Что такое антисистема по Льву Гумилёву

Или откуда берутся враги народа? Окончание

Оранжевая революция в России  Русская цивилизация и Запад  Основы православной культуры  Русская цивилизация 
0
1089
Время на чтение 12 минут
Фото: из открытых источников

Начало см. здесь.

Рассмотрим вопрос, какие антисистемы сложились в России перед революцией 1917 года. Гумилёв не писал о тех антисистемах, которые появились в теле Российского суперэтноса в фазе этнического надлома (с XIX в.), поскольку он дальше XVIII века не заходил. Но если провести аналогии, то мы увидим, что они были.

В начале XX в. это, во-первых, – масонские организации, нашедшие в России своих либеральных поклонников среди интеллигенции, крупной буржуазии и части аристократии. Во-вторых – это руководство революционных партий (большевиков, меньшевиков, эсеров, анархистов). В-третьих – все деструктивные секты (хлысты, скопцы, духоборы, толстовцы и пр.) и, возможно, наиболее радикальная часть старообрядцев-беспоповцев.

Были в России и другие антисистемы, сетевого типа и поменьше. В культуре – это «художественные» объединения декадентов и авангардистов начала XX в. (тогдашний «гламур»). В православной церкви – либеральная группировка среди священства и профессуры духовных школ (будущие обновленцы и экуменисты). В «образованном обществе» – это многочисленные спиритические и «философские» кружки.

Помимо того, к явлениям антисистемного типа можно отнести гомосексуальные сообщества (тогда это начинает входить в моду, как и наркомания), плюс организованный криминал и прочие антисоциальные элементы, где антисистемность уже переплетается с субпассионарностью (субпассионарии – это тунеядцы, «алкаши», мелкие уголовники и пр.). Так что, антисистемщиков перед революцией 1917 г. было много.

А что же Европа? Там антисистемы начали формироваться почти одновременно с началом европейского этногенеза (с IXX вв), чему способствовало удобное географическое положение и высокая плотность населения (интенсивные этнические контакты [некомплиментарные] по линиям сухопутных и морских путей и пр. [см. 1-ю часть ст.]). В результате в период Средневековья еретики-антисистемщики набрали в Европе большую силу. Католической церкви в начале XIII в. даже пришлось организовывать крестовый поход (!) против катаров (альбигойцев). Затем были тамплиеры — очень серьезная антисистема, которую подавили с большим трудом, но не до конца. Вообще, тогда для Первой инквизиции было много работы. Европейский суперэтнос в это время «набухал пассионарностью», поэтому борьба была крайне ожесточенной, и с той, и с другой стороны.

Генезис антисистем был приблизительно таков: гностики (с I в.), манихеи (с III в.) – это в Римской империи; затем – павликиане (с VII в.), богумилы (с X в.) – в Византии и ее окрестностях; далее – катары (с XI в.), вальденсы (XVI в.) и др. – в Европе. Идеологии этих сект были гностические.

Когда же Европейский суперэтнос вступил в спокойную, буржуазную фазу инерции, где пассионарность средняя, и медленно снижается («идейных» и «буйных» мало), то антисистемы почувствовали себя в безопасности и вышли на политический уровень: с XVII в. – это масоны, с XVIII — их обслуга: «ученые-просветители» (идеологи будущей глобализации), с XIX в. – это марксисты-ортодоксы (красные глобалисты), анархисты, радикал-либералы, псевдохристианские секты и пр.

И наконец, в XX веке окончательно формируются глобалистские наднациональные структуры, с различными ответвлениями, которые сегодня называют по-разному: «фининтерн», «транснационалы», «мировое правительство» и т. д. Это – глобальная антисистема, о которой разговор особый. (См. ст. «Мировое правительство зашло в тупик…»)

Заметим, лишь, что одним из ответвлений этой суперантисистемы являются – исламские радикалы (ядро), другим – неонацисты, третьим – деструктивные секты типа иеговистов, мармонов, саентологов, работающие на спецслужбы.

Интересен вопрос: когда западные антисистемы стали проникать в Россию? Если опустить Древнюю Русь, где были неприятности с этническими химерами (о проблеме хазарской химеры см. в кн. Л.Н. Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь», и ст. на дзене «Краткая история хазарского каганата по Льву Гумилёву»), то проникновение антисистем в Россию началось с конца XIV в. Причем, произошло это как раз в зоне этнического контакта с Европой – на крайнем Северо-западе. Это были «ересь стригольников», распространившаяся из Пскова, и новгородская ересь, получившая название «ереси жидовствующих» (XVв.). Последняя была особенно опасной, поскольку проникла в правительство и царскую семью (!). Ее придавили только через тридцать лет, с большим трудом. Зачинщиков сожгли. (А стригольников утопили с жерновами на шее.) Потом было относительное затишье, поскольку наступил период роста пассионарности и укрепления государства в XVIXVII вв., хотя, иногда, что-нибудь вылезало, например, хлысты в XVII в. (Гумилёв относил к антисистеме опричников Ивана Грозного (XVI в.), но наш взгляд это спорное утверждение.)

Но особенно активно процесс «инфицирования» русского общества пошел в XVIII — XIX веках, вместе с европеизацией и расширением территории (после разделов Польши и присоединения Сев. Причерноморья), что повлекло за собой новые некомплиментарные контакты. Надлом в этих условиях явился катализатором этнической химеризации. В результате к началу XX века ядовитые грибы антисистем повылезали буквально отовсюду. Одних только сект было более четырехсот, не считая проповедников-одиночек. Появились даже (о, ужас!) зародыши феминизма.

Потом был известный перерыв на товарища Сталина. Ну а с Хрущева процесс продолжился – недобитые крысы вылезли из щелей и начали размножаться. В результате к концу XX века в России сформировалась, так называемая «либеральная» (космополитическая) антисистема, которая на сегодняшний день является филиалом глобальной антисистемы (фининтерна). Все остальные негативные сообщества вплоть до ЛГБТ-тусовки, «гламура» в культуре и «испуганных патриотов» – это уже ее ответвления.

Что значит филиал фининтерна? Это исполнители во властных и др. структурах; в основном по финансовой, информационной и политической части, а с 2020 года еще и по «санитарно-профилактической» и «цифровой». Такие филиалы глобальной антисистемы имеются в большинстве стран мира. Наиболее влиятельны они на Западе. У нас «исполнителей» меньше, но тоже хватает. Собственно они и составляют авангард «пятой колонны».

Наиболее продвинутые из этой разношерстной компании – «цифровики-трансгуманисты». На глобальном уровне – это яйцеголовые интеллектуалы, по странам – «смотрящие» менеджеры и «технологи».

Самое страшное, что эти люди всерьез хотят расчеловечить человека! То есть, изменить его природу и превратить в киборга, готового жить по команде («служебного человека»). Это законченные фанатики, искренне верующие в свою «сверхчеловечность», и в «цифру», как в религию. Они – типичные негативщики-разрушители. Таких идейных, подчеркнем – идейных антисистемщиков можно назвать гуру глобализма. Заметим, что иногда мы видим их на своих экранах. Эти фанатики, в отличие от дельцов и чиновников от глобализма (т. е. простых барыг), наиболее опасны.

Чем же объясняется живучесть антисистем, а в последнее время даже их «развитие»? Дело в том, что исторически, при неблагоприятных условиях антисистемы могли мигрировать – перетекать из одного этноса (суперэтноса) в другой, тем самым сохраняя свою активность в течение многих веков. «А если им приходилось сменить для этого символ веры и догмат вероисповедания – не беда. Принцип стремления к уничтожению оставался тем же», – писал Гумилёв. Это очень важный момент, объясняющий живучесть антисистем. Кроме того, в неблагоприятных условиях антисистемы могли «закукливаться», т.е. замирать до лучших времен. Как это произошло, например, с нацистами, или недобитыми троцкистами, сменившими «символ веры» с коммунистического на «либеральный».

По поводу миграций антисистем Гумилёв писал: «Когда сочетаются два поведенчески чуждых и несовместимых суперэтноса, наступает период бурных коллизий. Неизмеримо трагичнее ситуация при которой в страну переживающей смену поведенческого стереотипа (фазы этногенеза) попадает не просто чужой этнос, но уже сложившаяся антисистемная община». И далее: «Когда сочетаются не две системы, а система с антисистемой, – война становится еще более жестокой и неоправданной». Пример такой войны – современная Украина.

Что же касается быстрого «развития» антисистем в последние 100 – 150 лет, то это напрямую связано с ослаблением Западного суперэтноса и процессом финансовой глобализации (с XIX в.), а так же с нарастающей урбанизацией (в больших городах легче спрятаться). Заметим, что в России первое место по числу антисистемщиков «на душу населения» занимает Москва. Уже около 100 лет.

Но возникает вопрос: почему же жизнеотрицающие антисистемы не победили? Ведь в определённые периоды истории они становились влиятельной силой, и даже захватывали власть в некоторых землях. Как, например, террористические организации исмаилитов, возглавляемые «Старцем горы» в Средневековье, или троцкисты-космополиты, захватившие власть в России после октября 1917 г. Да и, казалось бы, «великие и ужасные» глобалисты в последнее время явно забуксовали и стали терять влияние. В чем дело?

Гумилёв отвечает на этот вопрос так: «В отрицании была их сила, но так же и слабость: отрицание помогало им побеждать, но не давало победить… Идеологически антисистемы не побеждают никогда. Видимо, в самой природе заложен механизм самосохранения, сопротивляемости. Биосфера обладает способностью выделять энергию, в том числе пассионарную, которая защищает её саму».

Вот это у Гумилёва – самое главное! Если бы этого сопротивления не было, то человечество давно погибло. Это подтверждает тезис о том, что, в конечном счете, историю делают не «элиты», а народ, наделённый пассионарностью. (См. ст. «Теория пассионарности Льва Гумилёва о будущем мира», на дзене.)

Можно ли как-то классифицировать антисистемщиков? Разумеется, они разные – от совершенно «отмороженных», до умеренных. Если говорить о людях с низкими степенями антисистемности (вечно недовольных «критиканах», в том числе и в патриотическом сообществе), то можно привести высказывание старца Паисия Святогорца, который говорил: «Одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят только доброе во всем». Заметим, в скобках, что людей похожих на муху иногда можно узнать не только по месту, где они «летают», но и по тону – они говорят, как бранятся...

Вообще, в современной реальности антисистема – это не обязательно какая-то организация или сообщество. В широком смысле антисистема включает в себя всех не любящих окружающий мир людей. «Метафизических нигилистов», – как говорил Гумилёв. Или «малый народ», – как называл их академик Шафаревич. Заметим, что здесь термин «народ» условен, т. к. антисистемы состоят, в основном, из людей, выпавших из своих этносов, т. е. лишенных национальной и религиозной идентичности, или с ослабленной, плавающей идентичностью (хотя формально их можно отнести к какому-то этносу). В какой-бы стране они не жили – им везде плохо.

Таким антисистемщиками в наше время могут быть: депутат Госдумы, проталкивающий ювенальную юстицию, «писатель», описывающий фекалии, «художник», рубящий иконы, телеведущий, копающийся в грязном белье, священник, оправдывающий предателей. Да, вообще, кто угодно.

Люди подобного типа (радикальные антисистемщики) воспринимают окружающий мир в каком-то ненавистном, темном свете. Это такое свойство психики. Например, просыпается антисистемный человек утром, смотрит в окно и видит там не начало нового дня, а «ужасное» небо, «мерзкие» деревья, «гадкую» собаку во дворе… Затем выходит на улицу и сталкивается с самым неприятным – «этими отвратительными людьми вокруг». В психиатрии это называется социопатией. И это не лечится.

Такие ненавидящие человеческие типы живут в состоянии непреходящего внутреннего дискомфорта, а наиболее оголтелые из них – в состоянии почти постоянной психической ломки. И им становится легче только тогда, когда они делают какое-нибудь зло, или, хотя бы, – что-нибудь резкое против правил (т.е. традиции!). Именно поэтому они так любят все «реформировать» и «перестраивать».

При этом антисистемщики прекрасно умеют маскироваться под «интеллигентных людей». Но не все: когда вы видите на улице человека с печатью зла на лице, скорее всего, вы встретились с представителем антисистемы. Во всех позитивных религиях это явление давно известно и описано. В Православии – это бесоподобные люди. Армия сатаны...

Согласно православному вероучению, последним антисистемщиком будет антихрист. Отрицание поможет ему прийти к власти, но не даст победить окончательно. Он воцарится лишь на три с половиной года, а затем будет низвергнут в огонь.

Евгений Альбертович Евтушенко, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25.

В антеннщики, на крышу! Голубей воровать с балконов!


Как по маслу.
С. Югов / 03.07.2023, 20:12

24.

От того телега запела, что давно дегтя не ела. ( притча басурманская).

23. Ответ на 22, Русский Иван:

"Раньше, чтобы телега ехала легко, её колеса смазывали маслом. Отсюда и выражение : идёт, как по маслу, то есть легко. Если применять это выражение к делам, то это означает, что дела идут хорошо, беспрепятственно, без каких-либо осложнений."Не знать такое простое русское выражение может только басурманин.Наглядный пример."Трактор катит как по маслу!"

А разве кто-то здесь оспаривал это русское выражение? Оно всем понятно. Но всё же механизмы смазывали не растительным маслом, а дёгтем, животными жирами (сало, костная жидкость) или, с 19 века, смесью растительных и нефтяных масел.
Сергей из НН / 03.07.2023, 14:32

22. Википедия,почти....

"Раньше, чтобы телега ехала легко, её колеса смазывали маслом. Отсюда и выражение : идёт, как по маслу, то есть легко. Если применять это выражение к делам, то это означает, что дела идут хорошо, беспрепятственно, без каких-либо осложнений."Не знать такое простое русское выражение может только басурманин.Наглядный пример."Трактор катит как по маслу!"
Русский Иван / 03.07.2023, 14:09

21. Для кого и деготь - натуральное масло, хоть на хлеб с голодухи...

Бабка одна как-то настенные часы-ходики смазала натуральным маслом, подсолнечным...
Таких не берут в радиомеханики! Постным маслом смажут и ПТК, и СП-1 на звуке. Позор коллективу объединения от таких! В антеннщики, на крышу! Голубей воровать с балконов!

20. Мнение

Засевшие здесь СМЕХАЧИ-таже самая развесистая антисистема.АГАФОН-катится,как по маслу!До появления синтетических масел,крестьяне смазывали крутящие механизмы натуральными маслами.Попробуйте обойтись в наше время без масел?В авто двигатель полностью погружён в масло.Не знал?И вообще какое то глупое якобы недопонимание или просто предлог для того,что бы брызнуть ядом.
Русский Иван / 03.07.2023, 13:20

19. Ответ на 18, Советский недобиток: Давно.

Иван, обычно такие рассуждения относятся именно к системе.

Да гранты у него не той системы!

С. Югов / 03.07.2023, 12:48

18. Ответ на 10, Сергей:

Иван, обычно такие рассуждения относятся именно к системе.

Да гранты у него не той системы!

17. Ответ на 13, С. Югов:

"Таким антисистемщиками в наше время могут быть: депутат Госдумы, проталкивающий ювенальную юстицию, «писатель», описывающий фекалии, «художник», рубящий иконы, телеведущий, копающийся в грязном белье, священник, оправдывающий предателей. "

Тут не обиделись, а по-христиански пожалели автора, что он стал молиться, но из-за усердия не по разуму расшиб себе лоб.

16. Ответ на 11, С. Югов:

Знаете, у Вас и у автора получается так, что войдёшь утром в понедельник в трамвай (с похмелья, говоря прямо), а у тебя на лице "печать зла" - и всё, пропал козак.
У каждого- свои проблемы.

Так это же типичная проблема совка-шарикова.
Вы убили в себе совка?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Изуверская секта скопцов-ростовщиков
Из истории антисистем в России
09.11.2024
Первые русские секты: капитоны, хлысты
Из истории антисистем в России
26.10.2024
К вопросу о «тёмном Средневековье»
Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного
18.10.2024
Антисистемы в России
Униаты. История предательства
03.10.2024
Что содержала «папка Пригожина»?
Размышления о феномене главы ЧВК «Вагнер»
18.09.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Оранжевая революция в России
Выступление в Госдуме: «Утверждаемый бюджет —
ни победа, а стагнация, <...> его не удастся выполнить»
13.11.2024
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
Создатели шоу «Гарри Поттер и философский камень» будут финансировать ВСУ
Общественники просят главу СК А.И. Бастрыкина пресечь преступную ситуацию
11.11.2024
День народного единства или день единства народов?
Как подменяют смыслы исторического праздника
08.11.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Про жизнь двойного агента, французскую элиту,
КГБ и распил советской авиации
12.11.2024
Гагаузский народ – верная опора Русской Церкви
Выступление на конференции, посвящённой 30-летию образования Гагаузской Автономной Республики
12.11.2024
Геостратегический аспект эпилога Украины при «национал-социалисте» Трампе
Самый раз России имперски воскреснуть, ведь закончился период «30-летней чванливой и односторонней иллюзорной политики США»
12.11.2024
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Чтобы не быть колоссом «на глиняных ногах», России нужно и вести себя подобающе своему значению в мире
12.11.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:13
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Волков
13.11.2024 13:08
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 12:36
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02
«Общий тренд есть общий тренд»
Новый комментарий от Ленчик
13.11.2024 11:53
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Алекс
13.11.2024 11:50
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.11.2024 10:57