О кризисе и перспективах монархического движения в России

К дискуссии, начавшейся на «Русской народной линии»

Дискуссия о монархии  Традиционные духовно-нравственные ценности России 
1 Калужанин 
44
Время на чтение 10 минут
Фото: из личного архива автора

С общим посылом Анатолия Дмитриевича Степанова нельзя не согласиться. Однако есть в нём, на мой взгляд, несколько упущений (возможно, два основных). Первое: говоря о необходимости ревизии монархических идей и поиска некоего «общемонархического символа веры» и согласия об острых и спорных вопросах, он всё-таки явно подразумевает основой такого согласия «красную» версию монархизма. В которую, в частности, входит отодвигание на второй план религиозной основы монархии, отказ от понятия нераскаянного греха русского народа (и даже, более того, русского архипастырства), от признания довления клятвы и безблагодатности над русским народом, от утраты им полноты статуса и силы Удерживающего в виде христианской державы и в лице тáинственно помазанного Богом через Церковь самодержца, от соответствующей необходимости проповеди покаяния, от признания критической нужды русского народа в восстановлении православной монархии, а не лишь «приятного и полезного дополнения» к уже существующему порядку вещей в духовно и политически «возрождённой», «вставшей с колен», «грозной» России.

По иронии логики при таком подходе в нём смыкается одновременно лево-революционная и право-консервативная политико-идеологические позиции. Действительно: ведь в нём ни февральско-октябрьская революция не поколебала, не разорвала онтологические основы русского народа-богоносца и его многовековой священной державности, ни нынешнее положение дел не противоречит им и не требует каких-то коренных изменений, которые представляли бы рывок и своеобразный разрыв с определённой частью прошлого и настоящего. То есть, то, что составляет глубинную основу христианского покаяния, включающего метанойю – разительную и скачкообразную перемену образа мысли и вытекающих из него практических действий, жизни. Таким образом, монархическая идея здесь сливается с близкой Анатолию Степанову доктриной непрерывности истории – в частности, истории русского народа, хотя она логически требует переноса и на отдельную личность, и на весь человеческий род, для которых не может быть каких-то радикальных судьбоносных, сущностных перемен.

Чего не хватает в данной «красно-консервативной» версии монархической идеи для современной России, – так это Церкви, Православия. Ведь оценку и причин, и следствий крушений монархии в начале XX века, а также и верного отношения к её месту для современной России нужно было бы осуществлять именно с опорой на современное церковное Предание. А оно имеется и не бедное. Здесь же и проявляется концептуальное требование Анатолия Степанова относительно царя Петра I по формуле «какие же мы монархисты, если одних царей принимаем, а других нет»: ведь именно Петр I придал монархии абсолютистский характер, сдвинув глубоко на периферию Православное из известной триады. «Монархия по-над усе», «монарх всегда прав и его решения не могут причинить коренного зла державе» – так или иначе следуют из этой концепции.

Данная концепция, в свою очередь, некоторым образом пересекается с протестантской и исламской историософией и этикой: «всё происходит по воле Божьей: и доброе, и злое, когда и кого хочет – казнит, когда и кого хочет – милует». При этом утрачивается свобода человеческой воли (личной и народной) и ответственность за свободный волевой выбор.

Православной же формулой отношения к Петру I и всем царям вкупе, а также к истории в целом является формула, в которой, конечно же, принимаются все цари и вся история «без изъятий». Но только принятие это не означает уравнивание, признание равноценности и равноправности. И относится это не только к царям и историческим событиям и сущностям, но и, например, к церковным иерархам, иным предстоятелям: ведь Церковь отнюдь не уравнивает их, – одних прославляя во святых, канонизируя их учения, других предавая, вместе с их учениями, умалчиванию, а третьих даже осуждая и обличая. Всё должно получить свою взвешенную и нелицеприятную оценку – в свете правды Божьей, но не «национальной славы», «политической конъюнктуры» и из прочих приземлённых видов. А потому и в истории могут быть ещё какие прерывания, – которым, конечно, подлежит не вычёркиваться из исторической памяти народа и его мыслителей, но, напротив, подвергаться особо пристальному разбору.

Говоря о причинах кризиса монархического движения, к трём указанным причинам, пожалуй, нужно добавить ещё несколько более чем существенных: по крайней мере, три.

А. Политическая. Архитекторам постсоветской российской государственности (разумеется, неразрывно связанным с условной постраспадной ельцинско-собчаковской элитой) удалось купировать монархическое движение. Во-первых, смягчив либерально-рыночный режим и пойдя на компромиссное предоставление народным массам определённого пакета социальных благ (и, надо признать, не без определённого благоволения со стороны западных элит, в том числе международных кредиторов). Во-вторых, – элегантно растянув активную национал-патриотическую часть народа по разным политическим проектам – прежде всего, квазинационалистического (ЛДПР) и лево-патриотического (квазисталинистская КПРФ) толка.

В-третьих, – выдвинув партийно-надпартийного вождя (выдвиженца одной партии, но полностью одобряемого всеми), которому придан ореол всенародного просвещённого самодержца, которому информационно приписываются все государственные успехи и от которого так же отчуждаются все государственные неудачи. Наконец, в-четвёртых, – мягкой нейтрализацией (если не давлением, то выведением на периферию) наиболее ярких и волевых лиц с монархическим мировоззрением (ярким примером можно считать генерала Леонида Решетникова). Возможно, в какой-то мере, в-пятых, – созданием контролируемого монархического движения с чётко капиталистической идеологической надстройкой (Царьград, «Сыны монархии»), – заодно разводя его с патриотическим народничеством или той самой идеей «народной монархии».

Б. Духовно-нравственная. В условиях постсоветской реальности в атмосфере культурного либерализма, господства американской антикультуры, постоянного бега в колесе «общества свободной конкуренции» произошла духовно-нравственная дальнейшая деградация русского народа, снижение заботы об общем благе и деле, об Отечестве и его судьбах, снижение уровня чтения и глубины мышления, а в совокупности – ценностного сознания. Всё это не могло не снизить число приверженцев монархической идеи.

В. Религиозная. Здесь следует заметить, что упадок в монархическом движении после подъёма 1990-х сопровождался и упадком в церковной жизни после возрождения и подъёма 1990-х. Этому способствовала как указанная выше культурно-повседневная атмосфера в её духовно-нравственном плане, так и внутрицерковные причины. Во многом, вероятно, усиление либеральных подходов в миссионерстве, духовном образовании и воспитании (с усилением «православного гедонизма»), сопровождаемых притоком семинаристов из той самой либерально-«прогрессивной» культурной среды общества.

Особо же следует признать заметное снижение статуса монархической идеи в самой Русской Православной Церкви – в связи с личными взглядами нового патриарха, с ориентациями влиятельных в плане общей церковной политики лиц. С их стороны и в подведомственных им церковных учреждениях, соответствующих мероприятиях монархическая тема практически перестала даже звучать. В любом случае, совместить лояльность нынешней власти (и элите) и проповедь святоотеческого монархического учения, опираясь на наследие святых новейшего времени, усиления вкуса и жажды к отечественной истории и историософии, не удалось: монархическая тема была в церковной среде и деятельности (информационной, образовательной, научной) почти маргинализирована.

Но из этого никак не может следовать безнадёжность и тупиковость монархического движения на современном этапе российской истории! Как раз напротив: именно его своего рода дно может оказаться преддверием большого взлёта.

И здесь нужно отметить второе, как кажется, упущение в посыле Анатолия Дмитриевича. Ведь о судьбе русской монархии, русского народа в связи с монархическим вопросом существует множество церковных пророчеств – и достаточно согласных между собою! Конечно, у этих пророчеств разная степень достоверности, конечно, нужно с критической рассудительностью подходить к ним (особенно не вполне достоверным). Но ставить под сомнение сами пророчества о судьбах России и монархии в ней, ставить под сомнение само значение пророчеств как таковых, что фактически означало бы упрёк Бога в том, что он либо оставил русский народ без пророческой поддержки, либо затуманил её, превратил в загадочный ребус, – никак нельзя.

А пророчества эти весьма органично сочетаются с логикой происходящего на глазах. Да, русский народ вполне не осознал ни смысл канонического христианского учения о монархии, ни всю значимость исторического дара ему самой монархии, также и Церковь полноценно не объяснила ему за последние десятилетия эту значимость и не призвала хотя бы к умственному труду над восстановлением монархического сознания. Впрочем, вполне точно узнать нынешние монархические настроения в народе (особенно в свете происходящего), сам ход внутренней мысли глубинного народа как таковой – ныне весьма сложно, и сложнее даже, нежели в докомпьютерную эпоху.

И, однако, «того, кто хочет, Бог ведёт, а того, кто не хочет, тянет». Народная мудрость, – и она не о том, что Бог принуждает к раю, а о том, что если Он «отстанет», даже на время, то вскоре начнётся ад. Кто оспорит, что он уже отчасти начался для русского народа? Особенно малорусской его части, – если не повторять пропагандистские штампы о том, что украинцы – это не русские, а Украина – это не Россия!

Пусть нижеследующее прозвучит как личное восприятие. Но сложно поверить, что его с каждым днём не испытывает всё большее число людей.

Войну на Украине попустил Сам Господь, и её же ведёт: она не закончится, как бы этого не хотели правящие элиты всех участников этой войны. Эта война – уже на окончательную смерть или пробуждение русского народа (и это ясно видят западные элиты, решительно надеющиеся окончательно добить его в его и его государства текущем состоянии). Примерно тот же характер носит и нынешняя инородно-иноверная обвальная миграция: ведь очевидно, что она не может остановиться, прерваться, максимум – несколько замедляться. Ибо это в корне противоречит самой природе сложившейся системы, психологии элиты: надо просто признать, что для неё не существует ценности предотвращения от заселения России инородцами-иноверцами, тем более всеми силами. Она и не собирается сопротивляться этому потоку. И это – также под полным промыслительным управлением Господа.

Откроем Священное Писание: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя… С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им. Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя. Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих. Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни. И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои» (Втор. 28:15, 30-34). Разве можно сказать, что на данный момент русский народ не заслуживает такого наказания?

Надо прямо признать, что так и не обратившаяся к Богу Русь ныне извне переживает всё из своего прошлого, и притом сразу: и новое «татаро-монгольское» нашествие, и новый «тевтонский поход», и всё это – в условия длящегося нового «хазарского ига». Если провалы либеральной (и даже нередко откровенно разрушительной) политики в экономике, образовании, культуре, борьбе с коррупцией, даже демографии народу можно было терпеть, как-то сживаясь с происходящим, убегая из общенародного пространства в «хату с краю», то от военной и мигрантской угрозы никуда не убежать! Можно это обозначить и с другой перспективы – правящей элиты: если имитировать (в том числе статистическими играми) успешное развитие экономики, образования, культуры, борьбы с коррупцией, выход из демографического кризиса можно и довольно долго и относительно безболезненно, то вот с имитацией военного противостояния и межнационального покоя что-то сделать едва ли возможно. А переход от производства симулякров к реальному созиданию и решению системных проблем изначально не был предусмотрен в «базовом коде» современной элиты. Налицо: ступор!

Господь как бы говорит русскому народу (и, прежде всего, Церкви): «Вот, вы думали, что монархическая идея – это какое-то досужее высокоумие, праздная историческая реконструкция, близкая к компьютерному квесту или киноэпопее. Но вот, убедитесь, что это – так же реально и насущно, как покупка хлеба в магазине! Не верите святым, ну – попробуйте сами своими силами что-то сделать, найти “философский камень” и волшебную формулу реформ. Не хотите размышлять и отрекаться от чужеродной либерально-демократической ереси, думаете, что само рассосётся и как-то устроится? Ещё немного и удастся договориться с цивилизованным мировым сообществом? Ну, хорошо, продолжим…». А без Царя-то выхода нет! Пока что русский народ, даже немалая часть русских православных патриотов не отдаёт себе отчёт в том, что ни на какие коренные и решительные перемены, которые необходимы уже для простого выживания России и притом срочно, нынешняя элита (или система) не способна даже без злого умысла, просто по своей природе. Чёлн не предназначен для пересечения океана.

Разумеется, нужно и теоретическое осмысление монархической идеи, в тонкостях и в применении к современным обстоятельствам, и просвещение этой идеей народа, а сугубо – полноценное прославление подвига святого Царя Николая II, разоблачение многоэтажной клеветы на него и его правление, которая по-прежнему живёт в умах подавляющего большинства русских людей (в том числе церковных). И всё это – с опорой, прежде всего, на церковное предание, а не эклектику в угождение всем идеологическим сегментам общества. В частности, практика показывает, что коммунисты (речь об искренних, а не подрядных), увы, неспособны критически осмысливать догматы своей идеологии и даже догмы (часто мифологические) своей историографии. Они не готовы обсуждать даже, например, идею православной социалистической (иначе – соборной) монархии: монархия в их символе веры – абсолютное зло (побеждённое «священной Октябрьской революцией»), хотя генсек КПСС (особенно же Сталин) имел реальную административную власть, даже превосходящую царскую.

Но всё-таки уже почти очевидно: ни Церковь, ни православная интеллигенция, ни сам народ с возрождением массового монархического сознания и движения не справились и своими силами уже не справятся. Это уже на наших глазах начал могущественно осуществлять непосредственно Господь.

Куницкий Дмитрий Валерьевич, православный публицист, Минск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Валерьевич Куницкий
Так кто же он – библейский тёмный Гог из земли Магог, верховный князь Мешеха и Фувала?
Русский ответ американскому диспенсационализму (завершение)
17.04.2025
Ложь языческого национализма: антихристианская подмена
Христианский национал-патриотизм против неоязыческих национализма и интернационализма. Часть 4
09.04.2025
Ложь языческого национализма: искажение христианского народного патриотизма
Христианский национал-патриотизм против неоязыческих национализма и интернационализма. Часть 3
08.04.2025
Библейская онтология народности (завершение)
Христианский народный патриотизм и неоязыческий дуализм национализма и интернационализма. Часть 2
05.04.2025
Все статьи Дмитрий Валерьевич Куницкий
Дискуссия о монархии
Монархическое движение в упадке, а истинные коммунисты в мавзолеях
Верим, что Господь дарует России Своего Царя, даже если в России никакого монархического движения не будет
02.05.2025
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Размышления на полях недавней конференции в Суздале
30.04.2025
Жизнь без Царя
О новой книге протоиерея Александра Шаргунова
24.04.2025
Ошибка графа Уварова
«Народность» или «Отечество»?
05.04.2025
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Земля и небо
Земная и небесная власть в исторических судьбах России
02.05.2025
Встреча в Финансовом Университете при
Правительстве Российской Федерации
02.05.2025
Встреча в храме Успения Пресвятой Богородицы
на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге
02.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
А не читает ли Владимир Путин «Русскую народную линию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.05.2025 12:35
Монархическое движение в упадке, а истинные коммунисты в мавзолеях
Новый комментарий от Александр Волков
02.05.2025 11:14
Да поможет нам… Сталин!?
Новый комментарий от Тимофей56
02.05.2025 09:04
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от С. Югов
01.05.2025 10:59
И в церкви не без урода
Новый комментарий от С. Югов
01.05.2025 08:58
«Так проходит земная слава»
Новый комментарий от Лев
01.05.2025 06:15
Как достигнуть общения с Богом
Новый комментарий от Игорь Ал
01.05.2025 05:46