8 апреля 2023 года исполняется 30 лет со дня смерти Тихона Николаевича Куликовского-Романова, старшего сына лейб-гвардии полковника Николая Александровича Куликовской и Великой Княгини Ольги Александровны, племянника Царя-Мученика Государя Императора Николая II Александровича.
Тихон Николаевич родился в России в 1917 году, но спустя два года вместе с родителями был вынужден навсегда покинуть Родину, хотя своими мыслями и душой он всегда оставался в России. Тихон Николаевич воспитывался при дворе своей Августейшей бабушки Императрицы Марии Фёдоровны в Дании, получил хорошее и, что самое главное, «русское» образование в парижской гимназии, где обучались дети многих эмигрантов из России. Окончив гимназию, Тихон Николаевич решил пойти по стопам отца и стать военным. Он окончил военное училище, служил в Датской Королевской лейб-гвардии, дослужившись до чина капитана. Военная карьера подошла к концу, когда в 1948 году семья была вынуждена покинуть Данию и уехать в Канаду. Поселившись в Торонто, Тихон Николаевич работал в дорожном департаменте провинции Онтарио.
Тихон Николаевич много времени отдавал Русскому Зарубежью. Он часто приезжал в духовный центр Русской Зарубежной Церкви – Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США), где вместе с Княжной Верой Константиновной он каждый год вручал выпускникам семинарии дипломы. После этого они, уже бывшие семинаристы, разъезжались по всему свету служить на приходах Русской Православной Церкви в рассеянии.
Тихон Николаевич участвовал в Кадетских съездах, являлся арбитром Высшего Монархического Совета, но главным «детищем» его жизни стало учреждение вместе с супругой Ольгой Николаевной в 1991 году в Торонто Благотворительного Фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны «Программа помощи России», для оказания духовной и материальной помощи своей Родине. В одном из своих призывов к жертвователям Фонда в 1992 году он писал: «…Очень много детей, инвалидов и престарелых остались без помощи. Нужда огромная, а надежда одна – на нас с вами. Пожалуйста, откликнитесь! Ведь мы так богаты по сравнению с ними. Рука дающего да не оскудеет».
В мае 1993 года Тихон Николаевич намеревался посетить Россию. Его ждали в Новочеркасске, где заново открывали кадетский корпус имени Е.И.В. Государя Императора Александра III, существовавший там до революции. Естественно, что на этом торжестве хотели увидеть и внука Царя-Миротворца. Увы, но этим планам не суждено было сбыться. За несколько дней до смерти Тихон Николаевич отправил пасхальное поздравление своим друзьям по монархическому движению К.К. Веймарну и Д.К. Веймарну. Поздравление заканчивалось словами: «…Крепко обнимаю и трижды целую! Да воскреснет Бог и да расточатся врази Его – в России!».
К сожалению, Светлый Праздник Пасхи в 1993 году Тихону Николаевичу не суждено было встретить в этом мире. 8 апреля 1993 года, в день Собора Архангела Гавриила, в возрасте 75 лет, он скоропостижно скончался. Правление Фонда в те далекие дни составило небольшое повествование о прощании с Тихоном Николаевичем под названием «Последние дни». Этот документ мы приведём ниже. От имени сотрудников Благотворительного Фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны, просим дорогих друзей, соратников и единомышленников, вознести в эти дни молитву об упокоении души достойнейшего потомка Российского Императорского Дома, болярина Тихона! Вечная ему память!
Последние дни. «Тихон Николаевич Куликовский-Романов почувствовал себя плохо 6 апреля и был отвезен в Women's College Hospital. В госпитале установили, что он перенёс сердечный припадок (инфаркт миокарда). Его оставили для наблюдения в коронарном отделении, но вскоре, уже в госпитале, произошёл второй сердечный припадок – разрыв миокарда. Тихон Николаевич оставался в сознании, отвечал на вопросы медицинского персонала, говорил с супругой Ольгой Николаевной. Утешая её, он сказал, что боль терпима. Тихона Николаевича перевели в Торонтский General Hospital, где его анестезировали, чтобы дать возможность безболезненно провести некоторые процедуры. Во время этих процедур сердце его остановилось, однако его вернули к жизни. После полудня 7 апреля д-р Девид, известный хирург-кардиолог, решился на операцию, почти не надеясь на благополучный исход. Операция длилась три часа. После её окончания хирург объявил семье, что, к его изумлению, операция была успешна. "А теперь все в руках Божьих", – добавил он, так как считал Тихона Николаевича тяжело больным. Воспрянувшую духом семью: Ольгу Николаевну, дочь Ольгу Тихоновну и падчерицу Татьяну Алексеевну пустили к Тихону Николаевичу, бывшему ещё под наркозом.
8 апреля утром Ольге Николаевне позвонили из госпиталя, что произошел новый инфаркт. Несмотря на все усилия д-ра Девида и персонала, после второй операции в 8 часов утра Тихон Николаевич скончался.
В храме Св. Троицы на Генри-стрит служили ежедневные панихиды. Тело Тихона Николаевича два дня находилось в похоронном бюро, а затем было перевезено в храм Св. Троицы. Панихиды проходили при очень большом стечении народа. Гроб был покрыт русским трехцветным и романовским флагами, на них лежали русский геральдический знак (двуглавый орел) и подушка с военными наградами. Вокруг стояли цветы от семьи, большой белый православный крест из гвоздик. Венки, корзины, букеты от частных лиц и многочисленных организаций, а именно: кадетских объединений, казачьих станиц, Благотворительного Фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны (Программа помощи России), американских помощников Фонда – супругов Стюарт и Ирины Кер из г. Винсент (Индиана), "Сербской братской помощи". Российской организации "Морфлот", семьи гр. Игнатьева, Князя Давида Чавчавадзе с супругой, бывших сослуживцев Департамента дорог провинции Онтарио и многих других. От молящихся была собрана крупная сумма для отсылки в монастыри на помин души раба Божьего, воина, боярина Тихона, а в Благотворительный Фонд "Программа помощи России" под попечительством Тихона Николаевича поступили многочисленные пожертвования.
Около гроба стояли четыре флага: русский трехцветный и романовский, датский королевский и канадский. Между флагами и гробом бесшумно сменялся почетный караул из русских кадет и чинов датской королевской гвардии, живущих теперь в Канаде. В переполненном храме 13 апреля 1993 г. было совершено отпевание Владыкой Илларионом Манхеттенским, в сослужении протоиерея Владимира Мальченко, протоиерея Георгия Беляя, протоиерея Иоанна Григоряка и диакона Михаила Любощинского.
Присутствовали представители и друзья из-за границы и Канады: от кадет Нью-Йорка – И.И. Агатов, атаман Общеказачьей станицы в Кливленде – Е.М. Ткаченко; член парижского фонда, который помогает России – А.Ф. Максимов; супруги Хазовы из Швейцарии; начальник Русского Имперского Союза-Ордена – К.К. Веймарн и председатель Высшего Монархического Совета – Д.К. Веймарн (оба из Монреаля); принц Герман цу Лейнинген, внук Царя Бориса Болгарского; многие датчане, живущие в Торонто, во главе с датским консулом г-ном Хольмом Йенсеном c его супругой; несколько членов "Ассоциации датской королевской гвардии", один из которых служил в Дании под началом капитана Тихона Николаевича Куликовского. Также присутствовали члены "The Ontario Modern Soldier Society", членом которого был Тихон Николаевич как знаток и историк русской и иностранной военной формы.
Тихо и проникновенно пел хор, пополненный хористами св. Воскресенской церкви и храма Христа Спасителя. Траурный кортеж растянулся на несколько кварталов – Торонто провожал Тихона Николаевича в последний путь.
Он был погребен на кладбище Йорк (Торонто) рядом со своими родителями Е.И.В. Великой Княгиней Ольгой Александровной и лейб-гвардии полковником Н.А. Куликовским. После похорон все собрались в зале Св.-Троицкого храма на поминальную трапезу, которую, оторвавшись от собственных предпраздничных хлопот, устроило сестричество храма. Церковный зал был переполнен. В конце трапезы о. Владимир сказал краткое слово об усопшем.
О.В. Гипп, Н.Г. Косачева и Джеме Литл прочитали письма и телеграммы от: Её Величества Маргариты, королевы датской; Объединения кадет Лос-Анджелеса; Благотворительного Фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны; А.М. Хохлушина и И.В. Николаева – представителей отделения Благотворительного Фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны в Санкт-Петербурге; д-ра В.А. Владимерцева с супругой и А.А. Зеленова — представителей отделения в Москве; Князя Никиты Романова с супругой из Нью-Йорка; Князя Николая Романова с супругой из Рима; В.В. Гранитова, председателя Союза членов русского корпуса (Сан-Франциско); Ассоциации датской королевской гвардии (Торонто); Марфо-Мариинской общины; Объединения кадет (Вашингтон); Православного братства во имя Царя-Мученика Николая II (Москва), попечителем которого являлся Тихон Николаевич; Его Высокопреосвященства Архиепископа Антония Сан-Францисского; Екатеринбургского православного братства Св. Царских мучеников; Лангикоского музейного общества (Финляндия), в ведении которого находится усадьба с рыбачьим домом Царя Александра III; Нового Валаама (Финляндия), а также многих частных лиц. Телеграммы Её Величества Королевы Елизаветы и Принца Филиппа пришли с опозданием на следующий день. Из Вильмаусона (Франция) протоиерей Вениамин Жуков прислал икону св. Мученика Царевича Алексея.
В России, узнав о болезни Тихона Николаевича, молились сначала о его здравии. Как пишут из Православного братства во имя Царя-Мученика Николая II, были оповещены духовные лица Санкт-Петербургской, Екатеринбургской, Костромской и Воронежской епархий. Совершались молебны во многих московских и подмосковных церквах и соборах. Узнав о кончине Тихона Николаевича, по всей России начали молиться за упокой. Братство сообщает, что «за это время свои глубокие соболезнования выразили: Московское дворянское собрание, община Марфо-Мариинской обители, руководящий и преподавательский состав Императора Александра III Донского кадетского корпуса, община храма Симеона Столпника на Яузе, община храма св. Ильи Пророка, представители других патриотических организаций и множество частных лиц".
Характерно, что из потока соболезнований, шедших со всех концов света, ясно вырисовывался образ Тихона Николаевича – истинно русского, исполненного душевного благородства, но на редкость скромного человека, посвятившего свою жизнь делу возрождения России. Как сказал в своем слове О.В. Гипп: "Для многих Тихон Николаевич был символом веры, порядочности и любви к отчизне. Для многих он был лучом надежды на возрождение России"».
Иван Юрьевич Матвеев, православный публицист
Бумажная версия опубликована в журнале «Православная Русь», № 10, Джорданвиль, 1993
1.