Несколько ситуаций из жизни детей

Русская школа  Семья 
0
133
Время на чтение 6 минут
Фото: Н.П.Богданов-Бельский. Сельская школа

 

В соцсетях постоянно помещаются материалы о учителях и о школьной жизни. Комментарии к этим материалам показывают, что многие обсуждальщики совершенно далеки от понимания темы и всё сводят к ставшими в последнее время модными утверждениям:

- Все негативные поступки детей происходят по вине учителей;

- Мы, родители, отдали своего ребёнка в школу и теперь школа обязана за него отвечать.

      Но каждому учителю и школьному психологу известно, что причины большинства детских проблем уходят корнями в семью. Так как семья формирует и программирует мировосприятие, психологическое состояние и поведение ребенка. Дети из семей, где все любят друг друга и заботятся друг о друге, как правило, отличаются позитивным мировосприятием и комфортным психологическим состоянием. Иное дело дети из семей, где постоянный разлад или семьи в которых разрушены нравственные и моральные нормы. Примеры негативного влияния семейных проблем на самочувствие и поведение ребенка можно перечислять бесконечно. К сожалению, обращение к родителям с просьбой изменить что-то в себе для создания комфортных условия для ребёнка, во многих случаев вызывают с их стороны негативную реакцию. Поэтому стараясь помочь ребенку имеющего нарушения поведения учителя и школьные, психологи не всегда имеют возможность устранить причины возникновения всех этих «трудностей».

      Так, например, бывают семьи, в которых родители не прививают своим детям элементарные навыки гигиены и чистоплотности, т. к. уже сами забыли, когда последний раз спали на чистых простынях. Дети из таких семей приходят в школу в давно нестиранной одежде и дурно пахнут. Одноклассники негативно воспринимают такого ребенка, и он становиться изгоем. Положение изгоя в детском коллективе может вызвать у ребёнка развитие невроза, влияющего на самооценку и поведение.

       Бывают и такие семьи, где мама и папа при детях постоянно выясняют отношения на повышенных тонах. Придя в школу, ребенок из такой семьи так же начинает решать все проблемы с помощью криков и истерик. Более того, у ребенка, измученного постоянными родительскими дрязгами, накапливается раздражительность, провоцирующая эмоциональные срывы, толкающие его на неадекватные поступки.

       Поэтому при отказе родителей что-то в себе изменить единственной реальной помощью ребенку может стать запуск в его сознании процесса психологической защиты. Это поможет ребенку изменить поведение и войти в иное психологическое состояние. Есть несколько способов создания такой защиты. Для экономии времени читателей, остановлюсь на одном - создании психологической защиты через сублимацию. Сублимация - форма психологической защиты, при которой вытесненная в бессознательное энергия не­реализованной потребности переводится в другой канал.

       

         Для примера возьму два случая из школьной жизни.

У женщины появился сожитель (или как теперь модно говорить «гражданский муж»). И она, «родив ему ребенка», практически перестала обращать внимание на сыновей от предыдущих отношений. Старшему мальчику 8 лет, младшему 4,5 года. Старший мальчик постоянно чувствовал свою ненужность маме и очень эмоционально переживал ситуацию. Стал ей дерзить, перестал слушаться. Поведение в школе и общественных местах тоже изменилось не в лучшую сторону. В разговорах с учителем и одноклассниками у него все чаще стали появляться темы одиночества и даже ухода из жизни. По просьбе классного руководителя школьный психолог попробовал что-то объяснить маме, но безрезультатно. Тогда начал работу с мальчиком. Во время бесед выяснилось, что он любит и жалеет своего младшего брата. Это позволило найти способ создания у мальчика психологической защиты через занятия с братом. Ему было предложено заняться развитием братишки через некоторые игровые методики. Конечно, упражнения были адаптированы (упрощены) под возраст малыша. Мальчик, позанимавшись с братом, увидел пользу этих занятий. Занятия с младшим братом доставляют ему удовольствие, а его успехи приносят радость. Мальчик с удовольствием рассказывает психологу об успехах младшего брата и постоянно просит дать ему новые упражнения «для его развития». Эмоциональное состояние мальчика улучшилось, разговоры про смерть прекратились. Он понял свою необходимость младшему брату и почувствовал его любовь. Конечно, переживания из-за равнодушия мамы остались, но они смягчаются ощущением любви к нему со стороны младшего брата и чувством ответственности за него. Психолог сделал всё что мог. А мама ребёнка? Она ничего не изменила в своём отношении к сыновьям. Стала приходить в школу и требовать от учителей и школьного психолога принять немедленные воспитательные меры по отношению к старшему сыну. Она желала, чтобы он опять стал послушным и хорошо себя вёл. Но при нежелании мамы что-то менять в своём поведении и в отношении к сыновьям, возможно ли это?

Другой случай. Папа в семье работает на трёх работах. Засветло уходит и затемно приходит. Благодаря этому семья обеспечена всем необходимым.  Мама бросила работу, после того, как подписалась на несколько сайтов модных психологов. Она вплотную занялась личностным ростом, точно следуя их психологическим советам. Семьёй перестала заниматься. Естественно, дочь – старшеклассница, не чувствуя маминой любви, стала искать положительные эмоции на стороне. Успела попробовать спиртное, втянулась в дискотечную жизнь. Учёба ухудшилась, начались пропуски уроков. Домой стала приходить поздно. Маму игнорировала, огрызалась и отказывалась выполнять её требования. Но отца любила и тепло к нему относилась. Видя это, мама стала упрекать мужа в том, что он настраивает дочь против неё. И вообще он по своей ограниченности не понимает стремления жены к самосовершенствованию и личностному росту.

Все попытки классного руководителя и школьного психолога объяснить маме причины поведения дочери успеха не имели. На предложение что-то изменить в своей жизни для установления теплых и доверительных отношений с дочерью мама возмущалась: «Вы что обвиняете меня в том, что я плохая мама?». В конце концов устроила администрации школы истерику, требуя заняться перевоспитанием дочери. И пригрозила, если в школе не будет проявлено должного старания по поводу воспитания из дочери «хорошей и послушной девочки», то обратится с заявлениями в Управления образованием района и области.

Девочке повезло с классной руководительницей. Та посоветовала девочке в первую очередь наладить с мамой хорошие отношения. И начать больше помогать отцу. Утром вставать пораньше и готовить для него завтрак, чтобы он мог поспать несколько лишних минут. Вечером к его приходу с работы готовить ужин. Следить за чистотой его одежды и при необходимости чинить. С мамой установить добрые отношения у девочки не получилось. Мама полностью ушла в самосовершенствование. Но забота об отце поменяла её жизнь. Она поняла, что её забота нужна человеку, который её любит. Девочка немного успокоилась, учеба стала получше. Но надолго ли такое состояние девочки сохраниться при совершенном равнодушии к ней со стороны мамы?    

Всего два примера позволяют сделать определённые выводы. Конечно школьное воспитание важно. Но школа бессильна что-либо сделать, пока сами родители не исправят СВОЕ поведение и не изменят внутрисемейные отношения. Так как отношение родителей друг к другу и к своему ребёнку являются основой его комфортного существования. Может имеет смысл не давить на учителей и так задавленных бесконечными отчётами и никому не нужными мероприятиями, а повысить ответственность родителей за судьбу своих детей?

Леонид Анатольевич Чепелев, психолог, логотерапевт

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Анатольевич Чепелев
«Западники уничтожают школьное образование и воспитание»
Пора потребовать от депутатов начать хоть что-то делать для остановки прозападных реформаторов, уничтожающих российское воспитание и образование
03.04.2025
Кто такие бахаи?
Следует более внимательно относиться к экзотическим нетрадиционными восточными вероучениям
14.02.2025
Герои Российской Империи, участники Первой мировой войны
Лишь несколько примеров героизма офицеров и солдат российской армии
03.01.2025
Все статьи Леонид Анатольевич Чепелев
Русская школа
«В гуманитарной сфере – однозначно запретить!»
Иноагенты не должны заниматься образовательной деятельностью, так как грантовая поддержка из-за рубежа, связи, конференц-туризм всегда наполняются идеологической подоплекой
24.04.2025
Его ценили Достоевский, Толстой, Вл. Соловьёв и Циолковский
О Николае Фёдорове и его «Философии общего дела»
18.04.2025
Ключи от квартиры учителя
Радикально повысить (изменить) роль учителя в деле воспитания молодежи – неотложная задача настоящего времени
17.04.2025
Разве можно жить без высокого искусства?
Гармонично развитая личность – это здоровая основа любого общества
16.04.2025
«…Беречь Россию не устану»
15 апреля ушёл из жизни поэт Валентин Васильевич Сорокин (1936–2025)
16.04.2025
Все статьи темы
Семья
Не превратится ли Стратегия действий в Стратегию бездействия?!
Плюсы и минусы «Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики»
02.05.2025
«Вы людей с детьми выведите из разряда виноватых!»
В ОП предложили создать социальный кодекс с информацией о правах семей с детьми
30.04.2025
«Вот конкретная политическая воля и реальный результат»
В Вологодской области снизилось количество абортов в 13 раз
28.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Монархическое движение в упадке, а истинные коммунисты в мавзолеях
Новый комментарий от Павел Тихомиров
02.05.2025 09:13
Да поможет нам… Сталин!?
Новый комментарий от Тимофей56
02.05.2025 09:04
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от С. Югов
01.05.2025 10:59
И в церкви не без урода
Новый комментарий от С. Югов
01.05.2025 08:58
«Так проходит земная слава»
Новый комментарий от Лев
01.05.2025 06:15
Как достигнуть общения с Богом
Новый комментарий от Игорь Ал
01.05.2025 05:46
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Русский танкист
01.05.2025 05:17