенства, по времени удостоившись крещения. Цель же молитвы – слава Божия: "да и тии, – говорит, – с нами славят пречестное и великолепое имя Твое". Провозгласив сие как славословие, и в общении славословия приняв весь сонм верных, он совершает другую молитву, в которой прежде благодарит Бога, что удостоился стать пред Ним и воздевать к Нему руки за себя и за других; потом просит удостоить его делать сие всегда с чистою совестию. А цель этой молитвы – слава Божия: "яко Тебе подобает, – говорит, – всякая слава". Совершив так, по обычаю, славословие вместе с народом, священник опять молится про себя и о самом себе, и о народе, чтобы ему неосужденно предстоять святой трапезе: предстоять чистым от всякой скверны плоти и духа, а сомолящимся верным удостоиться причащения Тайн без вины и осуждения и, кроме сего, получить наследие Небесного Царствия» (Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии). «Предстоять чистым от всякой скверны плоти и духа» – такое впечатление, что для многих сегодня это пустые слова.
Иными словами все не так просто. Неслучайно первая часть литургии носит название «оглашенных». Первая часть обращена ко всему миру, во время ее молятся о всём мире и о частных нуждах человека, содержит в себя Благую весть, вторая таинственная, обращённая к Богу, Литургия верных. Православный христианин понимает, какую ответственность берёт на себя, называя себя верным. Это не то же самое, чтобы с трудами или без всяких трудов получить партийную книжечку, это не такое состояние, которое сегодня есть, а завтра кончится, это состояние, которое требует постоянного напряжения.
Интересно, что последователи священника Георгия Кочеткова начали с учения о том, что почти все наши крещёные православные не могут считать себя верными или действительными членами Церкви, так как не прошли обучение основам христианской веры, не прошли катехизацию, то есть не были оглашенными. Логично было бы предположить, что люди этого направления стали бы бороться, наоборот, за восстановление института оглашенных. Например, священник Стефан Домусчи очень интересно и с большими подробностями рассказывает об оглашении, подготовке к крещению. Но тут мы слышим нечто другое: просто убрать этих обучающихся, готовящихся из жизни нашей Церкви. С ними надо убрать и кающихся, признать то, что все крещённые могут причащаться, участвовать в собрании верных. Молитвы Церкви охватывают весь мир и, если здесь и в данный момент нет оглашенных, то они, несомненно, есть где-то в другом месте. К оглашенным можно отнести колеблющихся, сомневающихся, или просто по нерадению откладывающих принятие этого Таинства.
Теперь же эти молитвы и прошения, не имея никакого реального значения, всё же y нас сохраняют место в чине Литургии. Греки в этом отношении более решительны, и во многих церквях y них по будним дням, a кое-где и навсегда, ектении об оглашенных упразднены. Любопытно и другое: сугубая ектенья состоит из тех же прошений и в том же порядке, что и ектенья великая, так что в греческой практике, например, её просто опускают как повторную и прямо переходят к следующей части евхаристического священнодействия. Но в изначальном замысле сугубая ектенья не только не является «повторной», то есть повторением с небольшими изменениями ектеньи великой, но исполняет в богослужении функцию, отличную от той, что воплощает в себе ектенья великая (см.: Александр Шмеман, протопр., там же, с.94).
Вот что писал русский иеромонах ещё в начале прошлого столетия: «Если Литургия начинается непосредственно после бдения, то после великого Славословия пропев Трисвятое и тропарь, без отпуска начинают Литургию. Все 1, 3, 6 оставляются совсем. Облачение Архиереев совершается во время великого славословия. Еще опущение бывает после Евангелия ектиней сугубой и 3-х оглашенных, так что после чтения св. Евангелия непосредственно начинают пропев: слава тебе Господи, Херувимскую, которую поют минут 20 и все служащие в это время (кто хочет) садятся и дожидаются конца оной» (письмо от 23 Мая 1901 года иеромонаха Агафодора (Буданова) епископу Волоколамскому Арсению (Стадницкому)). К сожалению, приходится признать, что мы идём «греческим путем».
По словам архимандрита Киприана (Керна) в его время у греков после Евангелия и проповеди следовала сугубая ектения, которая обычно заканчивалась возгласом: «Яко да под державою Твоею всегда храними...», – и певцы пели Херувимскую песнь. Недопустимость сокращения сугубой ектении достаточно убедительно показывает протопресвитер Александр, да и любому христианину она очевидна. Не является ли вопрос об опущении ектении об оглашенных, просто потребностью сокращения Литургии? И для этого выискивается желание что-либо сократить, для начала внешне не нужное. И самое странное, что делается это по примеру греков, которые считают себя не едва ли единственным православным народом, избранными. Уж точно первым из всех православных народов. Хотя и были наказаны Господом за эту гордыню. Уже в VII веке потомки Агари фактически превратили Византийскую империю в эллинское государство, которое умирало и умерло совсем. И когда оно в какой-то мере восстановилось, многие наши соотечественники решили там найти эталон веры. Конечно, и Василий Великий, и святитель Григорий Богослов, и святитель Иоанн Златоуст, и преподобный Савва Освященный говорили на греческом и принадлежали и Греческой Церкви, и культуре, но они были, в первую очередь, православными. Православие пришло к нам из Константинополя, но он пал и ориентироваться на его инициативы сегодня неполезно, и великая глупость – сокращение Литургии по примеру греков.
Институт оглашенных ушел. А он занимал особое место в Церкви. В прошлом веке один выпускник КДА (1899) Евфимий Петрович Диаковский, ученик профессора А.А. Дмитриевского и по кратким биографическим данным помощник архивариуса Киевского центрального архива написал небольшое исследование о чине тритекти. Это древний чин совершался только в соборах. В Константинополе он, по свидетельству очевидцев, совершался еще в X-XI веках. Самое название чина, – по-гречески τριτοέκτη или τριθέκτη, т. е. τρίτη καὶ ἕκτη, – объясняется различно. Кто-то считал, что оно обозначает третью и шестую песни утреннего канона, положенные по уставу пред малым входом на Литургии. Ближе к истине проф. Д.Ф. Беляев, отожествляющий τριτοέκτης (подразумевается ὤρα) со службою часов. Диаковский пришёл к выводу, что тритекти ближе всего по своему чинопоследованию к Литургии оглашенных, или даже можно считать, что это и есть Литургия оглашенных. Древний институт оглашенных нуждался в особом, исключительно для него приспособленном и более или менее постоянном богослужебном последовании. Конечно, это необычно для современного сознания: для оглашенных совершается специальная литургия, перекликающаяся с постовой службой. И, разумеется, это материал для литургистов. Для нас же важно понять, насколько внимательно относились в древности к оглашенным.
Россия в конце прошлого столетия оказалась в сходном положении с Древней Церковью: было много людей, не просвещённых христианским учением, и предстояло практически новое крещение Руси. Еще совсем недавно современный канонист протоиерей Владислав Цыпин писал: «Чин оглашения у нас соединяется с самим таинством Крещения. Поэтому "оглашенных" в точном смысле этого слова у нас нет. Однако взрослые люди должны проходить в течение определенного срока подготовку к принятию Таинства. Согласно указу Св. Синода от 22 января 1862 г., иноверцы, не достигшие гражданского совершеннолетия (21 года), но достигшие совершеннолетия церковного (14 лет), перед Крещением обучались Закону Божию в течение 6 месяцев, а для лиц, которые перешли через рубеж гражданского совершеннолетия, оставлен был древний канонический 40-дневный срок». Протоиерей Владислав напоминает, что оглашенные были фактически в России еще в XIX веке, и кроме того, даже самую незначительную подготовку приравнивает к оглашению. Но, с момента написания книги многое изменилось, и священноначалие большое внимание обратило на подготовку к Таинства Крещению.
27 декабря 2011 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и сейчас в России перед крещением, готовящийся к принятию Таинства должен пройти минимум две беседы. Это, конечно, всё еще слабый намек на оглашение. Но он есть. И не стоит ли развивать его дальше? Хотя бы в отношении отдельных лиц, желающих более глубоко войти в православную веру. Кроме того, сейчас подготовка к принятию крещения заключается только в приобретении каких-то знаний. Не было бы полезным поднять значение богослужения в глазах вступающих в Церковь присутствием хотя бы за одной Божественной Литургией? Ведь каждый православный христиан должен стать членом нашего евхаристического собрания, а непросто членом кружка верующих. Те, кто тут же, по крещении, отделятся от Церкви и будут Ее игнорировать, даже если знают все Евангелие наизусть, могут ли быть членами Церкви? И люди, входящие в Церковь без литургической подготовки, будут считать, что для члена Церкви требуются просто какие-то небольшие, но правильные знания.
А пока диакон возглашает «Оглашенные изыдите», – и к кому он обращается сегодня многим неясно (там где еще есть диакон и не удалены по греческому примеру эти ектении). Может, стоит в отдельных местах, в больших соборных храмах, к примеру, возродить обычай совершать массовое Крещение в Лазареву или Великую Субботу? Для желающих пройти особую подготовку. Или даже сделать еще жестче: во время Великого поста совершать Таинство Крещения согласно древним каноническим правилам: «По двух седмицах Четыредесятницы, не должно принимать к Крещению» (45 правило Лаодикийского собора). И в Великую Субботу сделать акцент не на освящении куличей, а на массовом Крещении. Там, где это возможно, где есть достаточное количество священнослужителей и баптистерий? Да и, несомненно, только для желающих хорошо подготовиться к принятию Таинства. А пока, как пишет современный богослов, сохраняя эти прошения (об оглашенных) безо всякого смысла, Церковь показывает, что в Ее жизни что-то не соответствующее действительности, нежизненное. Для Церкви самое страшное, когда Ее начинают путать с музеем.
Кроме того, в последние годы Русская Православная Церковь расширила миссионерскую деятельность в ряде регионов. Сейчас всё внимание сосредоточено на Африке, на карте которой можно найти много мест, где работают русские миссионер. Я читал новости об успехах миссии в Бенине, ЦАР, Кот-д'Ивуар, Демократической республике Конго, Мадагаскаре, Руанде, Кении.
«В Африке сейчас многие переходят под омофор Русской Православной Церкви. Многие переходят из Александрийского патриархата, поменьше из Греческой церкви. Отец Николас сказал мне, что заметно растет православие в Африке, и они совершают миссионерские поездки в другие африканские страны. Если по-простому и кратко сейчас происходит бум православия в Африке», – рассказывает паломник из Москвы.
Недавно группа абитуриентов из стран пастырской ответственности Экзархата прибыла в Россию. Семь человек из трех стран Африки поступили в Московский педагогический государственный университет на курс русского языка как иностранного и разместились в Николо-Угрешской духовной семинарии. И идёт миссия, значит и учеба. Многие из учащихся станут священниками. Может, оглашение было бы полезным этапом на пути подготовки будущих священников, научило бы их благоговейно относиться к православным Таинствам? И тогда уж никто не сможет сказать, что ектении об оглашенных устарели.
Остаётся добавить, что такие инициативы реформаторов-одиночек, ведут не просто к опущению каких-то частей Богослужения, но открывают широкий простор к «творческой» деятельности, и создают прецедент для вольного изменения литургических текстов священнослужителем согласно своему духовному состоянию и образованию.
Диакон Петр Пахомов, публицист