В соцсетях постоянно помещаются материалы о учителях и о школьной жизни. Комментарии к этим материалам показывают, что многие обсуждальщики совершенно далеки от понимания темы и всё сводят к ставшими в последнее время модными утверждениям:
- Все негативные поступки детей происходят по вине учителей;
- Мы, родители, отдали своего ребёнка в школу и теперь школа обязана за него отвечать.
Но каждому учителю и школьному психологу известно, что причины большинства детских проблем уходят корнями в семью. Так как семья формирует и программирует мировосприятие, психологическое состояние и поведение ребенка. Дети из семей, где все любят друг друга и заботятся друг о друге, как правило, отличаются позитивным мировосприятием и комфортным психологическим состоянием. Иное дело дети из семей, где постоянный разлад или семьи в которых разрушены нравственные и моральные нормы. Примеры негативного влияния семейных проблем на самочувствие и поведение ребенка можно перечислять бесконечно. К сожалению, обращение к родителям с просьбой изменить что-то в себе для создания комфортных условия для ребёнка, во многих случаев вызывают с их стороны негативную реакцию. Поэтому стараясь помочь ребенку имеющего нарушения поведения учителя и школьные, психологи не всегда имеют возможность устранить причины возникновения всех этих «трудностей».
Так, например, бывают семьи, в которых родители не прививают своим детям элементарные навыки гигиены и чистоплотности, т. к. уже сами забыли, когда последний раз спали на чистых простынях. Дети из таких семей приходят в школу в давно нестиранной одежде и дурно пахнут. Одноклассники негативно воспринимают такого ребенка, и он становиться изгоем. Положение изгоя в детском коллективе может вызвать у ребёнка развитие невроза, влияющего на самооценку и поведение.
Бывают и такие семьи, где мама и папа при детях постоянно выясняют отношения на повышенных тонах. Придя в школу, ребенок из такой семьи так же начинает решать все проблемы с помощью криков и истерик. Более того, у ребенка, измученного постоянными родительскими дрязгами, накапливается раздражительность, провоцирующая эмоциональные срывы, толкающие его на неадекватные поступки.
Поэтому при отказе родителей что-то в себе изменить единственной реальной помощью ребенку может стать запуск в его сознании процесса психологической защиты. Это поможет ребенку изменить поведение и войти в иное психологическое состояние. Есть несколько способов создания такой защиты. Для экономии времени читателей, остановлюсь на одном - создании психологической защиты через сублимацию. Сублимация - форма психологической защиты, при которой вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности переводится в другой канал.
Для примера возьму два случая из школьной жизни.
У женщины появился сожитель (или как теперь модно говорить «гражданский муж»). И она, «родив ему ребенка», практически перестала обращать внимание на сыновей от предыдущих отношений. Старшему мальчику 8 лет, младшему 4,5 года. Старший мальчик постоянно чувствовал свою ненужность маме и очень эмоционально переживал ситуацию. Стал ей дерзить, перестал слушаться. Поведение в школе и общественных местах тоже изменилось не в лучшую сторону. В разговорах с учителем и одноклассниками у него все чаще стали появляться темы одиночества и даже ухода из жизни. По просьбе классного руководителя школьный психолог попробовал что-то объяснить маме, но безрезультатно. Тогда начал работу с мальчиком. Во время бесед выяснилось, что он любит и жалеет своего младшего брата. Это позволило найти способ создания у мальчика психологической защиты через занятия с братом. Ему было предложено заняться развитием братишки через некоторые игровые методики. Конечно, упражнения были адаптированы (упрощены) под возраст малыша. Мальчик, позанимавшись с братом, увидел пользу этих занятий. Занятия с младшим братом доставляют ему удовольствие, а его успехи приносят радость. Мальчик с удовольствием рассказывает психологу об успехах младшего брата и постоянно просит дать ему новые упражнения «для его развития». Эмоциональное состояние мальчика улучшилось, разговоры про смерть прекратились. Он понял свою необходимость младшему брату и почувствовал его любовь. Конечно, переживания из-за равнодушия мамы остались, но они смягчаются ощущением любви к нему со стороны младшего брата и чувством ответственности за него. Психолог сделал всё что мог. А мама ребёнка? Она ничего не изменила в своём отношении к сыновьям. Стала приходить в школу и требовать от учителей и школьного психолога принять немедленные воспитательные меры по отношению к старшему сыну. Она желала, чтобы он опять стал послушным и хорошо себя вёл. Но при нежелании мамы что-то менять в своём поведении и в отношении к сыновьям, возможно ли это?
Другой случай. Папа в семье работает на трёх работах. Засветло уходит и затемно приходит. Благодаря этому семья обеспечена всем необходимым. Мама бросила работу, после того, как подписалась на несколько сайтов модных психологов. Она вплотную занялась личностным ростом, точно следуя их психологическим советам. Семьёй перестала заниматься. Естественно, дочь – старшеклассница, не чувствуя маминой любви, стала искать положительные эмоции на стороне. Успела попробовать спиртное, втянулась в дискотечную жизнь. Учёба ухудшилась, начались пропуски уроков. Домой стала приходить поздно. Маму игнорировала, огрызалась и отказывалась выполнять её требования. Но отца любила и тепло к нему относилась. Видя это, мама стала упрекать мужа в том, что он настраивает дочь против неё. И вообще он по своей ограниченности не понимает стремления жены к самосовершенствованию и личностному росту.
Все попытки классного руководителя и школьного психолога объяснить маме причины поведения дочери успеха не имели. На предложение что-то изменить в своей жизни для установления теплых и доверительных отношений с дочерью мама возмущалась: «Вы что обвиняете меня в том, что я плохая мама?». В конце концов устроила администрации школы истерику, требуя заняться перевоспитанием дочери. И пригрозила, если в школе не будет проявлено должного старания по поводу воспитания из дочери «хорошей и послушной девочки», то обратится с заявлениями в Управления образованием района и области.
Девочке повезло с классной руководительницей. Та посоветовала девочке в первую очередь наладить с мамой хорошие отношения. И начать больше помогать отцу. Утром вставать пораньше и готовить для него завтрак, чтобы он мог поспать несколько лишних минут. Вечером к его приходу с работы готовить ужин. Следить за чистотой его одежды и при необходимости чинить. С мамой установить добрые отношения у девочки не получилось. Мама полностью ушла в самосовершенствование. Но забота об отце поменяла её жизнь. Она поняла, что её забота нужна человеку, который её любит. Девочка немного успокоилась, учеба стала получше. Но надолго ли такое состояние девочки сохраниться при совершенном равнодушии к ней со стороны мамы?
Всего два примера позволяют сделать определённые выводы. Конечно школьное воспитание важно. Но школа бессильна что-либо сделать, пока сами родители не исправят СВОЕ поведение и не изменят внутрисемейные отношения. Так как отношение родителей друг к другу и к своему ребёнку являются основой его комфортного существования. Может имеет смысл не давить на учителей и так задавленных бесконечными отчётами и никому не нужными мероприятиями, а повысить ответственность родителей за судьбу своих детей?
Леонид Анатольевич Чепелев, психолог, логотерапевт