Этот вопрос обсуждался на Круглом столе в Институте стран СНГ 28 июля с. г. Упразднение Запорожской Сечи произошло ровно 250 лет назад – де-факто – в июле 1775 года, когда царские войска окружили Сечь и вынудили запорожцев подчиниться. В августе на эту тему вышел Манифест за подписью Екатерины II. Произошедшее нужно рассматривать в контексте событий того времени: только что был подавлен Пугачевский бунт и победоносно завершилась русско-турецкая война – нужно было заселять новоприобретенные земли колонистами. Запорожцы конфликтовали с заселявшими Новороссию колонистами, вступали с ними в хозяйственные споры, пытались расширить свою территорию вплоть до Молдавии. Иррегулярные отряды, которые представляли собой запорожское войско, никак не вписывались в имперские стандарты. Кстати, с этим аргументом, применительно к будущей Украине, соглашался Антонович, известный украинский националист, ученик М. Грушевского. Кроме того, принцип безбрачия, которого придерживались запорожцы, порой оборачивался впадением в извращенные формы сожительства. Все это было нетерпимо. Парамилитарное государство в государстве, причем не на окраинах, а внутри, сохранять было немыслимо. Нужно было выдвигаться на Кубань и Северный Кавказ. Кстати, митрополит Антоний (Храповицкий), будучи волынским архиереем, пытался возродить Запорожскую Сечь. Ему, однако, удалось только восстановить место, которое называется «Казачьи Могилы». Никакой национальной подоплеки в произошедшем не было совершенно. К тому же тогдашних запорожцев невозможно было назвать украинцами. Кстати, основатель Запорожской Сечи Иеремия Вишневецкий был поданным Иоанна Грозного. Раньше он княжил на Волыни. На острове Хортица устроил себе замок. В качестве подданного русского Царя управлял черкесами. Запорожцы занимались рыбной ловлей, охотой, добычей соли. Землепашества и скотоводства чурались. Отбив у татар пленников, оставляли их у себя, причем не в качестве казаков, а, по сути, крепостных. Были случаи, когда запорожцы пропускали через свои земли татар, шедших набегами на Русь. Нужно отметить, что большинство запорожцев, после упразднения Сечи, сохраняли за собой казачий статус и оставались на прежней территории. Старшины получили права дворянства. Многие из нее имели офицерские звания.
Представляю себе, какая волна поднимется на Украине в связи с этим юбилеем. Сколько будет инсинуаций, обвинений и проклятий! На мой взгляд, в произошедшем очень важна духовная подоплека. Приняв преемство хранения чистоты Православной веры, Русь становится центром Православия – III Римом. Константинополь – II Рим, пойдя на заключение Флорентийской унии с латинянами, пал под ударами турок-осман. Киевская митрополия была составной частью Константинопольского Патриархата, а посему на нее распространяются все негативные последствия потери первенства, равно как и на Малороссию как таковую. Есть два варианта: либо это смиренно принять и ценить свое нахождение в составе единого русского государства и, соответственно, единого Патриархата, либо с пеной у рта это оспаривать, тем самым не соглашаясь с волей Божией. В противодействии этому важно учитывать: для великороссов, находящихся под крепкой царской властью, была свойственна приверженность к внешним формам богопочитания, к Уставу, к тому, что «благообразно и по чину», по словам ап. Павла. Малороссийский менталитет – это вольница, нежелание находиться в парадигме жестких рамок, минимализм планки аскетических требований. Очень образно это изображено в повести Гоголя «Тарас Бульба», когда описывается прием в казаки Сечи.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России