К написанию данной заметки меня поддакнули несколько появившихся на сайте «Русской Народной Линии» статей, где не в самой лицеприятной форме, а также исторически неверно трактуется роль старшего сына Великой Княгини Ольги Александровны Тихона Николаевича Куликовского-Романова и его супруги Ольги Николаевны Куликовской-Романовой в деле идентификации останков, обнаруженных в 1991 году под Екатеринбургом и признанных Правительственной комиссией в 1998 году как останки Императорской Семьи.
Для меня была большая честь лично знать и сотрудничать с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой, почившей 1 мая 2020 года у себя дома в Балашихе. Поэтому я считаю, что читатель должен знать правду, о том, какую позицию занимал Тихон Николаевич Куликовский-Романов в деле расследования обстоятельств екатеринбургского злодеяния. Я заранее опущу тему признания или не признания останков, обнаруженных в окрестностях Екатеринбурга в 1991 году и в 2007 году, поскольку это прерогатива Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который должен пройти в будущем.
В статье «Исторический контекст отрицания екатеринбургских останков», опубликованной на сайте РНЛ, авторы Л.А. Лыкова и А.Б. Мощанский, в крайне тенденциозных формах «обличают» оппонентов (большинство из которых уже почили), приводя голословные политические обвинения. У авторов и «РПЦЗ – инструмент политической борьбы против своего Отечества». Канонизация Императорской Семьи в 1981 году, по мнению авторов статьи, «совершена по лекалам аналитиков госдепартамента». Редакция РНЛ правильно отметила, что это вульгарная оценка, а я бы характеризовал ещё и как безумная. Если бы не было прославления в Русском Зарубежье, то и в самой России процесс канонизации мог бы затянуться на десятилетия.
Однако я хочу вернуться к роли Тихона Николаевича в вопросе «Екатеринбургских останков». Авторы в статье пишут: «…В ноябре того же 1990-го года третья жена сына Великой княгини Ольги Александровны Тихона Николаевича Куликовского (прим. автора – на самом деле Тихон Николаевич имел двойную фамилию Куликовский-Романов) – О.Н. Пупынина (дочь есаула Отдельного русского корпуса гитлеровского Вермахта), “недолго думая”, приняла решение создать благотворительный фонд имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны».
Фраза «недолго думая» слишком «резко» вырвана из контекста и в оригинале представлена по-другому. Полная цитата звучит следующим образом: «Идея создания Фонда появилась в тридцатую годовщину со дня смерти Великой Княгини Ольги Александровны. Согласно русскому обычаю, после панихиды все присутствующие собрались на поминальную трапезу. Среди приглашённых гостей был один канадец, глубоко почитавший Великую Княгиню и при каждом визите в Торонто, он неизменно посещал Её могилу. При встрече с Тихоном Николаевичем и Ольгой Николаевной Куликовскими-Романовыми он как бы невзначай задал им вопрос: “Думаете ли вы увековечить имя Великой Княгини Ольги Александровны?”. Ольга Николаевна, недолго думая, ответила: “Конечно”, - хотя в ту минуту она ещё не знала, как именно можно осуществить эту идею. Вместе с Тихоном Николаевичем они внимательно следили за всем, что происходило в России. Напомним, что 1990 год - время кардинальных перемен для нашей страны, тяжёлое время, когда здесь была острая нехватка буквально всего: даже элементарных продуктов питания, медикаментов, одежды. Великая Княгиня Ольга Александровна очень любила Россию, русских людей, всегда старалась помочь нуждающимся. Именно так зародилась идея создания Благотворительного фонда имени Великой Княгини Ольги Александровны “Программа помощи России”, который был зарегистрирован в Торонто спустя год – 17 ноября 1991 года» [Летопись Фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны].
Что касается отца Ольги Николаевны, потомственного дворянина и офицера Русской Императорской и Белой армий Николая Николаевича Пупынина, то для интересующихся читателей, на сайте имеется статья «Во имя исторической правды. Продолжение» от 4 января 2019 года. С текстом могут ознакомиться все желающие [Коновалов И. Во имя исторической правды. Продолжение].
Приведём ещё одну цитату из статьи Л.А. Лыковой и А.Б. Мощанского: «В единой схеме с Зарубежной экспертной комиссией действовала и О.Н. Куликовская (Пупынина). И снова – слово В.Н. Соловьеву: “…Огромную надежду ученые возлагали на сотрудничество с Тихоном Николаевичем Куликовским. … Сын Ольги Александровны и племянник Николая II – Тихон Николаевич жил в Канаде. К ближайшему кровному родственнику Императора пошли обращения из России. Тихон Николаевич никогда не бывал ни в СССР, ни в России. К российским властям относился крайне подозрительно. Сотрудничать с экспертами не хотел”».
В первую очередь нужно отметить, что Тихон Николаевич родился в России 12/25 августа 1917 года [Куликовская-Романова О.Н. Царского рода. М.: КРУГЪ, 2010. 111 с.], а именно в Крыму, в имении Великого Князя Александра Михайловича Ай-Тодор. Позже он жил с родителями на Кубани и в феврале 1920 года через Новороссийск навсегда покинул Россию. Конечно, он не был в СССР в силу понятных обстоятельств. Однако весной 1993 года он намеревался приехать в Россию, но его внезапная кончина 8 апреля 1993 года не дала реализоваться этим планам.
Что касается фразы «Сотрудничать с экспертами не хотел», здесь нужно серьёзно углубиться в тему. Как же относился Тихон Николаевич к работе по идентификации «Екатеринбургских останков»? Действительно ли он отказался сотрудничать с экспертами? Расставим всё по своим местам. Дальнейшее повествование лучше вести в хронологическом порядке.
Апрель 1989 года. В российской и зарубежной печати появляются публикации о находке Г.Т. Рябова и А.Н. Авдонина.
Июль 1991 года. В окрестностях Екатеринбурга происходит эксгумация останков 9 человек. Выдвигается версия, что останки принадлежат членам Императорской Семьи. Уголовное дело не заведено.
20 августа 1992 года. 2:30 часа ночи. В Торонто приходит факс на имя Тихона Николаевича от некоего В.О. Лопухина на бланке «Российское дворянское собрание». Текст гласил: «Срочно! Лично! … Анализ крови, взятый у Вас, может помочь произвести окончательную генетическую идентификацию… Представитель научного центра в США или Канаде посетит Вас и возьмёт кровь» [Куликовская-Романова О.Н. Неравный поединок. М., 1995. С. 6].
Никаких данных о том, что «Российское дворянское собрание» хоть как-то связано со специальной комиссией и ответственно перед законом и властями России в письме не приводилось. Тихон Николаевич твёрдо считал, что он будет иметь дело лишь с государственно-церковным учреждением, имеющий официальный состав и полномочия на работу как от властей, так и от Русской Православной Церкви.
В ответ Тихон Николаевич 30 августа 1992 года послал следующий текст: «Хорошо, что Вы интересуетесь памятью Царственных Новомучеников и иже с Ними безбожниками убиенных… По моим понятиям, если найдены именно Их останки, то дело идёт о Мощах Святых и переходить в духовные, а не земные понятия. И никакие физические исследования тут ни при чём» [Там же. С. 7].
4 ноября 1992 года на имя Тихона Николаевича приходит факс из Олдермастона (Великобритания) от генетика П.Л. Иванова. В письме говорилось: «Разрешите мне, как представителю России в составе Международной экспертной группы, которая сформирована с целью установления истинного происхождения останков, обнаруженных в 1991 году в тайном захоронении вблизи Екатеринбурга, обратиться к Вам с Великой просьбой. Дело в том, что как ни печально, несмотря на огромную работу, проделанную русскими и американскими экспертами-медиками, найденные в Екатеринбурге останки пока только предположительно можно относить к семье Императора Российского Николая II, трагически погибшей в 1918 году… Единственный способ однозначно установить аутентичность Екатеринбургского захоронения – это использовать генетические тесты… Для завершения исследования нам необходимы образцы биологического материала от наиболее близких родственников Императорской Семьи… Нам нужно всего лишь 20-30 Ваших волос! Они могут легко быть собраны в Вашей расчёски (нам нужны не срезанные, а те, которые выдернуты с корешком). Вы можете просто завернуть их в бумагу и послать нам в конверте par avion» [Там же. С. 8].
Ответ Тихона Николаевича П.Л. Иванову от 11 ноября 1992 года звучал следующим образом: «Благодарю Вас за полученный ФАКС от 4 ноября 1992 года, говорящий о Вашем участии в работе с разными иностранными и вряд ли православными экспертами. Мне непонятно о какой “загадке” вообще, Вы пишите? Если об убийстве Царской Семьи с Их Верными Слугами, то, по-моему, ВСЁ давным-давно ясно доказано и написано следователем Соколовым. Вообще же считаю, что частным лицам и частным предприятиям проводить “экспертизы” ради сенсации НЕДОПУСТИМО! Частным интересам ничего своего выдавать не собираюсь. Если же дело дойдёт до Государственно-Церковного уровня, то мои генетические данные будут находиться в ген-банке» [Там же. С. 9].
Своё твёрдое убеждение в том, что все экспертизы и расследование должно проводиться только в рамках Государственной и Церковной комиссии, Тихон Николаевич подтвердил 13 января 1993 года в интервью газете «Canadian Press» [Last Russian Czar to be buried in St. Petersburg // Canadian Press. 13.01.1993].
1 февраля 1993 года Тихон Николаевич получает факс от В.О. Плаксина на бланке «Министерства здравоохранения. Главный судмедэксперт России». В письме говорилось: «…многоуважаемый Тихон Николаевич, хочу и от имени возглавляемой мною Российской Экспертной Службы обратиться к Вам с официальной просьбой о помощи, а именно о предоставлении образца Вашей крови в распоряжение Главной Судебно-Медицинской Экспертизы России. Это помогло бы разрешить проблему и таким образом дать нам возможность положить конец кривотолкам и приблизить окончательную разгадку Екатеринбургской трагедии» [Куликовская-Романова О.Н. Неравный поединок… С. 11-12].
2 марта 1993 года Тихон Николаевич отправляет приветствие участникам «Международной научно-практической и богословской конференции по дорасследованию убийства Царской Семьи в свете криминалистики, государственного права, исторической истины и Евангельского учения», проходившей в Москве по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. В частности, Тихон Николаевич в своём приветствии сказал: «К сожалению, нынешние власти России – работники прокуратуры и следственных органов – оказались глухи к призывам общественности... Полное и компетентное исследование так и не начато, зато, к сожалению, уже несколько лет подряд группа частных лиц, с частично меняющимся составом и никем официально не уполномоченная, пытается выдать за Останки Царственных Мучеников безвестные кости, обнаруженные в одном из Уральских захоронений. Теперь эти останки покойников таскаются в мешочках и коробочках на исследования иностранным, так называемым, экспертам. Безобразное положение становится просто нестерпимым» [Куликовский-Романов Т.Н. Без расследования цареубийства невозможно восстановить историческую преемственность Русской Жизни].
24 марта 1993 года в ИТАР-ТАСС появляется следующее сообщение: «Узнав о возможной в ближайшее время эксгумации праха своего дяди Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Александровича Тихон Николаевич Куликовский-Романов оценивает это как намерение совершить акт святотатства. Он обратился к Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну с просьбой “если не поздно, воспротивиться этому новому святотатству по духовной линии”. По мнению Куликовского-Романова, всё происходящее вокруг современных попыток расследования убийства Царской Семьи выражает не государственно-церковные, а сугубо частные интересы отдельных исследователей, делающих себе имя на сомнительной сенсации. Однако, Тихон Николаевич выражает готовность сесть за стол переговоров с теми, кто занимается проблемой подлинности останков, и объявляет о своём намерении посетить Санкт-Петербург в конце мая нынешнего года» [Северова Е. Святотатством назвал возможную эксгумацию праха Георгия Александровича – брата последнего русского царя Тихон Куликовский-Романов // ИТАР-ТАСС. 24.03.1993].
8 апреля 1993 года Тихон Николаевич скончался в Торонто.
19 августа 1993 года. По факту обнаружения в июле 1991 года под Екатеринбургом останков девяти человек Генеральной прокуратурой Российской Федерации возбуждено уголовное следствие под № 18/123666-93 по 102 статье УК РФ (умышленное убийство). Руководителем следствия назначен прокурор-криминалист Генеральной прокуратуры РФ В.Н. Соловьёв.
22 октября 1993 года. Под № 1884 выходит распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдина о создании Государственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и захоронением останков Российского Императора Николая Второго и членов его семьи.
Резюмируя всё вышесказанное, мы видим, что Тихон Николаевич начиная с момента появления первых публикаций об обнаружении «Екатеринбургских останков» и до момента кончины, живо интересовался проблемой расследования этого дела и установления истины. Он отказывался сотрудничать именно с частными лицами, не представлявшие на должном уровне официальные российские власти. Его главным и самым важным требованием было создание государственно-церковной комиссии, которая официально, на высшем уровне проводила бы все исследования и экспертизы, в которых Тихон Николаевич был готов участвовать. Комиссия была создана уже после смерти Тихона Николаевича, поэтому утверждение, что он не выражал желание сотрудничать с экспертами, является недостоверным.
Иван Юрьевич Матвеев, историк, исследователь, бывший внештатный сотрудник Благотворительного Фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны
11. Ответ на 10, Следователь-криминалист Соловьев:
10. Соловьев анониму Vladislav / 07.07.2024, 17:50
Очень жаль, что сам Иван Юрьевич или не знает темы, о которой пишет или сознательно ушел "в глухую оборону".
Нам слишком плохо известны биографии Тихона Николаевича Куликовского-Романова и его вдовы Ольги Николаевны, а вопрос этот очень важный, перед тем как объявить их идеалом для православных. Насколько я помню, ни одного вопроса, касающегося Императора Николая II я Ивану Юрьевичу Матвееву не задавал. Ни в одном моём выступлении или публикации вы не найдете отрицание святости Императорской Семьи. Напротив, много лет своей жизни я посвятил признанию Их Священных Останков.
Старший следователь-криминалист в отставке В.Н. Соловьев 8 июля 2024 года
9. Ответ на 8, Следователь-криминалист Соловьев:
8. Соловьев Ивану Юрьевичу Матвееву
Уважаемый Иван Юрьевич!
Известно, что среди самых близких друзей Тихона Николаевича Куликовского-Романова и его брата Гурия Николаевича был Христиан Фредерик фон Шальбург – выходец из России, с которым они вместе служили в Датской Королевской лейб-гвардии. Великая княгиня Ольга Александровна была крёстной Шальбурга. В конце 1930-х годов Шальбург вступил в Датскую национал-социалистическую партию (DNSAP), где возглавил молодёжное крыло нацистов. Когда началась советско-финляндская война 1939 года, Шальбург оставил службу и записался добровольцем на войну против СССР. Современники запомнили его как харизматичного офицера, отличавшегося отличавшийся фанатичным антисемитизмом.
Во время Второй мировой войны – Шальбург, оберштурмбаннфюрер СС, командовал добровольческим корпусом СС «Данмарк» и погиб в борьбе против Красной армии в 1942 году. Каковы были отношения Тихона Николаевича Куликовского-Романова с Христианом Фредериком фон Шальбургом во время оккупации Дании нацистами?
Старший следователь-криминалист В.Н. Соловьев 07.07.2024
7. Ответ на 5, Vladislav:
6. Ответ на 4, Следователь-криминалист Соловьев:
5. По сути статьи
4. Соловьев Ивану Юрьевичу Матвееву
В одном из своих интервью Ольга Николаевна Куликовская-Романова указала, что в первом браке у её матери родились два сына. К началу Второй мировой войны братья Ольги Николаевны находились в призывном возрасте.
Скажите, пожалуйста, если братья воевали, то на чьей стороне – гитлеровской коалиции или на стороне СССР и его союзников? Какова судьба братьев?
С уважением
Старший следователь-криминалист Следственного комитета РФ в отставке В.Н. Соловьев 3 июля 2024 года
3.
2. Соловьев Ивану Юрьевичу Матвееву
Когда речь идёт о человеке публичном, каким вне сомнений была Ольга Николаевна Куликовская-Романова, закономерен интерес к её родителям. Ольга Николаевна в своих выступлениях говорила о том, что её мать Нина Конрадовна Коперницкая (Пупынина) была замужем в Киеве. Ольга Николаевна никогда не говорила о том, что её мать, выехав в Турцию, была вдовой. Выехав за границу, по словам Ольги Николаевны, её мать вышла замуж за её отца Николая Николаевича Пупынина.
Вопросы:
1. Была ли Нина Кондрадовна в этот момент разведена со своим первым мужем?
2. Имел ли место церковный или гражданский брак?
3. Родилась ли Ольга Николаевна в то время, когда её родители проживали в церковном браке или в сожительстве?
4. Если имел место церковный брак, то по какому обряду он был совершен, по католическому или православному, поскольку на сегодня неизвестно, была ли Нина Кондрадовна католичкой или православной?
Надеюсь, что Вы, человек, близко знавший Ольгу Николаевну, ответите на эти важные для биографов вопросы.
С уважением
Старший следователь-криминалист Следственного комитета РФ в отставке В.Н. Соловьев 2 июля 2024 года