Как человек, горячо переживающий за православную Абхазию, которую вследствие неурегулированности правового статуса Абхазской Православной Церкви поразил церковный раскол, и специалист по проблемной государственности, настоятельно рекомендую прочитать дневник протоирея Георгия Голубцова «Поездка на Всероссийский церковный собор», который он, как делегат Собора от Сухумской епархии, вел с 29 января по 18 апреля 1918 года.
Дневник интересен не только описанием впечатлений высокопоставленного очевидца судьбоносных событий – участника работы Поместного собора: о встрече с патриархом Тихоном, посещении обстрелянного большевиками Кремля, поездке по московским приходам, путешествии по охваченной братоубийственной войне России, о документах, принятых советской власти в отношении Церкви. Но также о ситуации в православной Абхазии, которую пытались захватить грузинские автокефалисты. Его автор – настоятель Сухумского кафедрального собора, переживающий за свою паству, уделяет значительное внимание вопросам церковного единства на Кавказе, нарушенного грузинским экзархатом, стремящимся к автокефалии.
По прочтению Дневника прот. Георгия Голубцова проясняется сущность абхазо-грузинских противоречий; становится обидно за не совсем дальновидную политику российских властей, поддерживающих грузин больше, нежели абхазов; осознаешь непростой характер взаимоотношений греков и русских, препятствующий православному единству; больше узнаешь об истории создания и становления Ново-Афонского монастыря, который и тогда, и сейчас являлся и является камнем преткновения между различными религиозными структурами.
Что касается противоречий между православными абхазами и грузинами того периода, то прот. Георгий видит их корень в том, что православные абхазы, тесно связанные с Российской Церковью, не желали переходить под юрисдикцию грузинского католикосата, созданного грузинскими националистами в рясах, которые воспользовавшись кризисом российской государственности 1917 года, явочным порядком провозгласили автокефалию и встали на путь «церковного большевизма», захватывая имущество Грузинского экзархата Российской Церкви, а также русских и абхазских православных общин.
Описывая перипетии религиозной ситуации на Кавказе, прот. Георгий Голубцов дает нелицеприятную характеристику политике российских властей там. Так давно назревшее выделение Сухумской епархии из Грузинского экзархата, утвержденное в 1906 и 1915 гг. Св.Синодом, «оба раза…приостанавливалось вследствие разных грузинских происков» (С.243). А вмешательство по просьбе князя Г.Д. Шервашидзе вдовствующей императрицы Марии Федоровны, «которая постоянно выручала из беды грузин», помогло прекратить дело по обвинению епископа Кириона – будущего грузинского католикоса и его сообщников – в убийстве экзарха Никона в 1908 г. (С.253). После крушения Российской империи Временное правительство вместо того, чтобы защитить интересы Русской Церкви в Грузии, создало комиссию «для разработки вопросов о выделении церковного имущества и подлежащих епархиальных учреждений – для передачи их грузинскому католикосату» (С.125). Критикуется автором Дневника и стремление российских церковных властей все спорные вопросы «решать миром, полюбовно», даже если противная сторона встала на путь «церковного большевизма» (С.252)…
Достается от автора и отдельным представителям русской общественности, например, Н.Н. Дурново, который, не только клеветал на замечательного миссионера и председателя Русского Монархического Союза прот. Иоанна Восторгова, но и внес значительный вклад в оправдание грузинской автокефалии.
Заметки прот. Георгия о Ново-Афонском монастыре, построенного русскими монахами, покинувшими Афон из-за гонений со стороны греческих собратьев, также являются источником по истории этой православной святыни – ее возникновении и превращении не только в духовный, но и в мощный экономический центр на Кавказе с электростанцией, садами, мастерскими, пасеками, благодаря святым молитвам, упорному труду монахов, мудрому руководству со стороны игуменов, щедрым жертвам мирян и российских государей. Как на его автономию пытались посягать епархиальные власти и митрополиты, как его пытались захватить грузины, и лишь вмешательство православных абхазов спасло его от разграбления…
«Поездка на Всероссийский церковный собор» очень актуальна и сегодня, так как церковный вопрос в Абхазии не решен до сих пор, хотя рецепты уврачевания данной проблемы, предлагаемые протоиреем Георгием, могли быть пригодиться и сегодня. Вот, что он писал: «Ради сохранения <…> монастырей и храмов за Русской церковью нужно во что бы то ни стало удержать Абхазию в составе Русской церкви. А для этого необходимо теперь же выделить Сухумскую епархию из состава экзархата в самостоятельную, оставив в Сухуме архиерейскую кафедру…»(С.241-242). Если бы наши власти поняли тогда это – Абхазия, и не только православная, была бы в составе России…
Но это не значит, что данное повествование утратило актуальность. Если бы те, кто принимает решения в нашей Патриархии, прочитали «Поездку на Всероссийский церковный собор» они бы действовали по отношению к Абхазской Православной Церкви по иному. Официальное признание со стороны РПЦ помогло бы избежать раскола там. Почему мы этого не сделали? Боялись «посягнуть на каноническую территорию» Грузинской Церкви, автокефалию которой РПЦ признала только в 1943 году под давлением сталинского руководства? Но ведь грузинское духовенство покинуло Абхазию в период войны 1992-1993 гг., и вряд ли в ближайшее время предвидится его возвращение…Или для МП церковная дипломатия важнее потребностей православных верующих, связанных с Россией? Если бы они ознакомились с Дневником, чей автор свидетельствует, что абхазы, увидев в большевиках «русских спасителей от грузинского гнета» (С.269), то они бы поняли, что преодоление раскола в Абхазии возможно только через противостояние претензиям Грузии на духовное господство в Абхазии. Ведь отказа ГПЦ, канонизировавшей епископа-террориста Кириона, от Абхазии можно и не дождаться…А пауза в признании АПЦ со стороны РПЦ пока заполняется «народным православием» в сочетании с язычеством…
Но все-таки хочется верить, что данный Дневник найдет своего читателя и благотворно повлияет на решение абхазского церковного вопроса…
Сальников Вячеслав, кандидат исторических наук, Директор Центра исследований проблемной государственности
г. Воронеж