«Тайна вечности А.С. Пушкина»

О сборнике «Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры»

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Александр Сергеевич Пушкин  Русская школа  Русская цивилизация 
0
225
Время на чтение 10 минут
Фото: предоставлено автором

«Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры» // Сост. и авт. предисл. д-р филос. наук С.Фарах. – М.: ИД Академии Н.Е. Жуковского, 2024. – 384 с.: ил.

К 225-му юбилею А.С. Пушкина вышел в свет сборник «Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры», включающий статьи ученых, стихи на русском и переводы на французский, английский и арабский языки, репродукции картин по пушкинским произведениям, подготовленные Московским творческим объединением «Мастерская 18+».

Юбилейное издание вышло под эгидой Автономной некоммерческой организации развития диалога цивилизаций и культур, популяризации достижений в науке и технике «Центр креативных стратегий». Книга состоит из четырех глав с Приложением, которые разделяются графическими портретами Пушкина Марии Семеновой, студентки института дизайна и рекламы Международной академии бизнеса и управления. Графику рисовала студентка Института дизайна и рекламы Международной академии бизнеса и управления Гульсафа Хиялова.

Тайна вечности Пушкина, как отметил Сухейль Фарах в предисловии сборника, в самом духе творчества великого поэта, оставившего громадное наследие не только русской, но и мировой цивилизации, и слова его читателей полны беспримерной любви.

Взывая к Пушкину, вспоминая его происхождение и значение поэта для стран ближнего Востока, Сухейль Фарах пишет: «Мы здесь в Антиохии и повсюду в Леванте считаем тебя одним из нас, ведь ты дорог здесь тем, что сумел вместить в своём духовном мире всю Божественную любовь Иисуса и Мухаммеда. В каждом слове мы слышим дыхание музыки и пение соловья, а творчество стало синонимом искусства вообще. Министр просвещения граф Уваров, однажды вошел в залу вместе с Пушкиным, где шла лекция по искусствоведению, со словами: здесь говорят об истории искусства, а я привёл с собой само искусство».

Глава первая «Пушкин и вопросы религии» открывается работой доктора философских наук, Президента Международного Фонда единства православных народов, Валерия Алексеева «Пушкин и Православие». Это великолепная статья сразу погружает читателя в мир духовно-нравственной внутренней жизни поэта, подчеркивая, что христоцентричность мира для Пушкина была очевидной, «великий духовный переворот планеты – есть христианство». В своё время и на все времена великий поэт дал истинную оценку Европе в её небрежительном отношении к России, не обольщаясь на сей счёт: «И ненавидите вы нас... Иль нам с Европой спорить ново?» Выражение «клеветники России» принадлежит именно Пушкину, которому император Николай Первый дал определение: «Умнейший человек России». До сих пор никто не превзошёл его по уникальной цельности, как «великое явление русской жизни и мировой литературы».

Статья Радифа Замалетдинова, доктора филологических наук, директора Института филологии и межкультурных коммуникации КФУ, «Диалог русской (православной) и восточной (исламской) культур в поэзии А.С. Пушкина» обращает внимание читателя на национальную историю России, связанную с исламом. Исламский мир раскрывается Пушкиным в цикле стихотворений «Подражание Корану». И, как в Коране, где Аллах говорит от первого лица, так и в стихотворении «Пророк» Пушкин оценил выразительные возможности Корана и в заключительных строках «Пророка» использует прямую речь Бога: «Восстань, пророк...», что говорит о духе Корана в отличие от священных книг иудеев и христиан (Торе и Евангелии), где повествование ведётся от третьего лица… Пушкинскую традицию обращения к духовности мировых культур продолжил Ф.М. Достоевский, Лев Толстой, Иван Бунин, В.Соловьев и многие другие выдающиеся русские писатели и мыслители.

Культуролог Владимир Карагодин в статье «Образ огненного Серафима в творчестве А.С. Пушкина» размышляет об истоках и причинах обращения поэта к образу Серафима, встреча с которым перевернула, преобразила жизнь Александра Сергеевича. В стихотворении «Пророк» поэт описал свой сон, находясь в болдинском затворничестве. Он знал, что жители Болдино и окружающих деревень, из разных уголков России сотнями, тысячами пешком ходили в Саровский монастырь, несмотря на запреты в период эпидемии холеры, но в Сарове эпидемии не было, «как будто холера не смела ступать на святую землю обители». Крестьяне рассказывали Пушкину о дивном старце Серафиме, утешавшем страждущих. Нет свидетельств, что поэт мог с ним встречаться, но бесспорным является факт, что Серафим Саровский поминает в своих молитвах и Александра Сергеевича. «И кто знает, заключает автор статьи, чьими молитвами легкомысленный гуляка стал на путь покаяния? Чей огонь веры растопил беспечное сердце утонченного грешника».

Вторая глава юбилейного сборника открывается моей статьей «Величие духа в творчестве А.С. Пушкина», в которой подчеркивается, что русская литература – неотъемлемая часть православной культуры, а православие открывается как всечеловеческая ценность, как высшее достижение человеческого духа вообще… В 19-м веке Россия отличилась грандиозным явлением русской и мировой культуры, русского самосознания – явлением Пушкина, творчество которого можно рассматривать как «размеренную, успокоенную, гармоничную красоту», и этой красотой поэзия Пушкина служит «делу истины и добра».

Очарование античной красотой, которой поэт напитался в лицее, сменилось погружением в народность, в понимание того, что вера в Бога и воля к достойной жизни у русского человека взаимосвязаны. Как актуально звучат сегодня слова Достоевского из Пушкинской речи «что такое сила духа русской народности, как не её стремление ко всемирности и всечеловечности». И как не вспомнить слова Н.А. Бердяева, опиравшегося на мировоззрение Пушкина: «В сегодняшний день необходимо утверждать примат духовной культуры над всякой политикой».

В статье Виталия Даренского, доктора философских наук, заведующего кафедрой философии МГУТУ им К.Г. Разумовского, «Духовное преображение героев в романе «Евгений Онегин» интерпретируется образ Евгения Онегина в рамках «инициационного подхода», что позволяет концептуализировать принцип воздействия этого произведения на сознание и миропонимание читателя. Интенция преображения развертывается вокруг фигуры главного героя. Предложенная интерпретация соотносится со спецификой русской культуры, как культуры преображения в горизонте духовного идеала, сопрягающегося со словами В.С. Непомнящего: «Творчество Пушкина – металитература, а его роль – сверхлитературная, как нравственный подвиг, облеченный в слово».

Рамазан Абдулатипов, доктор филологических наук, представил в сборнике статью «Восточные перспективы творчества А.С. Пушкина», которая обретает особую актуальность в связи с проектом В.В. Путина «Возвращение России на Восток», выстраивающим новые приоритеты внешнеполитического курса России. Рамазан Абдулатипов рассматривает интерес Пушкина к Востоку, опираясь на исследования пушкиноведов по блокам: «Пушкин и русский Восток», «Пушкин в работе над образом Ибрагима Ганнибала», «Пушкин и библейский восток», «Арабский восток в стихах Пушкина», «Тема Турции в творчестве Пушкина», «Пушкинские строки о Персии», «Индийские мотивы в творчестве Пушкина, «Пушкин и культура Китая», «Книги о Монголии в библиотеке А.С. Пушкина», что сегодня имеет огромное значения для видения пространства и современных взаимоотношений России и стран Востока.

«Восточные мотивы в поэзии пушкинской поры» стали предметом исследования Марии Николаевой, кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника ИВ РАН. Она отметила, что восточные мотивы и образы на протяжении веков вплетались в ткань русской литературы, где образ Востока был не просто экзотичными диковинными картинами, а его наполняла глубочайшая духовность притягательного мира.

Глава третья открывается статьей Сухейля Фараха «Философское путешествие в историко-эстетическом духе Пушкина», где подчеркивается влияние бескрайних просторов русской земли на создание многочисленных произведений, в которых красота природы и человеческая деятельность взаимодополняемы. Рукотворные сады, скульптура и архитектура, фонтаны, выполненные в разных стилях не только в столицах, но и в частных владениях в провинциях, вызывают радость жизни.

Кроме дара поэтического видения, Пушкин обладал талантом исторического исследования источников, в результате чего сделал ряд важных умозаключений, объясняя разницу и причину этой разницы между православным и католическим направлением мысли, причину царизма, как единственно необходимой системы власти, почему именно православие позволило отстоять самобытную культурную сущность русских, почему победы Петра Первого были необходимы не только России, но и человечеству, почему историческому мышлению России не нужен западноевропейский подход.

Высшие прозрения сущности вещей позволяют каждому новому поколению читателей Пушкина называть его пророком, открывшим гармонию вместе с тайной бытия, осветившим всю жизнь России в её слабости и мощи.

В работе «Александр Пушкин: гений, вдохновляющий народы» Абдулла Исса, кандидат филологических наук, член РАЕН, поэт и критик, отмечает, что интерес к жизни и творчеству Пушкина возрастает в то время, как националисты на Украине уничтожают его памятники, тщетно пытаясь стереть его вклад в мировую культуру. Несмотря на западное утверждение, что мир движется к тривиальности, идеи Пушкина остаются вдохновляющими все поколения людей в мире. Пушкин, по словам поэта ДЖ.Г. Лоуэнфельда, – «духовное противоядие», лечащее «депрессию, пессимизм и чувство безнадежности». В Пушкине любой народ и любая личность могут найти отражение своей самобытности и своих стремлений.

Малик Сакур, Председатель Союза писателей, округ Тартус (Сирия), в статье «Гений и злодейство – две вещи несовместные» делится своими размышлениями о драме Пушкина «Моцарт и Сальери».

Зависть и ревность – неотъемлемые свойства человеческой натуры с древнейших времен, именно зависть привела Каина к преступлению против Авеля, как и Сальери – к убийству Моцарта. Малик Сакур выявляет основной смысл трагедии – в непримиримой борьбе добра и зла, таланта и бездарности, великодушия и эгоизма, борьбе высоких идеалов и низменных побуждений, благородства и подлости, мужества и трусости, высокомерной гордости и смирения, борьбе между величием души и малодушием.

Абдо Кахи, председатель центра социологических исследований университета Нотр Дам Элуэзи (Ливан) рассматривает творчество и личность Пушкина в контексте мировой культуры, так как великий поэт в своем творчестве выразил свои размышления о России, о государстве, о свободе и об анархии. Мы видим в его произведениях различные социальные установки: сильно подверженные европейскому влиянию у Евгения и свойственные провинциальным помещикам и старинному русскому быту у Татьяны. «Пушкин воспевает, – говорит Абдо Кахи, – саму душу России с высот пророческой миссии – а это послание о легитимности вдохновения и любви ко всему возвышенному».

В заключительной, 4-й главе сборника « Русский мир Пушкина» слова любви о великом поэте выразили в сборнике следующие авторы.

Екатерина Коврикова в статье «Пушкин и мелодия русской души» сосредоточилась на раскрытии темы «Пушкин и музыка» и «Пушкин в музыке», подчеркивая, что поэт мыслил творчество как абсолютную ответственность и духовную свободу, и именно эта черта «оказалась столь животрепещущей для всего отечественного искусства».

Тахсин Раззак Азиз (Ирак) и Е.В. Кончакова – оба кандидаты филологических наук, в статье «Территориальный аспект хронотопа повести А.С. Пушкина “Путешествие в Арзрум” и его проекции на русскую литературу» уделили внимание лексической наполненности и лексической репрезентации имен собственных, учитывая географическое пространство в произведении «Путешествие в Арзрум».

Алексей Варламов, доктор филологических наук, ректор Литературного института имени А.М. Горького, писатель, критик, в статье «О Пушкине поневоле», блестяще вывел на тему отцов и детей, перечитывая Пушкина и Гоголя: «Тарас и Остап, Пугачев и Гринев. Отцы и дети минувших времен. Наше Отечество».

Зинат Битар, кандидат исторических наук, доцент Ливанского Государственного университета, представил в сборнике статью «Влияние Пушкина на русскую литературу Серебряного века».

Он отметил, что все поколения русских литераторов, «невзирая на различия своих идейных и творческих установок, обнаруживали все новые творческие сокровища в пушкинском наследии», и обратившись к поэтическим влияниям Пушкина в творчестве Валерия Брюсова, Александра Блока, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и многих других, заключил, что особенно сильным было влияние гениального поэта на творчество Николая Гумилева.

Ирина Степанова, представитель Фонда «Русский мир» на международной конференции «Пушкин: вопросы религии и жизни» (Ливан, университет Нотр Дам Элуэзи, 2009) рассказала о Русском мире Пушкина в проектах фонда «Русский мир» представителей Болгарии, Великобритании, Германии, Литвы, США, Украины, Финляндии, Эстонии и других стран: это конкурсы, фестивали, турниры молодых поэтов, концерты-лектории, которые способствуют «сохранению и расширению русской языковой среды за рубежом».

Диалог переводов самых известных стихов Пушкина на арабский, французский и английский языки украшает этот солидный сборник, а также отпечатанные в цвете работы творческого объединения «Мастерская 18», художники которой немало времени посвятили пленэрам в Пушкинских местах: в Михайловском, в Тригорском, Москве, Санкт-Петербурге, в Царском селе, в Павловске, в подмосковных усадьбах: Захарово, Большие Вязёмы, Архангельское, Остафьево.

В эпоху глобального наступления антикультуры идеи великого поэта важны для всех людей на планете, Пушкин – действительно незаходящее солнце мировой культуры.

Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, член Союза журналистов России, кандидат философских наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Владимировна Довыденко
«Бессрочный полет» Сэды Вермишевой
9 октября – День памяти поэтессы
09.10.2024
Быть сопричастным к берегам Родины и судьбам Отечества
Вышел в свет 62-й номер журнала «Берега», 4-й в 2024 году
27.08.2024
Она обрела звездную славу
К 95-летию актрисы кино и театра Вии Артмане
22.08.2024
Литературный скан человечества
О книге Евгения Чебалина «Ковчег для Третьей мировой» («Литературен свят» №6 04. 2023, Болгария, Международный литературный альманах)
20.08.2024
Все статьи Лидия Владимировна Довыденко
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Ваша роль в восставшей русской культуре огромна»
Юрию Михайловичу Полякову – 70 лет!
12.11.2024
Защитить людей от пропаганды отказа от деторождения!
Необходимо делать всё, чтобы новые поколения наших граждан росли ориентированными на традиционные семейные ценности
12.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Русская школа
Все статьи темы
Последние комментарии
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Советский недобиток
12.11.2024 18:24
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Советский недобиток
12.11.2024 18:20
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от prot
12.11.2024 16:41
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
12.11.2024 15:42