Вопрос, о котором хочу поговорить, очень важен и обсуждаем. Это вопрос воспитания детей и школьного образования. Но, к сожалению, большинство людей, искренне переживающих за воспитание детей и за состояние школьного образования, не работают в школе. Поэтому им сложно увидеть некоторые школьные проблемы. Попробую показать всё с точки зрения учителя.
К сожалению, некоторые люди с удовольствием подражают всему, что видят на Западе. Отчего в их головах такое происходит, отдельная тема. Но, главное, совершенно не задумываясь о последствиях, они стараются любыми способами впихнуть в наше общество те или иные западные ценности. Давайте рассмотрим последствия всего трёх новаций, внедренных ими в школьное образование и воспитание.
Например, идея о наделении приоритетными правами школьников и их родителей. Нам объяснили, что благодаря этому резко улучшится качество образования, т.к. повысится ответственность учителей к исполнению своих обязанностей. Этакий бдящий за учителем родительский контроль. Люди, никогда не работавшие в школах и не имеющие никакого понятия о работе с детьми, радостно хлопали в ладоши и рассказывали нам о будущей поголовной вундеркиндизации учащихся. Каков результат? Всё растущее число разболтанных детей, которые ни за что не отвечают и наплевательски относятся к учебе. Не редкостью стали и родители, выдавливающие из учителей положительные оценки для своих детей. И учителя иногда вынуждены идти на уступки, т.к. понимают, если они этого не сделают, то родители напишут на них кляузу в вышестоящие инстанции. Чем это закончится для учителя? Его (как и администрацию школы) замучают всякими проверками и обвинят якобы «в неумении найти индивидуальный подход к замечательному ребёнку». Ведь, по мнению проверяющих, если ребёнок не хочет учиться, то это явный показатель низкой квалификации учителя – предметника. А кто еще может быть виноватым в сложившийся ситуации? Конечно, не ученик, игнорирующий любые требования учителя, и, конечно, не его родители, которые не хотят всерьёз заниматься воспитанием своего ребёнка.
Кстати, часто виноватыми во всё понижающемся качестве образования объявляются и молодые специалисты. Иногда мы слышим возмущения, как они смеют убегать из школ, где их учительский патриотизм. А ничего, что на их вполне обоснованные требования открыто плюют некоторые ученики, что о них вытирают ноги бдительно бдящие за учебно-воспитательным процессом родители учащихся (они же лучше учителей знают, как правильно учить и воспитывать детей), что молодых специалистов давят массой отчётов и заставляют организовывать детей на участие в некоторых, непонятно кем выдуманных и совершенно бесполезных в воспитании детей мероприятиях?
Кстати, классным руководителям иногда приходится уговаривать детей согласится на участие в таких мероприятиях. Естественно, что некоторые детки начинают выламываться: «Чего надо?», «Не хочу», «А зачем», «Не пойду» и т.д. Требовать чего-то от них классный руководитель не имеет права. Только уговаривать. Естественно, что согласятся идти на мероприятие всего несколько детей, из тех, которых родители правильно воспитывают. В результате, если классный руководитель не сможет обеспечить явку нужного количества детей, то ему сразу предъявят традиционное обвинение: «Вы не можете найти индивидуальный подход к каждому учащемуся». И вправду, причём тут дети, просто «классный руководитель не может найти ключик к сердцам этих замечательных деток».
Ещё одна замечательная новация – «права ребёнка», которые теперь превратились в нечто святое, непререкаемое и должное к беспрекословному исполнению. Права ребёнка на Западе базируются на следующих идеях: «Все люди от природы хорошие – их не надо наказывать, всё и так будет хорошо»; «Разрешайте ребёнку всё. Он умный и поэтому сам выберет, что ему полезно»; «Нельзя что-либо требовать от детей, они такие ранимые. Своими требованиями мы нанесём ребёнку неизлечимую психологическую травму, которая будет мучить его всю последующую жизнь»; «Детей нельзя наказывать, с ними надо разговаривать и всё объяснять (см. про «травму на всю жизнь»)», «Не получилось объяснить ребёнку негативность его поступка в первый раз, объясните еще раз и ещё много – много раз до тех пор, пока он не поймёт неправильность своего поведения. Главное, не травмируйте дитя наказанием»; «Любое наказание ребёнка родителями есть семейное насилие» и т.д. и т.п. Но ничего из перечисленного жизнью не подтверждается. Не хочу здесь говорить, какие слова хочется сказать при утверждении: «Природное чувство к хорошему обязательно выведет ребёнка к самостоятельному решению, какую дорогу к доброму и светлому выбрать». Представляю, что на это скажут суровые ревнители прав ребёнка. Но, честно говоря, не могу всерьёз воспринимать их страдальческие рыдания и стоны по поводу судьбы несчастных деток, уродуемых зверским домашним насилием токсичных родителей и учащихся забитых произволом учителей. Но пусть ревнители прав ребёнка расскажут о хотя бы одной западной стране, где все эти права и контроли имеют положительные результаты. Не смогут, т.к. ни в одной из европейских стран нет положительных результатов такого воспитания и обучения. Но им на это наплевать, главное быть такими, как «в цивилизованном мире».
Всё это в конечном итоге ведёт к деградации образования и школьного воспитания.
Тысячелетиями у нашего народа воспитание и обучение базировалось на ответственности самого ребёнка за выполнение своих обязанностей по отношению к родным, наставникам и окружающим людям. Прав не бывает без обязанностей. Но новаторы от образования сегодняшних детей заставляют об этом забывать. Нельзя только требовать к себе уважения, понимания, внимания, не признавая, что ты и сам обязан так же относиться к окружающим, соблюдая их права. А также всё основывалось на личной ответственности родителей за поступки ребёнка и за его судьбу. И в этом процессе невозможно обойтись без наказания, которое, естественно, должно быть адекватным негативному поступку, совершённому ребёнком или подростком. Оглянитесь вокруг и вы увидите, что все попытки убрать наказание из жизни детей и подростков всегда порождают безответственный эгоизм, разболтанность и преступность. Мы видим, как с каждым годом увеличивается число детей и подростков, совершенно не мотивированных на уважение к родным, к наставникам, к окружающим и к получению добротного школьного образования. У таких детей в сознании утвердились следующие убеждения: «Мои родители обязаны меня кормить, приобретать всё для меня необходимое и покупать то, что мне сейчас захотелось, ведь у меня права ребёнка»; «Мне всё равно, что от меня требуют учителя. У меня права ребёнка, и пусть только кто-то в школе попробуют их нарушить. Мамка или папка придут в школу, всех учителей построят и заставят их выполнять мои права» и т.д.
Есть еще один негативный момент. Дети и подростки отовсюду слышат: «Надо всех обиндивидуалить, т.к. все дети и подростки являются самодостаточными личностями, которые никому ничего не должны (и родителям тоже?!)»; «Главное в жизни – это беззаботная жизнь (голливудских фильмов насмотрелись!)»; «Цель жизни – реализация своих способностей. А рождение детей этому мешает. Поэтому да здравствуют аборты. Аборт есть неотъемлемое право женщины не только распоряжаться своим телом, но и дает свободу для самореализации». Интересно, а девочки 13-15 лет, делающие аборты, тоже используют неотъемлемое право распоряжаться своим телом для последующей ускоренной самореализации?
Какое может быть будущее у народа, который так воспитывает и обучает своих детей? Ведь эти будущие взрослые свято верят в то, что права ребёнка будут у них до пенсии. Поэтому не хотят ни за что отвечать и не желают брать на себя ответственность за хоть что-то. И хорошо ли, что почитатели «цивилизованных стран» (кстати, считающие свой родной народ, мягко говоря, не совсем цивилизованным) всеми силами стараются внедрить в наше общество все эти т.н. европейские ценности? К сожалению, судя по сему, они уже добились определенных успехов.
Такое воспитание и обучение вымывает из сознания детей и подростков любое желание следовать традиционным ценностям своего народа. И, как показывает нынешний опыт европейских стран, отказ от традиционных ценностей стал прямой дорогой к вымиранию коренных европейских народов. Потому что народ, отказавшийся от своих традиционных ценностей, перестает понимать, для чего ему существовать. Очень хочется надеяться, что мы всё-таки вернёмся к присущим нашему народу традиционным методам обучения и воспитания детей, вернем уважение к учителю и воспитателю. Потому что возврат к своим национальным ценностям есть важнейший путь спасения нашего народа от исчезновения по европейскому образцу.
Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, педагог-психолог, Могилёв (Беларусь)