Безусловно, приезд Владимира Владимировича Путина в сердце русского православия Троице-Сергиеву Лавру в период попразднства праздника Живоначальной Троицы – знаковое и примечательное событие. Как всегда, всё ярко, изящно и лаконично. Невольно подумалось: а кто ещё из президентов стран постхристианской Европы способен на такой поступок? Такие визиты вдохновляют, дают жизненные импульсы.
Чего лично мне не хватало? Дело в том, что для визита такой потрясающей символичности и духовной глубины напрашивалось деяние, которое помогло бы сдвинуть с мёртвой точки или придать больше динамичности в решении некоторых застарелых проблем в церковной жизни. Я бы выделил три такие проблемы.
Церкви передана, наверное, её главная святыня – икона Пресвятой Троицы кисти прп. Андрея Рублёва (кстати, Стоглавый Собор постановил писать иконы, как писал Троицу Андрей Рублёв, т.е. это канонический ориентир для иконописцев).
Икона Троицы в Лавре – великолепно. Но многие святыни по-прежнему находятся в музеях и выставочных залах, или что ещё более печалит и напрягает – в запасниках.
Первое, что приходит на ум – Волоколамская икона Богородицы. Её оригинал находится в музее Андрея Рублёва. Как быть с их передачей? Естественно, не одномоментно и с соблюдением всех мер предосторожности. Сейчас наше Отечество очень нуждается в духовной поддержке. Передача этих святынь в храмы, собственно, для чего они и писались, возможность служения перед ними молебнов, было бы как раз кстати. Этот вопрос по-разному решается в регионах – где-то удаётся что-то получить, а где-то по-прежнему всё весьма проблематично.
Слово Главы государства на эту тему, возможно, с указанием конкретного срока решения вопроса, на мой взгляд, очень бы помогло.
Далее – о возвращении храмов. Здесь тоже немало проблем. Ряд храмов до сих пор не возвращён. Общеизвестна ситуация вокруг Исаакиевского собора в Петербурге. Но в Северной Пальмире есть и другие примеры, например, Никольский единоверческий собор, в котором располагается музей Арктики и Антарктики. Вопрос с его передачей не решается вот уже более 30-ти лет! Община до сих пор ютится в маленькой часовне и в небольшом помещении церковного дома, который тоже не передан. Русской Древлеправославной Церкви не возвращён в Москве её Никольский кафедральный собор, а Русской Православной Старообрядческой Церкви – церковь Успения на Апухтинке.
Примеры можно умножать. Недавно Госдума приняла закон, запрещающий приватизировать церковные здания, а ведь в 90-е годы такие случаи были многократно (Тихвинский старообрядческий храм на Хавской улице в Москве, например). А случаи передачи в аренду храмов, и даже целых монастырей? Более 20-ти лет группа прихожанок нашего храма, желающих посвятить себя иноческой жизни, молятся у стен Всехсвятского единоверческого монастыря на Шоссе Энтузиастов.
И наконец – ещё одна кричащая проблема. Тысячи храмов до сих пор не восстановлены, а многие из них даже не законсервированы. Николай Бурляев на Ярославщине насчитал более 500 таких храмов. В некоторых районах Тверской области на один действующий храм приходится 3-4 заброшенных, причём не только в сельской местности, но и в городах, например в райцентре Рамешки. Большое количество таких храмов приходилось видеть в Воронежской области – на малой родине моего отца.
В одном из регионов ближнего Подмосковья члены нашей общины восстановили деревянную часовню в честь св. влмч. Георгия Победоносца. Осталось только сделать полы. Обратились в районную администрацию с просьбой выделить 15 тыс. рублей на эти цели. Нам отказали со ссылкой на то, что в бюджете нет статьи расходов на подобные цели …
Очень нужен Указ президента, чтобы в местных бюджетах хотя бы 1% был заложен на консервацию и восстановление заброшенных храмов.
Вот такие мысли возникли у меня в связи с посещением Президента Троице-Сергиевой Лавры. Конечно, ему виднее где, когда и о чем говорить и что решать, но я не мог промолчать о том, что давно наболело.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
7.
6. Ответ на 3, prot:
Но никто пока этого не понял. Даже священство. Сказали, что
1 через 12 лет появится Антихрист. Сказали, что
2 восстаналиваем Ковчег спасения- ...я СОГЛАСЕН..., Россия управляется Богом...
3 будешь служить Отечеству до скончанья века
Понятно, что Епископы не могут этого сказать. По пророчеству Серафима Саровского они не могут поверить, что Второе Пришествие состоится на их глазах. Ссылаются на то, что никто не знает дня и часа. Вопрос- дня и часа не знаем, но год то по-любому станет известен, когда узнают Антихриста, все-таки 3.5 года будет куролесить.
5. 3
4. Ответ на 3
3. Ответ на 2, Игорь Ал:Храмы - это хорошо.
2. Без помощи Божией...
1. 1.