«Меня жизнь убедила в том, что по возможности надо обращаться к Богу. Без молитвы и просьбы о помощи дела не сдвигаются с места, и в любом случае это необходимо. До этой простой мысли я дожил. А для того, чтобы до нее дожить, надо понять, что ты сам, мягко говоря, не супермен, не гений и т.д. У православных христиан сначала идет этап осознания того, что ты из себя представляешь, что твое самомнение – пустое место. Потом приходит понимание, что своими скромными силами ты не можешь справиться даже со своими маленькими страстями, со своей злобой, ненавистью. А следующим шагом идет необходимость обращения к Богу: "У меня ни головы, ни ума, ни воли не хватает. Я сам не в состоянии. Помоги". Так или иначе Он откликается», - заявил в программе «Железная логика» на радиостанции «Вести.ФМ» известный политолог Сергей Александрович Михеев. Материал под заголовком «Я понимаю их беспокойство, но хочу им сказать: вы себе задавали вопрос, для чего и для кого Андрей Рублев писал эту икону?» опубликован в блоге политолога.
«Поэтому что касается того, можем мы справиться без Бога или нет, я уверен, что не можем. Нынешняя ситуация непростая, но у нас в истории были разные периоды. Во-первых, мы очень сильно невротизированы потоком информации. Во-вторых, все стали слабее, потому что привыкли к комфорту и не привыкли к борьбе за выживание; верим меньше, да и веры в нас практически нет. У православных есть молитва: "Верую, Господи – помоги моему неверию". Бывали времена гораздо хуже, чем сейчас, но мы нынешние трудности переживаем иногда истерически, надеясь на свои силы, а своими силами эти вещи не преодолеваются», - отметил политолог.
«Я думаю, что один из главных смыслов происходящих ныне событий – это показать нам, что мы из себя представляем на самом деле, подтолкнуть к обращению к Богу, к тому, чтобы думать о серьезных вещах. Не о деньгах, не об успехе, не о том, как у кого-то что-то отобрать или кому-то что-то доказать, а о том, какие наши отношения с Богом, что будет с нашей душой. Я думаю, что к этому нас подталкивает жизнь, и это самое важное. Русская цивилизация, русский человек (и любой человек) без молитвы, без обращения к этому будет бессмысленным, бестолковым на этой земле. Без своего позиционирования в отношении добра и зла жизнь смысла не имеет. Удовлетворение физиологических потребностей, страстей, своих амбиций – это для дурачков, для тех, кто не понял самого важного. В этом смысле традиция русского Православия – это основа российской цивилизации, здесь корни отношения к добру и злу, к тому, что такое хорошо и что такое плохо. Даже люди, считающие себя атеистами, базируют свои взгляды на жизнь, опираясь на эти корни, сами того не понимая», - продолжил он.
«Эти исторические символы для нас крайне важны, и возвращение иконы "Святая Троица" в Троице-Сергиеву Лавру – событие очень важное. Троице-Сергиева Лавра неоднократно участвовала в спасении России от иноплеменных нашествий. Самое известное – это ее роль во время Польско-литовской интервенции, времена Смуты и всего, что тогда происходило. В Лавре, в одном из соборов, до сих пор есть отверстие от польско-литовского пушечного ядра, которое влетело в храм, пробило двери, но храм остался стоять (и сейчас, Слава Богу, стоит). Поэтому возвращение этой иконы очень важно. Дискуссий вокруг этого было много. Действительно, вмешательство Президента Владимира Путина позволило вернуть эту икону в храм. Я понимаю беспокойство музейных работников и людей, любящих иконописное искусство не как способ обращения к Богу, а просто как искусство. Хочу им сказать: вы себе задавали вопрос, для чего и для кого Андрей Рублев писал эту икону? Он писал ее для того, чтобы она висела в музее? Он писал ее для коллекционеров? Для каталогов произведений искусства? Он писал ее для верующих во Христа людей, для верующих в Троицу людей! Он писал эту икону для того, чтобы она находилась в церкви. Она вернулась домой, где ей и предназначалось быть по замыслу автора. И это историческая справедливость», - подчеркнул эксперт.
«Что там с ней будет? Я думаю, что Русская Церковь и Троице-Сергиева Лавра сделают всё, чтобы обеспечить ее сохранность. Может быть это ужасно звучит, но "что с ней будет" рассудит Господь Бог. Это не означает, что к ней надо легкомысленно относиться. Надо будет сделать всё, что требуется для её сохранности. Древние иконы, которые висят в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, в других городах нашей страны, красивые, но они не на своем месте. Когда я вижу их, то всегда хочется перекреститься. Как они попали в музеи? В основном, в период борьбы советской власти с Церковью. Они же не на дороге валялись, а музейные работники шли мимо! Большинство икон, находящихся в музеях, есть результат деятельности по разгрому Русской Церкви в XX веке. Поэтому в данном случае восстановлена справедливость. Это первое», - заметил он.
«Второе: русскому народу, находящемуся сейчас в годину тяжелых испытаний, важно прийти к этой иконе и помолиться Троице. Летопись свидетельствует, что в "память и похвалу Преподобного Сергия" игумен Никон Радонежский просит иконописца Андрея Рублева написать образ Троицы. Преподобный Сергий Радонежский является и покровителем Святой Руси, и покровителем русского воинства, крайне значимой исторической фигурой в истории нашей цивилизации», - добавил аналитик.
«Есть исторические факты, есть документы. Богоборцы и богохульники тех времен, которые были абсолютно уверены в своей безнаказанности и в том, что это навсегда, нынешними событиями посрамлены. Они говорили, что "Бога никакого нет, всё это ерунда", всем сейчас дадут почитать правильные книги, всё сожгут, и этого больше никогда не будет. А вот и нет! Я думаю, что для умных людей это должно быть поучительно. Чтобы историю анализировать трезво и объективно, вы должны делать выводы. Серьезная ситуация произошла с теми, кто всё разрушали и были уверены в том, что это никогда не вернется. А оно вернулось, и вернули это внуки, а иногда и дети тех, кто разрушал. Казалось бы, их воспитывали, что всё это «ненужный мусор», а они вдруг поняли, что это и есть самое важное. Думающий человек не может на это не обратить внимания», - подчеркнул он.
«Я вас уверяю, что, что бы ни было, это никогда не исчезнет полностью. Это невозможно, потому что Бог существует, Он есть Любовь и Жизнь. А нелюбовь, зверство, злоба, ненависть, издевательство, беспредел — это дьявол. Он как данность, как зло тоже существует, но он за разрушение и смерть», - сказал политолог.
«Главная наша проблема в потере самих себя. Восток и Запад для нас не являются сакральной целью. Целью для нас должны быть мы сами, наша самобытная цивилизация. А стремление кому-то подражать всегда является признаком внутренней пустоты. Подражать кому-то (особенно внешне) стремится тот, у кого не хватает внутреннего содержания, и с ним у нас есть реальные проблемы. Поэтому мы то сначала побежали на Запад, а сейчас на Восток – теперь он "панацея". На Востоке нас обманут так же, как и на Западе, если мы внутренне будем пустыми и ничего не будем из себя представлять! Может быть, еще более жестко обманут! Потеряв себя, вы потеряете всё, что у вас есть. Это важно понять. Надо быть самими собой, осознавать свою самоценность, самобытность, свой особенный путь, и тогда не надо будет куда-то бежать и кому-то подражать. Тогда можно будет взять то, что полезно, отсеять то, что вредно, и быть самими собой», - заключил Сергей Михеев.