Вернулся из Донецка с Интеграционного форума «Русский Донбасс», воодушевлённый фактом появления документа, где на государственном уровне ставится цель «способствовать восстановлению исторической справедливости – укреплению государственности Донецкой и Луганской Народных Республик как русских национальных государств», видящих свое будущее только вместе с Россией, а Донбасс объявляется «оплотом освобождения территории Украины от национализма и агрессивной русофобии, прибежищем для преследуемых русских соотечественников и сторонников Русского мира».
А факт присутствия среди участников Форума кроме известных политиков (Козенко, Тайсаева, Бабурина и др.), традиционно помогающих Донбассу, ряда мэтров российской журналистики прокремлевского «пула» (Маргариты Симоньян, Тиграна Кеосаяна, Романа Бабояна и др.) даже подарил надежду, что официальная Россия эту позицию поддерживает… И тут мне пишут, что уважаемый мной Денис Денисов вдруг заявляет, что доктрина «Русский Донбасс» – «очередной симулякр и профанация»…
Я, разумеется, не смог остаться в стороне и решил ответить ему, подробно разобрав его основные тезисы.
Начну с того, что его не видел ни 28 января в Центре Славянской культуры, ни 29 января в ДонНУ, хотя он и пишет, что «слышал почти все выступления». Фигура такого масштаба не осталась бы незамеченной. Там были и Ходаковский, и Холмогоров, и Чаленко, и Кочетков, и много других выдающихся политиков, журналистов и экспертов, но Дениса Денисова я там не видел, хотя и присутствовал на всех мероприятиях Форума, кроме одного «круглого стола».
Далее опровергну его тезис о том, что позиция возвращения Донбасса в Россию «обойдена стороной». В Доктрине есть целый раздел «Будущее Донбасса – только с Россией», да и основной мотив значительной части выступлений был об этом. Такое ощущение, что мы были на разных форумах…
Не ожидал от него и пассажа о том, что в выступлениях «ни слова… не говорится про идеологию и, особенно, о соотношении жизни на территории республик и соблюдении тех правил и постулатов доктрины русского Донбасса». Это не так, ибо значительную часть текста Доктрины занимает история формирования Русского Донбасса, а национально-освободительная борьба и опыт государственного строительства в республиках красноречиво подтверждают воплощение этих постулатов.
Удивляет позиция Д.О. Денисова по поводу строительства русских национальных государств на территории республик. Вот его аргументы: «Донецк и Луганск – это многонациональные регионы, в которых проживают представители более 130 национальностей. Во-вторых, по последним адекватным статистическим исследованиям, большинство людей идентифицируют себя как украинцы, а не как русские».
По поводу многонациональности – автор путает многонациональность и полиэтничность, так как нация – это понятие политическое (не обязательно объединяющее людей, связанных этнически), а этнос – биологическое. К сожалению, это не только его беда, а то, что у нас (даже на экспертном уровне) зачастую происходит отождествление «национального» и «этнического». Я уже не говорю о различных теориях этничности (примордиалистской, инструменталистской, конструктивистской и др.). Отсюда и путаница в понятиях, мешающая адекватно воспринимать Донбасс, как полиэтничный «плавильный котел», породивший особый тип русского народа, объединяющий великороссов, малороссов, белорусов, греков, татар, евреев, сербов и др., сформированный русским языком и ментальностью. Неужели Денис Денисов как историк и выпускник Донецкого государственного университета этого не знает? Или ему больше по душе луганская и донецкая нации?
То же самое и про украинскую идентичность. Не знаю, на какие «последние адекватные статистические исследования» опирался г-н Денисов, но если в ДНР русский язык в качестве родного воспринимают 83,6%, а в ЛНР таковых еще по переписи 2001 года насчитывалось 77,8%, то о каком украинском большинстве может идти речь? Мы знаем огромное количество людей с украинскими фамилиями, воевавших за Русский Донбасс и строящих его государственность. И какое Украина имеет право на эту территорию после АТО и ООС? Конечно, там есть и те, кто ждет возвращения Донбасса в Украину, но таких, по мнению местных независимых политологов, не более 15%...
Сказанное про Маргариту Симоньян в основном поддерживаю. Ее слова: «Россия, матушка! Забери Донбасс домой!» можно было бы сказать еще в 2014 году… Но лучше поздно, чем никогда! Поэтому инициативу народа Донбасса о воссоединении с Россией надо поддержать, признать их республики как русские национальные государства и помочь русским людям на территории Украины в реализации их права жить в своей культуре и говорить на своем родном языке.
И чем раньше те, кому по тем или иным причинам не нравятся нынешние власти в ДНР и ЛНР, начнут участие в реализации доктрины «Русский Донбасс» – тем быстрее ее основные идеи воплотятся в жизнь! Как и воссоздание Большой России, где идея русского (не в узкоэтническом, а в широком социокультурном смысле) национального государства будет играть ключевую роль. Или г-н Денисов желает быть в одном ряду с продолжателями затянувшегося «минского танго» и считает вооруженный конфликт на Донбассе «гражданской войной на Украине»?
Сальников Вячеслав Иванович, директор Центра исследований проблемной государственности, кандидат исторических наук, г. Воронеж