20 августа 2024 г. Верховная Рада Украины (ВРУ) приняла Закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», главной целью которого является запретить в стране каноническую Украинскую православную церковь (УПЦ МП). Решение даст судам возможность ликвидировать церковные приходы и передавать их в собственность другим религиозным организациям, в первую очередь раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ). По замыслу «просроченного президента» Владимира Зеленского, который активно продвигал эту инициативу и 24 августа подписал данный документ, принятие законопроекта должно «укрепить духовную независимость» украинцев и избавить их от «манипуляций» со стороны России.
Подобного рода законы, ограничивающие деятельность иностранных религиозных организаций, есть во многих странах, но узаконенные дискриминационные меры в отношении Украинской Православной Церкви, имеющей автономию внутри Московского Патриархата, это не просто дискриминационный акт для защиты одного государства от влияния другого в период военных действий. Это очередная веха на пути ухода Украины не только из Русского мира, но и из канонического Православия.
Если русофобский характер украинства уже проявился в полной мере, то антиканоничность ПЦУ большинству недостаточно воцерковленных людей (а таковых у нас большинство) не совсем понятна. Поэтому для начала необходимо провести некий ликбез по экклезиологии и истории Церкви.
Начнём с экклезиологии – отрасли богословия, изучающего природу, свойства и устройство Церкви. Согласно православному учению, Церковь представляет собой Мистическое Тело Христово, причащаясь которого мы обретаем жизнь вечную. Родилась Церковь в День Святой Троицы (Пятидесятницы), когда Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени, и они обрели дар проповеди, выполняя последнюю Заповедь Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Кроме того – на апостолов, каждый из которых отправился в свой край земли для проповеди, снизошла особая Благодать, которую они передавали через рукоположение епископам и иереям. Так появились поместные церкви, обладающие апостольской преемственностью и находящиеся между собой в молитвенном и евхаристическом единстве. Стоит также отметить то, что Церковь существует на двух уровнях: 1) Церковь Торжествующая (Небесная) во главе со Христом, которую составляют ангелы, архангелы и святые угодники; и 2) Церковь воинствующая (земная), которую составляют равнозначные поместные церкви, чьи члены через церковные Таинства соединяются с Церковью Торжествующей. Одной из них таких поместных церквей является самая крупная в мире автокефальная церковь – Русская Православная Церковь, чьей автономией является УПЦ (МП).
История Русской Православной Церкви начинается с апостольских времен, с проповедей Андрея Первозванного, но только через 9 веков произошло крещение Руси – в 988 году при князе Владимире. В X веке была учреждена Русская митрополия с центром в Киеве, подчиняющаяся Цареградской (Константинопольской) Патриархии. Однако политическая раздробленность Руси ослабила церковную власть Киева. Монгольское нашествие и разграбление Киева вынудило киевского митрополита Максима перебраться во Владимир-на-Клязьме и перенести туда свою резиденцию. После чего роль Киева как духовного общерусского центра резко упала, и стало возрастать значение Владимира, а затем и Москвы. Незадолго до падения Византийской империи Русская Церковь де-факто стала автокефальной и получила статус поместной церкви, предполагающий административную независимость от других поместных церквей. В данном случае Русская Церковь стала независимой от Константинопольского патриархата. А митрополит Иона на соборе русских епископов получил титул Митрополита Московского и Всея Руси. В 1589 г. московский митрополит обрел достоинство Патриарха, а в 1593 гг. патриарх Иов был признан всеми поместными церквами (всей полнотой Вселенской Церкви).
Однако при усилении Великого Княжества Литовского, чьи правители также претендовали на объединение Руси, вновь возросла роль Киевской митрополии, чьи митрополиты стали носить титул Митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси (1458-1596). Но Люблинская и Брестская унии, объединившие Великое Княжество Литовское с католической Польшей обусловили выбор православной Руси в пользу Московской Руси, которая, устояв во времена Смуты, вернулась к политике объединения русских земель. Реформы Никона по исправлению богослужебных книг и унификации московского богослужения с греческим, принятому в Западной и Юго-Западной Руси, облегчили сближение с восточными церквами и с Киевом. В 1686 г. Константинопольский (Вселенский) патриарх Дионисий IV и Синод Константинопольской патриархии передали Киевскую митрополию в юрисдикцию Русской Православной Церкви.
В 1918 г. после революции и распада Российской Империи Всероссийский Поместный Собор создал Украинский Экзархат, получивший статус самоуправляемой единицы в составе РПЦ. Незадолго до распада СССР экзархат был преобразован в Украинскую Православную Церковь УПЦ (МП) – автономную структуру в составе Московской Патриархии. После распада СССР и возникновением «незалежной Украины», те клирики, которые не захотели войти в состав УПЦ (МП), – создали УАПЦ и УПЦ (КП), признанные РПЦ раскольничьими. В 2018 г. УАПЦ и УПЦ (КП) при активной поддержке украинских властей объединились в ПЦУ. После чего представители объединенной структуры обратились к Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой даровать новой структуре автокефалию, и решением Синода Константинопольского патриархата передача в 1696 г. Киевской митрополии в юрисдикцию РПЦ была отменена. В свою очередь, Синод РПЦ заявил о незаконности действий Киева и Фанара (стамбульского квартала, где располагается резиденция Вселенского патриарха) и разорвал евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Но Фанар и ПЦУ это не испугало, и они пошли на следующий шаг - запрет УПЦ (МП) на территории Украины.
Конечно, Бог поругаем не бывает, но чем это опасно для Церкви и народа? Еще Василий Великий, опираясь на Послание апостола Павла фессалоникийцам (2 Фес. 2:7), указывал на катехоническую миссии Церкви – удерживать мир от прихода Антихриста. Эту миссию ей помогает выполнять Христианская империя. Эту идею развил старец Филофей в своей теологическо-историософской концепции «Москва – Третий Рим», обосновывая право Русского государства стать христианской империей (Римом) вместо уклонившихся от своей катехонической функции Римской и Византийской империй. А на настоящий момент, в отличие от Русской Православной Церкви, сохраняющей катехоническую идею православной цивилизации «Москвы Третьего Рима», противостоящие ей ПЦУ, т.н. «Вселенский патриархат» и поддерживающие его «поместные церкви» уже давно поклонились «князю мира сего», верой и правдой служа постхристианскому «Новому мировому порядку», стремительно превращающемуся в сатанинский. Да, он завоевал новый плацдарм. Пал православный Киев – Мать городов русских. Враг топчет курскую землю...
Но разве может быть иначе, когда Украина уже превратилась в големообразное орудие сатанистов для войны с Россией. А Россия под влиянием «партии похабного мира» вместо того, чтобы мобилизоваться на борьбу с западной антицивилизацией – забывает о своей катехонической миссии и ограничивается СВО, надеясь договориться... Пора уже вспомнить, что наш идеал Святая Русь, и что Москва – Третий Рим до скончания века, а Четвертому Риму (Новому мировому порядку) не бывать... Вспомнить и подняться на духовную и военную брань – преодолеть расслабленность грехом, выгнать врага с русской земли, освободить Киев и вернуть утраченные нами святыни. Ведь смерти нет. Не случайно же главный православный праздник – это Пасха, символизирующая победу над смертью...
Если вместо этого мы будем обольщаться осторожным осуждением киевского режима со стороны Римского понтифика и Всемирного Совета Церквей и обращаться в ООН, ОБСЕ и прочие не слышащие нас международные площадки, то тогда точно проиграем. А нужно победить!!! И слово предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля на праздник Успения Пресвятой Богородицы о том, что «для Русской Православной Церкви нет политических границ на т.н. постсоветском пространстве, потому что Мы – Церковь Святой Руси», вселяют надежду, что с Божьей помощи по молитвам таких архипастырей мы непременно победим!
Сальников Вячеслав Иванович, кандидат исторических наук, доцент, руководитель сектора проблемной государственности и новых территорий НИЦ «Большая Евразия» факультета международных отношений Воронежского государственного университета, член Объединения православных ученых